Классификация правовых систем современности
Правовая система - это совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих общественные отношения, а также элементов, характеризующих уровень правового развития той или иной страны.
Правовая система - это вся «правовая действительность» данного государства. В этом широком понятии выделяются активные элементы, тесно связанные между собой; Это:
- собственно право как система обязательных норм, выраженных в законе, иных, признаваемых государством источниках;
-правовая идеология - активная сторона правосознания;
- судебная (юридическая) практика;
Понятие «правовая система» имеет существенное значение для характеристики права той или иной конкретной страны. Обычно в этом случае говорится о «национальной правовой системе», например, Великобритании, Германии, и т.д.
Виды:
Выделяются основных четыре правовые семьи:
5. Континентальная (роман-германская правовая система).
6. Англосаксонская.
7. Религиозная.
8. Социалистическая.
Другие специалисты выделяют восемь правовых систем:
9. Романская (Франция, Италия, Испания, Бельгия, Нидерланды, Люксембург)
10. Германская (Германия, Австрия, Польша, Швейцария и др.)
11. Скандинавская (относятся страны Скандинавского полуострова - Финляндия, Швеция, Норвегия, Исландия, Дания)
12. Англоамериканская (Великобритания, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия)
13. Мусульманская (Иран, Ирак, ОАЭ, Саудовская Аравия, Иордания и др.)
14. Индусская (Индия, Пакистан, Малайзия, Бангладеш)
15. Дальневосточная (Китай, Япония, Вьетнам, Сингапур)
16. Социалистическая, если принимать во внимание экономико-правовой критерий, как отношение к частной собственности, а именно запрет или существенное ограничение частной собственности, то к странам этого блока можно отнести - Китай, Вьетнам, Северную Корею, Кубу, Ливию.
Одна из самых популярных - классификация правовых семей, данная Рене Давидом. Она основана на сочетании двух критериев: идеологии, включающую религию, философию, экономические и социальные структуры, и юридической техники, включающие в качестве основной составляющей источники права.
Р.Давид выдвинул идею трихотомии - выделения трех основных семей: романо-германской, англо-саксонской, и социалистической. К ним примыкает остальной юридический мир, который получил название "религиозные и традиционные системы".
Основные правовые системы современности:
а) романо-германского типа;
б) англосаксонского типа;
в) заидеологизированного, религиозно-традиционного типа.
г) социалистического типа.
Романо-германский, англо-американский, религиозно-традиционный тип правовых систем (общая характеристика)
Правовая система романо-германского типа (Германия, Франция, Италия, Россия, Украина ) характеризуется делением права на частное и публичное, материальное и процессуальное, отрасли права. Основной субъект правотворчества - государственные органы. Подчеркивается различие правотворческих и правоприменительных (правоисполнительных) органов государства. Право имеет преимущественно писаный характер, т.е. основная форма права - законодательство. Главное в содержании права - права человека и гражданина ,защищаемые судом.
Правовая система англо-американского типа (Англия, США, Канада и др.) характеризуется отсутствием деления права на частное и публичное, Процессуальное право по отношению к материальному имеет доминирующее значение. Основной субъект правотворчества - суды. Основной источник права - судебный прецедент. Главное в содержании права - права человека и гражданина, защищаемые судом.
В странах, образующих «семью религиозного права» (мусульманские страны :Иран, Ирак, Пакистан и др.; индусские общины Индии, Малайзии и др.), отсутствует деление права на частное и публичное. Есть законодательство, но нормативно-правовые акты как источник права имеют вторичное значение, поскольку не государство, общество, а Бог является главным творцом права, которым нормы даны раз и навсегда. Основной источник права для мусульман - Коран, Сунна и др., для индусов - Шастры, Веды и др. Главное в содержании права - обязанности , а не права ( их идея ).
В странах, образующих «семью традиционного права» (Мадагаскар, ряд стран Африки, Дальнего Востока), отсутствует деление права на частное и публичное. Основной субъект правотворчества - само общество. Ведущий источник права - обычаи и традиции (неписаные, архаичные). Главный адресат обычаев и традиций - социальная группа (сообщество), а не отдельный член общества. Основа судебных решений - идея восстановления согласия в общине (этого требует «общинное сознание»).
Социалистическая правовая семья (или социалистические правовые системы) составляет или, точнее, во многом составляла в прошлом третью правовую семью, выделенную в основном по идеологическому признаку. Правовые системы стран, входящих в «социалистический лагерь», ранее принадлежали к романо-германской правовой семье. Они и сейчас сохраняют ряд ее черт. Норма права здесь всегда рассматривалась как общее правило поведения. Сохранились в значительной степени и система права, и терминология юридической науки, созданная усилиями европейских и советских ученых и восходящая к римскому праву (Китай, Северная Корея).
Господствует узкое нормативное понимание права. Частное право уступает место праву публичному. Право носит императивный характер, теснейшим образом связанное с государственной политикой, является ее аспектом, обеспечивающим партийную власть и принудительной силой правоохранительных (карательных) органов.
В теории исключается возможность для судебной практики выступать в роли создателя норм права. Ей отводится лишь роль строгого толкования права. Несмотря на конституционный принцип независимости судей и подчинения их только закону, суд остается инструментом в руках господствующего класса (группы), обеспечивает его господство и охраняет прежде всего его интересы.
76.Полит. система общества: понятие, структура, виды.
Политическая система общества или политическая организация общества– организованная на единой нормативно-ценностной основе совокупность взаимодействий (отношений) политических субъектов, связанных с осуществлением власти (правительством) и управлением обществом.
Данное понятие объединяет разнообразные действия и взаимоотношения властвующих групп и подвластных, управляющих и управляемых, господствующих и подчинённых, теоретически обобщает деятельность и взаимосвязи организованных форм властеотношений – государственных и иных институтов и учреждений, а также идеологических и политических ценностей и норм, регулирующих политическую жизнь членов данного общества. Понятие "политическая система" обозначает характерные для определённого общества структуры политической деятельности и отношений и типы полит. процесса.
· Структура политической системы означает, из каких элементов она состоит, как они между собой взаимосвязаны. Выделяют следующие компоненты политической системы:
· организационный (институциональный) компонент – политическая организация общества, включающая в себя государство, политические партии и движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы, группы давления, профсоюзы, церковь, средства массовой информации.
· культурный компонент – политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической системы (политическая культура, политические идеи/идеологии).
· нормативный компонент – социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти, традиции и обычаи, моральные нормы.
· коммуникативный компонент – информационные связи и политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти, а также между политической системой и обществом.
· функциональный компонент – политическая практика, состоящая из форм и направлений политической деятельности; методы осуществления власти.
· Структура – важнейшее свойство системы, поскольку указывает на способ организации и соотношение её элементов.
· Сущность политической системы общества наиболее ярко проявляется в её функциях. Выделяют следующие функции политической системы:
· Обеспечение политической власти для определённой социальной группы или для большинства членов данного общества (политической системой устанавливаются и осуществляются конкретные формы и методы властвования – демократические и антидемократические, насильственные и ненасильственные и т. п.).
· Управление различными сферами жизнедеятельности людей в интересах отдельных социальных групп или большинства населения (действие политической системы как управляющей включает постановку целей, задач, путей развития общества, конкретных программ в деятельности политических институтов).
· Мобилизация средств и ресурсов, необходимых для достижения этих целей и задач (без огромной организ. работы, людских, мат-ных и духовных ресурсов многие поставленные цели и задачи обречены на заведомое недостижение).
· Выявление и представительство интересов различных субъектов политических отношений (без селекции, чёткого определения и выражения на политическом уровне данных интересов никакая политика невозможна).
· Удовлетворение интересов различных субъектов политических отношений посредством распределения материальных и духовных ценностей в соответствии с теми или иными идеалами конкретного общества (именно в сфере распре-деления сталкиваются интересы разнообр. общностей людей).
· Интеграция общества, создание необходимых условий для взаимодействия различных элементов его структуры (объединяя разные политические силы, политическая система пытается сглаживать, снимать неизбежно возникающие в обществе противоречия, преодолевать конфликты, устранять коллизии).
· Политическая социализация (посредством которой формируется политическое сознание индивида и он включается в работу конкретных политических механизмов, благодаря чему происходит воспроизводство политической системы путём обучения всё новых членов общества и приобщения их к политическому участию и деятельности).
· Легитимация политической власти (т. е. достижение определённой степени соответствия реальной политической жизни официальным политическим и правовым нормам).
· Габриэль Алмонд выделил ряд функций для сохранения системы:
· Политическая социализация – приобретение человеком полит знаний, ценностей, следование стандартам полит поведения в обществе и т д.
· Адаптация к внешней и внутренней среде. Осуществляется с помощью подготовки и отбора субъектов власти.
· Реагирование на сигналы, идущие извне и изнутри системы.
· Экстракционная функция – черпаются ресурсы из внутренней и внешней среды.
· Дистрибутивная функция – согласование интересов различных групп внутри общества.
· Регулирующая функция – управленческие действия
Практическое значение классификаций политических систем состоит в определении достаточности условий, которые позволяют политическим институтам эффективно функционировать и выполнять свои политические роли.
Классификация (типология), исходящая из характера взаимоотношения с внешней средой. Политические системы подразделяются на закрытые иоткрытые.
Закрытые политические системы имеют слабые связи с внешней средой, невосприимчивы к ценностям других систем и самодостаточны.Открытые системы активно обмениваются ресурсами с внешним миром, усваивают ценности передовых систем, подвижны и динамичны.
Классификация по политическому режиму на основе характера и способов взаимодействия власти, личности и общества. Выделяютсятоталитарные, авторитарныеидемократические политические системы.
Черты тоталитарной политической системы:
- отрицание или значительное ограничение прав и свобод личности, установление жесткого контроля государства над всеми сторонами жизни общества;
- стирание грани между личным и общественным, индивидуальным и публичным, смешение свободы с властью;
- ломка всесильным политическим механизмом автономии всех общественных отношений;
- радикальное ограничение инициативы индивида, его полная зависимость от государстве иной машины в решении практически всех политических проблем.
Черты авторитарной политической системы:
- использование сильных, жестких средств решения социальных и политических проблем, опора на репрессивные органы в деятельности властей; ограничение политических свобод граждан, подавление оппозиции;
- централизация управления, подавление региональной и личностной автономии;
- сосредоточение функций управления обществом в одном лице или узком социальном слое.
Черты демократической системы:
- правление большинства;
- свобода критики и оппозиции правительству;
- защита меньшинства и его лояльность политическому сообществу; право народа на участие в решении государственных дел, уважение и охрана прав человека.
В зависимости от исторического опыта и традиций выделяютнациональные типы политических систем.
По господствующим способам управления и разрешения политических противоречий системы подразделяют на:
›командную (ориентированную на использование принудительных методов управления),
›соревновательную (управленческие задачи решаются в ходе противоборства различных политических сил)
›социопримирительную (нацеленную на поддержание социального согласия и преодоление конфликтов).