Арбитраж и судебные органы
В отличие от средств разрешения международных споров, описанных в предыдущем разделе, рассмотрение спора в международных арбитражных и судебных органах:
· опирается на нормативные источники;
· вынесенное решение носит обязательный характер.
Международный арбитраж, разбирающий спор между государствами, может создаваться специально для конкретного спора (ad hoc) или функционировать постоянно. Арбитраж состоит из арбитров, назначенных сторонами, и согласованного ими суперарбитра. Иногда суперарбитра может назначать третья сторона, не участвующая в споре.
Постоянная палата третейского суда, расположенная в Гааге (Нидерланды), состоит из арбитров, назначенных государствами-участниками, и административных органов. Из числа этих арбитров формируется арбитраж для конкретного спора.
Международный Суд ООН состоит из 15 судей, представляющих основые правовые системы мира, и избираемых Советом Безопасности и Генеральной АссамблеейООН. Споры передаются на рассмотрение Международного Суда по соглашению сторон. Международный Суд рассматривает споры только между государствами.
Международный трибунал ООН по морскому праву, начавший работу в 1996 году, рассматривает споры между государствами, а также Трибуналу подсудны споры с участием Международного органа по морскому дну, юридических и физических лиц государств-участников Конвенции, осуществляющих деятельность в международном районе морского дна, и государств-участников других соглашений, касающихся вопросов, охватываемых Конвенцией по морскому праву.
Существуют региональные международные судебные органы, например, Европейский суд по правам человека[10], Межамериканский суд по правам человека,Экономический Суд Содружества Независимых Государств, Суд ЕС, Верховный Суд Африканского Союза, а также специализированные суды для особых категорий международных споров, например, для разрешения споров в области борьбы с загрязнением, споров в системе ГАТТ/ВТО, инвестиционных споров и т.д. Число международных судебных учреждений значительно увеличилось за последние 30 лет.
Международные организации
Международные организации – важнейший инструмент решения международных споров. Особое место в этом занимают главные органы ООН – Совет Безопасности иГенеральная Ассамблея.
Любой член ООН может довести до сведения Совета Безопасности или Генеральной Ассамблеи о любом споре, продолжение которого могло бы угрожать поддержанию международного мира и безопасности. Нечлены ООН могут сообщать Генеральной Ассамблее и Совету Безопасности о споре, в котором они являются стороной, если они примут на себя обязательство разрешать спор мирными средствами [11].
Совет Безопасности уполномочивается расследовать любой спор или любую ситуацию, которая может привести к международным трениям или вызвать спор, для определения того, не может ли продолжение этого спора или ситуации угрожать поддержанию международного мира и безопасности[12].
СБ может рекомендовать любые способы мирного разрешения споров, указанные с Уставе или рекомендовать условия разрешения спора, какие найдет подходящими.
На основании Устава ООН решения Совета Безопасности являются обязательными для выполнения участниками спора и другими членами Организации[13].
Генеральная Ассамблея ООН может обсуждать любую ситуацию независимо от ее происхождения, которая, по мнению Ассамблеи, может нарушить общее благополучие или дружественные отношения между нациями, и рекомендовать меры для ее мирного улаживания[14]. Решения Генеральной Ассамблеи являются рекомендательными. Генеральная Ассамблея может обращать внимание Совета Безопасности на любую ситуацию или международный спор.
Специализированные учреждения ООН содержат в своих учредительных актах положения о порядке разрешения споров, касающихся толкования их учредительных актов. Спор, не решенный в порядке переговоров, может передаваться на рассмотрение главного органа организации[15].
44.Нормы, регулирующие деятельность представителей государств, сложились в глубокой древности. Еще в Законах Ману были закреплены ранги дипломатов, нормы о неприкосновенности послов. В Византии были разработаны правила
посольского церемониала.
В большинстве учебников комплекс норм, регламентирующих официальные связи и отношения между государствами, традиционно называют дипломатическим и консульским правом. Дипломатическое право возникло и развивалось как право посольское.
Основу данной отрасли составляют нормы дипломатического и консульского права. В нее включаются также нормы, регулирующие статус и деятельность представительств государств при международных организациях, специальных миссий, международных конференций.
Право внешних сношений – это совокупность международно-правовых норм, регламентирующих структуру, порядок формирования и деятельности, функции и юридический статус органов государства, обеспечивающих представительство в сфере межгосударственного общения.
Основными источниками права внешних сношений являются договори обычай.Отметим, что длительное время дипломатические отношения регулировались обычаями. Первым соглашением явился Венский протокол 1815 г. о рангах дипломатических представителей, который впоследствии был дополнен Аахенским протоколом 1818 г.
В настоящее время отрасль кодифицирована. В числе кодифицированных актов Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г., Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г., Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г. Конвенция ООН о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций 1946 г., Конвенция ООН о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений ООН 1947 г.
Особую группу составляют соглашения между организацией и государством,на территории которого организация имеет свою штаб-квартиру. Например, Соглашение о штаб-квартире ООН 1947 г. предусматривает иммунитет от юрисдикции США (изъятие из-под национального законодательства) и судопроизводства (неподсудность споров с участием ООН национальным судам США).
Большое значение для правового регулирования как косвенный источник имеют внутригосударственные нормативно-правовые акты. Национальным законодательством регламентируются правовое положение и порядок деятельности органов внешних сношений. В числе внутренних актов отраслевые законы и большое количество подзаконных актов: Положение о Министерстве иностранных дел РФ, Положение о Посольстве РФ, Положение о Консульском учреждении РФ, Положение о Постоянном представительстве РФ при международной организации, Положение о Торговом представительстве РФ в иностранном государстве и др.
45. Органы внешних сношений –действующие на территории страны и за ее пределами органы, представляющие государство в его официальных отношениях с другими государствами и иными субъектами международного права и обеспечивающие выполнение его внешнеполитических целей, защиту прав и законных интересов государства и его организаций и граждан, находящихся за рубежом.
Все органы внешних сношений можно разделить на внутригосударственныеи зарубежные.Внутригосударственные органы подразделяются на органы общей или специальной компетенции.
В числе органов общей компетенцииглава государства, высший представительный орган (парламент) и правительство.
В Российской Федерации это Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ.
Президент РФопределяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Как глава государства Президент РФ представляет ex officio Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях. Согласно ст. 86 Конституции РФ Президент: а) осуществляет руководство внешней политикой РФ; б) ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ; в) подписывает ратификационные грамоты; г) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей. Он назначает и отзывает дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях (ст. 83 Конституции РФ).
Президент решает вопросы гражданства и предоставления политического убежища (ст. 86 Конституции РФ).
Федеральное Собраниекак представительный и законодательный орган Российской Федерации принимает законы, в том числе по вопросам международных отношений, ратификации и денонсации международных договоров РФ, статуса и защиты Государственной границы РФ, войны и мира. Совет Федерации решает вопрос о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами ее территории.
Правительство РФсогласно Конституции РФ и ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» осуществляет меры по обеспечению реализации внешней политики РФ, организует меры по исполнению международных договоров (ст. 4 Закона).
Правительство РФ разрабатывает и реализует государственную политику в сфере международного экономического, финансового, инвестиционного сотрудничества (ст. 14 Закона).
К компетенции Правительства РФ относятся утверждение, принятие международных договоров по вопросам, относящимся к его ведению (ст. 21 Закона). От имени Правительства РФ подготавливаются и заключаются межправительственные договоры, ведет переговоры и подписывает такие договоры Председатель Правительства РФ. Согласно ст. 21 ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» Правительство обеспечивает представительство РФ в иностранных государствах и международных организациях, осуществляет регулирование и государственный контроль в сфере внешнеэкономической деятельности, в сфере международного научно-технического и культурного сотрудничества, защищает граждан России за пределами ее территории.
Органом специальной компетенцииявляется МИД РФ, а также ряд федеральных министерств и ведомств.
Министерство иностранных дел РФсогласно Положению о МИД РФ осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и в сфере международных отношений Российской Федерации. В числе его задач – разработка общей стратегии внешней политики РФ и представление предложений Президенту; реализация внешнеполитического курса РФ; обеспечение дипломатических и консульских отношений России с иностранными государствами; защита прав, свобод и интересов граждан и юридических лиц РФ за рубежом.
МИД России осуществляет свою деятельность непосредственно и через дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, представительства Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях.
Отраслевые министерства и ведомства тоже выполняют внешние функции в установленной сфере деятельности. Например, Федеральное агентство по образованию взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в том числе, осуществляет оформление в установленном порядке соответствующих документов для выезда за границу обучающихся, воспитанников и работников сферы образования (п. 5 Положения о Федеральном агентстве по образованию).
В своей деятельности Федеральное агентство по образованию руководствуетсяКонституцией РФ, федеральным законодательством и международными договорами РФ(п. 3 Положения о Федеральном агентстве по образованию). Норма аналогичного содержания закреплена в Положении о министерстве транспорта РФ. Министерство транспорта РФ в установленномпорядке организует проведение переговоров и заключение международных договоровв установленной сфере деятельности (п.1 Положения).
46. Консульское право — совокупность принципов и норм (как внутреннего законодательства государства, так и международного права), регулирующих деятельностьконсулов. Каждое государство определяет объём функций своих консульских представителей с учётом законодательства страны пребывания.
Главным источником консульского права являются заключаемые отдельными государствами многочисленные консульские конвенции, определяющие правовое положение консулов, и основные правила осуществления ими своих функций.
Положения, регулирующие деятельность консулов, имеются в договорах о торговле и мореплавании, об оказании правовой помощи, о социальном обеспечении и др.
В XX веке было заключено несколько многосторонних конвенций, являющихся как быкодификацией договорной практики различных государств по консульским вопросам (например, Каракасская конвенция о консульских функциях 1911, Гаагская конвенция о консульских чиновниках 1928).
"Кодексом" консульского права является многосторонняя Венская конвенция 1963 о консульских сношениях, определяющая привилегии, иммунитеты и основные функции штатных консулов, а также правовое положение нештатных консулов.
Деятельность советских консулов за границей регулируется советским законодательством и заключёнными СССР конвенциями по консульским вопросам.
Действующее законодательство по вопросам Консульского права включает правила, определяющие положение иностранных консулов в СССР (Положение о дипломатических и консульских представительствах иностранных государств на территории СССР от 23 мая 1966 (вторая часть), Основы гражданского судопроизводства СССР и союзных республик 1961, Указ Президиума Верховного Совета СССР о местных налогах и сборах от 10 апреля 1942 и т. д.).
Основным законодательным актом, определяющим правовое положение и функции советских консульских представителей за границей, является Консульский устав СССР от 8 января 1926 (с изменениями и дополнениями); целый ряд положений об обязанностях советских консулов содержится также в Основах законодательства СССР и союзных республик о браке и семье 1968, в кодексах о браке и семье союзных республик, в Кодексе торгового мореплавания СССР, Положении о государственном нотариате и др.
Специальные консульские конвенции заключены Советским Союзом с Болгарией, Венгрией, Чехословакией, Югославией, ГДР, ДРВ, КНДР, КНР, МНР, Польшей, Румынией, Австрией, Великобританией, Италией, Финляндией, Францией, ФРГ, США, Швецией, Японией и др.
47. Международное гуманитарное право (право войны, право вооруженных конфликтов) — совокупность международно-правовых норм и принципов, регулирующих защиту жертв войны, а также ограничивающих методы и средства ведения войны.
Международное право вооружённых конфликтов кодифицировано в Гаагских Конвенциях, Женевских Конвенциях о защите жертв войны 1949 г. и Дополнительных Протоколах к ним 1977 г., резолюциях Генеральной Ассамблеи ООНи других документах.
Отдельные ограничения, установленные международным гуманитарным правом, распространяются и на вооружённые конфликты немеждународного (внутреннего) характера.
- I Женевская конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях
- II Женевская конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение из состава вооруженных сил на море
- III Женевская конвенция об обращении с военнопленными
- IV Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны
Женевские конвенции основываются на принципе уважения человеческой личности и человеческого достоинства.
48.Международная защита прав человека является самостоятельной отраслью международного права.
Международная защита прав человека – совокупность общепризнанных и специальных правил и норм, которые регламентируют права и свободы человека, его обязанности перед своим государством, а также обязанности государства перед своими гражданами. Кроме того, эта отрасль регулирует правила поведения государств и их сотрудничество в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина.
Одними из наиважнейших и общепризнанных принципов для этой отрасли права являются:
принцип суверенного равенства государств,
невмешательство во внутренние дела,
принцип равноправия и самоопределения народов, принцип сотрудничества государств,
принцип добросовестного выполнения государствами своих международных обязательств.
К числу специальных принципов относятся:
запрещение всех видов и форм дискриминации,
равенство перед законом,
защита государством своих собственных граждан независимо от их местонахождения и проживания,
специальная защита прав женщин и детей,
ответственность государства и его органов за нарушение прав и свобод человека и гражданина.
Международная защита прав человека заключается также в обязанности государств практического претворения в жизнь основных прав и свобод человека и гражданина, а также в международных механизмах контроля за выполнением государствами своих международных обязательств.
Координационным центром сотрудничества государств по защите прав и свобод человека и гражданина после Второй мировой войны стала ООН. Эта организация была создана с целью содействия повышению уровня жизни, полной занятости населения и условий экономического и социального развития и прогресса, разрешению международных проблем в области экономической, социальной, культуры, здравоохранения и других проблем. Кроме того, ООН содействует всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка, религии. Ответственность за выполнение такого сотрудничества возложена на Генеральную Ассамблею ООН, ЭКОСОС и Верховного комиссара ООН по правам человека.
Подавляющее большинство международных соглашений по защите прав и свобод человека и гражданина разработано в рамках ООН и ее специализированных учреждений.
К ним относится:
- Всеобщая декларация прав человека – 1948 г.;
- Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах с факультативным протоколом 1 и Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. с факультативными протоколами 1 и 2;
- Конвенция о согласии на вступление в брак, брачном возрасте и регистрации брака 1962 г.;
- Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г.;
- Конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973 г.;
- Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1966 г.;
- Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г.;
другие соглашения.
- ООН
49.Ст.1, 55 Устава ООН: международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социаль6ного, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии – одна из целей ООН. Ст. 56 – обязанность государств сотрудничать в данной области.
ГА ООН: работает в рамках Третьего комитета – принимает Резолюции.
+Совет по правам человека (вместо Комиссии в рамках ЭКОСОС – упразднена в 2006 г.) – 47 государств, на три года, справедливое географическое распределение. Проводит не менее 3 регулярных сессий в год. Нерегулярные: по требованию 1 государства с поддержкой 1\3 государств-членов Совета. Процедуры: рассмотрения жалоб, специальные процедуры, универсальный периодический обзор.
Процедура рассмотрения жалоб: жалобы поступают в любых частях мира и в любое время. Учреждены рабочая группа по сообщениям (оценивает содержание сообщений) и рабочая группа по ситуациям (представляет Совету доклад о нарушениях прав человека и рекомендации к дальнейшим действиям). Окончательное решение принимает Совет.
Специальные процедуры: рассматривается жалоба в какой-то конкретной стране или специфические вопросы в какой-то области. Изучается ситуация и составляется отчет.
Универсальный периодический обзор: периодичность в цикл – 4 года. Совет на регулярной основе оценивает положение с соблюдением прав человека в странах-членах Совета. Перед проверкой Совета государство предоставляет собственный национальный отчет.
+Управление Верховного комиссара ООН по правам человека.
ЭКОСОС: Комиссия ООН по положению женщин - 45 членов, избирает ЭКОСОС, географический критерий.
ЭКОСОС взаимодействует с неправительственными организациями.
СБ: имеет право в случае грубых и массовых нарушений прав человека принять необходимые меры для поддержания\восстановления международного мира и безопасности.
Секретариат: Департамент общественной информации ДОИ – собирает информацию, взаимодействует с неправительственными организациями.
Международный Суд ООН: разбирал некоторые споры между государствами, касающиеся прав человека, и выносил консультативные заключения.
+Проводятся на универсальном уровне международные конференции по правам человека: 1968 – Конференция по правам человека в Тегеране. Результат: «все права человека универсальны, неделимы, взаимозависимы и взаимосвязаны. Международное сообщество должно относиться к правам человека глобально, на справедливой и равной основе, с одинаковым подходом и вниманием».
· Специализированные учреждения ООН (ЮНЕСКО, МОТ)
Две процедуры: докладов и жалоб.
ЮНЕСКО: Государства передают доклады в Секретариат. Там они рассматриваются Комитетом по конвенциям и рекомендациям (вспомогательный орган Исполнительного Совета). ИС – доклад в Генеральную конференцию.
Специальная процедура рассмотрен6ия сообщений отдельных лиц\групп лиц\неправительственных организаций: процедура конфиденциальна, осуществляется Комитетом по Конвенциям и рекомендациям. Затем – публичное обсуждение в ИС и на ГК, т.о. механизм контроля основывается на членстве государств, а не на договоре об учреждении.
МОТ: государства-члены предоставляют доклады по ратифицированным ими конвенциям, по нератифицированным ими конвенциям, по рекомендациям МОТ. Доклады рассматриваются Комитетом экспертов и Комитетом Конференции по применению конвенций и рекомендаций МОТ.
Процедура таков: подаются представления (профорганизации), жалобы (исключительно государства-участники соответствующих конвенций, Административный Совет, делегат Международной конференции труда), жалобы о нарушении принципа свободы объединения, о неисполнении обязательства по представлению конвенций и рекомендаций МОТ компетентным органам власти. Индивидуальную жалобу подать нельзя.
· Конвенционные органы
-Комитет по правам человека
-Комитет по экономическим, социальным и культурным правам
-Комитет по ликвидации всех форм расовой дискриминации
-Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин
-Комитет против пыток
-Комитет по правам ребенка
-Комитет по защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей.
Процедуры: докладов и жалоб.
Доклады: подают государства, соответствующая форма и сроки.
Жалобы: могут подаваться другими государствами: участниками договора, неправительственными организациями, отдельными лицами\группой лиц. Процедура не является судебной, но имеет большое политическое значение.
50.Международная борьба с преступностью является составной частью отрасли международного уголовного права.
Международное уголовное право — совокупность принципов и норм, регулирующих сотрудничество государств в борьбе с преступностью.
Главным источником международного уголовного права является международный обычай, договорные нормы признаны не всеми государствами.
Основными нормативными документами являются:
Уставы Нюрнбергского и Токийского военных трибуналов Уставы международных трибуналов для Югославии и Руанды.
- Европейская Конвенция о выдаче 1957
- Европейская Конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959
- Конвенция о правонарушениях и некоторых других действиях, совершенных на борту воздушного судна 1963
- Европейская конвенция о международном признании судебных решений по уголовным делам 1970
-Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970
-Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации 1971
- Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов 1973
- Конвенция Совета Европы об "отмывании", выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности 1990"
Хотелось бы отметить соглашения государств-участников СНГ ;
-Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993"
-Соглашение о сотрудничестве в борьбе с преступлениями в сфере экономики 1996
Существуют следующие конвенции по вопросу борьбы не законным оборотом наркотиков:
-Гаагская конвенция о борьбе с незаконным производство опиума, торговлей им и потреблением 1912 г.
- Единая конвенция о наркотических средствах 1961 года
-Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборот наркотических средств и психотропных веществ 1988
В международном уголовном праве действует принцип индивидуальной уголовной ответственности, согласно которому наказанию за международные преступления подлежат отдельны;
индивиды.
Государство осуществляет борьбу с преступностью главным образом путем применения внутригосударственных мер.
Сотрудничество государств в борьбе с преступностью осуществляется на основе международных договоров ( об оказание правовой помощи, выдаче преступников, признании преступным определенных действий и т.д. ) и в рамках международных организаций.
Для применения норм уголовной ответственности создают международные уголовные суды, разновидностью которых являются Международные военные трибуналы ( Нюрнбергский и Токийский, для Югославии и Руанды). В настоящее время ведется работа над созданием Международного уголовного суда при ООН. За совершение международных преступлений лицо может быть осуждено и национальным судом.