Понятие местного управления, виды органов местного самоуправления.

Общая часть

1. Понятие, предмет и методы конституционного права зарубежных стран.

КПЗС –

- это ведущая отрасль права, включающая в себя нормы, регулирующие определенную категорию общественных отношений (главным образом устройство государства и организацию государственной власти, порядок его отношений с институтами гражданского общества, а также правовое положение личности).

- как наука это ответвление от науки КП, представляет собой систему знаний, ее содержанием являются конституционные доктрины, идеи, гипотезы.

Предмет изучения конституционного права базируется на конституции, но ею не исчерпывается. Предметом являются общественно-политические процессы и явления, протекающие в жизни общества.

Методология:

1. Общенаучные методы – разрабатываются разными науками, используются разными науками:

- Метод анализа - условное разделение сложного государственно-правового явления на отдельные части.

- Метод синтеза - предполагает изучение явления путем условного объединения его составных частей.

2. Специальные методы – разрабатываются неюридическими науками, но используются юридическими науками:

- Статистический метод - позволяет получить количественные показатели тех или иных массовых повторяющихся государственно-правовых явлений.

- сравнительный метод - позволяет выявить с помощью сравнения общее и особенное в явлениях, степени и тенденции их развития;

- системный метод - ориентирует на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем.

- метод абстрагирования - отвлечение от частных признаков отдельных предметов и явлений в целях обобщения этих признаков и получения цельного знания о предметах и явлениях.

3. Частные методы:

- Формально-юридический метод - позволяет определить юридические понятия, выявить их признаки, проводить классификацию вне связи с другими сферами.

- Сравнительно-правовой метод - позволяет сопоставить различные правовые системы либо их отдельные элементы в целях изучения их общих и особенных свойств.

- Правовой эксперимент - это апробация законодательных нововведений с целью определения их эффективности и возможности дальнейшего использования в более широких масштабах.

2. Источники конституционного права зарубежных стран (общая характеристика).

Источники – внешнее выражение конституционных норм.

1. Конституция – занимает ведущее место в системе законодательства.

2. Законы – нормативные акты, принятые на основе К. Различают:

а) конституционные законы (изменяющие конституцию, дополняющие ее, предусмотренные ею);

б) органические (принимаются в усложненном порядке на основе бланкетных норм, существуют в Испании, Португалии, Франции);

в) обычные (ординарные) – регулируют менее важные общественные отношения;

г) чрезвычайные – приостанавливают действия отдельных конституционных норм.

3. Постановления парламента и регламенты, устанавливающие внутреннюю организацию и процедуру работы органов.

4. Подзаконные акты (указы, декреты главы государства, постановления, ордонансы правительства). В некоторых странах (Великобритания, Италия, Франция) могут иметь силу закона.

5. Отдельные международные (требуется ратификация парламентом) и внутригосударственные договора.

6. Судебный прецедент – правило поведение, выработанное высшими судебными органами, опубликованное и обязательное при рассмотрении дел низшими инстанциями.

7. Конституционно-правовой обычай – закрепился в странах с англо-саксонской правовой системой, выражен в устной форме и направлен на урегулирование конституционно-правовый отношений.

3. Конституция - основной источник конституционного права зарубежных стран.

В современной науке термин «конституция» употребляется в двух смыслах: фактическая и юридическая.

Фактическая – это реально сложившиеся конституционно-правовые отношения.

Юридическая – это правовой акт (или несколько актов), имеющий высшую юридическую силу, принимаемый и изменяемый в особой порядке, регулирующий основы статуса и организации государственной власти и взаимоотношений государства и личности.

Содержание зависит от времени и обстоятельств создания, религиозных, национальных, культурных факторов. Обязательные составляющие любой конституции – положение личности, общественный строй, народный суверенитет, форма правления и территориальное устройство, организация органов государственной и местной власти, экономические основы, символика государства.

4. Разновидности и функции конституции.

Функции:

1. Юридическая функция, которая включает:

а) учредительную функцию, т.е. конституция учреждает структуру государственных органов, юридически закрепляет основы общественного, политического, экономического строя;

б) правонаделяющую – наделяет субъекты конституционного права определенными правами и обязанностями;

в) охранительную – в ней предусмотрен механизм защиты конституционного строя;

г) целеполагающую – в конституции прописаны основные цели, задачи, принципы, которыми руководствуется государство в своем развитии.

2. Политическая – регулирует политические отношения.

3. Идеологическая – конституция провозглашает и защищает важнейшие ценности; закрепляет комплекс идей о том, каким должно быть государство.

4. Интеграционная – обеспечивает целостность государства.

5. Конституций, их классификация.

1. По форме различают писанные и неписанные конституции.

2. По времени принятия различают конституции:

- первого поколения – первые конституции;

- второго поколения – принятые до ВТВ;

- третьего поколения – принятые в послевоенный период;

- четвертого поколения – постсоциалистические.

3. По порядку издания различают октроированные, принятые законодательным органом, принятые на референдуме конституции.

4. В зависимости от происхождения различают оригинальные и заимствованные конституции.

4. По порядку изменения – гибкие и жесткие.

5. По сроку действия различают временные и постоянные конституции.

6. Субъекты и объекты конституционно-правовых отношений.

Объектом КП отношений выступает материальная и духовная реальность, по поводу которой возникают конституционно-правовые отношения. Это власть, суверенитет, свобода и достоинство личности.

Субъектами конституционно-правовых отношений являются:

1. Государственные образования (государство в целом).

2. Составные части государства (субъекты федерации, АТО, автономии).

3. Государственные органы (федеральные органы, региональные органы).

4. Негосударственные объединения (общности людей, органы МСУ, ассоциации граждан и коллективы публичного характера).

5. Физические лица (граждане, иностранцы, бипатриды, апатриды).

7. Виды конституционно-правовых норм.

1. По содержанию различают согласно главам Конституции РФ.

2. По юридической силе - нормы, закрепленные в Конституции РФ, в ФКЗ и т.д.

3. По территории действия:

а) нормы, действующие на всей территории;

б) нормы, действующие на территории субъекта, административно-территориального образования.

4. По характеру предписания:

- управомочивающие нормы — закрепляют право субъектов осуществлять предусмотренные в этих нормах действия, определяют рамки правомочий соответствующих субъектов;

- обязывающие нормы;

- запрещающие нормы.

5. По степени определенности предписаний различают императивные и диспозитивные нормы.

6. По назначению в механизме правового регулирования:

Материальные нормы — предусматривают содержание действий.

Процессуальные (процедурные) нормы — определяют формы, в которых материальные нормы д.б. реализованы.

8. Институт конституционного надзора (контроль).

Конституционный надзор предполагает проверку правового акта субъектом на предмет соответствия конституции, без права отмены этого акта. Контроль – с правом отмены. Субъектами являются те, по чьей инициативе может быть рассмотрен неконституционный акт.

9. Объекты конституционного контроля и его виды.

К объектам КК можно отнести конституционные и обычные законы, поправки к конституции, подзаконные акты, международные или внутригосударственные договора. В ряде зарубежных стран орган конституционного контроля (надзора) рассматривает деятельность политических партий (Германия, Польша).

Различают конституционный надзор (контроль):

а) по содержанию:

- формальный – проверка процедуры принятия акта;

- материальный – проверка содержания;

б) абстрактный (по инициативе субъекта) и конкретный (по материалам судебного дела);

в) по времени проведения – последующий и предварительный;

г) акт может быть признан несоответствующим конституции полностью или частично.

10. Понятие гражданства, его принципы.

Гражданство характеризует устойчивая политико-правовую связь человека с государством и предполагает наличие взаимных прав, обязанностей, ответственности.

Принципы гражданства

1. Принцип сочетания прав и обязанностей.

2. Гражданство является равным для всех независимо от оснований приобретения.

3. Каждый имеет право на гражданство.

4. Гражданин не может быть лишен гражданства.

5. Граждане защищаются государством как внутри государства, так и за его пределами.

6. За гражданами, проживающими вне государства, сохраняется гражданство.

7. В некоторых странах за гражданами закреплено право на двойное гражданство.

11. Способы приобретения и прекращения гражданства.

Получение гражданства по рождению называется филиацией (по праву почвы или крови – в законодательстве стран по большей части используется смешанная система), в последующем – натурализацией.

Различают натурализацию в силу закона (например, установление опеки, признание отцовства) или индивидуальную натурализацию (по желанию). Условиями принятия гражданства может быть ценз оседлости, имущественный ценз, знание языка, культуры страны.

Прекращение гражданства может быть по собственному желанию либо если лицо совершило действия, нанесшие ущерб государству. Обычно гражданства лишаются натурализованные граждане, которые приобрели его обманным путем.

12. Право убежища, высылка из стран, выдача иностранному государству.

В демократических странах может быть предоставлено убежище не гражданам страны, если они подвергаются гонениям по политическим, религиозным, научным мотивам. Убежище не предполагает выдачу гражданства.

Высылка из стран своих граждан (экспатриация), так и находящихся на законных основаниях иностранцев в демократических странах обычна запрещена. Также запрещена и экстрадиция своих граждан и иностранцев, если иное не предусмотрено международными договорами.

13. Классификация прав граждан.

В зависимости от этапа происхождения права делятся на три поколения:

1. Первое поколение связано с наделением граждан политическими и гражданскими (к ним, например, относятся право на жизнь, свободу и безопасность личности, неприкосновенность жилища, право на равенство перед законом, избирательное право, право на свободу мысли и совести, свободу слова и печати) – негативными правами.

2. Второе – с экономическими, социальными и культурными правами (позитивными), которые граждане получили в результате борьбы за улучшение своего социально-экономического положения (право на труд, отдых, образование, на охрану здоровья, социальное обеспечение).

3. Третье поколение, появившись после ВТВ, связано с глобальными проблемами, в основном это коллективные права – право на мир, на здоровую окружающую среду, на информацию и т.д.

По содержанию права делятся на гражданские, экономические, политические, социальные, культурные.

В зависимости от характера субъекта, их реализующего – на индивидуальные и коллективные.

В зависимости от поведения государства – позитивные и негативные.

14. Личные (гражданские) права и свободы.

Они занимают ведущее место в системе кп норм. Личные права призваны гарантировать право на жизнь, защиту от любых форм насилия; создать условия неприкосновенности и невмешательства в частную и семейную жизнь; обеспечить свободу, беспрепятственный выбор вариантов поведения. К ним относят:

1. Право на жизнь.

2. Право на достоинство личности.

3. Право на неприкосновенность жилища.

4. На невмешательство в частную жизнь.

5. Свобода совести.

6. Право на свободу и личную неприкосновенность.

7. Свобода передвижения.

15. Политические права и свободы.

Они тесно взаимосвязаны с личными правами и гарантируют их осуществление, как и личные права гарантируют осуществление политических прав. Непосредственно связаны с организацией и осуществлением государственной власти.

К политическим правам относят:

1. Свобода слова, мысли, печати.

2. Право на объединения в общественные партии, движения, социально-экономические, культурные и иные общества.

3. Право на проведение публичных мероприятий.

4. Право на участие в общественно-политической жизни, на управление делами государством.

5. Свобода петиций.

16. Экономические права и свободы.

1. Свобода и защита частной собственности.

2. Право на занятие предпринимательской деятельностью.

3. Комплекс имущественных прав.

4. Свободное передвижение товаров.

5. Единство экономического пространства.

6. Защита конкуренции.

7. Право на свободный выбор рода деятельности и занятий.

17. Социальные права.

1. Право на охрану семьи, материнства.

2. Право на медицинскую помощь.

3. Право на труд, на отдых.

4. Право на социальное обеспечение.

5. Право на безопасную окружающую среду.

18. Культурные права.

1. На свободное занятие литературной, художественной и иными видами деятельности.

2. Право на пользование культурными ценностями.

3. Право на образование и свобода образования.

4. Право на свободное вероисповедание.

19. Обязанности личности.

Принцип единства прав и обязанностей получил отражение во Всеобщей декларации прав человека 1948 г.

Обязанности — это мера должного поведения.

1. Обязанность платить налоги.

2. Соблюдать законы.

3. Не посягать на права и свободы других лиц.

4. Беречь окружающую среду.

5. Охранять памятника культуры.

6. Обязанность нести военную службу.

20. Понятие общественного строя (устройства), его элементы.

Общественный строй – исторически сложившаяся система общественных отношений, обусловленная определенным уровнем общественного производства, распределения и обмена, характеризующая определенный этап развития общества (или организация общества).

Элементы:

1) политическая система;

2) экономическая система;

3) социальная структура общества;

4) Внешняя политика;

5) Защита государства.

21. Конституционно-правовое регулирование финансовой системы.

Здесь стоит обратить внимание на то, что такое финансовая система. Финансовая система представляет собой совокупность экономических институтов и рынков. Основные элементы – отношения производства, распределения, обмена; страхование; государственные финансы.

22. Понятие социальных отношений.

Социальные отношения – это общественные отношения, складывающиеся между субъектами при наличии общего интереса или предмета, на которого направлены интересы, регулируемые социальными нормами.

23. Содержание и регулирование духовно-культурных отношений.

Духовно-культурные отношения включают отношения к религии, образованию, культурным ценностям общества.

24. Классификация политических партий.

По социально-политической сущности партии делятся на:

— революционные;

— реформаторские (выступающие за смену политического курса путем реформирования);

— консервативные (от лат. conservator — охранитель). Они выступают за сохранение традиционного порядка, ориентированы на ограничение социальной и экономической деятельности государства;

— социал-демократические (отстаивающие интересы наемных работников и менее обеспеченных слоев населения, защищающие государственные социальные программы);

— экстремистские (призывающие к незаконным методам борьбы);

— конфессиональные (объединяющие лиц определенных вероисповеданий);

— национальные (выражающие на государственном уровне специфические интересы той или иной этнической группы, как правило, ставящие задачу обеспечения ее приоритета в государстве или конкретном регионе).

По месту и роли партий в политической системе они делятся на:

— государственные (партия формирует государственную систему власти и управления). Им, как правило, свойственны антидемократические традиции;

— авторитарные (не сливающиеся с государством, но составляющие основу политического режима и пользующиеся его поддержкой);

— парламентские — прошедшие на выборах в парламент;

— легальные (функционирующие в соответствии с конституцией и законодательством);

— нелегальные (существующие и действующие в нарушение законов государства и в силу этого подвергающиеся преследованиям).

25. Понятие партийных систем.

Партийная система — это система взаимоотношений политических партий между собой, с государством, с другими элементами политической системы и гражданами.

26. Понятие, принципы избирательного права и его источники.

Объективное избирательное право – это система правовых норм, обеспечивающих проведение выборов органов государственной власти и местного самоуправления.

Субъективное избирательное право – это гарантированная государством возможность для гражданина выбирать и быть избранным в органы государственной власти и МСУ.

Принципы ИП:

1. Всеобщность.Этот принцип предполагает избирательные цензы (гражданства, оседлости, возраста, языка, пола, религии, образования, имущественный).

2. Избирательное равенство.

3. Принцип добровольности.

4. Тайное голосование.

27. Виды избирательных систем.

1. Мажоритарная (абсолютного, относительного и квалифицированного большинства) система.

2. Пропорциональная избирательная система.

3. Смешанная избирательная система.

28. Организация и порядок проведения выборов.

Стадии избирательного процесса:

1. Назначение выборов.

2. Формирование избирательных округов.

3. Формирование избирательных комиссий.

4. Регистрация избирательных списков.

5. Выдвижение кандидатов и предвыборная агитация.

6. Голосование.

7. Подсчет голосов.

29. Понятие и структура парламента.

Парламент – общенациональный представительный орган, деятельность которого заключается главным образом в согласованном принятии законов после предварительного обсуждения.

По структуре парламенты уникамеральные (однопалатные), бикамеральные (двухпалатные).

30. Виды компетенции парламента.

Компетенция может быть:

1. Неограниченной (Англия).

2. Ограниченной:

а) абсолютно ограниченной (конституция содержит точный перечень вопросов, по которым парламент имеет право принимать решения – Франция и ее бывшие колонии);

б) относительно ограниченной (в основном в федеративных государствах, где ограничения выступают со стороны субъектов федерации, например, в США).

31. Полномочия парламента.

1. Исключительные полномочия законодательной власти.

2. Установление налогов и право утверждать государственный бюджет.

3. Коллективная ответственность правительства перед парламентом.

4. Право утверждать судей.

5. Ратификация международных договоров.

6. Инициация процедуры импичмента.

32. Законодательный процесс (стадии).

1. Осуществление права законодательной инициативы.

2. Обсуждение закона.

3. Принятие закона.

4. Утверждение верхней палатой, если есть.

5. Промульгация закона главой государства.

6. Опубликование.

7. Вступление в силу.

33. Порядок работы парламента.

При бикамеральном парламенте верхняя палата обычно представляет интересы субъектов федерации, нижней принадлежит исключительное право в принятии законов. Полномочия обеих палат обычно разграничены конституцией. Обе палаты возглавляются председателем.

Для контроля над расходованием бюджетных средств обычно при парламенте создается счетная палата.

Нижняя палата состоит из представителей политических партий, внепартийных депутатов. Они образуют депутатские фракции и депутатские группы на основе общности интересов.

При парламенте могут образовываться комитеты и комиссии. Они бывают временные и постоянные. К временным относятся согласительные, следственные комиссии. К постоянным – законоинициирующие.

34. Импичмента главы государства.

Предусматривается на случай совершения им государственной измены или покушения на конституцию (в США в порядке И. формально могут быть судимы все гражданские служащие). Процедура И. различна. Классической является схема, предусмотренная Конституцией США 1787 г. - нижняя палата парламента формулирует и выдвигает обвинение, а верхняя палата рассматривает его и принимает решение в качестве суда. По другой схеме право выдвигать обвинение принадлежит парламенту, а окончательное решение принимает один из высших судов (Конституционный суд - в Германии, Италии, Болгарии, Верховный суд - в Португалии, Финляндии, Румынии, Высокая палата правосудия - во Франции). Наказание не может идти дальше отрешения от должности, однако, как правило, оговаривается, что должностное лицо, отстраненное от должности в порядке И., в дальнейшем может быть судимо обычным судом и подвергнуто уголовному наказанию. В РФ используется близкая И. категория отрешения от должности.

35. Институт омбудсмена.

Институт омбудсмена впервые появился в Швеции в 1809 году. В Швеции он назначается парламентом. Любой человек должен быть вправе обратиться к нему. Омбудсмен в основном может инициировать судебное дело, ограничиться предупреждением, направить рекомендации, обратиться в государственные органы с законопроектами.

Признаки:

1. Независимость.

2. Отсутствие исполнительной власти.

В Швеции существует несколько омбудсменов по нескольким сферам.

36. Юридическая форма главы государства.

Глава государства – высшее должностное лицо, осуществляющее верховное представительство в международных отношениях и внутриполитической жизни страны. Его конституционно-правовой статус может различаться в зависимости от формы правления и политического режима.

Главой государства может быть:

1. Монарх – лицо, не связанное политической ответственностью, как правило, наследующий власть.

2. Президент – выборное лицо, законно властвующее в стране в силу прямого или косвенного народного волеизъявления в определенный срок. Может избираться парламентом, народом, коллегией выборщиков, специальной избирательной коллегией.

3. Узурпатор – незаконно властвующее лицо в силу сложившихся обстоятельств.

4. Коллегиальный орган – в виде президиумов высшего представительного органа и государственных советов.

Глава государства может выступать символом государственного единства, не обладая при этом реальными полномочиями. Он может возглавлять исполнительную власть (президентская республика), быть частью парламента (Индия) или не относиться ни к одной из ветвей власти.

37. Полномочия главы государства.

Выделяют ряд полномочий глав государства:

1. Имеет верховное представительство как на международной арене, так и внутри страны. Имеет право подписывать международные договора, назначить дипломатических представителей, в некоторых странах имеет право объявлять войну и подписывать мирные договора. Внутри страны обращается с ежегодными посланиями.

2. Управление делами государства:

- в области законодательства: право законодательной инициативы, внеочередного созыва, роспуск парламента, право вето, обращение в органы конституционного контроля (надзора) с целью проверки конституционности акта;

- в сфере исполнительной власти: назначает председателя правительства, министров, возглавляет исполнительную ветвь власти, решение стратегических вопросов в качестве главнокомандующего, издание собственных нормативных актов;

- в сфере судебной власти глава государства назначает судей.

3. В сфере правового статуса личности глава:

- решает вопросы гражданства;

- предоставляет убежище;

- ведает вопросами помилования;

- осуществляет награждения и поощрения.

4. Чрезвычайные полномочия: имеет право вводить чрезвычайное положение, в связи с чем принимает акты, имеющие силу закона.

38. Понятие и полномочия правительства.

Правительство — это центральный (общенациональный) орган исполнительной власти. Его официальные наименования самые разнообразные: Правительство (Германия, Молдова, Франция, Чехия), Совет министров (Бельгия, Италия, Сирия), Кабинет министров (Азербайджан, Украина, Латвия), Кабинет (Исландия, Япония), Государственный совет (Китай, Норвегия, Республика Корея, Швеция), Исполнительный совет (Новая Зеландия), Федеральный совет (Швейцария).

Полномочия определяются нормами права, а в некоторых странах конституционными обычаями. К ним относятся:

1. Полномочия в сфере управления сферами жизни: экономика, социальная сфера, разрабатываются целевые программы регионального развития, курируются сферы крупного промышленного производства.

2. Организационно-правотворческие: правительство является наиболее активным инициатором законопроектов в парламенте.

3. Осуществляет меры по обеспечению обороны и национальной безопасности.

4. Разрабатывает проекты государственного бюджета, исполняет государственный бюджет, обеспечивает проведение единой денежно-кредитной политики.

39. Формирование и состав правительства.

Во главе правительства стоит премьер-министр, председатель совета министров, канцлер, другое должностное лицо (например, Премьер Государственного совета в КНР). В президентских и полупрезидентских республиках главой правительства (исполнительной власти) является президент, как исключение — вице-президент или административный премьер-министр.

Состав правительства может быть подробно регламентирован, а может и не быть (Великобритания). В него могут входить высшие должностные лица, не имеющие портфеля. Или парламентские секретари, которые осуществляют связь парламента и правительства.

Существует две модели формирования правительства: парламентская и внепарламентская. Право на формирование правительства имеет партия или коалиция в парламенте, имеющая большинство. Глава правительства назначается главой государства. Глава правительства формирует правительство. Парламент должен юридически закрепить их статус.

40. Понятие судебной власти и система судов.

Существует три основные модели построения судебной системы:

1. Состоит из судов общей юрисдикции, имеющую 3 или 4 уровня: суды первой инстанции, суды второй инстанции, апелляционные и кассационные суды, верховный суд.

2. Смешанная система, имеющая как правило два уровня судебной системы: федеральный и субъектный.

3. Существует несколько судебных систем по разным вопросам (трудовым, социальным, экономическим) наряду с общей системой судов (ФРГ).

41. Статус судей, прокуроров, следователей.

Основа их статуса определяется принципами: назначаемость, несменяемость и независимость, несовместимость.

42. Адвокатура и нотариат.

АДВОКАТУРА - самоуправляющееся объединение (сообщество) юристов-профессионалов, основной функцией которого является оказание квалифицированной юридической помощи населению, включая участие в различных видах судопроизводства в качестве защитников либо представителей потерпевшего, истца, ответчика и других лиц, отстаивающих свои интересы.

НОТАРИАТ - система нотариальных контор, органов, на которые возложено удостоверение сделок, оформление наследственных прав и совершение других действий, призванных юридически закрепить гражданские права и предупредить возможность их нарушения.

43. Конституционно-правовые основы организации и деятельности полиции, армии, разведки.

В конституциях в зависимости от политического режима она имеет разную роль. В военизированных государствах она может выполнять роль символа силы страны. Часто эти структуры не разъединены, а тесно взаимосвязаны и порой подчиняются одному ведомству.

Понятие местного управления, виды органов местного самоуправления.

Местное самоуправление – управленческая деятельность в границах территориальной единицы, осуществляемая выборными и иными органами, непосредственно представляющих население.

Существует две основные системы органов МСУ:

1. Англо-американская.

2. Континентальная.

Существует третья система, характерная для стран Латинской Америки – иберийская.

45. Полномочия органов местного управления и самоуправления.

46. Нормы контроля над деятельностью органов местного самоуправления.

Особенная часть

1. Общая характеристика Конституции США.

2. Форма правления, политико-территориальное устройство и государственный режим США.

3. Высшие органы власти США

4. Британская конституция.

5. Французская конституция: общая характеристика.

6. Форма правления, политико-территориальное устройство и государственный режим Великобритании. Высшие органы власти.

47. Особенности конституционного регулирования прав и свобод во Франции.

Во французском праве сложилась двухзвенная градация прав и свобод, которые делятся на основные (фундаментальные) и неосновные (производные). К числу основных относятся право на жизнь, здоровье, неприкосновенность личности, защиту имущества и безопасность. Производные от этих прав закреплены в отраслевом законодательстве.

48. Форма правления Франции. Высшие органы власти и политико-территориальное устройство Франции. Организация публичной власти на местах (Франция).

Президент издает важнейшие регламентарные акты — ордонансы, имеющие силу закона, и декреты для текущего регулирования.

49. Общая характеристика Основного закона Германии.

Основной закон ФРГ состоит из краткой преамбулы, 14 разделов и 146 статей. Не является жесткой.

Парламент Федеративной Республики Германия фактически состоит из двух палат: нижней — Бундестаг и верхней — Бундесрат. Помимо законотворческой функции Бундестаг избирает Федерального канцлера, принимает участие в выборах Федерального президента и федеральных судей, избирает уполномоченного по делам обороны.

7. Форма правления, политико-территориальное устройство и государственный режим Германии.

8. Высшие органы власти Германии.

9. Организация власти в землях и на местах (Германия).

50. Общая характеристика Конституции Японии.

Сама Конституция небольшая, состоит из преамбулы, 11 глав и 103 статей.

10. Форма правления и государственный режим Японии.

51. Политико-территориальное устройство Японии. Организация публичной власти на местах.

Административно-территориальное деление: 47 префектур и 14 округов. Префектуры (наиболее крупные территориальные единицы) делятся на города, поселки, деревни (сельские общины).

11. Особенности конституций арабских стран.

12. Конституционное регулирование системы высших органов государственной власти.

13. Правовые основы создания государства Израиль.

52. Высшие органы власти Израиля.

В соответствии с Основным законом о Кнессете 1958 г. высшим законодательным органом государства является однопалатный Кнессет.

В соответствии с поправками, внесенными в Основной закон о правительстве, глава правительства — премьер-министр избирается на всеобщих выборах путем прямого и тайного голосования израильских граждан сроком на 4 года.

14. Особенности латиноамериканских конституций.

15. Система органов власти стран латинской Америки.

16. Общая характеристика конституционного права стран СНГ.

17. система государственных органов стран СНГ.

Наши рекомендации