Временное осуществление федеральными ОГВ отдельных полномочий ОГВ субъекта РФ ( по причине стихийных бедствий)

Федеральное вмешательство осуществляется только при нарушении норм КРФ и федерального законодательства. Меры федерального вмешательства закрепляются КРФ федеральными законами.

Институтами, призванными решать вопросы, касающиеся мер федерального вмешательства: Конституционный Суд, Верховный Суд Российской Федерации, уставные (конституционные) суды субъектов Федерации + Президент, ФС, Генеральная прокуратура, Министерство юстиции.

Анализ «чеченского дела»

КС постановил прекратить производство по делу в части, касающейся проверки конституционности Указа Президента РФ "О мероприятиях по восстановлению конституционной законности и правопорядка на территории Чеченской Республики", Указа Президента РФ "Об Основных положениях военной доктрины РФ", а также в части, касающейся проверки конституционности Основных положений военной доктрины РФ.

КС признал, что Указ Президента РФ "О мерах по пресечению деятельности незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и в зоне осетино - ингушского конфликта" является соответствующим Конституции РФ.

КС признал положения, касающиеся выдворения за пределы Чеченской Республики лиц, представляющих угрозу общественной безопасности и личной безопасности граждан, а также о лишения аккредитации журналистов, работающих в зоне вооруженного конфликта, содержащихся в Постановлении Правительства, не конституционными.

54. Конституционно-правовой статус субъектов РФ. Классификация субъектов РФ. Анализ «Республиканского дела» + «Дело о гос.языке республики»

Конституционно-правовой статус субъекта Российской Федерации определяется Конституцией РФ, Федеративным договором и соответственно конституцией\ уставом субъекта.

Статус субъекта может быть изменен по взаимному согласию с Российской Федерацией в соответствии с ФКЗ. Изменение статуса и наименования области, а также ее разделение или объединение с другими субъектами Российской Федерации могут быть осуществлены только на основе волеизъявления большинства граждан, проживающих в области, обладающих избирательным правом.

Конституционно-правовой статус субъекта Российской Федерации определяется следующей совокупностью признаков:

  • субъекты РФ обладают собственной территорией;
  • самостоятельно устанавливают собственное наименование;
  • устанавливают собственную систему органов государственной власти;
  • имеют собственную правовую систему;
  • субъекты РФ имеют официальную символику;
  • субъекты Российской Федерации являются участниками международных и внешнеэкономических связей;
  • субъекты Российской Федерации равноправны;
  • не обладают правом сецессии – одностороннего выхода из состава Российской Федерации.

Выделяются три группы субъектов:

1) Республики [21]Республики вправе иметь свои конституции, свое гражданство, а также свои государственные языки, гос.символику. Республики образованы по национальному признаку и имеют название в соответствии с названием титульной национальности, проживающей на территории данной республики.

2) Края [9], области [46], города федерального значения[2] Данные субъекты РФ вправе иметь свои уставы, устанавливающие их правовой статус. Москва имеет статус столицы, который выражается в размещении на территории г. Москвы федеральных органов государственной власти, представительств субъектов РФ, а также дипломатических и консульских представительств иностранных государств.

3) Автономная область[1], автономные округа[4] Автономные образования образованы, как и республики, по национальному принципу и имеют в наименовании субъекта РФ наименование титульной национальности. В отличие от республик автономные образования не имеют своих конституций (только уставы), своего гражданства, государственного языка. В соответствии с ч. 3 ст. 66 Конституции РФ по представлению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе. Существенной особенностью автономных образований (кроме Еврейской автономной области и Чукотского автономного округа) является вхождение их в состав края или области. В настоящее время в составе Тюменской области находятся Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий округа, в составе Красноярского края - Таймырский и Эвенкийский округа, и др.

«Республиканского дела».

Предмет рассмотрения: Конституционность положений Конституции республики Алтай. Содержащиеся в этих статьях положения о суверенитете Республики Алтай противоречат положениям Конституции РФ о распространении суверенитета РФ на всю ее территорию

Решение суда:1. Признать содержащиеся в статьях Конституции Республики Алтай положения о суверенитете не соответствующими Конституции РФ.

«Дело о гос.языке республики»

55.Особенности статуса отдельных видов субъектов РФ. Анализ «Чукотского дела»

Отдельные виды субъектов имеют особенности.

Республики в составе Российской Федерации обладают следующими характерными признаками:

  • республики принимают свои конституции;
  • республики вправе устанавливать свои государственные языки. Государственные языки республик употребляются в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик наряду с государственным языком Российской Федерации
  • республикам свойственен институт президентства, в то время как высшими должностными лицами других субъектов Российской Федерации являются губернаторы.

Главная особенность автономных округов заключается в том, что все автономные округа, за исключением Чукотского, входят в состав края или области (Чукотский автономный округ в 1992 г. с соблюдением конституционных процедур вышел из состава Магаданской области и в соответствии с законом является непосредственно входящим в состав Российской Федерации).Такие субъекты РФ называют «сложносоставными».

Особенностью городов федерального значения в составе Российской Федерации является сочетание в их статусе одновременно статуса субъекта Федерации и статуса населенного пункта – города.

Чукотское дело

Предмет рассмотрения: Закон "О непосредственном вхождении Чукотского автономного округа в состав РФ" – соответствует ли Конституции ?

Решение суда: Признать Закон "О непосредственном вхождении Чукотского автономного округа в состав РФ" соответствующим Конституции РФ.

«По делу о толковании содержащегося в части 4 статьи 66 КРФ положения о вхождении автономного округа в состав края, области».

Предмет рассмотрения : Условия вхождения автономного округа в состав края, области.

Решение суда: Вхождение автономного округа в состав края, области означает такое конституционно - правовое состояние, при котором автономный округ, будучи равноправным субъектом РФ, одновременно составляет часть другого субъекта РФ - края или области. Это состояние определяет особенности статуса как автономного округа, так и края, области, в состав которых он входит. Их взаимоотношения отличаются от их отношений с другими субъектами РФ: "вхождение" предопределяет обязанность органов государственной власти обоих равноправных субъектов РФ обеспечивать сохранение территориальной целостности и единства в интересах населения края, области.

Вхождение автономного округа в состав края, области не изменяет их конституционно - правовой природы как субъектов РФ и не означает, что автономный округ утрачивает элементы своего статуса - территорию, население, систему государственных органов, устав, законодательство и т.п. Вхождение автономного округа в состав края, области означает наличие у края, области единых территории и населения, составными частями которых являются территория и население автономного округа

Наши рекомендации