Классическими примерами модели полицейского государства считается государственное устройство Германской и Российской империй в период абсолю-тизма
В современном политическом лексиконе термин «полицейское государство» носит весьма субъективный и неопределённый харак-тер. По сути, это — ярлык, словесный штамп, который в равной степени может быть применим как к авторитарным, так и к демо-кратическим государствам. Соответственно, как и всякий иной яр-лык, указанный термин широко применяется в политической борьбе и различного ро́да общественных дискуссиях.
Однако чаще полицейскими называют страны с авторитарными политическими режимами, пытающимися на практике реализовать идею «сильного государства». Данная идея обычно бывает востре-бованной в переходные или кризисные периоды в истории стран (во время или после войн, в качестве негативной реакции на предшествующее неудачное реформирование общества и т.п.), связанные с системными качественными изменениями социального организма.
Теория полицейского государства характеризуется принудительным единомыслием. Одно из важнейших прав человека - свобода слов и убеждений - приносится в жертву «политической стабильности». Полицейское государство не терпит либерализма не только экономического, но и политического, идеологического, культурного и т. п. Государство должно быть организовано в монолитный союз, проникнутый психологией единства, где каждый его член сознает свои обязанности по отношению к государству и готов подчинить свои интересы общему делу. Поэтому в действительности человек в полицейском государстве вынужден маскировать свои убеждения, чтобы не стать жертвой репрессий. Донос приобретает форму гражданской добродетели. Страх и подозрительность становятся повседневном реальностью.
ЦЕЛЬ ПОЛИЦЕЙСКОГО ГОСУДАРСТВА - создание и поддержание при помощи т.н. «полицейских» (т.е. «силовых») мер определённого единообразия в поведении и мироощущении людей, что является существенной гарантией сохранения имеющейся власти и установленных ею порядков.
Необходимость создания полицейского государства основана на тезисе о неспособности народа самостоятельно организовать должным образом свою жизнь и достичь счастья. Как следствие, таким организующим началом становится государство в лице импе-ратора, короля, вождя, и их главной задачей является обеспечение народного блага.
Решая поставленные перед ним задачи, такое государ-ство бесцеремонно вторгалось в частную жизнь граждан, контролируя её практически полностью. Так, в Пруссии (XVIII в.) закон предписывал, как следует изготовлять товары, определял время работы и торговли, где должна стоять лампа в гумне и доме, сколько бутылок вина допустимо выпить во время крестьянского застолья, какое приданное должно быть дано новобрачной, как подданные должны одеваться, какую иметь причёску, чем питаться, как вести домашнее хозяйство, как развлекаться. и т.д.
ПРИЗНАКИ ПОЛИЦЕЙСКОГО ГОСУДАРСТВА:
- юридически неограниченная власть государственной администрации;
- идеологическое однообразие;
- жёсткая вертикаль власти;
- главенствующая роль «силовиков» (армия, милиция, службы безопасности и т. д.) в принятии государственных решений;
- закрытость системы юридического регулирования;
- отсутствие или практическая неработоспособность легальных форм участия граждан и общественных групп в политике;
- культ личности правителя;
- высокий уровень коррупции;
- недоразвитая экономика;
ПРИЗНАКИ ПОЛИЦЕЙСКОГО ГОСУДАРСТВА:
- тотальный государственный надзор за гражданами и их передвижением;
- преследование государством лиц по политическим или религиозным убеждениям;
- репрессивные меры для поддержания существую-щей власти;
- отсутствие свободы слова, собраний, печати, нару-шение государством тайны переписки, другие ограниче-ния прав человека;
- фактическое бесправие граждан, они являются объектом власти, но не субъектом прав
20. Государственно-управленческая мысль в Западной Европе и США (вторая половина ХIХ – начало ХХ веков).
Австрийская школа (Лоренц фон Штейн)- Вклад в развитие теории и практики ГУ :
- проведено разделение гуманитарных и социаль-ных наук;
- положено начало формированию теории ГУ (Л. фон Штейном подготовлен восьмитомный труд «Теория государственного управления»);
- теоретически обоснована необходимость выделения в структуре государственной полити-ки 5 основных сфер (внешняя политика, военное дело, государственное хозяйство, правосудие, внутренние дела);
- обоснована ведущая роль исполн. власти в достижении целей ГУ;
- введено понимание полиции как части меха-низма принуждения, входящей в состав исполни-тельной власти и т.д.