Основа административно-правового положения – административная правосубъектность
Помимо правоспособности и дееспособности включает компетенцию.
Правосубъектность ОИВ – допускаемая нормами АП возможность органа иметь права и обязанности в сфере осуществления задач и функций исполнительной власти.
Содержание: права и обязанности, которые он может иметь в соответствии с законом, иным НПА, устанавливающем его положение.
Правосубъектность:
· общая – возможность участия в осуществлении государственно-управленческой деятельности;
· конкретных видов/отдельных органов исполнительной власти, обусловленная их местом в системе государственного управления, целями, задачами, функциями.
Компетенция – система полномочий ОИВ, включающих конкретные права и обязанности, предоставленные ему для решения возложенных на него задач и функций.
Содержание – полномочия, позволяющие ОИВ принимать правовые акты, совершать юридически властные действия.
Компетенция – не совпадает с административной правоспособностью и не может её поглощать.
Правоспособность – специальная.
Осуществление деятельности ОИВ – в пределах правоспособности.
Правило – каждый ОИВ действует в пределах установленной ему правоспособности, в установленном порядке и в определённых формах.
Правоспособность – ограничитель административного усмотрения.
Органы по своему усмотрению – варианты решений и методы управленческой деятельности (главное, чтобы они не нарушали законов).
Административная дееспособность ОИВ – способность самостоятельно осуществлять установленную ему административную правоспособность, компетенцию, приобретать и осуществлять праваи, участвуя в государственно-управленческой деятельности, также предполагается возможность несения ответственности за свои действия.
Реализуется (от имени ОИВ) – коллегиальный орган, уполномоченными должностными лицами.
Возникновение/прекращениеправосубъектности – момент издания НПА о создании/ликвидации ОИВ. В последующее время – формируется и изменяется.
Административно-правовое положение – многие НПА.
Конституирующий правовой акт – на его основе официально действует ОИВ (закон, положение).
В НПА – открытый перечень полномочий ОИВ, прямо говорится об осуществлении других полномочий.
В НПА – важное место занимают:
1. Типовой регламент взаимодействия ФОИВ – общие правила организации и взаимодействия, предусматривает разработку каждым органов своего регламента, его структура;
2. Типовой регламент внутренней организации ФОИВ – общие правила внутренней организации;
3. Порядок разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг – общие требования к регламентам.
Подзаконность деятельности – должны строго следовать требованиям Конституции, законов, выполнять и в пределах компетенции способствовать их исполнению другими субъектами.
Правовое положение– единство системы исполнительной власти РФ и субъектов, ограниченное пределами ведения РФ и субъектов (обеспечивается НПА, регулирующими отношения).
Единая система – разграничение компетенции между ОИВ РФ и субъектов. Исключено наделение одинаковыми полномочиями по одним вопросам.
ОИВ РФ оказывают влияние на ОИВ субъектов – определение общих направлений, совершенных методов работы.
18. Административный штраф как мера наказания.