ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА. В конце 1993 года в результате проведенного референдума была принята новая Конституция Российской Федерации

Глава 4

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНСТИТУЦИИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В конце 1993 года в результате проведенного референдума была принята новая Конституция Российской Федерации. По сравне­нию с предыдущими Конституциями РСФСР и СССР новая Кон­ституция знаменует собой принципиально иной период развития России - России демократической, свободной от идеологиче­ских оков марксизма-ленинизма, провозгласившей привержен­ность международному праву, приоритету прав и свобод человека и гражданина.

Голосование по Конституции состоялось 12 декабря 1993 года. На избирательные участки пришло 54,8 проц. всех граждан-изби­рателей. За принятие Конституции РФ высказалось 58,4 проц., против - 41,5 проц. Таким образом, в соответствии с установлен­ным порядком новая Конституция РФ была принята и вступила в законную силу.

Новая Конституция РФ - важный правовой документ. Ее при­нятие и проведение парламентских выборов является важнейшей вехой в развитии России как нового демократического государ­ства. Конституция РФ подвела черту под существовавшим в стра­не коммунистическим строем и заложила основы новой обще­ственной системы, ориентированной на лучшие образцы запад­ной цивилизации.

Конституция РФ закрепила те политические, экономические и социальные изменения, которые произошли в результате про­водившихся реформ. В соответствии с Конституцией Российское государство является демократическим и правовым. Зафиксиро­ван принцип реального народовластия. Частная собственность при­знается и находится под защитой государства наряду с государ­ственной и муниципальной. Признается идеологическое многооб­разие, многопартийность.

Основное в Конституции РФ - это закрепление прав и свобод человека и гражданина. Впервые признаны и гарантированы права и свободы в соответствии с общепризнанными нормами и прин­ципами международного права. Общество получило надежный юридический фундамент, основу для формирования реальной демократии.

Конституция призвана дать стране долгожданную стабильность. В ней впервые четко определены и разграничены права Президента, федерального Собрания, Правительства. Исключен соблазн и воз­можность властных структур «перетягивать одеяло» на себя. Де­мократический принцип разделения властей страхует Россию от повторения острого политического кризиса осени 1993 г., создает необходимый механизм противовесов, исключающий попытки (и возможность) захвата власти одной из ее ветвей. Государству нуж­ны сильные Президент и Правительство, но в сочетании с пол­ноправным парламентом, имеющим достаточно широкие полно­мочия, чтобы не допустить возникновения авторитарного режима.

В процессе подготовки проекта Конституции была проделана огромная работа представителей федеральных органов власти и субъектов Российской Федерации, в результате которой удалось найти компромиссную формулу сочетания общероссийских и ре­гиональных интересов. Итоги компромисса: Россия остается еди­ной для всех россиян, а субъекты Федерации получают возмож­ности для своего полноценного развития.

Как и во всех парламентских демократиях, в России согласно Конституции РФ разведены функции палат Федерального Собра­ния. Последовательно проведен принцип равенства субъектов Фе­дерации при формировании Совета Федерации. Предусмотрено введение нового для России института государства - Уполномо­ченный по правам человека в Российской Федерации.

Конституция РФ содержит еще одну принципиальную новеллу. В Российской Федерации органы местного самоуправления не вхо­дят в систему органов государственной власти. Демократически избранным и опирающимся на муниципальную собственность и местный бюджет органам местного самоуправления предстоит стать важнейшим элементом структуры гражданского общества.

В правовой системе государства Конституция РФ обладает выс­шей юридической силой. Ее верховенство означает, что Консти­туция РФ является основным законом, составляет вершину пра­вовой системы и действует на всей территории России. Высшая юридическая сила Конституции РФ определяется степенью ее обя­зательности. Соблюдать Конституцию РФ должны все органы го­сударственной власти, органы местного самоуправления, долж­ностные лица, граждане и их объединения. Обязательность Кон­ституции означает также, что все законы и иные нормативные акты не должны ей противоречить (ст. 15 Конституции РФ). В про­тивном случае они признаются неконституционными, подлежат отмене и считаются не действующими с момента их принятия.

Конституция РФ является юридической базой для законов и иных правовых актов. Она устанавливает:

1) виды правовых актов, принимаемых государственными органами;

2) сферу и объекты законодательного регулирования;

3) перечень законов, которые должны быть приняты.

Непосредственно в Конституции РФ названы федеральные кон­ституционные законы, их двенадцать. Среди них: порядок назна­чения и проведения референдума (п. «в» ст. 84), введение военного положения (п. 3 ст. 87), порядок деятельности Правительства (п. 2 ст. 114), полномочия, порядок образования и деятельности Кон­ституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбит­ражного Суда РФ и иных федеральных судов (п. 3 ст. 128) и др.

Положение и роль Конституции РФ в правовой системе гаран­тируется ее стабильностью, которая выражается в сложном по­рядке ее изменения и пересмотра. Так, в Конституции РФ уста­новлен более узкий круг субъектов, обладающих правом вносить предложения о поправках и пересмотре Конституции по сравне­нию с правом законодательной инициативы по иным законам. Таким правом наделены: Президент РФ, Совет Федерации и Го­сударственная Дума, Правительство РФ, законодательные (пред­ставительные) органы субъектов Федерации, а также не менее 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы (ст. 134).

Наиболее сложная процедура предусмотрена для изменения содержания главы 1 (Основы конституционного строя), главы 2 (Права и свободы человека и гражданина) и главы 9 (Конститу­ционные поправки и пересмотр Конституции). Усложненная про­цедура определяется важностью последствий принимаемых реше­ний, пересмотр названных глав влечет существенное изменение Конституции, а это почти равносильно принятию новой Консти­туции. Именно поэтому эти главы вправе пересмотреть только специальное Конституционное Собрание. Оно созывается в соот­ветствии с федеральным конституционным законом с единствен­ной целью - для пересмотра Конституции. Однако реализация этой процедуры возможна лишь при условии, что предложение о пересмотре Конституции будет поддержано 3/5 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы (п. 2 ст. 135).

Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой Конститу­ции РФ. Проект принимается Конституционным Собранием, если за него проголосовало 2/3 от общего числа его членов, или выно­сится на всенародное голосование (п. 3 ст. 135).

Порядок внесения поправок к остальным главам Конституции аналогичен процедуре принятия федерального конституционного закона (ст. 136). Это означает, что поправки должны быть одобрены большинством не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депута­тов Государственной Думы (п. 2 ст. 108). Принятые поправки всту­пают в силу после их одобрения органами законодательной влас­ти не менее чем 2/3 субъектов Российской Федерации.

Глава 5

Наши рекомендации