Законодательные органы государственной власти субъектов Федерации
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Федерации является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти субъекта Российской 220 Федерации, избираемым населением соответствующего субъекта. Все основные ?ы организации деятельности законодательных (представительных) органов субъектов Федерации регламентированы в их конституциях, уставах и законах.
Наименование органа представительной власти и количество депутатов (представителей), включая работающих на штатной оплачиваемой основе, определяются органами государственной власти республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа самостоятельно с учетом исторических, национальных и других условий и традиций. Например, областная Дума (Саратовская, Воронежская, Московская, Костромская области и т.д.), Народное Собрание (Республика Дагестан, Карачаево-Черкесия, Ингушетия), Законодательное Собрание (Алтайский край, Иркутская, Кемеровская, Нижегородская области и т.д.), Народный Хурал (Республика Бурятия и Калмыкия), Законодательный султан (Эвенкийский автономный округ) и др.
В основном парламенты субъектов Федерации однопалатные, состоят не более чем из 50 депутатов. Они избираются на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком не более чем на 5 лет.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта является правомочным, если в его состав избрано не менее двух третей от установленного числа депутатов.
Порядок работы законодательных (представительных) органов субъектов Федерации определяется их регламентом. Обычно они избирают из своего состава Председателя и его заместителей, которые руководят работой этого органа.
Органы представительной власти субъектов Федерации являются постоянно Действующими, хотя и работают в сессионном порядке. Для предварительного рассмотрения и подготовки ?ов, относящихся к ведению этих органов, из числа депутатов создаются постоянные и временные комиссии (комитеты).
Можно выделить следующие основные направления деятельности законодательного (представительного) органа субъекта Федерации:
принятие конституции (устава) субъекта и поправок к ним;
осуществление законодательного регулирования по предметам ведения субъекта Федерации и предметам совместного ведения РФ и ее субъектов в пределах полномочий субъекта РФ;
иные полномочия, установленные российской Конституцией и законодательством.
Обязательным является принятие законов субъектов Федерации по таким важным ?ам, как: бюджет; основы организации и деятельности законодательного органа государственной власти; порядок проведения референдума и выборов в законодательный орган субъекта Федерации, а также выборов высшего должностного лица субъекта; порядок деятельности органов местного самоуправления и процедура их избрания; программы социально-экономического развития субъекта; налоги и сборы; порядок управления и распоряжения собственностью субъекта Федерации; административно-территориальное устройство субъекта и порядок его изменения; схема управления и структура высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации. По иным ?ам данный законодательный орган принимает постановления. В 1995—1999 гг. законодательные органы большинства субъектов Федерации издали от 150 до 200 законов.
Правом законодательной инициативы в законодательном органе субъекта обладают депутаты, высшее должностное лицо члена Федерации, представительные органы местного самоуправления. Кроме того, такое право может быть предоставлено иным органам, общественным объединениям, а также гражданам, проживающим на территории данного субъекта Федерации, в соот с его Конституцией (Уставом).
Проект закона субъекта Федерации рассматривается законодательным органом субъекта Федерации не менее чем в двух чтениях. Законы субъекта Федерации принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов, а Конституция (устав) субъекта Федерации, поправки к ним — большинством не менее двух третей голосов.
Принятый законодательным органом закон направляется для обнародования высшему должностному лицу субъекта Федерации, который обязан его либо подписать, либо отклонить в срок, который не должен превышать четырнадцати календарных дней с момента поступления закона. В случае отклонения закона высшим должностным лицом субъекта («наложения вето») депутаты большинством не менее двух третей голосов могут преодолеть данное решение. Затем высшее должностное лицо субъекта Федерации обязано подписать и обнародовать региональный закон.
Особую роль в деятельности законодательного органа государственной власти субъекта Федерации играют контрольные функции, заключающиеся в проверке соблюдения и исполнения принятых им законов, исполнением бюджета и соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.
Законодательный орган государственной власти субъекта исполняет свои полномочия в течение всего срока, на который он избирается, однако федеральный закон специально предусматривает случаи досрочного прекращения полномочий этого законодательного органа. В случае досрочного прекращения полномочий законодательного органа субъекта Федерации назначаются внеочередные выборы, которые проводятся не позднее чем через шесть месяцев со дня вступления в силу решения о досрочном прекращении полномочий.