Место России в мировом сообществе

В XXI веке проблема будущего России, и ее места в мировом сообществе приобретает особую актуальность.

Россия – уникальная евразийская цивилизация, центр устойчивости и неустойчивости геополитического, глобального развития человеческой цивилизации. Своеобразный путь развития России обусловлен особенностями общества, где на единой территории происходит соединение Запада и Востока. Становление российского государства на евразийском континенте защитило Европу от “этнических войн” с Востока, обеспечило стабильность ее этногенеза в последнем тысячелетии. Именно “сильная” Россия вместе со сформировавшимся на ее территории суперэтносом стабилизировала “глобальный мир” с позиций взаимоотношений Восток – Запад. Необходимость военного могущества России, ее евразийская масштабность, сложившиеся духовно-культурные основания русского народа как основного “скрепа” российского суперэтноса, уникальный опыт взаимодействия более 100 народов и национальностей обусловлены исторически, определяют Россию как уникальную евразийскую цивилизацию общинного типа с доминантой ценностей коллективизма, соборности и державности.

Историческая миссия России – стать центром, объединяющим Восток и Запад на духовной основе, т.е. новой целостной идеологии гуманизма. В этом суть великой русской идеи, объединяющей идеи мира. Мировая идея социализма являлась разъединяющей идеей, она разорвала мир на системы капитализма и социализма, ведущих между собой бескомпромиссную идеологическую борьбу. Говоря о человеческой цивилизации, ее будущем, следует отметить, что равнодействующая прогресса человечества ведет к возникновению цивилизации глобального гуманизма. Будущее России и человечества в целом не за обществом техники, даже гуманизированной, не за обществом всеобщего потребления, а за подлинно человеческим обществом гуманизма.

В процессе становления российского гуманистического общества должна осуществляться переориентация общества с производства материальных благ на производство духовных ценностей. В новом обществе должно гармонично сочетаться духовное и материальное богатство личности и общества при приоритете, разумеется, духовного совершенствования человека.

Итак, общая мировая ситуация будет характеризоваться медленным продвижением в сторону многополярного мира. Ведущую роль по-прежнему будут играть США, Западная Европа. В Азиатско-Тихоокеанском регионе постепенно будет усиливаться роль Китая как самостоятельного полюса мировой политики, произойдет также укрепление позиций Японии и Индии.

Несмотря на возникшие трудности, по всей видимости, осуществится объединение европейских стран на основе единой конституции и Европа (или Евросоюз) превратится в самостоятельный полюс мировой политики.

Сценарии будущего России

Возрастающий интерес к будущему в эпоху современной научно-технической революции объясняется и тем, что никогда ранее человек не становился так сильно зависим от будущего. Никогда ранее перспективы развития мировой цивилизации не определялись степенью решения глобальных проблем.

В этих условиях футурологи, политологи начали разрабатывать различные теоретические модели стратегии выживания. Для современных концепций характерен поворот к всестороннему и конкретному анализу факторов мирового развития. Будущее альтернативно. Это подтверждают различные сценарии развития России в контексте мировых геополитических и геоэкономических процессов.

Сценарий № 1. Попытка интеграции в структуры Запада.

Россия может продолжать попытки интеграции в западное сообщество. Этот сценарий реалистичен только при условии утраты нашей страной национального суверенитета. Этот сценарий теоретически может быть реализован, если Западу удастся в 2012 году добиться избрания на пост Президента России, контролируемой им марионетки. Однако и в этой ситуации Россия окажется слишком большой для интеграции. По словам бывшего премьер-министра Великобритании М. Тэтчер, экономически оправданным является существование на территории России 40 млн. человек. На это потребуется не менее 50 лет. В этот период, построение либеральной экономики еще сильнее стимулирует процессы демографической деградации страны. Попытки интегрировать Россию могут быть оправданы для Запада только перспективной его конфронтации с исламским миром и Китаем. В этом случае Россия будет вовлечена в противостояние с этими геополитическими силами, прикрывая собой, как живым щитом, Западную Европу.

Сценарий № 2. Распад России.

Распад России на несколько частей активно стимулируется Западом. Одни части распавшейся России будут интегрированы в структуры Запада, другие же станут частью его санитарного кордона вокруг Китая и исламского мира. Не исключено, что при этом восточные районы страны окажутся в сфере влияния Китая и Японии, а Юг России и, возможно, Поволжье попадут под контроль исламских фундаменталистов.

Сценарий № 3. Новая «холодная война».

Сценарий конфронтации предполагает мобилизацию ресурсов с целью сорвать строительство очередного санитарного кордона вокруг России. Реализация этого сценария приведет к очередной мобилизации страны. Потребуется автаркия (самодостаточность) в экономике, подчеркнутая внутренняя дисциплина, плановая экономика, целенаправленное распределение ресурсов. Для внешнего противостояния с Западом наиболее важным было бы укрепление военного потенциала страны:

— выход из Парижского соглашения по ограничению обычных вооружений, прерывание соглашения по ограничению стратегических вооружений (ОСВ-1), отказ от ратификации ОСВ-2, денонсирование конвенции по химическому и биологическому оружию, воссоздание армии континентальных масштабов, увеличение числа ракет, оснащенных разделяющимися головными частями;

— воссоздание ракет среднего и меньшего радиуса действия (РСМД), восстановление поточного производства мобильных ракет средней дальности СС-20;

— Варшава, Будапешт, Прага и прочие столицы, переориентирующие свои военные системы на Восток, официально назовутся целями российских ядерных сил;

— интенсифицируются усилия по формированию военного блока стран СНГ, пусть и в ограниченном составе, осуществится координация действий стран, оказавшихся «за бортом» НАТО, причем не только из СНГ;

— возобновится военное сотрудничество с потенциальными конкурентами.

Негативным аспектом данного сценария является вероятность повторения судьбы СССР. Самоизоляция и сверхмобилизция могут привести к экономической деградации и перенапряжению страны. Попытка очередной перестройки после этого, вероятнее всего, приведет к реализации сценария распада страны.

Сценарий № 4. Самоизоляция.

Другим вариантом такого сценария может стать попытка самоизоляции России, подобной той, какую осуществляли Китай и Япония в ХIX веке. Этот сценарий не связан на первых порах с конфронтацией с Западом и мобилизацией страны. Но вероятным последствием его реализации будет, перманентная технологическая отсталость по отношению к другим странам, которая в конечном итоге закончится утратой суверенитета, также, как это произошло в ХIХ веке с Китаем, или же переходом к сценарию новой «холодной войны» для адекватного противодействия давлению Запада.

Сценарий № 5. Стратегический союз с Китаем.

В зарубежной литературе в качестве возможного сценария развития России иногда рассматривается вариант ее стратегической переориентации на союз с Китаем. Такого рода союз уже имел место в прошлом в 50-х годах ХХ века. Однако представляется, что реализация его и маловероятна, и бесперспективна для России. Маловероятна в силу существенного различия цивилизационных типов двух стран, бесперспективна, поскольку в этом союзе России придется играть роль младшего партнера. Кроме того, вхождение в союз с Пекином означает втягивание в конфронтацию с Западом, по мере того, как в такую конфронтацию будет втягиваться сам Китай.

Каждый из предложенных сценариев имеет финал, неприемлемый для нашей страны. Только генерация российской элиты способна разработать приемлемый сценарий и последовательно его реализовать.

Основные черты сценария должны включать следующие моменты:

Россия, обеспечив стремительную экономическую модернизацию и предложив миру привлекательный образец социально-политического устройства, закрепив за собой моральное лидерство, становится центром притяжения на пространстве бывшего СССР и в перспективе Восточной Европы.

Россия не интегрируется в Запад, а сама становится центром региональной интеграции, избегая при этом открытой конфронтации с Западом, Китаем и исламским миром.

Реальные пути их достижения требуют разработки. Ясно только одно, что первым шагом на пути реализации данного сценария должно стать предотвращение введения в России в 2008 – 2012 гг. внешнего управления и приход к власти новой политической и экономической элиты, способной обеспечить динамичную модернизацию страны.[22]

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Охарактеризуйте принципы международных отношений России.

2. Определите основные тенденции современной мировой политики России.

3. Выявите сущность внешней политики России на современном этапе.

4. Дайте определение понятия «геополитика».

5.Охарактеризуйте концепции построения геостратегии России.

6. Определите характер национальных интересов Российской Федерации.

7. Назовите глобальные проблемы современности. Каковы пути их решения?

8. Перечислите пути сохранения национальной безопасности Российской Федерации.

ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

1. Особенности современных политических процессов в России.

2. Особенности современного геополитического положения России.

3. Характер политического процесса в современной России.

4. Национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации.

5. Роль и место России в системе международных отношений.

6. Прогнозирование политического будущего России.

Тест № 21

1. Окончание «холодной войны» связывают с …

а) выводом советских войск из Афганистана

б) избранием М.С. Горбачева Президентом СССР

в) Югославским кризисом

г) событиями 11 сентября в Нью-Йорке.

2. К функциям Совета безопасности РФ не относится…

а) подготовка проектов решений по предотвращению угроз

б) выявление, анализ и оценка угроз национальной безопасности

в) разработка предложений по совершенствованию мер национальной безопасности

г) руководство органами и силами обеспечения национальной безопасности.

3. Евразийство – это…

а) политика российского самодержавия в предреволюционный период;

б) идейное движение 20-х гг. XX в. в среде русского зарубежья;

в) идеология единения Востока и Запада в рамках глобальной политики;

г) идейное течение в народничестве.

4. Одна из проблем российского либерализма на современном этапе заключается в том, что

а) Россия не прошла «школу» классической либеральной демократии;

б) власть ограничивает пропаганду либеральных идей своей цензурой;

в) нет партий, готовых пропагандировать и защищать либеральную идеологию;

г) идеи либерализма неприемлемы для России.

5. Согласно военной доктрине РФ военная политика проводится совместно (в рамках союзного государства) с …

а) Узбекистаном;

б) Белоруссией;

в) Украиной;

г) Азербайджаном.

6. К специфике СНГ как объединению государств НЕ относится право…
а) частичного участия членов в деятельности объединения
б) требовать обязательного соблюдения всех нормативных документов
в) заявлять о своей заинтересованности в том или ином вопросе
в) приостанавливать действие какого-либо соглашения в целом или его статей.


5. Национальная безопасность – это…
а) состояние защищенности важнейших интересов личности, общества, государства от внутренних и внешних угроз
б) установление добрососедских отношений со всеми государствами
в) борьба за мир во всем мире
г) создание системы международных сил сдерживания.


6. В основе геополитики лежит______________детерминизм:
а) экономический

б) географический

в) экологический

г) социальный.

7. Отношение Совета Европы к России достаточно часто характеризуется как политика…
а) «стратегического сдерживания»

б) «холодной войны»
в) «нового политического мышления»

г) «двойного стандарта».

8. Человечество для своего выживания должно предпринять следующие шаги

а) отказаться от техногенной цивилизации;

б) освоить космос;

в) возродить религиозные нормы и традиции;

г) решить глобальные проблемы.

9. Согласно аналитическим выводам в рамках теории « баланса силы », переход от биполярной модели миропорядка к многополярной озна­чает...

а) меньшую степень безопасности для большинства стран мира;

б) обеспечение большей безопасности для малых и слабых государств со стороны ядерных держав;

в) снижение угрозы распространения ядерного оружия;

г) меньшую вероятность угрозы применения силы со стороны ядерных держав.

10. В процессе становления российского гуманистического общества должна осуществляться переориентация общества с__________________________на____________________________.


ЛИТЕРАТУРА

1. Барышников Д.Н. Конфликты и мировая политика [Текст]: Учебное пособие / Д.Н. Барышников. –М.: Издательство: АСТ Восток-Запад,2008 .-384с.

2. Василенко И.А. Политические переговоры [Текст]: Учебное пособие- 2-еизд, испр., и доп. / И.А. Василенко. -М.:ИНФРА-М, 2010.- 396с.

3. Колдунова Е. В. Сравнительный анализ региональных особенностей новых угроз безопасности. [Текст]: Учебное пособие. / Е. В. Колдунова. –М.: Проспект, 2010. – 128с.

4. Кортунов С.В. Мировая политика в условиях кризиса. [Текст]: учебное пособие . / С.В. Кортунов. - М.:Аспект- Пресс, 2010.- 471с.

5. Малахов В.С. Государство в условиях глобализации [Текст]: Учебное пособие. /В.С. Малахов. –М.: Издательство: Книжный дом Университет, 2007.-256с.

6. Нартов, Н. А. Геополитика : учеб. для вузов . - Изд. 4-е, перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА: Единство, 2007.

7. Платонов Ю.П. Этнический фактор. Геополитика и психология. [Текст]. /Ю.П. Платонов. -СПб., Речь, 2002.

8. Политология: [Текст]: учебник. / Под ред. В. Н. Лавриненко.- М.: Юнити- Дана, 2007. -591с.

9. Шишелина Л.Н. Россия и Европа. [Текст]: Хрестоматия по русской геополитике./Л.Н. Шишелина. - М., Наука, 2007

ГЛОССАРИЙ

(Краткий словарь политических терминов.)

Абсентеизм(от лат. absentia — отсутствие) — уклонение избирателей от участия в голосовании.

Автономия - (гр. autos - сам, nomos - закон) - право какой-либо части государства на самостоятельное решение своих внутренних вопросов; самоуправление

Авторитаризм(от англ. authority — власть, авторитет) — тип политического режима, основанный на силе авторитета существующей власти, представляющих ее лиц.

Авторитарное мышление— мышление, ориентирующееся на силу и авторитет власти. Отличается агрессивностью, неприятием других мнений, конформизмом (приспособленчеством) по отношению к действующей политической власти.

Агора - (гр. agora) – предназначенная для публичных собраний и торговли главная площадь древнегреческих городов (полисов), расположенная в центре или около порта, окруженная храмами, портиками и городскими учреждениями. Значение слова “агора” со временем менялось: в V в. до н. э. оно обозначало повседневную социальную, политическую, религиозную и пр. активность граждан, а также место спортивных состязаний и театральных представлений; позже во многих городах (Афинах, Салониках и др.) стали выделять торговую и церемониальную агоры, где, в частности, проводились суды. Захоронение в агоре признавалось почетнейшим для гражданина.

Агрессия - любые действия, которые приносят или намерены приносить ущерб другому человеку или группе людей.

Активное избирательное право— право гражданина избирать.

Анархизм(от греч. anarchia — безначалие, безвластие) — идеология и политическое течение, исходящие из того, что отношения между людьми должны строиться на признании неограниченной свободы каждого из них. Это учение развили французский теоретик П.Ж. Прудон и русские теоретики и революционеры М.А. Бакунин и П.А. Кропоткин, выступавшие за уничтожение государства и «новый анархический строй, в котором не будет ни притеснителей, ни притесненных, ни государства, ни собственности, ни обязательного труда, ни дисциплины». Утопичность анархизма очевидна.

Антиэтатизм— политический принцип одного из течений современной социал-демократии, отрицающий необходимость использования буржуазного государства для решения социальных проблем населения той или иной страны.

Апартеид – политика, устанавливавшая социальные отношения в ЮАР между белым меньшинством и небелым большинством; она предполагала сегрегацию (расчленение общества на расовые группы при запрете на любого рода их смешение), политическую и экономическую дискриминацию небелого населения. В качестве государственного курса была санкционирована Актом по регистрации населения (1950), который распределил южноафриканцев на три категории: банту (черные африканцы), цветные (все смешанные расы) и белые; четвертая – азиаты (индусы и пакистанцы) – была добавлена позже.

Аристократия(от греч aristos — лучший и kratos - власть) — форма государственного правления, при которой власть принадлежит наиболее привилегированному аристократическому слою обще­ства.

Буржуазия- (bourgeoisie), первоначально городские жители. Однако в 17—18 вв. этот термин стал все больше ассоциироваться с определенной прослойкой горожан — купечеством, занимавшимся торговлей и использовавшим наемный труд, а также с конкретными качествами этих людей, в т. ч. с бережливостью, трудолюбием, порядочностью, приверженностью семейным ценностям, уважением к частной собственности и закону. Стремление буржуазии к прибыли и ее твердые моральные устои вызывали неприязнь со стороны землевладельцев, и она вскоре стала объектом насмешек. Левые стали использовать термин «буржуазный» в отношении своих противников, говоря о «буржуазных ценностях», «буржуазной демократии», «буржуазной общественной науке».

Бюрократия(букв, господство канцелярии; от франц. bureau — бюро, канцелярия и греч. kratos — сила, власть, господство) — форма реализации власти и управления, характеризующаяся формализмом, закрытостью принятия решений, игнорированием интересов граждан. Бюрократический слой общества (разного рода касты, элиты, группы чиновников) преследует главным образом свои корпоративные интересы.

Варшавский договор- (Warsaw Pact) (официальное название — Варшавский договор о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи). Организация Варшавского Договора создана в мае 1955 г. в ответ на перевооружение Федеративной Республики Германии и ее вступление в НАТО. Этот союз рассматривался большинством западных комментаторов как нечто большее, чем организация, призванная узаконить советское военное присутствие в Болгарии, Чехословакии, Германской Демократической Республике, Венгрии, Польше и Румынии. Договор не предполагал никаких многонациональных институтов, а его военные структуры были продолжением соответствующих структур СССР. В 1968 г. страны Варшавского договора приняли участие во вторжении в Чехословакию для свержения режима Дубчека, но в конце 1970-х гг. наметилась тенденция его распада. Все большую самостоятельность стала проявлять Польша, а Румыния, правительство которой во главе с Николае Чаушеску возражало против ввода войск в Чехословакию, фактически вышла из состава этой организации. После падения коммунистических режимов в странах Восточной Европы в 1989 г. на встрече на высшем уровне в Москве (1990) было достигнуто соглашение о роспуске Организации Варшавского договора. В 1991 г. она была фактически ликвидирована. С 1991 по 1994 г. начался постепенный вывод советских войск из Чехословакии, Венгрии, Восточной Германии и Польши.

Власть— способность одних субъектов навязывать свою волю другим, принуждать их к тем или иным действиям. Политическая власть проявляется как способность тех или иных классов, по­литических партий и т.д. принуждать с помощью политических способов и средств других социальных субъектов действовать в определенном направлении. Формы проявления политической власти — политическое господство властвующих субъектов и их политический контроль за деятельностью других субъектов.

Всеобщая Декларация прав человека— документ, в котором изложены современные представления о правах и свободах человека итребования их соблюдения. Принята Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций (ООН) 10 декабря 1948 г.

Выборы— способ формирования системы представительной власти, осуществляемый посредствам голосования.

Государство— основной институт политической системы общества, осуществляющий управление обществом, охрану прав и свободего граждан, используя для этого аппарат законодательной, исполнительной и судебной власти. Роль и значение государства проявляются в его функциях — внутренних (социальной, правовой, экономической и др.) и внешних (защите общества внешних посягательств, развитие отношений с другими

государствами).

Гражданское общество— общество, в котором осуществляется вращение «подданных» государства в свободных граждан, способных делать самостоятельный выбор — политический, идеологический и т.д. Важнейшими признаками гражданского общества являются существенные ограничения государственного вмешательства в экономическую деятельность граждан, обеспечение широкого круга их экономических, политических, культурных и других прав и свобод.

Группы интересов— объединения людей на основе общности интересов и действий в конкретной политической ситуации. Их задачи — воплощение их интересов в конкретные требования обществу и государству. (ассоциации предпринимателей, профсоюзы, союзы деятелей науки).

Декларация(от лат. declaratio — объявление, провозглашение официальное заявление рекомендательного характера.

Демократия(от греч. demos — народ и kratos — власть, сила) форма государственного правления, при которой государственная власть принадлежат всему народу, осуществляющему власть через своих представителей в высших законодательных и местных органах власти. На первый план в современной оценке демократии ставится наличие возможностей для реализации каждым человеком его гражданских прав и свобод.

Демократического социализма теория— учение современных социал-демократов об обществе демократического социализма, в котором достигается высокий уровень благосостояния каждого человека, максимальное удовлетворение его материальных и духовных потребностей и интересов и наиболее полно реализуются его гражданские права и свободы.

Естественное право— право человека, вытекающее из его естественной природы. Теория естественного права обоснована Г. Гроцием, Дж. Локком, Ж.-Ж. Руссо.

Заградительный барьер— минимальное число голосов избирателей (в процентах), которое должна набрать партия, чтобы принять участие в распределении мандатов.

Закон юридический— нормативный акт, принятый законодательной властью государства в установленном конституцией порядке. Обладает высшей юридической силой по отношению к другим правовым актом (указам президента, постановлениям правительства и т.д.)

Идеальное государство— понятие, введенное древнегреческим фи­лософом Платоном, не потерявшее актуальности в настоящее время. Речь идет о государстве, которым управляют только умные и благородные люди, наделенные такими свойствами, как «мудрость, мужественность, рассудительность и справедливость». При этом справедливость рассматривается как социально-политическое и нравственное основание идеального государства.

Идеология политическая— система теоретически обоснованных взглядов, идей, выражающих интересы и цели определенных социальных групп и направленных на сохранение или изменение существующих политических отношений.

Иерархия политическая— расположение элементов политической системы общества в порядке соподчинения низших органов высшим.

Избиратели— граждане, которые в соответствии с законом обладают правом голоса.

Избирательная кампания(1) в узком смысле — совокупность действий, предпринимаемых кандидатами или политическими партиями для достижения своих предвыборных целей; (2) в широком смысле — совокупность способов взаимодействия политических субъектов, обеспечивающих функционирование избирательной системы.

Избирательная система (1) в узком смысле — электоральная формула, т.е. способ определения результатов выборов. Выделяют три основных типа избирательных систем: мажоритарную, пропорциональную и сменную; (2) в широком смысле — система взаимодействующих политических субъектов, институтов, норн, принципов, процедур, технологий, составляющих механизм «организации и проведения выборов.

Избирательное право (1) в узком смысле — право граждан участвовать в формировании выборных институтов власти. В этом случае различают активное избирательное право и пассивное и избирательное право; (2) в широком — совокупность юридических норм, обеспечивающих и регулирующих формирование выборных институтов власти.

Избирательные цензы — особые условия, ограничивающие приобретение активного или пассивного избирательного права.

Избирательный залог — денежная сумма, вносимая на этапе выдвижения кандидатов как условие их регистрации, которая возвращается в том случае, если кандидат наберет установление процент голосов избирателей.

Избирательный корпус (или электорат) — вся совокупность избирателей страны или административно-территориальной едини

Импичмент— законодательно установленный порядок привлечения к ответственности высших должностных лиц государства за нарушение конституции, совершение преступления, аморальное поведение.

Институт политический— исторически сложившийся, устойчивый, тип политических отношений и взаи­модействий, порождающий соответствующие учреждения и ор­ганизации и призванный способствовать сохранению целостно­сти общества. Для политических институтов характерны: четкое распределение функций, прав и обязанностей участников поли­тического процесса; профессионализация выполняемых полити­ческих функций; достаточно жесткий тип регламентации пове­дения в политической сфере. К политическим институтам отно­сят: государство в целом и его органы (парламент, правительст­во, суд), политические партии, избиратель­ные системы.

Конвенция— международное соглашение, имеющее обязательную силу для государств, которые его подписали.

Консенсус политический— принцип единогласия в достижении по­литических соглашений и принятии решений.

Консерватизм (от лат. conservo — охраняю, сохраняю) — идеология и политическое течение, направленные на сохранение сущест­вующего общественного строя, противостоящее изменениям в обществе. Существуют разные проявления политического кон­серватизма. Так последователи французского теоретика консер­ватизма Ж. де Местра отличаются неприятием всего нового и прогрессивного. Сторонники же английского теоретика Э. Бёрка исходили из более гибкой формы консерватизма, выражен­ной в лозунге «изменится, что бы сохранить». Ими принимается то новое, что не разрушает сложившегося уклада общественной жизни.

Конституция(от лат. constitutio — устройство) — основной закон государства, определяющий общественное и государственное устройство в стране, порядок и принципы образования предста­вительных органов власти, действие избирательной системы, права и обязанности граждан.

Конфликт политический— столкновение субъектов политической деятельности по поводу завоевания или перераспределения вла­сти, изменения их политического статуса и признания защи­щаемых ими систем ценностей.

Конфликт цивилизаций— концепция американского политолога С. Хантингтона. Ее основное содержание сводится к утверждению о том, что в современном мире соперничество супердержав ус­тупает место столкновению цивилизаций (условно выделяются западная, исламская, индуистская, африканская, японская и другие цивилизации). Не случайно конфигурация зон повы­шенной конфликтности ныне совпадает с ареалами распростра­нения различных культур. Различия в основополагающих цен­ностях, практике социальных связей, религиозных убеждениях, менталитете народов оказываются более прочными и глубоки­ми, нежели общемировые тенденции глобализации и универса­лизации. Поэтому именно в культурно-цивилизационных разли­чиях С. Хантингтон предлагает видеть главную доминанту поли­тических конфликтов ближайшего будущего.

Коррупция(от лат. corruptio — подкуп) — использование должност­ным лицом, в том числе государственным служащим, своих прав и полномочий с целью личного обогащения.

Конформизм политический(от лат. conformis — подобный, сообраз­ный) — приспособленчество к той или иной политической си­туации, деятельности политических институтов, господствующим политическим мнениям, идеями, политическая бесприн­ципность.

Культура политическая— исторически сложившаяся система поли­тических знаний и убеждений, норм и ценностей, воплощаю­щихся в политической деятельности и поведении людей, в практике функционирования политических институтов.

Laissez faire— принцип либерализма, означающий полную свободу экономической деятельности и рыночной конкуренции пред­принимателей, невмешательство государства в их деятельность и в экономику вообще.

Либерализм(от лат. liberalis — касающийся свободы) — идеология и политическое течение, провозглашающие свободу личности как основу функционирования гражданского общества и государст­ва. Основоположник буржуазного либерализма английский мыслитель Дж. Локк провозгласил в свое время: «Свобода явля­ется основой всего остального». Этому следуют и современные либералы. В современном либерализме проявляются две основ­ные тенденции. Одна из них исходит из идей полностью сво­бодного рынка и невмешательства государства в развитие эко­номики. Другая допускает ограниченное вмешательство госу­дарства в, социально-экономические процессы в целях достиже­ния большей социальной справедливости.

Лидер(от лат. leader — ведущий) — авторитетный член организа­ции, социальной группы, общества; личное влияние на других людей позволяет ему направлять их деятельность в то или иное русло и тем самым играть существенную роль в социальных процессах, в том числе политических (политический лидер).

Лоббизм(от англ. lobby — кулуары) — воздействие групп интересов на властные структуры с целью принятия какого-либо законо­проекта или иного политического решения, выгодного опреде­ленной группе. В арсенале современных лоббистов такие сред­ства, как спонсорская помощь, поддержка избирательных кам­паний, создание различных фондов содействия, продвижение нужных лиц на ответственные должности в системе законода­тельной и исполнительной власти, воздействие на общественное мнение через СМИ, активное участие в престижных мероприя­тиях и прочее.

Марксизм— идеология и политическое течение, названные по име­ни его основателя немецкого мыслителя и революционера К. Маркса. Характеризует политику как систему отношений различных субъектов, прежде всего классов, политических партий, государств и т.д.

Монархия (от греч. monarchus) — единоличный глава государства, форма государственного правления, при которой власть надлежит единоличному правителю. Различают неограниченную (абсолютную) монархию, при которой власть монарха ничем на никаким государственным органом не ограничена, и ограниченную, конституционную), при которой власть монарха (короля) ограничена действующей конституцией и действующим на ее основе парламентом.

Модернизация политическая— трансформация политической мы в процессе перехода от традиционного к современному обществу. Для нее характерны следующие тенденции: усиление государственной власти на общенациональном уровне; растущая дифференциация и специализация институтов; расширение политического участия ослабление традиционных политических элит; формирование политической культуры.

Общественныйдоговор — договор живущих в данной стране по поводу характера и пределов власти государства и мер борьбы его граждан. Различные трактовки общественного договора содержатся в трудах англ. мыслителей Т. Гоббса, Д. Локка, фр. мыслителя Ж.-Ж. Руссо и др. Объекты политики — различные стороны общественной жизни, группы, отдельные личности, на которые направлена деятельность субъектов политики.

Отношения политические— отношения социальных групп и инди­видов по поводу завоевания и использования политической, главным образом государственной, власти, а также политиче­ских прав и свобод.

Парламент(от франц. parler — говорить) — высший представитель­ный орган власти в буржуазных государствах. Впервые был об­разован в Англии в XIII в. как орган сословного представитель­ства. В России аналогом буржуазного парламента является Государственная Дума.

Партийная система— система политических, идеологических и дру­гих отношений между политическими партиями.

Пассивное избирательное право— право гражданина избираться в те или иные выборные органы.

Позиционирование в политической кампании— выявление тех групп граждан, на которые в дальнейшем будет оказываться воздейст­вие, и определение параметров, которыми будет обладать пред­лагаемый этим группам образ политика (политической партии).

Политика— область общественной жизни, содержанием которой выступают сложившиеся политические отношения субъектов по поводу политической власти, осуществления политических прав и свобод.

Политическая гармония— гармоничное сочетание интересов субъ­ектов политической деятельности и складывающихся между ними политических отношений.

Политическая деятельность— деятельность, направленная на дос­тижение политической власти, реализацию политических прав и свобод.

Политическая жизнь общества— одна из составляющих обществен­ной жизни, существующая наряду с экономической, духовной и т.д. Ее содержание проявляется в многообразных взаимоотно­шениях субъектов политической деятельности, смысл которых состоит в обеспечении упорядоченности, организованности всех сторон жизни общества. На это направлена, в частности, эко­номическая, национальная, социальная политика государства, его политика в области духовной жизни общества и т.д.

Политическая олигархия(от феч. oligoi — немногие) — власть не­большой группы богатых и влиятельных в обществе людей.

Политическая партия— группа людей, объединенная общими поли­тическими интересами и политической идеологией, организо­ванная для борьбы за государственную власть. Чаще всего политические партии выражают интересы тех или иных классов, держатся во многом за их счет и используют свое политически влияние в их целях.

Политическая потребность— побуждение людей (отдельных лично- стей, социальных групп) к политической деятельности.

Политическая система общества— система взаимодействующих между собой политических институтов, важнейшим из которых является государство.

Политическая социализация личности— процесс активного усвоения и воспроизводства личностью политического опыта, норм, ценностей и установок политической деятельности и политических отношений.

Политическая социометрия— направление в современной политологии, основанное на применении экспериментального логического метода в изучении политического явлений. Исследуются психические свойства людей, преимущественно в небольших коллективах («малых группах»).

Политический компромисс- соглашение между субъектами по той или иной политической проблеме, основанное на взаимных уступках.

Политический маркетинг —система целенаправленного воздействия на сознание и поведение людей, основанная на изучении рынка с целью обеспечения поддержки граждан.

Политический прагматизм (от греч. pragmatos — дело, действие) политическое мышление и деятельность, направленные исключительно на получение политической выгоды в ближайшей в отдаленной перспективе.

Политический процесс— ход развития политических явлений; совокупность действий субъектов по осуществлению своих функций, влияющих на функционирование, изменение и развитие политической жизни общества и его политической системы.

Политический режим— совокупность методов и средств осуществления государством своих властных полномочий. Выделяют демократический, авторитарный и тоталитарный политические режимы.

Политический утилитаризм(от лат. utilitas — польза) — система взглядов, согласно которым политика государства должна быть направлена на достижение пользы для его граждан. Основопо­ложник утилитаризма английский мыслитель И. Бентам считал, что целью государственного зако­нодательства является достижение всеобщего блага, с которым связано благо отдельных людей.

Политическое лидерство— постоянное и легитимное влияние лич­ности, занимающей властные позиции, на группу, организацию, общество в целом.

Политическое равенство— равенство условий реализации политиче­ских прав и свобод представителями различных классов, наций, других социальных групп.

Права человека— совокупность гражданских прав и свобод челове­ка (экономических, политических и др.), гарантированных и защищаемых государством и современным международным со­обществом.

Право— совокупность установленных государством общеобяза­тельных правовых норм, регулирующих правовые отношения людей.

Правовое государство— государство, в котором обеспечено верхо­венство закона по отношению не только к гражданам, но и к самому государству.

Правовое равенство— равенство всех граждан государства перед действующими в нем законами.

Представительство(делегирование) — организационный принцип политической жизни в демократическом обществе, заключаю­щийся в передаче субъектами — классами, пар­тиями, всем народом — своих политических прав представите­лям выборных органов (парламента, Совета). В условиях недемократических режимов действуют политические структуры непредставительного характера.

Психология политическая— совокупность политических чувств, на­строений, возникающих у различных социальных групп на ос­нове общих политических потребностей и интересов. Характе­ризуется спонтанным, малоконтролируемым процессом форми­рования, взаимоналожением рациональных и иррациональных компонентов, противоречивостью, выполнением в основном приспособительной и мотивирующей функций.

Разделение властей— распределение власти между органами госу­дарства, занимающимися законодательной, исполнительной и судебной деятельностью. Отсюда понятия законодательной, исполнительной и судебной власти. Основоположники - английский философ Дж. Локк и французский философ Ш.Л. Монтескье.

Ратификация — утверждение высшим органом государственной

власти международного договора. Ратификация придает этому до­говору юридическую силу.

Республика (от лат. respublica, общественное дело) — форм государственного правления, при которой государственная власть принадлежит выборному представительному органу - парламенту, президенту и т.д.

Свобода — способность человека, социальной группы, общественной организации действовать в соответствии со своим интересами и целями, опираясь на понимание объективной необходимости. Политическая свобода людей -это свобода их политической деятельности, опирающаяся на со­ответствующие политические права.

Сегментирование— процедура в политических исследованиях, включающаяся в делении целого на части (сегменты) и выделении тех из них, которые собираются подвергнуть изучению, ча­ще всего сравнительному анализу. В качестве такого целого мо­жет выступать, например, демократия как форма государственного правления, либо политическая власть и т.д. Из этого можно выделить отдельные сегменты, в том числе существующие в разных странах способы демократического правления и осуществить их сравнительный анализ.

Сознание политическое — особая форма общественного сознания, в которой воспроизводится в идеальном плане политическая реальность (политические отношения, институты, в целом поли­тические процессы), а также осуществляется ее истолкование и оценка.

Социал-демократия— политическое течение, возникшее в Европе в конце XIX в. и весьма влиятельное в настоящее время. Полити­ка современных социал-демократов осуществляется в соответст­вии с их теорией и идеологией демократического социализма. На первый план в оценке демократии ставится достижение подлинной свободы личности в обществе, соблюдение полити­ческих и других прав каждого человека. Для социал-демократов основной способ социальных преобразований не революция, а реформы.

Социальное государство— государство, основной целью которого является решение социальных проблем, прежде всего роста ма­териального благосостояния своих граждан, охраны их здоровья, их духовного развития, получения каждым человеком необхо­димого образования, диктуемого требованиями времени. Ос­новной девиз социального государства — соблюдение во всем социальной справедливости, осуществление каждым гражданином своего права на труд и на его достойное вознаграж­дение, справедливое распределение имею­щихся в обществе материальных и духовных благ.

Социальное равенство- равенство социальных условий существо­вания имеющихся в обществе классов, других социальных групп и личностей.

Сравнительная, или компаративистская(от франц. comparativus — сравнительный), политология— широко распространенная в на­стоящее время политология, использующая в качестве основно­го сравнительный метод в анализе политических явлений. Сопоставляются отдельные политические явления с целью обна­ружения их сходства и различий. На основе выявленного сход­ства делается вывод, например, о социальной однородности ис­следуемых явлений, более или менее аналогичном их содержа­нии, общей направленности их развития и т.д. В этом случае известные данные об одних из сравниваемых явлений могут быть использованы для изучения других. Выявленные же в ходе сравнительного анализа различия политических явлений помо­гают глубже понять их специфику, уникальность.

Субкультура политическая— совокупность ценностей, норм и об­разцов политического поведения, присущих какой-либо соци­альной группе и отличающихся от доминирующих стандартов общей политической культуры. Выделяют классовые, этниче­ские, региональные, религиозные, поколенческие, элитарные и другие субкультуры.

Субъекты политики— носители политической деятельности, на­правленной на объект политики. К субъектам политики отно­сятся: отдельные граждане, в том числе политические лидеры, политические партии, классы, этнические группы, политиче­ские элиты, народы, государство, другие политические институ­ты.

Суверенитет государственный(от франц. souverainete — верховная власть) — независимость государства во внешних и верховенст­во во внутренних делах страны. Отсюда понятие «внешний» и «внутренний» суверенитет в осуществлении политики государ­ства.

Суверенитет народный— данное понятие, впервые обоснованное французским просветителем Ж.-Ж. Руссо, означает, что источ­ником государственной власти является народ. Народный суве­ренитет означает полноту народовластия и проявляется как вер­ховная власть народного государства.

Теория насилия— теория, утверждающая, что в развитии любого
общества господствует насилие одних социальных групп над
другими. В результате более могущественные из них устанавливают угодный им «правовой и государственный порядок». Идеи
свободы и социального равенства толкуются как несуществен­ные, а право характеризуется как «упорядоченное неравенство».
Основоположник этой теории - австрийский мыслитель (XIX-
нач. XX в. Л. Гумплович.

Участие политическое— непрофессиональная политическая дея­тельность рядовых граждан. Обычные формы политического участия: голосование на выборах и референдумах, членство в политических партиях и движениях, добровольная помощь в проведении избирательных кампаний, участие в политических митингах и демонстрациях.

Формы государственного устройства— унитарная, федеративная, конфедеративная. В унитарном (от лат. unitas — единство) госу­дарстве в отличие от федеративного нет федеративных единиц (субъектов федерации — республик, штатов, земель и др.). Дей­ствуют общая для всего государства конституция, законодатель­ство, высшие органы власти. Территория государства делится на административные единицы (области, районы и т.д.). Федера­тивное государство (от лат. foederatio — союз, объединение) — это союз относительно самостоятельных государств. Помимо общих конституции, законодательства и высших органов госу­дарства каждый член федерации имеет свои конституцию, зако­ны и высшие органы власти, действующие в данной республи­ке, штате и т.д. Конфедеративное государство — это государственное образование, в котором входящие в конфе­деративный союз государства полностью сохраняют свою неза­висимость, имеют собственные органы власти. Общие органы конфедерации создаются с целью координации действий входя­щих в нее государств в определенных целях, прежде всего в целях военного либо внешнеполитического сотрудничества.

Ценности политические— то, что имеет значение для проявления политической активности людей, для удовлетворения их поли­тических потребностей и реализации их политических интере­сов (политические свободы и права граждан, демократия, правовое государство и т.д.).

Этатизм(от франц. etat — государство) — направление политиче­ской мысли, характеризующее государство как наиболее значи­мый и влиятельный социально-политический институт, играю­щий решающую роль в развитии общества. Сторонников такого подхода называют этатистами, их противников — антиэта­тистами.

Электорат— см. Избирательный корпус.

Элита (от франц. elite — лучшее, отборное) — совокупность наибо­лее видных личностей, та или иная группа общества, оказы­вающая значительное влияние на развитие различных областей общественной жизни. Выделяют политические элиты, элиты в области науки и культуры и т.д.

[1] Сорокин П. Система социологии. - М.: Астрель, 2008. -С. 57.

[2] Смелзер Н. Социология./ Пер. с англ. ред. В. А. Ядов. - М.: Феникс, 1994.- С.12.

[3] Дюркгейм Э.Теоретическая социология: Антология: В 2 ч. / Пер. с англ., фр., нем.,. Сост. и общ. ред. С. П. Баньковской. — М.: Книж­ный дом «Университет», 2002. — Ч. 1. –C.10.

[4] Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. -М.: Академкнига, Добросвет, 2003.-С.70.

[5] Зиммель Г.Социальная дифференциация. - М.: Юрист, 2005.- С. 11.

[6] Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. -М.: Академкнига, Добросвет, 2003.-С.30.

[7] Гозман О., Жаворонкова А., Рубальская А. Путеводитель по MBA в России и за рубежом. — М.: Begin Group, 2004. — С. 47.

[8] Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд/Пер. с фр. с сокр. Под ред. В. А. Базарова.-М.: Мысль, 1994. -399 с.

[9] Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. - М.: Норма, 2005. -С. 20.

[10] Осипов Г.В. Социология. Основы общей теории. Учебник для вузов / Отв.ред. Г.В. Осипов, - М.: Норма, 2003 - С. 23.

[11] Гидденс Э.Социология. Курс лекций. Пер. с анг.- М.: Зима, 2003, т. 1, вып. 1.-С.67.

[12] Гернет М.Н. Избранные произведения. - М.: Юридическая литература, 1994.-С.132.

[13] Габиани А.А. Кто такие наркоманы? // Социологические исследования 1992, -№ 2.-С.83.

[14] Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии. 1996. № 4. -С. 18.

[15]Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности. -М., 1996. -С. 166.

[16] Политологический словарь.- М.: Луч. 1994. – С.168.

[17] Пугачев В.П. Введение в политологию. - М.: Аспект-пресс, 2000. -С. 275.

[18]Биккенин Н.Б. Политическое сознание // Общественное сознание и его формы. - М.: Политиздат, 1996.- С. 73.

[19] Анохин М.Г. Политические технологии // Вестник Российского университета дружбы народов. - Сер.: Политология. - 2008. - № 2 - С. 101-104.

[20] Неклесса А.И. Постсовременный мир в новой системе координат//Глобальное сообщество: новая система координат (подходы к проблеме).- СПб., 2000. -С. 78.

[21]Сорокин К.Э. Геополитика России в "Ближнем" и "Среднем" зарубежье: праксиологический аспект. // Полис., 1995,- № 3. - С. 23-39.

[22] Уткин А.И.Россия и современный мировой порядок./Конспект лекций. – М., 2005.

Наши рекомендации