Понятие государства и его типология
1. Понятие и признаки государства
2. Сущность государства
3. Государственная власть: понятие и свойства
4. Типология государства: формационный и цивилизационный подходы
1. Понятие и признаки государства
Государство- политико-территориальная, суверенная организация публичной власти общества, обладающая аппаратом управления и принуждения, издающая законы и взимающая налоги, и защищающая интересы экономически господствующего класса, социальной группы или всего народа.
Признаки государства:
1. Государство – особая организация публичной власти общества. Государство необходимо отличать от иных организаций в обществе (например, международных).
2. Государство обладает территорией. Территория – сухопутное, водное и воздушное пространство, на котором действуют законы государства и распространяется государственная власть. Также к территории государства относятся специальные объекты - территориальные воды (12 морских миль вглубь моря); гражданские морские судна, находящиеся в открытом море; военные морские судна в любой точке мира; кабины летательных аппаратов, находящихся в воздушном пространстве; здания дипломатических представительств.
3. Суверенитет – свойство государственной власти, выражающееся в ее независимости как внутри границ государства, так и за пределами.
4. Аппарат управления – органы и должностные лица, осуществляющие управление в обществе. Глава государства, парламент, правительство и др.
5. Аппарат принуждения – силовые структуры, обеспечивающие исполнение законов государства. Армия, милиция, полиция, органы безопасности, тюрьмы.
6. Издание законов.
7. Взимание налогов, которые обеспечивают содержание государственного аппарата, а также проведение социальных программ.
8. Дополнительным признаком является наличие символики. Флаг, герб, гимн.
2. Сущность государства
Сущность государства – главное и устойчивое его свойство, раскрывающее назначение государства в обществе. Она заключается в защите чьих-либо интересов.
Основные подходы к определению сущности государства:
1. Классовый подход заключается в том, что государство защищает интересы экономически господствующего класса или социальных групп, стоящих у власти. Классовую сущность имели рабовладельческие и феодальные государства, а также все антидемократические государства – авторитарные, тоталитарные.
2. Общесоциальный подход заключается в том, что государство защищает интересы всего общества, обеспечивая компромисс различных социальных групп, слоев, классов, наций. Общесоциальную сущность, как правило, имеют демократические государства.
Неосновные подходы к определению сущности государства:
1. Национальный подход заключается в том, что государство защищает интересы только определенной титульной нации. Страны Прибалтики, бывшие страны СССР.
2. Религиозный подход заключается в то, что государство защищает интересы граждан, исповедующих официальную религию. Страны Ислама.
3. Расовый подход заключается в том, что государство защищает интересы какой-либо расы, ущемляя при этом интересы граждан другой расы. США середины 20-х годов, Германия 30-40-х годов.
3. Государственная власть: понятие и свойства
Власть– возможность делать свои веления общеобязательными или обязательными для определенными лиц, обеспечиваемая авторитетом или принуждением.
Государственная власть – разновидность социальной власти, имеющая суверенный, публичный и универсальный характер и выраженная в деятельности государственных органов и учреждений.
Свойства государственной власти:
1. Государственная власть – это особая разновидность социальной власти. В обществе существуют иные виды власти.
2. Государственная власть имеет публичный характер. То есть она отделена от общества и выражена в деятельности государственных органов и должностных лиц.
3. Государственная власть имеет суверенный характер. То есть обладает верховенством и независимостью от любой другой власти.
4. Государственная власть имеет универсальный характер. То есть она распространяется на всю территорию государства и на всех субъектов права.
5. Государственная власть обеспечена принудительной силой государства. Никакая иная власть не имеет средств государственного принуждения.
6. Государственная власть обладает легитимностью. Легитимность в широком смысле – это признание власти населением, готовность ей подчиняться. Легитимность в узком или юридическом смысле – это законность формирования и функционирования государственной власти.
7. Государственная власть обладает легальностью. Легальность – это юридическое оформление государственной власти.
4. Типология государства: формационный и цивилизационный подходы
Типология государства – это научная классификация государств, позволяющая объединить их в группы на основе определенных критериев.
Тип государства – это взятые в единстве наиболее общие черты различных государств, система их важнейших сторон и свойств, порожденных соответствующей эпохой.
В современной науке сложилось множество точек зрения и подходов по вопросу классификации государств. Наиболее распространенными подходами являются формационный и цивилизационный.
Формационный подход к типологии государства:
Этот подход основан на выделении исторических типов государства, соответствующих определенной общественно-экономической формации (критерий классификации).
ОЭФ – этап исторического развития общества, основанный на определенном способе производства.
Представители подхода – Маркс, Энгельс.
Типы ОЭФ:
1. Первобытная (на этом этапе государства еще не существовало)
2. Рабовладельческая
3. Феодальная
4. Буржуазная (капиталистическая)
5. Коммунистическая (не связана с существованием государства)
Исторические типы государств:
1. Рабовладельческое
2. Феодальное
3. Буржуазное (капиталистическое)
4. Социалистическое (является переходным этапом от буржуазной формации к коммунистической). Это государство является постепенно отмирающим т.к. при переходе к коммунистической формации должно исчезнуть как организация.
Достоинства формационного подхода:
1. Этот подход является достаточно конкретизированным в отличие от цивилизационного.
2. Этот подход отвечает на основной вопрос в теории государства – о сущности государства, используя лишь названия типов государств.
Недостатки формационного подхода:
1. Учет лишь экономических факторов развития общества.
2. Этот подход основан лишь на опыте европейских государств.