Система государственных органов в РФ
1 группа:
· Глава государства – президент РФ.
· Высшие должностные лица субъектов РФ.
2 группа:
· Федеральный орган – ФС РФ.
· Региональные органы – законодательные органы субъектов РФ.
3 группа:
· Федеральные органы – Правительство РФ, федеральные министерства, агентства.
· Региональные органы – высшие исполнительные органы субъектов РФ, министерства.
4 группа:
· Федеральные органы – КС, ВС, ВАС РФ, все суды арбитражной и общей юрисдикции кроме мировых.
· Региональные органы – Конституционные (уставные) суды, мировые судьи.
5 группа (Контрольно – надзорные органы):
· Органы прокуратуры.
· Счётная палата – парламентский орган, осуществляющий надзор за исполнением федерального бюджета.
6 группа (избирательные органы):
· Федеральный орган – центральная избирательная комиссия.
· Региональные органы – избирательные комиссии субъектов РФ
СИСТЕМА СДЕРЖЕК И ПРОТИВОВЕСОВ — разделение компетенции между органами государственной власти, обеспечивающее их взаимный контроль. В соответствии с Конституцией механизм государственной власти на высшем уровне представлен Федеральным Собранием — парламентом, Президентом и Конституционным Судом.
Конституция РФ наделяет Федеральное Собрание законодательной властью. Однако законодательные полномочия Федерального Собрания строго очерчены, во-первых, его конституционной компетенцией, во-вторых, правом отлагательного вето Президента. Большими распорядительными полномочиями обладает Президент РФ в отношении Правительства РФ в целом (вправе отправить его в отставку) и в отношении высших должностных лиц государства: назначает Председателя Правительства РФ (с согласия Государственной Думы); назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров (по предложению Председателя Правительства); назначает и отзывает дипломатических представителей России в иностранных государствах и международных организациях (после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания) и т.д.
Судебная власть в механизме разделения властей играет особую роль. Смысл и назначение судебного надзора в механизме разделения властей состоят в обеспечении гарантий защиты от произвола органов исполнительной власти, от принятия и исполнения законов, нарушающих конституционные права и свободы граждан. Так, за Конституционным Судом РФ закреплена исключительная привилегия толковать Конституцию РФ (ч. 5 ст. 125) и объявлять недействительными акты органов государственной власти (ч. 6 ст. 125). Однако судебная власть (в том числе судебный надзор) не безгранична. Так, пределы судебной власти ограничены нормами, строго регламентирующими само право на обращение в суд.
61.Выборы: понятие и виды. Избирательная система и избирательное право РФ: понятие, виды, соотношение. Избирательный процесс.
Выборы – это система организационно-политических и организационно-правовых мероприятий по формированию народом представительных ОГВ, ОМС, а также по наделению им полномочиями ряда ДЛ.
Виды выборов:
· Президентские и парламентские.
· Очередные и досрочные.
· Альтернативные и безальтернативные.
· Общегосударственные, региональные и местные.
· Многопартийные, однопартийные, беспартийные.
Избирательная система (в узком смысле) – Способ распределения депутатских мандатов между кандидатами в зависимости от результатов голосования избирателей.
Виды избирательных систем:
· Мажоритарная (Президентские):
· Абсолютного большинства (больше половины голосов – 50 % + 1 голос).
· Относительного большинства (нужно набрать больше каждого своего конкурента).
· Пропорциональная (Парламентские).
· Смешанная (в Свердловской обл. смешанная).
Избирательное право – совокупность КПН, регламентирующих общественные отношения по подготовке и проведению выборов.
Принципы:
· Принцип всеобщего избирательного права – означает, что в выборах участвуют все совершеннолетние граждане независимо от расы, пола, религии. Не имеют право быть избранными граждане РФ:
· Имеющие гражданство иностранного государства либо ВНЖ.
· Осуждённые к лишению свободы за совершение тяжких и особо тяжких прест.
· В отношение которых решением суда установлены факты призыва к экстремистской деятельности.
· Не имеют право избирать, быть избранными граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
· Принцип равного избирательного права – означает:
· Каждый избиратель имеет только 1 голос.
· Каждый депутат представляет примерно одинаковое число избирателей.
· Принцип прямого избирательного права – означает, что избиратель голосует за или против
· Принцип тайного голосования
· Принцип альтернативности выборов –избиратель имеет возможность выбора кандидатов
Избирательный процесс - это деятельность органов, организаций и групп по подготовке и проведению выборов и референдумов.
Стадии:
· Назначение выборов.
· Формирование избирательных органов.
· Регистрация избирателей.
· Образование избирательных округов.
· Выдвижение и регистрация кандидатов.
· Предвыборная агитация.
· Голосование.
· Подведение итогов выборов.
75.Статус Президента РФ, его элементы. «Президентское дело». Компетенция Президента. Акты президента РФ.
Президент РФ является главой государства. Президент обеспечивает единство государственной власти и устойчивость системы.
· Президент РФ является гарантом Конституции РФ:
· Осуществляет право законодательной инициативы, которое позволяет ставить ему вопросы о реализации конституционных положений.
· Отменяет акты Правительства РФ в случае противоречия К РФ, ФЗ .
· Приостанавливает действие актов РОИВ в случае их противоречия К РФ
· Президент РФ является гарантом прав и свобод человека и гражданина:
· Требует от всех ФОГВ и РОГВ неуклонного соблюдения прав и свобод человека
· Приостанавливает действие актов РОИВ в случае нарушения ими прав и свобод человека и гражданина до решения вопроса соответствующим судом.
· Решает вопросы гражданства, помилования, политического убежища (ст. 89).
· Создаёт специальные органы (например, Комиссия по правам человека).
· Президент РФ является «арбитром» в системе разделения властей:
· Обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие ОГВ.
· Президент является «определителем» основных направлений внутренней и внешней политики государства (ст. 86):
· Обращается к ФС РФ с ежегодными посланиями о положении в стране.
· Направляет в рамках реализации права законодательной инициативы проекты законов в ГД.
· Издаёт указы, определяющие контуры и конкретные направления внутренней и внешней политики.
· Президент РФ является представителем РФ внутри государства и за его пределами:
· Президент РФ является Верховным Главнокомандующим Вооружёнными Силами РФ:
· принимает меры по охране суверенитета РФ, её независимости и государственной целостности.
· Определяет основные направления военной политики.
«Президентское дело»
Решение суда: Президент РФ до выборов в июне - июле 1996 года осуществлял свои полномочия первый срок и был в 1996 году избран на второй срок подряд.
Акты президента.
В соответствии со ст. 90 К РФ Президент издаёт указы и распоряжения.
Акты Президента носят властный характер. Акты, носящие нормативный характер, то есть содержащие общие правовые предписания неопределённому кругу субъектов, рассчитанные на длительный срок.
Указы могут носить и индивидуальный характер, например, указы назначении на должность и освобождении от должности, по вопросам гражданства, награждения.
Распоряжения — это вторые по значимости (после указов) правовые акты главы государства. Они обычно являются ненормативными и содержат конкретные поручения, задания, предписания частного характера.
Акты Президента подлежат официальному опубликованию в течении 10 дней со дня их подписания. Акты Президента РФ, имеющие нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечение 7 дней после дня их первого официального опубликования.