Система не может перейти в состояние, не входящее в спектр возможных именно для неё. Это видно на примерах неудачной деятельности многих преобразователей социальных систем
Обычно имеют место непредсказуемые результаты: хотят как лучше, а получается (не совсем по Черномырдину) не «как всегда», какой-либо вариант из спектра возможных состояний. Не мог, например, Советский Союз вдруг превратиться в классическую буржуазную либеральную демократию.
Государство.В самом простом смысле это: 1) способ политического управления обществом; 2) основная политическая организация общества, осуществляющая его управление, охрану его экономической, социальной и политической структуры, развитие его культуры и производительных сил.
Для «системщиков» государство это аппарат (институт), осуществляющий легитимное политическое и политико-административное управление обществом в интересах какой-то части или абсолютного большинства общества данной страны или в интересах каких-то зарубежных лиц.
Диалектика[ лат. - искусство спорить]:
1. Философское учение о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления, научный метод познания вечно движущихся и изменяющихся явлений природы и общества путем вскрытия внутренних противоречий и борьбы противоположностей (источник развития), приводящих к скачкообразному переходу из одного качества в другое (механизм развития) путем «отрицания отрицания» (направленность развития).
Эти три закона диалектики (единства и борьбы противоположностей, перехода количественных изменений в качественные, отрицания отрицания) и составляют методологическую основу диалектического анализа, исследований материальных и духовных феноменов Мира.
Это учение представлено идеалистической диалектикой и материалистической диалектикой.
2. Самый процесс такого движения и развития природных, социальных, духовных феноменов.
Согласно диалектическому материализму XIX века: материя и энергия — единственные основы мира, сознание — свойство материи, движение и развитие мира — результат его внутренних противоречий.
Ф.Энгельс [39] полагал, что:
- единство мира состоит в его материальности, а движение есть способ существования материи;
- существуют пять форм ее движения — механическая, физическая, химическая, биологическая и социальная;
- Пространство и время являются формами существования материи;
- развивающийся мир (природа, общество, мышление) наиболее адекватно отражаются в законах (отрицания отрицания, перехода количественных изменений в качественные, единства и борьбы противоположностей) и категориях (сущность и явление, форма и содержание, случайность и необходимость; всеобщее, наиболее общее, общее, особенное, специфическое и единичное и др.).
Это явилось материалистическим переосмыслением диалектики Г. Гегеля.
Диалектико-материалистический анализ.Этот анализ часто применяется при политико-экономическом подходе к исследованию явлений и процессов нашего материального Мира и основывается на идеях А.Смита, К.Маркса и других известных ученых прошлого.
Чаще всего при этом аналитики используют модель «общественно-экономическая формация», предложенную К.Марксом (см. рис.1) [40].
Рис.1. ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ
ПОЛИТИЧЕСКАЯ НАДСТРОЙКА ОБЩЕСТВА |
Органы государственной и региональной власти и управления |
Партии, общественно-политические движения, лоббистские группы … |
ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ | |
Научный уровень | Теории,доктрины,научные системы идей |
Научные суждения, научные концепции | |
Научные понятия, категории | |
Обыденный, рассудочный уровень | Рассудочные, обыденные концепции, Рассуждения |
Рассудочные умозаключения, суждения | |
Обыденные понятия, представления | |
Чувственно-эмоциональный Уровень | Чувственно-эмоциональные представления |
Чувства | |
Эмоции |
СПОСОБ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫХ БЛАГ (материальная основа духовных категорий «ДОБРО» – «ЗЛО» = справедливо – несправедливо, честно – нечестно…) | ||
МАТЕРИАЛЬНЫЕ БЛАГА И ЛЮДИ (ПОТРЕБИТЕЛИ): | ОТНОШЕНИЯ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫХ БЛАГ: | |
1.Имеющиеся материальные блага (ранее созданные) | 1.Отношения между людьми по по- воду имеющихся мат. Благ | |
2.Вновь произведенные материальные блага | 2.Отношения между людьми по поводу произведенных мат.благ | |
3.Люди с их потребностями, предпо- чтениями, интересами, ценностям, установками | 3.Отношения между людьми в процессе распределения имею-щихся и произведенных мат. благ |
Б А-
ЗИС
СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА МАТЕРИАЛЬНЫХ БЛАГ Критерий эффективности: создают ли производственные отношения условия для развития людей, орудий и предметов труда (а значит и бОльших благ) | ||
ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ: | ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ: | |
1.Орудия труда(инструменты, станки,производственные установки и комплексы, аппаратура | 1.Отношения между людьми по поводу орудий труда | |
2.Предметы труда – обработанная земля, добытые, переработанные природные ресурсы, склады,линии электропередач, ж.д., газопроводы.. | 2.Отношения между людьми по поводу предметов труда | |
3.Люди с их НАУЧНЫМИ знаниями и ПРАКТИЧЕСКИМ опытом, занятые в производстве материальных благ | 3.Отношения между людьми в процессе производства материальных благ |
БАЗА ОБЩЕСТВА |
ПРИРОДНО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ СРЕДА ЖИЗНИ ДАННОГО ОБЩЕСТВА |
Обозначены: ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛЮДЕЙ, их РАЗЛИЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ,
СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ, ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ,
КЛАССОВЫХ и НАЦИОНАЛЬНЫХ ГРУПП ОБЩЕСТВА;
Отражение базы и базиса страны в общественном сознании
Карл Маркс предложил, основываясь на законах диалектики, свою системную идеологическую модель для понимания того, как развивается общество, проходя различные общественно-экономические стадии, ступени цивилизации (ступени-формации: первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, буржуазная, коммунистическая; см.: 40).
Суть этого саморазвития заключалась в том, что по мере роста численности людей, постоянно растущих потребностей людей в материальных благах способ производства материальных благ уже не справляется в удовлетворении этих количественно и качественно увеличившихся потребностей из-за устаревающих производственных отношений.
Дело в том, что они уже не создавали условия для развития производительных сил, орудий труда, прежде всего. Поэтому производство уже не воспринимает новации в технике, технологии и отстает от растущих потребностей увеличивающегося числа потребителей и изменения самих потребностей.
Этот конфликт отражается в общественном сознании и в нем появляются экономические и политические идеи, концепции об изменении устаревших производственных и распределительных отношений (и смене тех, кто защищает старое – госаппарата), а в обществе создаются материальные предпосылки (производства) нового.
Когда старые производственные отношения окончательно исчерпывают себя, тогда наступает очередь глубоких качественных изменений (поворота, переворота, т.е. революции) в производственных и распределительных отношениях и в госаппарате, который должен теперь защищать это новое.
Заметим, что решающую роль в саморазвитии производительных сил базиса играют люди с их НАУЧНЫМИ знаниями и ПРАКТИЧЕСКИМ опытом. Словом, НАУКА и Производственный Опыт есть производительные силы страны.
К.Маркс был в большей степени идеолог, а не философ. Создавая свое учение в условиях развивающейся буржуазно-капиталистической модели, он подчинил свои философские и политэкономические взгляды обоснованию принципиально новой идеологии. Для этого им были разработаны совершенно новый понятийный аппарат и принципы материалистического понимания истории (исторический материализм). А в результате исследования развития капитализма - теория прибавочной стоимости.
На этой теоретической основе он и обосновал положение о неизбежности гибели буржуазной модели и перехода человечества к коммунизму в результате пролетарской революции. В написанной в 1875 г. «Критике Готской программы» Маркс разработал и вопрос о двух фазах коммунизма (социализм и собственно коммунизм).
Бурно растущий в то время рабочий класс (пролетариат - наемные рабочие, лишенные средств производства) должен был стать основной социальной силой революционных (при сломе буржуазной модели), а затем и эволюционных преобразований на планете.
Марксистская модель описывала новое общество, как такой способ хозяйствования, в котором при социализмеотдается приоритет практической трудовой деятельности и «справедливому перераспределении» благ в обществе под контролем государства и общества. А при коммунизме - социальному равенству, общности граждан в свободном труде (при «отмирании» большинства традиционных на то время задач госаппарата) и создании мирового правительства для планового, управляемого развития человечества.
При строительстве нового общества предложенная К.Марксом модель предполагала различные мероприятия в различных по уровню развития странах.
Однако в наиболее передовых странах (речь идет о второй половине ХIХ в.) могут быть почти повсеместно применены следующие меры: 1. Экспроприация земельной собственности и обращение земельной ренты на покрытие государственных расходов. 2. Высокий прогрессивный налог. 3. Отмена права наследования. 4. Конфискация имущества всех эмигрантов и мятежников. 5. Централизация кредита в руках государства посредством национального банка с государственным капиталом и с исключительной монополией. 6. Централизация всего транспорта в руках государства. 7. Увеличение числа государственных фабрик, орудий производства, расчистка под пашню и улучшение земель по общему плану. 8. Одинаковая обязательность труда для всех, учреждение промышленных армий, в особенности для земледелия. 9. Соединение земледелия с промышленностью, содействие постепенному устранению различия между городом и деревней. 10. Общественное и бесплатное воспитание всех детей. Устранение фабричного труда детей в современной его форме. Соединение воспитания с материальным производством и т. д. [41]
Идеи Маркса оказали значительное влияние на гуманитарную мысль и историю человечества в конце XIX в. и всего ХХ в. Новых идей, новой модели, описавшей бы мир в нынешних его реалиях и предложивших бы выход человечеству из цивилизационного кризиса, подобных идеям Маркса в XIX в., пока не наблюдается.
Справка. Заметим, что идеи К.Маркса о мировом правительстве, по свидетельству очевидцев, внимательно изучались создателем ЦРУ выдающимся американским государственным деятелем Алленом Даллесовм (1893-1969), который в 1942-1945 г. возглавлял систему политической разведки США в Европе, затем руководил комитетом по контролю над разведывательными органами США, работал в созданном Центральном разведуправлении США (ЦРУ), а с 1953 г. был директором ЦРУ.
Убежденный антикоммунист, Даллес боролся с советским влиянием во всем мире. И негласно связал свою деятельность с руководством только что появившимся в те годы новым наднациональным феноменом – транснациональными капиталистическими корпорациями (ТНК). Благодаря усилиям Даллеса и ТНК, например, были свергнуты правительства Мохаммеда Мосаддыка в Иране (1953) и Хакобо Арбенса в Гватемале (1954).
Даллес согласовывал свою деятельность с укреплявшимися на мировой арене сословием сверхбогатых людей, которые четко видели, что основным условием сохранения капиталистической модели (и своего руководящего положения в ней) является распространении этой модели по всему земному шару.
Основным препятствием для этих планов был советский режим, контролировавший ресурсы СССР (надгосударственное Политбюро ЦК КПСС), и боровшийся с США за влияние на планете. В этой связи именно А.Даллес стал одним из основных организаторов широкой разведывательной и идеологическо-диверсионной деятельности США, направленной против СССР, социалистических стран, национально-освободительного движения, соавтором плана психологической войны против СССР и его союзников.
После того, как Советский Союз сбил разведсамолет «У-2» пилота Г. Паэурса над своей территорией (1960) и провалилось организованное Даллесом вторжение кубинских эмигрантов на Кубу (Плайя-Хирон, 1961 г.) и возник мировой скандал с обвинениями руководства США, А.Даллес был вынужден уйти в отставку. Он продолжал консультировать своих работодателей и выступил как писатель, став автором многих статей и книг (среди них: «Искусство разведки», 1963 г. и «Секретная капитуляция», 1966 г.).
Основными недостатками этой модели, как нам представляется, являются, во-первых, слабое присутствие (и интерпретация) в ней ценностной базы жизнедеятельности людей. Базы, а не надстроечного феномена, т.е. традиционных ценностей и ценностных ориентаций миллионов людей с различными национально-культурными психологическими характеристиками (менталитетами), принимающих решения, действующих практически и повседневно в сфере производства и сфере распределения материальных благ в различных регионах планеты.
Во-вторых, раскрыв сущность бюрократии (использование государства и его ресурсов как своей собственности и тайна принятия решений), он романтически полагал, что при переходе от капитализма через социализм к коммунизму, пролетариат такого порока госаппарата каким-то образом не допустит.