Чехия в период раннего феодализма (X-XII вв.).
Формирование государства Пржемысловцев
Славянское население на территории Чехии франкские хроники XI в. обозначали термином “богеми”. Здесь осело несколько племен. В Пражской котловине жили чехи, в районе позднейшего г. Жатец - лучане, на севере Чехии, в бассейне р. Билины - лемузы, в районе г. Мельник - литомержицы и пшоване, в восточной части Чехии - харваты, в южной - дулебы. В IX - X в. у этих племен происходит распад родового строя и формируются раннефеодальные отношения. Племенные вожди, вельможи и другие могущественные личности захватывали общее родовое имущество и с помощью дружин обращали в свою собственность целые селения, связанные между собой роды и целые племена, заставляя жителей работать на себя, содержать дворы и дружины. Между феодалами происходили кровавые столкновения, владения побежденного часто присоединялись к владениям победителя, так что шел процесс объединения мелких территориальных и этнических единиц, особенно интенсивный в Средней Чехии, где правили князья династии Пржемысловцев. Первым упоминаемым в источниках князем этого рода - под 872 г. - был Борживой, которому подчинялись чехи, лучане, лемузы и литомержицы. В 884 г. Борживой подчинился Святополку Моравскому. В 885 г. Борживой с женой приняли христианство, а крестил их моравский архиепископ Мефодий. После этого в Праге был построен костел. Борживой, как и другие князья, понимал значение христианства для укрепления власти. В 895 г. Чехия вышла из состава Моравии, а сын Борживоя Спытигнев, видимо, отдался под покровительство династии франкских Каролингов. В течение 40 лет после этого между соседями не было серьезных конфликтов.
Пражская земля отличалась активной экономической жизнью, древними традициями производственной деятельности и торговых отношений. Потенциал чешского князя быстро рос, а Пражский Град выделялся на фоне остальных племенных градов Чехии.
Однако Чехию теснили мадьяры, а в 929 г. в страну вторгся король Генрих Птицелов, который вынудил князя Вацлава, внука Борживоя, подписать мир с установлением вассальных отношений.
В позднейшей чешской историографии Вацлав очень популярен. Правил он, видимо, с 921 по 935 г., насаждая в своей стране христианство, взыскивая с подданных обычные поборы, ведя вооруженные конфликты с противниками. Однако после смерти он был канонизирован.
Дело в том, что в стране были еще сильны элементы язычества, и против князя возникла оппозиция, в которой важную роль играли мать Вацлава Драгомира и его младший брат Болеслав. Последний, удельный князь в земле пшован, желал большей власти. Его поддерживала воинственная дружина, жаждавшая военных трофеев. В результате заговора Вацлав был в 935 г. убит, а в последующем канонизирован как мученик за христианскую веру.
Болеслав I, вступив на престол, отказался платить дань германскому королю и в течение 14 лет успешно отражал натиск преемника Генриха Птицелова - Оттона I (936-973). Однако в 950 г. Болеслав был все же вынужден признать германский патронат. В 955 г. чешский князь помог германскому королю разгромить венгров и присоединил к своим владениям Силезию и княжество вислян с Краковом. Не исключено, что Болеслав овладел также Моравией и частью Словакии. В 965 г. Болеслав выдал замуж за польского князя Мешко I из династии Пястов свою дочь Доубравку, которая сыграла большую роль в укреплении христианства в Польше. Внутри страны Болеслав ввел новую монету - серебряный денарий, просуществовавший до 1300 г. Прага стала значительным торговым центром. Выросло число крепостей, замков, поселений.
При Болеславе I и его преемниках значительно изменилась система управления государством. Племенные вожди и старейшины родов, если они не подчинялись князю, были истреблены. Государство разделилось на области, управлявшиеся из княжеских замков, где помимо служилых людей во главе с бургграфом находились гарнизон и челядь. На всей территории страны действовали постановления, исходившие от Пражского Града. На важные административные должности - главного бургграфа, верховного канцлера, главного писаря и др. - князь назначал своих дружинников, награждая их также землями с крестьянами, деревнями, крепостями, которыми они сначала пользовались как ленными владениями, а потом стали передавать по наследству. Так сформировался класс феодалов. Был учрежден первый государственный налог “дань с мира” и установлены земские повинности.
Болеслав I решил основать Пражское епископство, но умер 15 июля 972 г., не успев осуществить свое намерение. Князем стал его сын Болеслав II, который в 973 г. получил официальные регалии для епископа Пражской епархии Дитмара - саксонца, жившего в Чехии и знавшего славянский язык. Епископство укрепило могущество Пржемысловцев, а церковь полностью подчинилась князю. Он назначал и отстранял с должности священников, собирал с верующих церковную десятину, основал три монастыря и был назван “Благочестивым”. Однако в политике он ничем не отличался от других современных ему правителей. Военными походами он захватил части Верхней Лужицы и Галицкой земли, подавлял всякие мятежи, грабил урожай и скот.
В центре чешской котловины стоял замок Либице, где стал формироваться политический центр. Владел замком князь Славник, считавший себя равным по знатности Пржемысловцам и им не подчинявшийся, чеканивший собственную монету и самостоятельно сносившийся с иностранными правителями. Пржемысловцы видели в этом угрозу своему могуществу. В 982 г. сын Славника Войтех стал пражским епископом и вступил в какой-то чисто религиозный спор с Болеславом II. Этот конфликт был перенесен на отношения между Славниковцами и Пржемысловцами вообще. 28 сентября 995 г. дружина Болеслава II захватила Либице и перебила всех его обитателей. Епископ Войтех отбыл в Польшу, позднее стал миссионером и был убит пруссами в 997 г. Уничтожив Славниковцев, Болеслав II объединил всю Чехию под властью Пржемысловцев. Наследовал ему Болеслав III (999 - 1003), при котором Чешское государство вступило в полосу кризиса. Началась междуусобная борьба членов рода Пржемысловцев. В нее вмешались соседние государства, в том числе германский император Генрих II, принудивший чешского князя признать вассальную зависимость. Чешский князь Вратислав II (1061-1092) за верность императору Генриху IV получил титул короля, правда, без права наследования. Потомки Вратислава тоже вели борьбу за трон. При этом ленные отношения Чехии к империи имели ряд особенностей. Имперские законы в Чехии не действовали, но правителями страны империя признавала только тех лиц, которых избирали дружинники, и которые имели реальную власть.
Чешские князья оставались союзниками германских императоров и в XII в. Так, Владислав II (1140-1173) участвовал во втором крестовом походе, поддерживал и Фридриха Барбароссу (1152-1190) в его борьбе в Италии и был провозглашен королем с правом передачи этого титула наследникам.
Последняя четверть XII в. - период глубокого упадка чешского государства. Фридрих Барбаросса пытался оторвать от Чехии Моравию и поставил моравским маркграфом Конрада Оту (1182), который стал непосредственным ленником империи, был в 1189 г. избран на чешский трон и управлял обеими землями до 1191 г. Конец XII в. ознаменовался упадком могущества германского императора и династии Штауфенов, что позволило чешскому государству сохранить независимость.
Социально-экономическое развитие и административное устройство чешского государства
Географические условия Чехии способствовали развитию в стране производительных сил. Было много лесов, а в окружающих страну со всех сторон горах много полезных ископаемых. Население сосредотачивалось по долинам крупных рек. В экономике преобладало земледелие. Увеличение сельскохозяйственной продукции зависело от расширения посевных площадей, затрудненного из-за недостатка людей. Ремесленное производство удовлетворяло лишь местные потребности. К середине XII в. Чехия отставала от стран Западной Европы по экономическому положению. Причина лежала в медленном развитии феодального поместья и земледельческого производства. Процесс разделения труда и установления активного контакта городского производства с торговлей опоздали в Чехии на столетие.
С конца IX до начала XI в. в Чехии завершалось формирование феодального общества. Начиная с X в. чешский князь, а потом король, обладал многими правами. В числе его владений были обширные области, принадлежавшие ему как феодалу, все независимые земли страны, а также земли, выделенные церкви и дарованные шляхте за ее службу, то есть он не имел права верховной собственности лишь на наследственные земли шляхты. На всех территориях князь был наделен правом использования леса, водных пространств, недр. Все население этих земель входило в число подданных князя. Он осуществлял и судебную власть над подданными, которые производили материальные блага, платили повинности, несли различные службы. Князь обладал правом строить грады (первоначально также и костелы), осуществлять рыночную торговлю, содержать корчмы, собирать таможенные пошлины и, главное, чеканить монету. Общество состояло из класса феодалов и массы подданных, распадавшейся на слои различного социального положения. Основу составляли свободные наследники земель, потомки первоначально свободных крестьян дофеодального периода. Они платили князю налоги, выполняли работы на земле, несли военную службу. В источниках они именуются “седлаки” или “дедичи”. Первоначально именно они составляли основную массу подданных князя, но ввиду усилившейся эксплуатации нередко добровольно переходили в подчинение одному из феодалов при условии наследственного пользования землей. Часть свободных крестьян теряла землю и получала от феодала наделы без наследственного права, но при личной свободе. Этот слой назывался “гости”. Меньшая часть первоначально свободных крестьян стала лично свободными воинами, “воинами второго разряда”. Часть их впоследствии стала низшей шляхтой, другие попали в феодальную зависимость. Многочислен был слой, именуемый “серви”, т.е. буквально “рабы”. Действительно рабами (“отроками”) была лишь незначительная их часть, остальные фактически оставались подданными феодалов, держа их землю. Большинство зависимых жили в поместьях князя, занимаясь земледелием и ремеслом, их число пополнялось за счет пленных, осужденных за долги лиц и пауперизированных свободных. Класс феодалов состоял из родовой аристократии, княжеских дружинников и небольшой части клира. Некоторые свои владения шляхта получала за счет колонизации свободных земель.
Материальное существование церкви первоначально обеспечивалось княжескими дарениями - поместьями и людьми. Но постепенно духовенство обретало силу и становилось важным экономическим компонентом феодального общества. С XII в. начинается его борьба за освобождение от влияния светской власти князя и феодалов, получение иммунитета.
Среди дворцовых чиновников наиболее важное значение имел бургграф, замещавший князя во всех делах, особенно военных. Остальные должностные лица выполняли хозяйственные функции и обеспечивали обслуживание княжеской персоны при часто переезжавшем с место на место дворе. Позднее появился “наивысший коморник”, контролировавший всю княжескую администрацию. особенно судебную, далее - дворский судья, то есть председатель княжеского суда, рассматривавший дела всех свободных лиц. “Подкоморник” отвечал за княжеские финансы. Должность канцлера с середины XII в. занимал пробст Вышеградского капитула. Управление на местах опиралось на грады, где имел свою резиденцию управляющий, назначавшийся на короткое время из членов дружины. С течением времени отдельные функции управляющего стали выполнять подчиненные ему градские чиновники: военные дела, сбор дани и пошлин, контроль за выполнением повинностей, ведением судебных дел, досмотр и защита дорог и т.д. При постоянно перемещавшемся дворе князь управлял страной скорее с седла, чем с трона. В одном месте невозможно было сосредоточить нужное количество запасов, а кроме того князь стремился личным присутствием ограничить самостоятельность управляющих градами. Своих слуг и ремесленников князь размещал в окрестностях своих замков, наделяя их землей и отбирая не все плоды их труда. Иногда деревня освобождалась от многих налогов и повинностей, чтобы выполнять те или иные ремесленные или другие работы. Некоторые подданные князя неделями работали в градах.
В XII в. осваивались и новые земли, но кульминации этот процесс достиг в следующем столетии.