Периодизация исторических типов государств
Исторический тип государства — это совокупность наиболее существенных признаков, свойственных государствам единой общественно-экономической формации. В исторических типах государства отражается, во-первых, связь государства с определенной общественно-экономической формацией, во-вторых, история развития государства в его наиболее главных чертах и закономерностях.
Истории известны четыре общественно-экономические формации: рабовладельческая, феодальная, буржуазная и коммунистическая (включающая две фазы: социализм и коммунизм). Соответственно выделяют четыре типа государства: рабовладельческое, феодальное, буржуазное и социалистическое.
Рабовладельческое государство- это первый исторический тип государства, возникший в результате разложения первобытнообщинного строя и представлявший собой политическую организацию экономически господствующего класса рабовладельцев. Экономический базис рабовладельческого общества составляет собственность рабовладельцев не только на средства производства и орудия труда, к которым причисляются и люди (рабы). Государство создано в целях охраны, укрепления и развития собственности рабовладельцев, как орудие их классового господства.
Феодальный тип государства—результат гибели рабовладельческого строя и возникновения феодальной общественно-экономической формации. Феодальному типу государства соответствует определенный тип производственных отношений. Такое государство, согласно марксистской теории, есть орудие классового господства крепостников-помещиков, главное средство защиты сословных привилегий феодалов, угнетения и подавления зависимого крестьянства. Государство обеспечивает право господствующего класса на землю, на владение крепостными и присвоение значительной части их труда. Этим же задачам служит и правовая система феодального государства.
Буржуазное государство. Данный тип государства функционирует на базе производственных отношений, основанных на капиталистической частной собственности на средства производства и юридической независимости рабочих от эксплуататоров. Марксизм доказывал, что на всех этапах своего развития буржуазное государство представляет собой орудие классового господства буржуазии над эксплуатируемым пролетариатом и другими трудящимися. Экономическому, политическому и идеологическому господству класса буржуазии соответствует и буржуазный тип права, выражающий классовую волю буржуазии, охраняющий капиталистическую систему общественных отношений.
Социалистический тип государства возникает в результате социалистической революции, которая ниспровергает отношения частной собственности и основанную на данных отношениях государственную машину. Отрицая предшествующий тип производственных отношений как эксплуататорский, новое государство создает такую систему экономических отношений, которая базируется на общественной собственности на орудия и средства производства, предполагающей сотрудничество свободных от эксплуатации людей. Социалистическое государство—орудие политической власти трудящихся классов. Оно, по представлениям марксистско-ленинской науки, выражает интересы трудового народа, обеспечивает защиту и развитие социалистического общества.
Переходное государство не вписывается в рамки формационной типологии. Оно представляет собой государственность, возникающую в результате национально-освободительной борьбы зависимых народов и опирающуюся на разнотипные производственные отношения. В дальнейшем, по мере преобладания господствующей формы собственности, подобные государства должны примкнуть к определенному историческому типу государства, капиталистическому или социалистическому. Многоукладность экономики при преобладании примитивных форм собственности (родоплеменной, полуфеодальной, смешанной, капиталистической с элементами общественной собственности)—экономическая основа данных государств.
46.Подзаконные акты, их структура и виды.
Подзаконные нормативные правовые акты – это издаваемые на основе и во исполнение законов акты, представляющие собой согласованную и иерархическую систему, в которой каждый элемент соответствуют актам большей юридической силы и является основой для актов с меньшей юридической силой.
В зависимости от субъекта, издавшего акт, подзаконные нормативные акты делятся на несколько видов:
- нормативные акты Президента — Указы (по важнейшим государственным вопросам) и распоряжения (по текущим вопросам процедурного характера);
- нормативные акты Правительства — постановления и распоряжения;
- ведомственные нормативные акты — приказы, инструкции, постановления министерств, ведомств и государственных комитетов;
- региональные нормативные акты — решения, распоряжения, постановления местных органов государственной власти и управления;
- муниципальные нормативные акты — решения органов местного самоуправления;
- локальные нормативные акты — правила и другие предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения, организации.
Указы Президента имеют приоритетное значение по отношению к иным подзаконным актам. В зависимости от характера полномочий президента все его указы делятся на:
- указы в границах собственных его полномочий;
-указы на основе полномочий, делегированных Парламентом;
- указы, подлежащие утверждению Советом Федерации.
По юридической значимости указы делятся на:
- нормативные (содержат нормы права и регулируют разнообразные сферы общественной жизни);
- правоприменительные (носят индивидуально-разовый характер и принимаются по конкретным вопросам управления, например, указ о назначении на должность).
Распоряжения Президента– ненормативные акты, принимаемые по оперативным вопроса государственного управления (например, распоряжение о создании рабочей комиссии).
Нормативные акты Правительства:
- Постановления Правительства - это высшие нормативные акты органов управления. Они принимаются на основе и во исполнение законов и указов по вопросам государственного, хозяйственного и культурного строительства. Постановлении Правительства Российской Федерации и правительств республик, входящих в Российскую Федерацию, являются наиболее важными среди всех подзаконных актов. Эти акты обязательны к исполнению на всей территории, на которую они распространяются, им должны соответствовать акты всех нижестоящих органов исполнительной власти.
- Распоряжения Правительства -акты, принимаемые и подписываемые Председателем или заместителями Председателя Правительства на основе единоначалия и адресуемые, как правило, узкому кругу исполнителей.
Ведомственные нормативные акты:
Приказы, постановления, инструкции — это ведомственные нормативные акты министерств, ведомств и комитетов Российской Федерации и республик по вопросам, относящимся к их компетенции. В министерствах наиболее распространенной формой ведомственного акта является приказ министра, содержащий нормативные предписания, которые конкретизируют законы и постановления. Постановления — это нормативные акты, принимаемые коллегиальными органами по вопросам межотраслевого характера.
Региональные нормативные акты:
- Нормативные решения и постановления — это нормативные акты органов представительной и исполнительной власти на местах. Действие местных подзаконных актов ограничено подвластной им территорией. Внутриорганизационные подзаконные акты (правила и другие) издаются различными организациями и распространяются на членов этих организаций.
- Муниципальные нормативные акты - это самостоятельная система нормативных актов. Их издают муниципалитеты, советы и старосты самоуправляющихся территорий - городских и сельских поселений, а также непосредственно само население. Акты органов местного самоуправления устанавливают статус муниципальной территории и ее органов, порядок управления муниципальной собственностью, налоги и сборы, правила общественного порядка и иные нормы местного значения.
К ним относятся:
- постановления глав муниципалитетов, районов, городов, сел и поселков, специальных территорий, закрытых городов и поселков;
- акты муниципальных органов и глав администраций, поселковых и сельских сходов (собраний) граждан устанавливают обязательные нормы права для населения самоуправляемых территорий, учреждений и организаций, осуществляющих деятельность в пределах этих территорий.
Локальные нормативно-правовые акты- особая разновидность нормативно-правовых актов, которые создаются, чтобы действовать в конкретных организациях и на предприятиях, либо предназначены для определенного круга лиц, на определенной территории. Например, конкретные уставы, правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции и т.п. относятся к локальным актам.