Проблема управления общественными отношениями
Специфика проблемы управления общественными отношениями заключается в том, что оно осуществляется через воздействие на реальные состояния коллективного сознания, духа, социальной памяти, которые ориентируют, направляют, предписывают практические действия и поведение группам общественности. Духовный фокус — это основной управленческий инструмент, сплачивающий людей вокруг идеальных образований — интересы, идеи, теории, идеалы, догмы, ценности, нормы, которые опредмечиваются (объективируются) в текстах, программах, лозунгах, культуре. Духовные образования, раз возникнув и доказав свою практическую значимость, сохраняются в коллективной, социальной памяти, усваиваются людьми в процессе социализации (а не задаются биологически). Тем самым управление общественными отношениями качественно отличается от управления производственно-хозяйственными процессами (экономическими, финансовыми, технологическими и т.п.), носящими материальный (вещный) характер.
Формирование общественных отношений имеет два аспекта. Во-первых, первоначально связи и отношения возникают стихийно в самом процессе совместной жизнедеятельности людей. Естественно, этот процесс не нуждается в специализированной деятельности и протекает в неинституциональной форме регуляции.
Во-вторых, со временем для поддержания важных и необходимых общественных отношений требуется специализированная деятельность, которая осуществляется в институциональной форме общественной регуляции. Данная управленческая деятельность — это прежде всего управление людьми, их общественными объединениями с применением различных способов, средств (включая принуждение), технологий и методов. Она осуществляется на различных уровнях и разными социальными организациями: от государства, общественно-политических движений до структур бизнеса. Без этого современная общественная жизнь невозможна. Вместе с тем данная ситуация обусловливает проблему: как в условиях плюралистической демократии и наличия множественности субъектов общественных отношений добиться их единства - сближения, гармонизации групп интересов, необходимых для выработки социального вектора, цементирующего и обеспечивающего успешное развитие общества. Решение данной проблемы осуществляется специализированными группами профессионалов, которые в рамках специальных учреждений социальных институтов, пропаганды, рекламы, паблик рилейшнз (связи с общественностью) и др. посредством комплекса мероприятий и современных методов общения, убеждения формируют, поддерживают и изменяют содержание и направленность функционирования общественных отношений в соответствии с поставленной целью (реализуемой программой).
Деятельность по конструированию отношений с общественностью включает в себя:
1. Выработку внешней и внутренней информационно-коммуникативной политики организации.
2. Позитивные действия, обеспечивающие контакты между общественностью и организацией и понимание того, что последняя делает среди тех, кто так или иначе с ней связан.
3. Мероприятия, направленные на выявление и управление кризисными ситуациями, борьбу со слухами или другими источниками непонимания.
4. Мероприятия, направленные на расширение сферы влияния организации средствами, адекватными поставленной цели и не противоречащими социальной этике и ответственности перед общественностью.
5. Действия по созданию и поддержанию корпоративных имиджа и репутации, укрепляющих общественную значимость и известность организации.
При этом возникает вопрос меры институциональной (нормативной) управляемости - регулирующего воздействия на общественные отношения.
Ответ на него связан с действенностью плюралистической демократии, распространяющейся на всю сферу данных отношений, и акцентирует свободу (самостоятельность) социально-экономического, политического и культурного воздействия субъектов рыночных отношений.
Проблема свободы в общественных отношениях. Плюралистическая демократия является одним из фундаментальных принципов устройства социально-правового государства, утверждающего необходимость многообразия субъектов жизнедеятельности и отношений в обществе. Основной ее чертой является равный доступ к власти ключевых социальных сил через систему прямой (выборы) и партисипативной (соучаствующей) демократии: в обществе отсутствуют доминирующие социальные группы, претендующие на осуществление любой формы диктатуры. Реально властно-управленческие функции принадлежат социальному слою специалистов — наемному менеджменту — согласно их профессиональным заслугам (меритократия, технократия, бюрократия), а не просто собственникам средств производства. Их деятельность находится под контролем как «сверху» в условиях реального равноправия трех ветвей власти, так и «снизу» со стороны общественного мнения в условиях гражданского общества.
Плюрализм акцентирует свободу взаимодействующих в общественных отношениях сторон, в том числе и от взаимных обстоятельств при нарушении соглашений, сохранение «дистанции» между государством и приватной (частной) сферой. Здесь действительно заключена проблема «свободы — необходимости — осознанного выбора». Свобода никогда не обретает абсолютного бытия и всегда связана с выбором и решения, и вариантов его практического осуществления. Человек рожден свободным, но всюду он в «цепях» закона, обстоятельств, долга, совести, возможностей, обязанностей и ответственности в конкретных жизненных ситуациях: он «наказан» свободой выбора. Поэтому действия социального субъекта осуществляются в соответствии с его интересами - свободный выбор при познанной необходимости.
Социально-экономический и политический плюрализм утверждает легитимность множества различных, автономных (равноправных) групп интересов, находящихся в постоянном сопоставлении, соревновании и борющихся за их изгнание. Данное состояние сопровождается свободной игрой интересов, рациональных конкурентных альтернатив социальных групп, их ассоциаций и организаций по отношению к государству, социально-экономической и политической власти. При этом их баланс (согласование) лежит в основе общепринятого общественного порядка, экономической управляемости, социального мира и национальной безопасности. Поэтому достижение данных состояний общества должно в определенной мере регулироваться и корректироваться посредством государственного вмешательства ради интересов личности и общества, урегулирования конфликтов и достижения консенсуса. Здесь имеет место свободное «подчинение» интересов социальных субъектов — принятие ими требований познанной необходимости как варианта свободы самоограничения.
Понимание свободы в общественных отношениях связано с тем, что в рыночных условиях они носят обменный характер: взаимодействия между субъектами деятельности и отношений в различных социальных структурах выступают как сложная система обменов, обусловленных способами уравнивания вознаграждений (функциональные права, прибыли) и затрат (функциональные обязанности, плата). В результате соображения добровольного рационального обмена между противоположно направленными интересами вполне уместны и применимы к сложным социальным структурам, опирающимся на институциализированные ценности. В рамках социального государства люди вступают в социальные связи и объединения в ожидании того, что это вознаградится, и поддерживают их, если находят эти действия реально вознаграждаемыми. Подобный обмен приносит выгоды от сотрудничества и подкрепляет социальные связи между участвующими в социальном обмене сторонами. Этим создаются социальные обязательства и ответственность в рыночных отношениях. В данном аспекте искусство управления на основе «обменных сделок» («договорных отношений») выступает как умение извлекать выгоды, образующиеся между полезностью (подкреплением, вознаграждением) и издержками (потерями, наказаниями). Тем самым социальный обмен открывает возможность моделировать ситуации, вызывающие желаемое поведение и желаемые реакции с учетом ожиданий притязаний участников и возможностей их удовлетворения.
Процесс социального взаимодействия представляется как общие ожидания (экспектации) взаимности в добровольном обмене между людьми, социальными группами, стратами, различными ценностями - материальными (деньги, информация, привилегии), духовными (общественное внимание, престиж, сотрудничество, любовь), практическими (социальные действия, поступки, статусы). В социальном обмене соответствующими эквивалентами, движущим мотивом является стремление к полезности и получению практической выгоды в рамках вознаграждения и затрат. Таков один из рыночных механизмов человеческой консолидации,
В демократическом (открытом) обществе представительство групп интересов в общественных отношениях базируется на наличии их независимых носителей. Это ориентирует данные интересы, с одной стороны, на конструктивное взаимодействие с государством, а с другой - на чуткость последнего к групповым нуждам ради достижения (укрепления) социального партнерства в обществе и повышения его управления. В целом обязательства накладываются как на государство, так и на ключевые социальные силы (группы), регулируя отношения между ними. Принципиальным здесь является добровольность и взаимовыгодное сотрудничество социального государства и групп интересов как заинтересованных соучастников государственного и муниципального управления, расширяющее демократические процессы в условиях рыночных отношений, частной собственности и социальной несправедливости.
Проблема манипулирования.В рамках управленческой деятельности в сфере общественных отношений имеет место проблема манипулятивного воздействия на объект с целью обмена и достижения послушного поведения. Манипулирование (manipulation - обращение с объектами со специальными намерениями) — это вид психологического воздействия на людей, как скрытое управление, обработка, принуждение, направленные на программирование их мнений, устремлений, психических состояний и поведения с целью контроля и достижения послушности в интересах манипулятора.
В данном контексте манипуляция является видом социального мошенничества, мошеннических проделок, совершаемых политическими лидерами, социальными институтами, государственными образованиями с использованием СМИ, политических мероприятий, разного рода афер и т. п. Эти действия связаны со стремлением создания обманного впечатления, скрытого принуждения, иллюзии самостоятельного решения. Манипулирование[5] как скрытое управление и обработка людей совершается с помощью достаточно сложных методов воздействия, требующих определенного мастерства, искусства обмана при их исполнении.
Манипулятивные действия направлены на то, чтобы «приручить» другого, «поймать на крючок», «прибрать к рукам», то есть превратить объект в марионетку, послушное орудие в руках манипулятора. Они совершаются в рамках «цель - средства» с использованием нравственной позиции «цель оправдывает средства» (победа любой ценой). Данная позиция получила нарицательное наименование «макиавеллиализм» по имени Николо Макиавелли, обосновавшего ее концептуально и теоретически.
Антиобщественный характер социального манипулирования обусловливает необходимость адекватной защиты: распознавания манипуляций, блокировка манипулятивной информации, развитие интеллектуального, ценностного и духовного потенциала объекта и др. При этом требуется создание в обществе моральных условий регулирования общественных отношений с использованием нравственного принципа «рационального использования средств адекватных цели». В соответствии с ним средства являются допустимыми, только если они культурно санкционированы: законами, религией, традициями, обычаями, господствующей моралью. Последняя выступает способом регулирования общественных отношений через усвоение людьми общечеловеческих, гуманистических норм и принципов их поведения в обществе.
Необходимость эффективного управления и контроля за процессами формирования, функционирования и проявлений общественных отношений обусловливает актуальность, социологическое измерение и прогнозирование в условиях адаптации людей, социальных общностей, групп и организаций к новой рыночной жизнедеятельности. Это является обязательным условием оптимального приспособления универсальных принципов, норм, требований и тенденций в сфере общественных отношений к противоречивым процессам модернизации, капитализации российского общества и трансформации его культуры.