Новая семиотическая реальность
Триада исторического цикла прослеживается даже применительно к слабоформализуемой сфере художественной культуры. Дорефлективный традиционализм в качестве основной структурной единицы искусства оперировал символом. Традиционная народная символика восходила к магической практике. Ее дешифровка составляла ритуал эзотерического посвящения. Посредством символизма закреплялось действие традиций. Уместно было говорить об особом семиотическом типе мышления домодернистского человека.
Однако разрыв семиотической и онтологической реальностей привел в социальном плане к противостоянию корпорации посвященных – истолкователей и широких профанных слоев населения. Реформация явилась историческим протестом не только против института Церкви, как таковой, а против самого принципа эзотерики. Утверждение протестантизма ознаменовало начало процесса культурного омассовления.[530]
Первым этапом модернизационной трансформации в искусстве явилось доминирование принципа реалистичности. Эксплицитная сложность семиотических конструкций упраздняется. Формируется новый тип мышления, выстраиваемый в соответствии с критерием рациональности. Рациональность, впрочем, замещается в дальнейшем рассудочностью, а реалистичность утилитарностью.
Выдвинув парадигму омассовления модернизм приводит культуру к тупику сенситивности. Биологический инстинктивизм и интеллектуальная редукция стали отличительными чертами массовой культуры. Высокая культура оказалась под угрозой полного уничтожения.
Контрреакцией на восстание масс явилось зарождение ряда художественных направлений, содержательно ориентированных на восстановление значения символа в своем прежнем структурообразующем качестве. О том, что может представлять собой синергийная стадия развития культуры свидетельствует исторически прерванный эксперимент русского культурного ренессанса начала XX в.[531]. Специфика протекания социальных процессов обусловила отказ от него в пользу очередной из версий реалистичности («социалистический реализм»).
Определенную терминологическую путаницу вносит понятие модерна, распространяемого на многие контрмодернизационные течения в искусстве. Сложился парадокс расхождения искусствоведческой и обществоведческой трактовок модерна[532]. Между тем в предлагаемой схеме в качестве определяющего признака наступления новой стадии в развитии художественной культуры рассматривается ее неоэлитаризация. Элитарность в данном случае может быть достигнута посредством интелектуализации культурного продукта, связанной с ее семиотизацией. При этом зачастую используются конструкты различного рода симулякров. В противоположность реалистичности нового времени выдвигается парадигма виртуализации бытия. Одним из сценарных последствий парадигмальной инверсии является выстраивание нового семиотического пространства.