Римская культура в период принципата
Культура Рима в период Империи
С 31 г. до н.э. начинается новая страница в I Римской истории - история Империи. Конец I в. до н.э. - II в. н.э. - время ранней Империи - эпоха принципата, расцвета рабовладельческих отношений. Римское государство превращается в огромную империю, включающую Восточное Средиземноморье, Северную Африку, большую часть Европы.
Центром изучения философии в Римской Империи (как и в классической Греции, в эпоху эллинизма) оставались Афины. У римлян по-прежнему были распространены в 1-11 вв. н.э. стоицизм и эпикурейство. У римской знати особенно популярен был стоицизм. Основными представителями его были: римский философ, политик, поэт, воспитатель императора Нерона Сенека (ок. 4 до н.э. - 65 н.э.), написавший "Нравственные письма к Луциллию" и "Естественно-научные вопросы", и философ на троне - император Марк Аврелий (121-180), написавший свое единственное сочинение - "Размышленья". Стоики утверждали, что воистину свободен только человек, руководствующийся разумом, а не желаниями и страстями. В низших слоях общества особенно почитали киников - бродячих философов.
Для религии эпохи принципата характерно установление новых культов - почитание императоров, объявляющихся после смерти божественными, и богини Ромы как покровительницы всей Римской империи. Очень популярны были культы богов-спасителей, победивших смерть и нашедших способы даровать верующим в них бессмертие в загробном мире.
Центрами науки Римской империи были крупнейшие города: Рим, Александрия, Афины, Карфаген и др. Большое значение в 1-11 вв. н.э. придавалось географическим знаниям - появляются трактаты Страбона (64/63 до н.э. - 23/24 н.э.), Птолемея (ок. 90 - ок. 160). "Естественную историю", являющуюся энциклопедией по физической географии, ботанике, зоологии, минералогии, создал Плиний Старший (23/24-79).
Больших успехов добилась медицина. Врач Галей (ок. 130 - ок. 200) производил опыты по изучению дыхания, деятельности спинного и головного мозга, были созданы школы для подготовки врачей. Однако наряду с достижениями естественных наук уже во II в. н.э. стали заметны признаки регресса. В астрономии происходит отказ от предложенной Аристархом Самосским еще в III в. до н.э. гелиоцентрической теории, принимается система Птолемея - геоцентрическая, согласно которой центром солнечной системы является Земля. Кроме того, особой популярностью в эпоху принципата пользуется астрология.
Одно из высочайших достижений римской культуры - литература эпохи ранней Империи. Она представлена целым созвездием имен замечательных писателей: Апулей (р. ок. 124 н.э.), автор авантюрно-аллегорического романа "Метаморфозы", или "Золотой осел", Плиний Младший, сатирики Ювенал (ок. 60 - ок. 127), Петроний (? - 66 н.э.), Лукиан (ок. 120 - ок. 190), поэты Вергилий (70 - 19 до н.э.), Гораций (65 до н.э. - 8 н.э.), Овидий (43 до н.э. - ок. 18 н.э.). Вергилий прославился прежде всего как автор "Энеиды", ставшей римским национальным эпосом. Сюжет "Энеиды" повествует о троянце Энее, пришедшем после падения Трои в Лаций и ставшем основателем римского государства.
Большое влияние на нравы римлян оказала поэзия Горация, прославлявшего чувство такта, меры и достоинства в человеке:
Тот, кто золотой середине верен,
Мудро избежит и убогой кровли,
И того, что в других питает зависть - дивных чертогов.
Чаще треплет вихрь великаны-сосны,
Тяжелей обвал всех высоких башен
И громады гор привлекают чаще молний удары.
Расцвета достигает римская историография: Тит Ливий (59 до н.э. - 17 н.э.), Плиний Старший, Иосиф Флавий, Тацит (ок. 58 - ок. 117), крупнейший римский историк, хотя в эту эпоху она в основном прославляет империю.
К 1-11 вв. н.э. относится сооружение двух самых известных римских архитектурных памятников: Колизея, самого большого амфитеатра античного мира, вмещавшего 50 тыс. зрителей, и Пантеона, храма во имя всех богов. Главная часть Пантеона представляет собой греческий круглый храм, завершенный куполом диаметром 43,4 м, через отверстия которого свет проникает во внутреннюю часть храма, поражающую величием и простотой отделки.
Строительство триумфальных арок и колонн имело прежде всего политическое значение. Так, 30-метровую колонну императора Траяна украшал спиралевидный фриз длиной в 200 м с изображением военных подвигов Траяна.
Стены, потолки и полы общественных зданий, а также дворцов императоров и богатых домов частных лиц украшались росписью или мозаикой. Прекрасные образцы римской живописи сохранились в Помпеях, Геркуламе и Стабиях, засыпанных пеплом во время извержения Везувия в 79 г. н.э.
В Период Империи особое распространение получила портретная скульптура. Сохранилось множество великолепных портретных статуй, бюстов, рельефных изображений, реалистически передающих черты императоров, полководцев, поэтов, ученых и др.
28. Римская культура вIII-V в.
Начиная с третьего столетия Римская империя почти постоянно находилась в состоянии кризиса.
Более всего кризисные явления затронули политическую жизнь Рима: новые гражданские войны, "варваризация" Империи, растущий сепаратизм провинций, все усиливающийся натиск на империю племенных союзов германцев и прочих народов и т.д. В экономическом отношении к середине III в. империя пришла в состояние полной разрухи.
Кризисные явления затронули и культуру. Практически пропал интерес к философии и науке. Вместо философии все чаще наблюдалось обращение к религии, к различным мистическим культам и суевериям.
Языческая историография III в. представлена главным образом сочинениями автора, писавшего по-гречески, - ДИОНА КАССИЯ. Он составил обширную "Римскую историю" в 80 книгах - исчерпывающий свод знаний о прошлом Рима.
В конце III в. вступивший на императорский трон ДИОК-ЛЕТИАН, уроженец римской провинции Иллирия, и его преемник КОНСТАНТИН провели ряд реформ, которые смогли ненадолго вывести империю из кризиса и продлить ее существование еще более чем на 100 лет. Сильная императорская власть позволила добиться некоторых успехов в сохранении единства империи. Союзницей государства теперь выступала христианская церковь, признавшая императора наместником Бога на земле. Медиоланский эдикт Константина (313 г.) признал равноправие христианства с другими религиями. В IV-V вв. жили виднейшие представители христианского богословия, отцы церкви - ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ, ИОАНН ЗЛАТОУСТ, АМВРОСИЙ МЕДИОЛАНСКИЙ, АВРЕЛИЙ АВГУСТИН (создатель христианской философии истории). Христианство начало превращаться в господствующую религию; языческим храмам оставалось стоять в империи уже недолго. Часть их была превращена в христианские церкви, часть разрушена.
После смерти Константина (337 г.) в Риме вновь резко обострился кризис античных порядков. Усилились нападения варваров на границы империи, римляне потеряли почти все свои провинции. Раздираемая внутренними противоречиями, теснимая со всех сторон внешними врагами Римская Империя неуклонно шла к своему концу. В 395 г. Римская держава была окончательно разделена на Западную и Восточную. Столицей западной половины остался город Рим, а столицей Восточной Римской империи (будущей Византии) стал город Константинополь, основанный Константином на месте бывшей греческой колонии Византии.
В 410 г. и 455 г. Рим подвергся страшному разгрому - сначала от готов, а затем от вандалов. В середине V в. под властью императора осталась лишь Италия. В 476 г. командир стоявших в Италии германских наемников Одоакр сместил малолетнего императора Ромула-Августула и отослал знаки императорского достоинства в Константинополь. Это событие принято считать концом Западной Римской империи.
Что касается Восточной Римской империи, то она не погибла под ударами варваров, а просуществовала еще почти тысячу лет. С концом же Западной Римской империи погибла и античная культура. [2, c.316-327]
Как уже отмечалось выше, с 1 века н.э. в восточных провинциях Римской империи начинается распространение христианских идей, провозгласивших равенство всех перед богом, что имело существенное значение для консолидации раздираемого противоречиями общества. Появление нового мифа о возможности всеобщего достижения царства божьего на земле и идея воздаяния страждущим и обездоленным счастья в царстве небесном стали весьма притягательными, особенно для низших социальных слоев Рима. Христианство восприняло многие элементы восточных культов и религий, а также включило в свою идеологию достижения эллинистической философии. Встреченное поначалу жестокими гонениями и преследованиями, христианство постепенно захватило своими идеями римскую аристократию и интеллигенцию, а в начале 4-го в. н.э. стало официальной религией Римской Империи.
Греко-римская античность (IX в. до н.э. - V в. н.э.) оставила в наследство мировой культуре следующие достижения:
богатейшее мифотворчество;
опыт демократического устройства общества;
систему римского права;
непреходящие произведения искусства;
законы истины, добра и красоты;
многообразие философских концепций;
обретение христианской веры.