Международное сотрудничество по установлению статуса беженца и вынужденного переселенца
Каждое государство принимает решение о предоставлении статуса беженца в соответствии со своим действующим законодательством лицу, которое ищет убежище. Международные организации, такие как Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН), Европейский совет по делам беженцев (ЕКРЕ) и другие, делятся с правительствами государств накопленным опытом относительно определения статуса беженца, а также они рекомендуют придерживаться определенных международных стандартов государствам.
УВКБ ООН предоставляет защиту и помощь беженцам во всем мире. Это агентство ООН было создано по решению Генеральной Ассамблеи ООН и приступило к работе в 1951г.
ЕКРЕ - это общественная организация, которая была основана в 1974 г. для координации действий между неправительственными организациями, занимающимися защитой беженцев в Европе.
Главной задачей процедуры предоставления статуса беженца является установление того факта, что лицо нуждается в защите, для чего должны быть созданы специальные процедуры и разработаны требования, которым они должны отвечать. В дальнейшем такие процедуры подтверждались различными решениями Исполнительного комитета УВКБ ООН. Кроме того, на Российскую Федерацию как члена Совета Европы распространяется действие Рекомендации № R (94)5, касающейся появления лиц, ищущих защиты, в европейских аэропортах, и Рекомендации № R (98)15 по обучению тех официальных лиц, которые первыми вступают в контакт с беженцами, в частности, на границе.
Исполнительный комитет УВКБ ООН предложил основные процессуальные требования к процедурам определения статуса беженца в ряде своих Заключений (N 8 и N 30).
Лицу предоставляется статус беженца, в значении Конвенции 1951 г., как только он соответствует критериям, которые содержатся в определении.
Основополагающий принцип отказа от высылки требует, чтобы национальные процедуры предоставления убежища позволяли эффективно выявлять всех, кто нуждается в защите.
Все ищущие убежища лица независимо от того, как они оказались под юрисдикцией государства, должны направляться в орган, ответственный за принятие решений по ходатайствам о предоставлении убежища.
Орган, ответственный за принятие решений по ходатайствам о предоставлении убежища, должен быть независимым и специализированным органом, единственная и исключительная обязанность которого - рассматривать ходатайства о предоставлении убежища и принимать по ним решения. Лица, принимающие решения в этом независимом органе, должны иметь специальные знания о международном праве, касающемся беженцев и прав человека. Их статус и несменяемость должны обеспечивать максимально прочные гарантии их компетентности, беспристрастности и независимости.
Лица, принимающие решения в этом независимом органе, должны пользоваться услугами бюро документации, задача которого - беспристрастно собирать и предоставлять им объективную и независимую информацию о положении с правами человека в странах происхождения лиц, ищущих убежища, или любых стран, куда их могут направить.
Все ищущие убежища лица на всех этапах процедуры должны иметь право на предоставление им адвокатов и переводчиков, а также право связываться с УВКБ ООН и неправительственными организациями и обращаться туда. Эти принципы и гарантии - минимальные процессуальные стандарты, позволяющие рассматривать ходатайства о предоставлении убежища и обеспечивать, чтобы ищущих убежища лиц не возвращали принудительно в страну, где им грозят серьезные нарушения прав человека.
Из вышесказанного можно заключить, что ни одно лицо, признанное беженцем или которое имеет основания на признание беженцем согласно Конвенции 1951 г., не должно быть выслано из того государства, где оно ищет убежища.
Присоединившись к Конвенции 1951 г. и Протоколу 1967 г., Российская Федерация взяла на себя обязательства в отношении беженцев, закрепив эти обязательства в национальном законодательстве. В этой связи даже лица, на первый взгляд не имеющие оснований для признания их беженцами, вправе рассчитывать на то, чтобы их ходатайства о признании беженцами были приняты и рассмотрены в установленном законом порядке.