Тема 1. ПУТИ И МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ ИСТОРИИ
ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА
(VI – XIX ВЕКА)
Рекомендовано
Дальневосточным региональным учебно-методическим центром
(ДВ РУМЦ) в качестве учебного пособия для студентов экономических специальностей вузов региона
Хабаровск 2011
ББК Т
Б 19
Бакшеева Е. Б. История Отечества (VI – XIX века) : учеб. пособие / Е. Б. Бакшеева, Е. С. Скрабневская. – Хабаровск : РИЦ ХГАЭП, 2011. – 136 с.
В учебном пособии представлена история возникновения и развития России до конца XIX века. Предназначено студентам высших учебных заведений неисторических специальностей.
Авторы надеются, что предложенный материал поможет студентам более глубоко разобраться в исторических проблемах, сформировать ценностную систему взглядов на процессы, происходящие в стране, мире.
Рецензенты: кафедра теории и истории государства и права ГОУ ВПО «Дальневосточный государственный университет путей сообщения»
доктор исторических наук,
профессор кафедры истории и культуры ГОУ ВПО «Дальневосточная академия государственной службы», профессор А. В. Дробница
© Бакшеева Елена Борисовна, Скрабневская Елена Серафимовна, 2011
© Хабаровская государственная академия экономики и права, 2011
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………..……………………………………………….……………...4
ТЕМА 1. ПУТИ И МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ ИСТОРИИ…….…………..……...5
1.1. Отечественная историография в прошлом и настоящем………..…………….5
1.2. Формационный и цивилизационный подходы к историческому
процессу……………………………………………………………………………….9
ТЕМА 2. РУСЬ, ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА И АЗИЯ (VI – XI вв.)………………..16
2.1. Западная Европа: возникновение новых государств…………...…………….16
2.2. Исламская цивилизация в период раннего Средневековья……………...…...22
2.3. Славянский мир и соседи………………………………………………………25
ТЕМА 3. СРЕДНЕВЕКОВАЯ РУСЬ: СТОЛКНОВЕНИЕ С ЗАПАДОМ
И ВОСТОКОМ (н. XII – XV вв.)………………………………………………….30
3.1. Борьба Руси с европейскими рыцарями-крестоносцами…………..…………30
3.2. Монгольские завоевания русских земель……………………………..............34
3.3. Славянские земли и Великое княжество Литовское…………………………38
3.4. Объединение русских земель в Московское государство…………………...42
ТЕМА 4. ЕВРОПА И РОССИЯ (XVI – XVII вв.)…………………….………...47
4.1. Западная Европа: новый этап развития……………………………………….47
4.2. Развитие и внешнеполитические задачи России в XVI веке………………..53
4.3. Развитие России в XVII веке: новые тенденции……………………………...58
ТЕМА 5. ПРОСВЕЩЕНИЕ В ЕВРОПЕ И РОССИИ (XVIII в.)……………...63
5.1. Европейское просвещение: духовный вызов сословному обществу……......63
5.2. Пётр I: преобразование традиционного общества……………………………68
5.3. Просвещённый абсолютизм Екатерины II: политические иллюзии
и реальная политика…………………………………………………………………73
ТЕМА 6. МИРОВОЕ РАЗВИТИЕ: ПУТЬ К КАПИТАЛИЗМУ (XIX в.)……78
6.1. Европа и Азия: противоречия промышленной эпохи…………………...........78
6.2. Модернизационное развитие России в XIX веке……………………………..85
6.3. Внешнеполитический курс России в XIX веке……………………………….90
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………….....................95
А. Словарь терминов и определений……………………………………………….95
Б. Хронологическая таблица……………………………………………………....105
В. Генеалогия великих князей киевских и владимирских……………………....122
Г. Генеалогия московских правителей из рода Рюриковичей………………….126
Д. Генеалогия правителей России из рода Романовых………………………….127
Е. Библиографический список…………………………………………………….132
ВВЕДЕНИЕ
Центральное место в современном высшем образовании, в формировании мировоззрения поколений XXI в. занимает осмысление прошлого, настоящего и будущего человеческого сообщества. Глубину и основательность освоению этих знаний придаёт изучение курса «История Отечества», являющегося частью блока гуманитарных и социально-экономических дисциплин.
Проблемы, рассматриваемые в рамках курса, отражены в учебном пособии и нацеливают студентов на выявление причинно-следственных связей в историческом развитии страны, на понимание неразрывного единства прошлого и настоящего, на изучение социальной организации и цивилизационных аспектов развития российского общества с момента зарождения его государственности до XIX века.
При этом учебное пособие, в котором история России рассматривается в контексте мирового развития, призвано помочь студентам овладеть основами научного подхода к истории, дать ориентиры для понимания истоков проблем и противоречий современного общества, перспектив их решения, а также углубить знания, полученные в ходе изучения экономических и гуманитарных дисциплин.
Настоящее пособие охватывает период с IV по XIX вв., построено по тематическому принципу, при этом предложены проблемы, которые в ходе самостоятельной подготовки часто вызывают серьёзные затруднения у студентов. При рассмотрении материала за основу были взяты подходы и оценки, являющиеся наиболее распространёнными в современной исторической науке. В основу изложения положен проблемно-хронологический принцип.
Учебное пособие снабжено вопросами, предполагающими самостоятельную работу студентов с основной и дополнительной литературой, в том числе на основе заданий, относящихся к предлагаемым для изучения проблемам, но не рассмотренных в рамках тем. Кругозор учащихся позволят существенно расширить солидные приложения, в которые включены словарь терминов и определений, хронологическая таблица, сведения о генеалогии великих князей, московских правителей из рода Рюриковичей и Романовых.
При подготовке пособия использовались исследования Л.Г. Березовой, В.А. Георгиева, Н.Г. Георгиевой, А.С. Орлова, Л.И. Семенниковой, И. Я. Фроянова и др. учёных, перечень работ которых включён в учебное пособие.
Авторы не претендуют на исчерпывающее изложение всех тем, а также на единственно правильное их толкование; они предлагают своё видение исторических процессов, происходивших в стране и мире.
Тема 1. ПУТИ И МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ ИСТОРИИ