Именной словарь-справочник
писал Ткачев в своей статье «Народ и революция».
Концепция революции Ткачева резко противостояла другим направлениям в народничестве. Она отметала всякое «колено-преклонение» перед народом, возведение его на пьедестал: «Тот не уважает народ, кто льстит ему». В то же время Ткачев оставался в рамках единого народнического направления, противопоставляя буржуазному пути, на который вступила Россия, поставленную под удар поземельную крестьянскую общину.
Освящая любые действия во имя абстрактного человеческого счастья, Ткачев выводил политику за пределы нравственности. Утверждение «что полезно для общества, то и справедливо» было естественным продолжением развивавшегося им принципа «цель оправдывает средства».
Ткачев первым осуществил теоретическое осмысление террора как средства политической борьбы, дал санкцию стихийно возникшей в гуще народнического движения террористической практике по отношению к шпионам, предателям, а затем и представителям власти. «Революционный терроризм, — заявлял Ткачев, — является... не только наиболее верным и практическим средством дезорганизовать существующее полицейско-бюрократичекое государство, но является единственным действительным средством переродить холопа-верноподданного в человека-гражданина».
Ткачев как революционный мыслитель выразил предел радикализма в истории русского революционного движения, предел, который, по существу, оказался тупиком. Этот радикализм,
торопивший революцию во что бы то ни стало, был неотделим от антидемократизма, который порождал взгляд на народ как на «мясо революции», как на объект социального реформаторства; народ, который сам не сознает, в чем его счастье. Отсюда абсолютизация власти благодетелей, абсолютизация диктатуры, принципа насилия. Успех революции, средства достижения ее идеалов ставятся выше общечеловеческой морали. Эта традиция, не Ткачевым начатая, но им теоретически обоснованная и энергично внедрявшаяся в сознание участников общественной борьбы, встречала противодействие и в массе революционеров, и со стороны ведущих народнических идеологов. Бакунин и Лавров указывали на опасность абсолютизации абстрактной теории, насильственно внедряемой в жизнь.
Оценивая значение идей П.Н. Ткачева для русской политической мысли и революционно-освобо-дительного движения, Н.А. Бердяев пишет: «Он был единственный из старых революционеров, который хотел власти и думал о способах ее приобретения. Он государственник, сторонник диктатуры власти, враг демократии и анархизма. Революция для него есть насилие меньшинства над большинством... Ткачев более предшественник большевизма, чем Маркс и Энгельс» {Бердяев Н.А. Русская идея // О России и русской философской культуре. М., 1990. С. 148).
ТОКВИЛЬ Алексис(1805¾ 1859) ¾ французский юрист, политический мыслитель и государственный деятель.
ИМЕННОЙ СЛОВАРЬ -СПРАВОЧНИК 835
Что такое демократия, какая опасность угрожает ей в современном мире, как предотвратить эту опасность ¾ эти вопросы Токвиль рассматривает в книге «Демократия в Америке» (1835), где дает двоякое толкование демократии. В политическом контексте демократией Токвиль называет представительную систему, основанную на широком избирательном праве. Но более важно его понимание социальной демократии, т.е. общества, в котором основной социальной ценностью является равенство. Результатом влияния равенства на социальные отношения, по мнению Токвиля, становится индивидуализм. Политическим следствием демократического индивидуализма может быть не равенство в свободе демократического республиканизма, а равенство в рабстве демократического деспотизма. Проблема, по Токвилю, состоит в том, чтобы, с одной стороны, избавляться от всего, мешающего установлению разумного баланса равенства и свободы, приемлемого для современной демократии. С другой — развивать политико-юридические институты, которые обеспечивают создание и поддержание такого баланса. Ни равенство, ни свобода, взятые порознь, не являются самодостаточными условиями подлинно человеческого бытия. Только будучи вместе, в единстве, они обретают такое качество.
На основе анализа Великой французской революции Токвиль сформулировал «золотой закон» политического развития: «самый быстрый путь к свободе ведет к наихудшей форме рабства». Он считал, что нет ничего опаснее для страны, где нет традиций
демократии и свободы, чем слишком быстрые реформы и изменения. Как правило, в таких случаях процесс модернизации может выйти из-под контроля. Народу не хватает времени освоить новшества, он не готов к новой системе, а изменения не успевают институали-зироваться и закрепиться. Бурный поток, направленный на разрушение старой системы, не удается затем остановить и регулировать. Сильная поляризация общества, отсутствие устойчивого политического центра и социальных сил, стоящих за ним, не способствуют тому, чтобы ввести начавшееся движение в разумные демократические рамки. Этот процесс неминуемо ведет к охлократии, к самой худшей форме тирании — тирании черни. Токвиль предупреждал, что результатом быстрой демократизации и завоевания свобод может быть установление еще более жестокой тирании, которая приходит на смену охлократии.
ФРАНК Семен Людвигович(1877—1950) — русский религиозный мыслитель, последовательный сторонник соловьевской идеи всеединства. К этой идее он приходит, преодолев «искушение» народничеством и марксизмом, ощутив, как он утверждает, несостоятельность социалистической идеи и навсегда охладев к ней.
Большой интерес вызывает предложенная С.Л. Франком в 1931 г. оригинальная типология политических идеологий, движений и партий в работе «По ту сторону «правого» и «левого». Эта типология весьма актуальна и научно плодотворна для анализа политических партий и движений
836 ИМЕННОЙ СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК
современной России и может служить методологической основой для их классификации.
Основные работы Франка ¾ «Введение в философию» (1922), «Очерк методологии общественных наук» (1922), «Духовные основы общества» (1930).
ХАЙЕК Фридрих Август фон
(1899¾1992) ¾ австрийский экономист и политический философ. Лауреат Нобелевской премии в области экономики.
В книге Хайека «Дорога к рабству» (1944) генезис тоталитаризма связывался с антилиберальными и социалистическими политическими течениями второй половины XIX в., отрицавшими абсолютную ценность личности и рассматривавшими человека как момент в движении к некой коллективной цели. Основные черты тоталитаризма, по Хайеку, ¾ отказ от свободы конкуренции, подавление государством индивидуальных свобод.
Спор с социалистами, по мнению Хайека, ¾ спор не о ценностях, а о фактах, не об идеалах, а о последствиях, вытекающих из попыток воплотить эти идеалы в жизнь. Ученый полагает, что цели социализма недостижимы и программы его невыполнимы: «...социализм несостоятелен фактически и даже логически». В своей работе «Дорога к рабству» (буквальный перевод книги звучит как «Дорога к крепостничеству») Хайек показывает, куда ведет дорога, вымощенная благими намерениями социалистов («Кто не совершенствует своих принципов, тот попадает в лапы к дьяволу»).
Пафос исследований Хайека — отстаивание рыночных ценностей и классического либерализма. Он утверждает, что реальная альтернатива для человечества — либо свобода, опирающаяся на рыночные отношения и либеральные ценности, либо оковы тоталитаризма.
Основные работы Хайека — «Индивидуализм и экономический порядок» (1948), «Основной закон свободы» (1960), «Политический строй свободного народа» (1979), «Пагубная самонадеянность: заблуждения социализма» (1988).
ХАНТИНГТОН Самуэль (1927) ¾ американский политолог, директор Института стратегических исследований в Гарвардском университете, специалист в области сравнительной политологии и транзитологии (раздела политологии, изучающего переход от авторитаризма к демократии).
Одна из ключевых проблем исследований Хантингтона — политическое развитие, которое он отделил от социально-экономической модернизации. Основным критерием политического развития американский ученый считал институционализацию. Высокий уровень политической институционализации является основой политической стабильности и устойчивости в переходных обществах. Этим проблемам посвящена его работа «Политический порядок в изменяющихся обществах» (1968).
В книге «Третья волна: Демократизация в конце XX столетия» (1991) Хантингтон рассматривает переход к демократии во многих странах в конце 70 ¾ 80-х гг. как глобальный процесс демократизации. При этом американский
ИМЕННОЙ СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК 837
политолог не исключает возможности для некоторых государств отката назад, к авторитарным режимам, но общий ход эволюции заключается, по его мысли, в неизменном увеличении стран, избравших и вставших окончательно на путь демократии.
ЧИЧЕРИН Борис Николаевич
(1828¾1904) ¾ правовед, философ, общественный деятель.
Чичерина называют одним из основателей русской «государст-венной школы», одним из первых идеологов либерализма в России. Его политические взгляды характеризуются как «охранительный», или консервативный, либерализм.
В центре внимания Чичерина — идея свободы, которую он разделял на свободу гражданскую, общественную и политическую. В обществе должно существовать равновесие между свободой гражданской и политической. Государство выражает интересы народа, общее благо. Если же оно получает перевес над общественной сферой и поглощает последнюю, то полностью уничтожает как основы личной свободы, так и основы собственного существования. Однако политическая свобода может вести не только к благу, но и к конфликтам и раздору в обществе. Если необходимое государству единство не может быть установлено согласием граждан, то следует прибегнуть к власти. Общее политическое правило, сформулированное Чичериным, гласит: чем меньше в обществе единства, тем сосредоточеннее должна быть власть и, наоборот, чем крепче народное единство, тем более разделенной она должна быть.
Там, где народ не имеет длительных традиций свободы, ее надо вводить осторожно и постепенно, так как неумение пользоваться ею может привести к серьезным общественным осложнениям.
Это положение, полагал Чичерин, справедливо и для России. Ее движение к свободе должно быть постепенным и спокойным - только освоив обретенное можно идти вперед. Чичерин выступал за поэтапные эволюционные реформы «сверху» для России. Промедление с реформами, предупреждал он, ведет к революционному взрыву. Важнейшая задача на пути реформ ¾ ограничение самодержавия в России, сплочение реформаторских сил на платформе «либерал-консерватизма» под лозунгом «либеральные меры и сильная власть».
«Это был редкий в России государственник, очень отличный в этом и от славянофилов, и от левых западников. Для него государство есть ценность высшая, чем человеческая личность» (Бердяев Н.А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX — начала XX века // О России и русской философской культуре. М., 1990. С. 171). Уместно привести и оценку А.И. Герцена, который назвал Чичерина «Сен-Жюстом бюрократии».
Основные работы Б.Н. Чичерина — «О народном представительстве» (1866), «История политических учений» (Т. 1¾5, 1869¾1902), «Философия права»(1900).
ШМИТТ Карл (1888¾1987) ¾ немецкий юрист и политолог консервативной ориентации. В 20—30-е гг. ученый выступал как решительный
838 ИМЕННОЙ СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК
противник философии и политики либерализма, теоретик тотального государства. Политика объявлялась Шмиттом высшим модусом человеческого существования. Основное политическое различение есть различение друга и врага. Борьба между ними есть борьба на уничтожение. Политическое, по его мнению, — не столько сама борьба, сколько та сфера поведения людей, которая формируется ввиду реальной возможности борьбы. Высшей политической общностью Шмитт считал государство.
Концепция К. Шмитта активно используется современными консерваторами в ФРГ.
ШМИТТЕР Филипп К. ¾ американский политолог, профессор Стэнфордского университета (США). Создатель теории неокорпоративизма, исследователь моделей перехода к демократии и институциональных аспектов современных политических систем.
ШУМПЕТЕР Йозеф (1883¾1950) ¾ один из крупнейших экономистов, социологов, политических ученых XX в.
По Шумпетеру, судьбу капитализма нельзя понять, исходя только из логики экономических процессов, решающее значение для нее имеют социальные, политические и культурные факторы. Рассматривая их, ученый приходит к формулировке «другой теории демократии» («элитарной демократии»), противопоставленной классической ее теории, базировавшейся на идеях народного суверенитета, общей воли и общего блага, представительства, политической рациональности избирателя. Все эти понятия,
считает Шумпетер, лишаются смысла в условиях современного капитализма, политика — не более чем продолжение и отражение экономики, причем рационально-бюрократически организованной, а не свободно-рыночной, какой она рисуется либеральному воображению и какой она в известной мере была в прошлом.
По мнению Шумпетера, демократический порядок - это такое институциональное устройство для принятия политических решений, в котором индивиды приобретают право делать политику через конкурентную борьбу за избирательные голоса народа. Политический процесс ученый рассматривает как рыночный процесс: избиратели — те, кто предъявляют требования, политики и бюрократы ¾ те, кто эти требования удовлетворяют.
Основные работы Шумпетера — «Теория экономического развития» (1912), «Капитализм, социализм и демократия» (1942) и др.
Элейзер Даниэль Дж. ¾ американский политолог, президент-основатель Международной ассоциации центров по исследованию федерализма.
ЭНГЕЛЬС Фридрих (1820¾1895) ¾ немецкий философ, политический мыслитель, экономист, один из основоположников марксизма.
Основные труды Энгельса — «Манифест Коммунистической партии» (1848, совместно с К. Марксом), «Анти-Дюринг», «Происхож-дение семьи, частной собственности и государства» (1884).
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие........................................................................................... 5
Раздел 1