Система государственных органов в РФ

1 группа:

· Глава государства – президент РФ.

· Высшие должностные лица субъектов РФ.

2 группа:

· Федеральный орган – ФС РФ.

· Региональные органы – законодательные органы субъектов РФ.

3 группа:

· Федеральные органы – Правительство РФ, федеральные министерства, агентства.

· Региональные органы – высшие исполнительные органы субъектов РФ, министерства.

4 группа:

· Федеральные органы – КС, ВС, ВАС РФ, все суды арбитражной и общей юрисдикции кроме мировых.

· Региональные органы – Конституционные (уставные) суды, мировые судьи.

5 группа (Контрольно – надзорные органы):

· Органы прокуратуры.

· Счётная палата – парламентский орган, осуществляющий надзор за исполнением федерального бюджета.

6 группа (избирательные органы):

· Федеральный орган – центральная избирательная комиссия.

· Региональные органы – избирательные комиссии субъектов РФ

СИСТЕМА СДЕРЖЕК И ПРОТИВОВЕСОВ — разделение компетенции между органами государственной власти, обеспечивающее их взаимный контроль. В соответствии с Конституцией механизм государственной власти на высшем уровне представлен Федеральным Собранием — парламентом, Президентом и Конституционным Судом.

Конституция РФ наделяет Федеральное Собрание законодательной властью. Однако законодательные полномочия Федерального Собрания строго очерчены, во-первых, его конституционной компетенцией, во-вторых, правом отлагательного вето Президента. Большими распорядительными полномочиями обладает Президент РФ в отношении Правительства РФ в целом (вправе отправить его в отставку) и в отношении высших должностных лиц государства: назначает Председателя Правительства РФ (с согласия Государственной Думы); назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров (по предложению Председателя Правительства); назначает и отзывает дипломатических представителей России в иностранных государствах и международных организациях (после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания) и т.д.

Судебная власть в механизме разделения властей играет особую роль. Смысл и назначение судебного надзора в механизме разделения властей состоят в обеспечении гарантий защиты от произвола органов исполнительной власти, от принятия и исполнения законов, нарушающих конституционные права и свободы граждан. Так, за Конституционным Судом РФ закреплена исключительная привилегия толковать Конституцию РФ (ч. 5 ст. 125) и объявлять недействительными акты органов государственной власти (ч. 6 ст. 125). Однако судебная власть (в том числе судебный надзор) не безгранична. Так, пределы судебной власти ограничены нормами, строго регламентирующими само право на обращение в суд.

61.Выборы: понятие и виды. Избирательная система и избирательное право РФ: понятие, виды, соотношение. Избирательный процесс.

Выборы – это система организационно-политических и организационно-правовых мероприятий по формированию народом представительных ОГВ, ОМС, а также по наделению им полномочиями ряда ДЛ.

Виды выборов:

· Президентские и парламентские.

· Очередные и досрочные.

· Альтернативные и безальтернативные.

· Общегосударственные, региональные и местные.

· Многопартийные, однопартийные, беспартийные.

Избирательная система (в узком смысле) – Способ распределения депутатских мандатов между кандидатами в зависимости от результатов голосования избирателей.

Виды избирательных систем:

· Мажоритарная (Президентские):

· Абсолютного большинства (больше половины голосов – 50 % + 1 голос).

· Относительного большинства (нужно набрать больше каждого своего конкурента).

· Пропорциональная (Парламентские).

· Смешанная (в Свердловской обл. смешанная).

Избирательное право – совокупность КПН, регламентирующих общественные отношения по подготовке и проведению выборов.

Принципы:

· Принцип всеобщего избирательного права – означает, что в выборах участвуют все совершеннолетние граждане независимо от расы, пола, религии. Не имеют право быть избранными граждане РФ:

· Имеющие гражданство иностранного государства либо ВНЖ.

· Осуждённые к лишению свободы за совершение тяжких и особо тяжких прест.

· В отношение которых решением суда установлены факты призыва к экстремистской деятельности.

· Не имеют право избирать, быть избранными граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

· Принцип равного избирательного права – означает:

· Каждый избиратель имеет только 1 голос.

· Каждый депутат представляет примерно одинаковое число избирателей.

· Принцип прямого избирательного права – означает, что избиратель голосует за или против

· Принцип тайного голосования

· Принцип альтернативности выборов –избиратель имеет возможность выбора кандидатов

Избирательный процесс - это деятельность органов, организаций и групп по подготовке и проведению выборов и референдумов.

Стадии:

· Назначение выборов.

· Формирование избирательных органов.

· Регистрация избирателей.

· Образование избирательных округов.

· Выдвижение и регистрация кандидатов.

· Предвыборная агитация.

· Голосование.

· Подведение итогов выборов.

75.Статус Президента РФ, его элементы. «Президентское дело». Компетенция Президента. Акты президента РФ.

Президент РФ является главой государства. Президент обеспечивает единство государственной власти и устойчивость системы.

· Президент РФ является гарантом Конституции РФ:

· Осуществляет право законодательной инициативы, которое позволяет ставить ему вопросы о реализации конституционных положений.

· Отменяет акты Правительства РФ в случае противоречия К РФ, ФЗ .

· Приостанавливает действие актов РОИВ в случае их противоречия К РФ

· Президент РФ является гарантом прав и свобод человека и гражданина:

· Требует от всех ФОГВ и РОГВ неуклонного соблюдения прав и свобод человека

· Приостанавливает действие актов РОИВ в случае нарушения ими прав и свобод человека и гражданина до решения вопроса соответствующим судом.

· Решает вопросы гражданства, помилования, политического убежища (ст. 89).

· Создаёт специальные органы (например, Комиссия по правам человека).

· Президент РФ является «арбитром» в системе разделения властей:

· Обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие ОГВ.

· Президент является «определителем» основных направлений внутренней и внешней политики государства (ст. 86):

· Обращается к ФС РФ с ежегодными посланиями о положении в стране.

· Направляет в рамках реализации права законодательной инициативы проекты законов в ГД.

· Издаёт указы, определяющие контуры и конкретные направления внутренней и внешней политики.

· Президент РФ является представителем РФ внутри государства и за его пределами:

· Президент РФ является Верховным Главнокомандующим Вооружёнными Силами РФ:

· принимает меры по охране суверенитета РФ, её независимости и государственной целостности.

· Определяет основные направления военной политики.

«Президентское дело»

Решение суда: Президент РФ до выборов в июне - июле 1996 года осуществлял свои полномочия первый срок и был в 1996 году избран на второй срок подряд.

Акты президента.

В соответствии со ст. 90 К РФ Президент издаёт указы и распоряжения.

Акты Президента носят властный характер. Акты, носящие нормативный характер, то есть содержащие общие правовые предписания неопределённому кругу субъектов, рассчитанные на длительный срок.

Указы могут носить и индивидуальный характер, например, указы назначении на должность и освобождении от должности, по вопросам гражданства, награждения.

Распоряжения — это вторые по значимости (после указов) право­вые акты главы государства. Они обычно являются ненормативными и содержат конкретные поручения, задания, предписания частного ха­рактера.

Акты Президента подлежат официальному опубликованию в течении 10 дней со дня их подписания. Акты Президента РФ, имеющие нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечение 7 дней после дня их первого официального опубликования.

Наши рекомендации