Политическая история Вкл (от Сигизмунда Кейстутовича до Сигизмунда II Августа)
При сыновьях Казимира, Александре и Сигизмунде, продолжился процесс сближения Польши и Литвы, увенчавшийся подписанием в 1569 г. Люблинской унии. Люблинская уния устанавливала единообразное государственное устройство во главе с монархом — избираемым королём польским и великим князем литовским, с общим сеймом и денежной системой. Войска, законодательство и судебная система, а также казна оставались раздельными. Официальным языком Литвы остался западнорусский письменный язык. Великое княжество Литовское и королевство Польское объединились в конфедеративную республику – Речь Посполитую Обоих Народов. Во главе государства встал выборный король, носивший также титул великого князя литовского. Создавался единый сейм и общая денежная система, но войска, законодательство и судебная система оставались раздельными. Существовала также и внутренняя граница между Польшей и Литвой, на которой взымались таможенные пошлины. Сигизмунд подчинил Великое Княжество Литовское Польше и замышлял ввести католичество во всей стране. Патриоты Великого Княжества Литовского были против политики Сигизмунда. Они составили тайный заговор против него с целью убить его. Великий князь литовский, сын Кейстута и Бируты, младший брат Витовта. Провел несколько лет при дворе магистра немецкого ордена в качестве заложника Витовта; в 1398 г. был освобожден, но отдельного удела не получил; ему досталась половина Новгорода Северского и Стародуб, почему он известен в истории под именем князя Стародубского. Сигизмунд всю жизнь был верным сторонником Польши. В 1432 г. Сигизмунд заявил свои права на литовский престол и напал на Свидригайла в Ошмянах, имея на своей стороне Ягайла. Свидригайло спасся бегством, Вильна и много других городов достались Сигизмунду; вскоре после этого Сигизмунд объявлен был великим князем. Сигизмунд добыл и Волынь.
4.»Русская правда» и «Смоленская торговая правда» как памятники правовой мысли.
Согласно «Русской Правде», преступно то, что причиняет непосредственный ущерб конкретному человеку, его личности или имуществу. Соответственно этому строится и система преступлений. «Русская Правда» знает лишь два рода преступлений – против личности и имущественные. В ней нет ни государственных, ни должностных, ни иных родов преступлений. Однако это не означало, что выступления против княжеской власти проходили безнаказанно. Просто в этих случаях применялась непосредственная расправа без суда и следствия. В «Русской Правде» употребляется термин «обида», т.е. преступление рассматривается как деяние, оцениваемое только по количеству вреда, нанесенного частному лицу.
Субъектом преступления может быть только свободный человек. «Русская правда» еще не предусматривала возрастного ограничения уголовной ответственности, не знала понятия вменяемости, но ей уже было известно понятие соучастия.
«Русская Правда» различала также ответственность в зависимости от субъективных обстоятельств преступления. В ней нет различия между умыслом и неосторожностью, но выделяются два вида умысла – прямой и косвенный. По субъективным обстоятельствам преступления различались и ответственность за банкротство: преступным считалось только умышленное банкротство. Не было известно также преступлений, совершаемых путем бездействия.
Объектом преступления не может быть холоп или раб.
Первичная форма наказания в Древней Руси – месть, осуществляемая потерпевшим или его ближними. Постепенно месть ограничивается и вытесняется системой выкупов. Выкуп – это денежное вознаграждение, уплачиваемое правонарушителем и его родственниками потерпевшему и его ближним при условии отказа их от мести. Отказ от мести сопровождался при этом обрядами, устранявшими всякое подозрение в трусости перед противником.
В «Русской Правде» содержится достаточно развитая система гражданско-правовых норм. Предусмотрена правовая защита как недвижимого, так и движимого имущества.
Главное содержание памятника составляет юридическое определение деяний, которыми одно лицо причиняет другому материальный вред, физический или хозяйственный. За некоторые из этих деяний закон полагает лишь частное вознаграждение в пользу потерпевшего, за другие сверх того и правительственную кару со стороны князя. Русская Правда различает право, уголовное и гражданское; деяния первого рода она признаёт гражданскими правонарушениями, деяния второго рода - уголовными преступлениями. Это одно есть уже важное, данное для характеристики русского общества того времени.
В 1229 году был заключен договор, который получил название Смоленской Торговой Правды. По договору заключали мир “промеж Смоленска и Рыги”, разрешался проезд по Западной Двине как русским (смоленским, полоцким и витебским), так и немецким купцам. Единым судьей между русскими и немецкими куами признавался Смоленский князь.
Тот факт, что договор был заключен только от имени Смоленского князя, а распространялся на Полоцк и Витебск, говорит о подчинении Смоленску всех подвинских земель.
Этот договор создал благоприятные условия для развития торговли Белой Руси с Прибалтикой и немецкими ганзейскими городами.