Укажите с историей, каких стран связаны указанные ниже события. Обозначьте столетие, в котором они произошли (5х2, максимальный балл 10).
ИСТОРИЯ, 2015-2016 уч. г.
II (МУНИЦИПАЛЬНЫЙ) ЭТАП
КЛАСС
І вариант.
Максимальное количество баллов -100
I уровень. Выберите один правильный ответ в каждом задании и занесите выбранные ответы в таблицу (10 х 1, максимальный балл – 10):
1.1. Прочтите отрывок из источника и укажите год события, с которым он связан.
«Старина же наша состоит в том, что выбор митрополита принадлежал всегда нашим прародителям, великим князьям русским… кто будет нам люб, то и будет у нас на всей Руси, а от Рима митрополиту у нас не бывать».
A. 988 г.
B. 1385 г.
C. 1448 г.
D. 1550 г.
1.2. С каким понятием связано закрепощение крестьян?
A. Плата за пожилое
B. Юрьев день
C. Заповедные и урочные лета
D. Опричнина
1.3. С именем этого человека связано начало эпохи Великих географических открытий:
A. Бартоломео Диаш
B. Энрике Мореплаватель
C. Христофор Колумб
D. Васко да Гама
1.4. Рабов в Спарте называли:
A. мессенцы;
B. спартиаты;
C. илоты;
D. периэки.
1.5. Укажите группу, которая составляла преобладающую часть населения Киевской Руси:
A. смерды;
B. рядовичи;
C. закупы;
D. челядь.
1.6. Событие, которое в России совпало с заключением Вестфальского мира:
A. «Медный бунт» в Москве;
B. «Соляной бунт» в Москве;
C. восстание под руководством Степана Разина;
D. принятие «Соборного уложения».
1.7. Прочитайте отрывок из источника и определите, где и когда было принято это решение.
«Ни польского королевича, ни шведского, ни иных немецких вер и ни из каких православных государств на Московское государство не выбирать и Маринкиного сына не хотеть».
A. на Земском соборе 1549 г.,
B. на Стоглавом соборе 1551 г.,
C. на Земском соборе 1613 г.,
D. на Земском соборе 1649 г.
1.8. Закончите мысль: «Свидетельством формирования сословно-представительной монархии является …»:
A. введение Магдебургского права;
B. принятие Великой хартии вольностей;
C. созыв Генеральных штатов;
D. составление программы 12 статей.
1.9. Вхождение украинских земель в состав Московского государства состоялось в результате:
A. Переяславской рады;
B. Вестфальского договора;
C. Андрусовского перемирия;
D. Разделов Речи Посполитой.
1.10. О каком времени в истории Древней Руси идет речь в отрывке: «Вот уже, братья, невеселое время настало. Затихла борьба князей с погаными, ибо сказал брат брату: «Это мое, и то мое тоже». И стали князья про малое «это великое» молвить и сами себе беды ковать, а поганые со всех сторон приходили с победами на землю Русскую».
A. политическая раздробленность,
B. нашествие монголо-татар на Русь,
C. нашествие рыцарей – крестоносцев на Русь,
D. набеги на Русь хазар.
С | В | В | … |
II уровень. Выполните задания (максимальный балл – 30 баллов):
Укажите с историей, каких стран связаны указанные ниже события. Обозначьте столетие, в котором они произошли (5х2, максимальный балл 10).
№ | Событие | Страна | Период (столетие) |
Варфоломеевская ночь | |||
Троянская война | |||
Люблинская уния | |||
Победа Карла Мартелла при Пуатье | |||
Война Алой и Белой розы |
2.2. Укажите события или процессы, которые могут быть логически взаимосвязаны через указанный хронологический ряд (5х2, максимальный балл – 10).
№ | Даты | Событие, явление, процесс и краткий комментарий к ним | ||
1. | ||||
2. | ||||
3. | ||||
4. | Основные вехи Нидерландской революции от иконоборческого восстания до провозглашения независимости Соединенных провинций. | |||
5. |
2.3. Определите, к какой исторической личности может иметь отношение информация расположенная в таблице. (5х2, максимальный балл – 10).
Информация | Личность | Период |
«Мёртвые сраму не имут» | ||
«Константинополь – второй Рим, Москва – третий Рим, четвертому Риму не бывать!» | ||
«Повинуюся твоей воле, но умири же совесть мою: да не будет опричнины!» | ||
«Не в силе Бог, а в правде» | ||
«Пришло, братья, время брани нашей и настал праздник Царицы Марин, Матери Божией Богородицы и всех небесных чинов, Госпожи всей вселенной и святого Ее Рождества. Если останемся живы – ради Господа, если умрем за мир сей – ради Господа!» |
III уровень. Дайте определения понятиям и терминам (максимальный балл – 16 баллов):
3.1. Назовите исторический термин в приведенных ниже вариантах, а также дайте развернутое определение понятий, выделите общее и различия одной пары понятий из списка (5х2б., сравнение – 3б., максимальный балл – 13).
a) ___________ ________— радикальное, коренное, глубокое, качественное изменение, скачок в развитии общества, сопряжённое с открытым разрывом с предыдущим состоянием. Ее как качественный скачок в развитии, как более быстрые и существенные изменения, отличают и от эволюции и реформы.
b) ___________________— (исправление, превращение, преобразование, реформирование) — широкое религиозное и общественно-политическое движение в Западной и Центральной Европе XVI — начала XVII века, направленное на реформирование католического христианства в соответствии с Библией.
c) Ересь – _______________________.
d) Опричнина – __________________.
e) Местничество – ________________.
Общее | Различия | |
революция | ||
реформация |
3.2. Определите с какими историческими событиями или личностями связаны данные изображения (максимальный балл – 3б. ).
А | Б | В |
IV уровень. Выполните задания (максимальный балл – 27 баллов):
4.1 Укажите города Донецкого региона. Дайте краткую историческую справку относительно возникновения одного из них (на Ваш выбор) (максимальный балл – 6б. ).
АГород основан в 1872 году как пристанционное селение в связи со строительством железной дороги Константиновка—Александровка, соединившей Юзовский металлургический завод с Курско-Харьковско-Азовской железной дорогой. Станция и посёлок при ней получили название от ближайшего села Ясиноватой. В начале XX века станция превратилась в важный железнодорожный узел. | Б | В |
4.2 Заполните таблицу: (максимальный балл – 3б. )
Прошлое название | Современное название |
Рыково | |
Сталино | |
Буденновка |
4.3 К каким историческим событиям \ истории каких городов Донецкого региона имеют отношение следующие изображения? Укажите хронологический период для каждого изображения (максимальный балл – 6б. ).
А близ поселка Алексеево-Дружковка. Окаменевшие деревья — геологический памятник природы. Деревья — араукарии возрастом около 250 миллионов лет. | Б | В |
4.4 Назовите этих людей. Чем известны эти люди в истории Донецкого края? (максимальный балл – 12б. ).
А | Б | В |
V уровень. (максимальный балл – 17).
Выберите один из вариантов работы
А) Историческое эссе
Вам предстоит поработать с высказываниями историков и современников о событиях и деятелях отечественной истории. Ваша задача – сформулировать собственное отношение к данному утверждению и обосновать его аргументами, представляющимися Вам наиболее существенными.
При написании работы постарайтесь исходить из того, что Жюри, оценивая Ваше эссе, будет руководствоваться следующими критериями:
1. Обоснованность выбора темы (объяснение выбора темы и задач, которые ставит перед собой в своей работе участник).
2. Творческий характер восприятия темы, ее осмысления.
3. Грамотность использования исторических фактов и терминов.
4. Четкость и доказательность основных положений работы.
5. Знание различных точек зрения по избранному вопросу.
Тема эссе
1. При имени преподобного Сергия народ вспоминает свое нравственное возрождение, сделавшее возможным и возрождение политическое, и затверживает правило, что политическая крепость прочна только тогда, когда держится на силе нравственной.
В.О. Ключевский
Б) Разгадайте кроссворд. Запишите полученное слово в ответе. Охарактеризуйте возможные линии и/или тенденции исторической взаимосвязи полученного в ответе элемента с историей Донецкого региона.
1. Наследник королевского престола. 2. Плата крестьян продуктами своего труда или деньгами за пользование наделами. 3. Объединение городских купцов. 4. Покровитель вассала в системе феодальной лестницы. 5.Здание, где размещались органы городского самоуправления 6. Отработка крестьянами определенного количества дней на господских полях за право пользования наделом.
Ответ:________________
Характеристика |
(максимальный балл выставляется при условии правильно указанного ключевого слова, наличии правильных вариантов по всем вопросам кроссворда и выделения исторических логических и др. взаимосвязей).