При изучении данной темы студентам необходимо обратить внимание на усвоение следующих основных положений. 3 страница
Оно выступает в качестве почтовой администрации Российской Федерации и выполняет функции администрации связи Российской Федерации при осуществлении международной деятельности в области связи.
Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций, Федерального агентства по информационным технологиям, Федерального агентства связи, Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, а также подведомственных министерству организаций.
Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации осуществляет следующие основные полномочия <1>:
--------------------------------
<1> См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 2 июня 2008 г. N 418 "О Министерстве связи и массовых коммуникаций Российской Федерации" (в ред. Постановлений Правительства РФ от 13.10.2008 N 753, от 07.11.2008 N 814, от 29.12.2008 N 1052, от 27.01.2009 N 43).
вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и другие документы, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, по вопросам, отнесенным к установленной сфере ведения министерства и к сферам ведения подведомственных ему федеральной службы и федеральных агентств, а также проект плана работы и прогнозные показатели деятельности министерства;
на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает нормативные правовые акты (по более 30 видам);
вырабатывает принципы формирования и использования находящихся в федеральной собственности фондов законченных производством и прошедших в эфир телевизионных программ, передач, фонограмм, а также иных аудиовизуальных произведений (за исключением кинофильмов);
участвует в формировании единого информационного пространства на территории государств - участников СНГ;
в установленном законодательством Российской Федерации порядке размещает заказы и заключает государственные контракты, а также иные гражданско-правовые договоры на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения нужд министерства, а также на проведение научно-исследовательских работ для иных государственных нужд в установленной сфере деятельности;
осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание министерства и реализацию возложенных на него функций, а также полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям и федеральным государственным учреждениям, подведомственным министерству;
дает федеральным органам исполнительной власти заключения о целесообразности расходов на проведение научно-исследовательских и проектно-изыскательских работ по созданию и приобретению программного обеспечения и технических средств для создания и эксплуатации ведомственных информационных систем;
обеспечивает защиту сведений, составляющих государственную тайну, в процессе деятельности министерства, а также контроль и координацию деятельности подведомственных федеральной службы и федеральных агентств в указанной области и обеспечивает мобилизационную подготовку министерства, а также контроль и координацию деятельности подведомственных федеральной службы и федеральных агентств по их мобилизационной подготовке;
осуществляет организационно-техническое обеспечение деятельности Правительственной комиссии по федеральной связи и информационным технологиям;
разрабатывает и реализует меры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, направленные на их развитие, включая разработку и выполнение соответствующих ведомственных целевых программ, в установленной сфере деятельности.
16.2.6. Торговля
Сфера торговли остается преимущественно децентрализованной. В условиях формирования рыночных отношений она подверглась наибольшей приватизации и вытеснению государственного сектора торговли коммерческой, кооперативной и частной торговлей, торгово-посреднической деятельностью.
До недавнего времени централизованное государственное управление в данной сфере осуществляло Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации (Минпромторг России) <1>. В настоящее время эти задачи возложены на Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, в состав которого входит Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии <2>.
--------------------------------
<1> Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2000 г. N 990 "Об утверждении Положения о Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации".
<2> См.: Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 года N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" (в ред. Указов Президента РФ от 30.05.2008 N 863, от 06.09.2008 N 1315, от 07.10.2008 N 1445, от 03.12.2008 N 1715, от 25.12.2008 N 1847, от 31.12.2008 N 1883).
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим следующие функции:
по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленного и оборонно-промышленного комплексов, а также в области развития авиационной техники, технического регулирования и обеспечения единства измерений, науки и техники в интересах обороны и безопасности государства, внешней и внутренней торговли, народных художественных промыслов;
по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере машиностроения, металлургической, химической, фармацевтической, биотехнологической, медицинской, легкой, лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей, электронной, авиационной и судостроительной промышленности, промышленности средств связи, радиопромышленности, промышленности боеприпасов и специальной химии, химического разоружения, промышленности обычных вооружений, народных художественных промыслов;
по поддержке экспорта промышленной продукции, обеспечения доступа на рынки товаров и услуг, выставочной и ярмарочной деятельности, по проведению расследований, предшествующих введению специальных защитных, антидемпинговых или компенсационных мер при импорте товаров, по применению мер нетарифного регулирования, а также функции уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное регулирование внешнеторговой деятельности, за исключением вопросов таможенно-тарифного регулирования и вопросов, связанных с присоединением Российской Федерации к Всемирной торговой организации;
федерального органа по техническому регулированию.
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации является уполномоченным (национальным) органом Российской Федерации по выполнению Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожении и Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении.
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственного министерству Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии.
В конце 70-х годов XX столетия Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) приняла резолюцию о разработке всеми странами - членами ВОЗ национальной лекарственной политики. По состоянию на май 2008 года в 140 странах мира на государственном уровне приняты или готовятся к принятию соответствующие документы по развитию фармацевтики, направленной на удовлетворение реальных нужд охраны здоровья населения. В Правительстве Российской Федерации принято решение о необходимости разработки Стратегии развития фармацевтической промышленности до 2020 года.
В Министерстве социального развития и здравоохранения Российской Федерации разрабатывают несколько сценариев путей развития российской фармацевтики: создание условий для привлечения зарубежных компаний по производству лекарств на территории России; акцентирование внимания на привлечение финансовых возможностей государства по разработкам новых российских препаратов, их патентование и продажу зарубежным производителям для внедрения в производство, в том числе и на международном рынке; создание в России государственной корпорации на основе консолидации государственной собственности в фармацевтической промышленности. Пока приоритета среди предложенных сценариев не определено.
Нижеприведенные статистические таблицы <1> наглядно свидетельствуют (данные за 2005 - 2007 гг.) о месте России среди других государств по емкости аптечного рынка готовых лекарств (таблица 1), степени обеспеченности лекарственными средствами населения России по федеральным округам (таблица 2), количестве потребляемых лекарственных средств на душу населения в ряде стран, в т.ч. и в России (таблица 3), о динамике потребления лекарственных средств на душу населения в России (таблица 4).
--------------------------------
<1> См.: Российская газета. 2008. 22 апреля. Специальный выпуск "Экономика. Фармацевтический рынок".
Таблица 1
Емкость аптечного рынка готовых лекарств
Наименование страны | Объем рынка (млрд. долл. США) | Темпы роста (%) |
США | ||
Япония | ||
Германия | ||
Франция | ||
Великобритания | ||
Италия | -3 | |
Канада | ||
Испания | ||
Китай | ||
Бразилия | ||
Россия | ||
Мексика | ||
Индия |
Таблица 2
Степень удовлетворенности населения России обеспеченностью
лекарственными средствами по федеральным округам
Федеральный округ | В целом устраивает (%) | Скорее устраивает (%) | Скорее не устраивает (%) | Совсем не устраивает (%) |
Центральный федеральный округ | ||||
Сибирский федеральный округ | ||||
Приволжский федеральный округ | ||||
Дальневосточный федеральный округ | ||||
Северо-Западный федеральный округ | ||||
Южный федеральный округ | ||||
Уральский федеральный округ |
Таблица 3
Потребление лекарственных средств на душу населения
в некоторых странах
Страна | 2005 г. (долл. США) | 2006 г. (долл. США) |
Венгрия | ||
Чешская Республика | ||
Словакия | ||
Польша | ||
Румыния |
Таблица 4
Динамика потребления (в том числе и прогностическая)
лекарственных средств на душу населения в России
Год | Сумма (долл. США) |
109 124 | |
16.2.7. Окружающая природная среда и природопользование
Содержание деятельности органов управления в сфере экологии за последние годы значительно расширилось и стало частью не только хозяйственной сферы, но и социально-культурной и административно-политической. Эта область управления превратилась в межотраслевую. Она прямо или косвенно затрагивает интересы каждого человека.
Государство с той или иной степенью успешности пыталось и пытается уделять особое внимание управлению в сфере охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Однако, к сожалению, ситуация в этой сфере из года в год все более ухудшается.
Во многих государствах разработано обширное экологическое (природоохранное) законодательство, которое четко регулирует деятельность людей и организаций в области использования окружающей среды. К его нарушителям применяются жесткие правовые меры, начиная от предупреждений или весьма значительных штрафов и вплоть до закрытия предприятий, являющихся источниками загрязнения окружающей среды.
Весь земельный фонд Российской Федерации распределяется по следующим категориям земель (млн. га) <1>:
--------------------------------
<1> Государственный доклад "О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2005 году" // Российская газета. 2007. 19 июля. Спецвыпуск "Экономика. Экология".
земли лесного фонда - 1104,9 (64,6%);
земли сельскохозяйственного назначения - 401,6 (23,5%);
земли запаса - 105,4 (6,2%);
земли особо охраняемых территорий и объектов - 34,2 (2,0%);
земли водного фонда - 27,9 (1,6%);
земли поселений - 19,1 (1,1%);
земли промышленности и иного специального назначения - 16,7 (1,0%).
Приведенная ниже таблица дает представление о данных по неосвоенным и сильно загрязненным землям по отдельным странам мира (% от общей площади территории страны) <1>.
--------------------------------
<1> Российская газета. 2007. 19 июля. Спецвыпуск "Экономика. Экология".
Страны | Площадь практически не освоенных земель | Площадь сильно загрязненных земель |
Россия | ||
США | ||
Германия | ||
Франция | ||
Великобритания |
16 февраля 2005 года вступил в силу Киотский протокол. Подписавшие его государства (Россия в их числе) взяли на себя обязательство ужесточить экологическое законодательство ("экологизация законодательства"). Пока влияние заключенного соглашения на российскую экономику еще носит ограниченный характер. В целом нормы экологического законодательства Российской Федерации содержат бланкетные (отсылочные) нормы, которые пока не находят логического отражения в системе законодательства.
В целях дальнейшей систематизации экологического законодательства принято решение о разработке экологического кодекса Российской Федерации. В отличие от иных кодексов, носящих ведомственный характер (Водный, Лесной, Земельный...), экологический кодекс по своей сути должен представлять собой очень многоуровневый и комплексный закон.
Под его регулирующее воздействие должны подпадать: ресурсы; компоненты окружающей среды; гражданские правоотношения; вопросы взаимодействия государства и бизнеса; международные обязательства. Концептуальные подходы к структуре и содержанию разрабатываемого кодекса предполагается разработать и утвердить на официальном уровне в течение 2006 года.
Прежде СССР, а теперь и Россия является крупнейшей экологической кладовой планеты. Природная экосистема России в 2,2 раза по отдельности превышает природные экосистемы США, Канады, Австралии, Бразилии. Если экологический потенциал России вносит положительный вклад в мировое экологическое равновесие (+ 3,3%), то подобный вклад США носит отрицательный характер (- 4,5%).
В то же время далеко не все регионы России экологически благополучны. Например, при всей условности списка десяти самых загрязненных мест на планете, составленного международным благотворительным фондом Blacksmith Institute <1>, в него были включены три российских населенных пункта. Полностью этот рейтинг выглядел следующим образом: Линьфынь (Китай); Хаина (Доминиканская Республика); Ранипет (Индия); Майлуу-Суу (Киргизия); Дзержинск (Россия, Нижегородская область); Норильск (Россия); поселок Рудная Пристань (Россия, пригород Дальнегорска); Чернобыль (Украина); Кабве (Замбия); Ороя (Перу).
--------------------------------
<1> Американский Blacksmith Institute - международный благотворительный фонд со штаб-квартирой в Нью-Йорке. Образован в 1999 году. Финансирует экологические инициативы в странах с переходной экономикой и развивающихся странах. Главным направлением его деятельности является выполнение программы "Загрязненные места" по очистке отдельных территорий и городов от загрязнений путем "точечного" финансирования в объеме 10 - 15 тысяч долл. США в год. См.: Буранов Иван, Чистякова Марина. Российские города занесли в черный список // Коммерсантъ. 2006. 20 октября.
Для России пока еще непривычно такое понятие, как экологическая индустрия или экологический бизнес. По данным международных агентств доходность сферы экологических товаров и услуг в мире составляет порядка 630 - 640 млрд. долларов.
Следует отметить, что ежегодно на территории России происходит несколько тысяч техногенных аварий различного масштаба. В августе 2009 года произошла крупнейшая техногенная авария в истории России на Саяно-Шушенской ГЭС, повлекшая за собой большие человеческие жертвы и экономические убытки. По оценкам специалистов на полное восстановление мощности ГЭС уйдет не менее четырех лет. На территории России (по состоянию на сентябрь 2009 года) находилось:
не менее 200 тысяч промышленных объектов, являющихся потенциальными источниками загрязнения окружающей среды;
около 10 тысяч взрывоопасных и пожароопасных объектов;
свыше 30 тысяч гидротехнических сооружений и накопителей экологически опасных промышленных стоков и отходов;
около 300 радиационно опасных объектов;
около 150 тысяч нефтяных и газовых скважин;
общая протяженность магистральных трубопроводов превышает 230 тысяч километров.
Система экологического законодательства РФ состоит из двух взаимосвязанных подсистем - природоресурсного (Земельный кодекс, Лесной кодекс, Водный кодекс, Федеральный закон "О недрах" и др.) и природоохранительного (Федеральные законы от 10 января 2002 г. "Об охране окружающей среды", от 23 ноября 1995 г. "Об экологической экспертизе", от 19 июля 1998 г. "О гидрометеорологической службе", от 4 мая 1999 г. "Об охране атмосферного воздуха", Постановление Правительства РФ от 10 января 1999 г. "О Федеральной целевой программе "Охрана лесов от пожаров на 1999 - 2005 годы" и др.).
Ранее федеральным органом исполнительной власти, осуществлявшим государственное управление в области охраны окружающей среды, регулирования природопользования, обеспечения экологической безопасности являлось Министерство природных ресурсов РФ <1>. С 2008 года - Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России), в состав которого входят: Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды; Федеральная служба по надзору в сфере природопользования; Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору; Федеральное агентство водных ресурсов; Федеральное агентство по недропользованию <2>.
--------------------------------
<1> Постановление Правительства РФ от 25 сентября 2000 г. N 726 "Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации".
<2> См.: Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 года N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" (в ред. Указов Президента РФ от 30.05.2008 N 863, от 06.09.2008 N 1315, от 07.10.2008 N 1445, от 03.12.2008 N 1715, от 25.12.2008 N 1847, от 31.12.2008 N 1883).
Минприроды России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, включая недра, водные объекты, леса, расположенные на землях особо охраняемых природных территорий, объекты животного мира (за исключением объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, не обитающим на особо охраняемых природных территориях и (или) не занесенным в Красную книгу Российской Федерации) и среду их обитания, в сфере эксплуатации и обеспечения безопасности водохранилищ, водохозяйственных систем комплексного назначения и гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений), безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности, безопасности при использовании атомной энергии (за исключением деятельности по разработке, изготовлению, испытанию, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения), безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей), безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения, в сфере гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга окружающей природной среды, ее загрязнения, а также по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, включая вопросы, касающиеся особо охраняемых природных территорий и государственной экологической экспертизы.
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации организует и в пределах своей компетенции обеспечивает выполнение обязательств, вытекающих из международных договоров Российской Федерации, по вопросам, относящимся к сфере деятельности министерства.
Оно осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных ему Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, Федерального агентства водных ресурсов и Федерального агентства по недропользованию.
16.2.8. Государственное управление финансами и бюджетом
Важная роль в рассматриваемой сфере принадлежит Министерству финансов Российской Федерации (Минфин России), в состав которого входят: Федеральная налоговая служба; Федеральная служба страхового надзора; Федеральная служба финансово-бюджетного надзора; Федеральное казначейство (федеральная служба) <1>. Оно осуществляет координацию и контроль их деятельности, а также контроль за исполнением таможенными органами нормативных правовых актов по вопросам исчисления и взимания таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров.
--------------------------------
<1> См.: Там же.
Министерство финансов Российской Федерации <1> является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров, инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, организации и проведения лотерей, азартных игр, производства и оборота защищенной полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы.
--------------------------------
<1> См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329 "О Министерстве финансов Российской Федерации" (в ред. Постановлений Правительства РФ от 01.12.2004 N 703, от 27.05.2005 N 336, от 21.12.2005 N 793, от 26.07.2006 N 459, от 11.11.2006 N 669, от 30.05.2007 N 336, от 27.10.2007 N 707, от 30.01.2008 N 42, от 07.11.2008 N 814, от 29.12.2008 N 1052, от 27.01.2009 N 43, от 14.02.2009 N 109, от 10.03.2009 N 212, от 26.06.2009 N 538).
Основными задачами Министерства финансов Российской Федерации являются выработка единой государственной финансовой (включая бюджетную, налоговую, страховую, валютную сферы, сферу государственного долга), кредитной, денежной политики, а также политики в сфере аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, добычи, производства, переработки драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей (в части исчисления и порядка уплаты), включая определение таможенной стоимости товаров.
С целью реализации стоящих перед ним задач Министерство финансов Российской Федерации осуществляет следующие основные функции:
1) разрабатывает и представляет в Правительство Российской Федерации проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов и актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по вопросам:
организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, определения основ бюджетного процесса;
федерального бюджета на очередной финансовый год, порядка исполнения федерального бюджета в очередном финансовом году, отчетности о его исполнении;
разграничения бюджетных полномочий между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления;
финансовых взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами;
системы оплаты труда, социальных гарантий и пенсионного обеспечения федеральных государственных служащих, судей и иных лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации;
предельной численности работников центральных аппаратов федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, штатной численности работников судебной системы Российской Федерации;
финансового обеспечения служебных командировок на территории Российской Федерации и за рубеж работников федеральных органов государственной власти и федеральных государственных учреждений;
финансовой деятельности и финансового регулирования в условиях военного времени, а также подготовки финансовой системы к условиям военного времени;
налоговой политики;
валютной политики;
политики в сфере таможенных платежей в части исчисления и порядка их уплаты, определения таможенной стоимости товаров;
избежания двойного налогообложения доходов и имущества, а также по другим налоговым вопросам;
регулирования деятельности субъектов и участников страхового рынка;
обеспечения защиты прав и законных интересов страхователей, иных заинтересованных лиц и государства, эффективного развития страхового дела;
организации и проведения лотерей;
изготовления и обращения защищенной полиграфической продукции на территории Российской Федерации;
финансовых взаимоотношений Российской Федерации с иностранными государствами, межгосударственными объединениями с участием Российской Федерации и международными финансовыми организациями;
подписания и ратификации международных договоров и соглашений в сфере деятельности министерства;
эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг, предоставления государственных гарантий Российской Федерации;
управления государственным долгом и финансовыми активами Российской Федерации;
регулирования в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений;
компенсационных выплат и погашения гарантированных сбережений граждан Российской Федерации, государственных ценных бумаг бывшего СССР и сертификатов Сберегательного банка СССР, государственных долговых товарных обязательств;
контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере;
установления оснований и порядка привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации;
абзац исключен. - Постановление Правительства РФ от 27.10.2007 N 707;
совершенствования банковского законодательства, законодательства в области организации и регулирования денежного обращения;
регулирования бухгалтерского учета, бухгалтерской отчетности;