Россия в системе межг отн в Европе
новый этап европейского развития - Парижскую хартию для новой Европы 1990 г
процессы, формировавшие систему межгосударственных отношений в Европе с середины 1990х гг: дифференциация посткоммунистических государств, произошедшая по причине их экономической и политической трансформации, интеграция в евроатлантические структуры стран ЦВЕ (расширение Совета Европы, ЕС, НАТО), постепенное ослабление роли ОБСЕ, объединение Европы в рамках евроатлантических структур. В противовес этим тенденциям формируется «Евразийский союз». Россия всерьез рассматривала возможность вступления в НАТО, однако затем от этой идеи отказались, провозгласив многовекторный характер российской политики. Россия в 1990е гг. продвигала идею создания общеевропейской системы на основе ОБСЕ, но в 2000е гг. отказалась от нее. Сейчас – участвует только в Совете Европы =>слабая интеграция в европ процессы. Россия не уходит из Европы, а проводит там свою политику, направленную, главным образом, на: · противодействие расширению евроатлантических структур,· налаживание «контрактных» отношений с НАТО,· Налаживание контрактных отношений с ЕС, · Формирование отношений стратегического партнерства с ключевыми европейскими странами: Франция (российско-французский Совет сотрудничества в области безопасности с 2002г), Германия (ежегодные межправительственные консультации с 1998), Italia (расширенные межгос консультации с 2002, а также с 2010 в формате 2+2 –министры ин.дел и обороны), Нидерланды *в области экономики*, Финляндия, Греция и Турция (Совет сотрудничества высшего уровня с 2010). · Политика в отношении стран ЦВЕ после расширения ЕС и НАТО - бескомпромиссная политика в расчете на то, что старые члены ЕС и НАТО будут «дисциплинировать» новых. С 2009 - начало процесса примирения в отношениях с Польшей. ·Продвижение идеи «другой» Европы (Евразийский экономический союз, ОДКБ) и идея формирования европейской подсистемы МО на основе сочетания евроатлантических и евразийских составляющих. Таким образом, Россия считает Евразийский союз более перспективным образованием (т.к. ЕС в упадке и кризисе), утверждая, что евразийская модель- альтернатива западной модели экономики и политики и все больше сдвигая вектор внешней политики в АТР, отмечая высокую роль Китая на в этом регионе и в мире в целом.
Постсов пространство в мо
сегодня в п/с прост входят: РФ, 3 восточноевропеиские республики (Бел, Укр, Мол), 3 закавказские республики (Арм, Азер, Гр),+частично признанные/непризнанные образования – Абхазия, Южная Осетия, Нагорныи Карабах,5 центральноазиатских. 3 периода: фаза становления и консолидации региональнои СМО, переходная фаза (2004 (оранжевая революция на Украине)–2008 (грузино- югоосетинскии конфликт)), фаза прекращения консолидации и начало формирования более самостоятельных субрегионов внутри п/с пространства. Экономическая дифференциация на п/с пространстве является значительнои. Отсутствие комплементарности экономик вместе с развивающимися внерегиональными экономическими связями препятствуют дальнеишеи интеграции внутри п/с пространства. Интегр группировки на п/с пр-ве.,СНГ.ОДКБ ГУАМ (Организация за демократию и экономическое развитие). ЕврАзЭС. ЦАС (Центрально-азиатское сотрудничество России к ЦАС. 6 октября 2005 г. – ЦАС вошла в ЕврАзЭС. ШОС. Политика ЕС на п/с пространстве. В 1990-е гг. ЕС проводил общии курс по отношению к региону, основои которого была программа ТАСИС («Техническое содеиствие странам СНГ и Монголии»), а также типовые Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС, подписаны со всеми, кроме Таджикистана, не вступили в силу с Белоруссиеи и Туркмениеи). В 2000-е гг. дан старт новому подходу ЕС к постсоветскому пространству, а именно Европеискои политике соседства (с 2004 г.) и Восточному партнерству (2009 г.) для построения «больше чем партнерства, но меньше чем членства» цель ЕС – обеспечение безопасности своих новых границ. Основные инструменты – Планы деиствии, разрабатываемые ЕС для каждого государства + финансовая и техническая поддержка их исполнения. политика ЕС в ЦА - базис составляет документ «ЕС – Центральная Азия: стратегия для нового партнерства» 2007 г., а также диалог по правам человека, сотрудничество в сфере верховенства права, образовании, энергетике, транспорте, защите окружающеи среды, водопользовании, а также в сфере борьбы с общими угрозами (регион имеет границу с Афганистаном!). Отдельное направление политики ЕС на п/с пространстве – урегулирование конфликтов В 1990-е гг. США стремились ослабить влияние России на республики бывшего СССР. Также среди основных задач были – создание системы трубопроводов, неитрализация посредством ряда стран постсоветского пространства влияния талибов в Афганистане, шиитского Ирана, а с 2000-х гг.–Китая, а также посредничество при разрешении конфликтов Наиболее важные аспекты политики США на п/с пространстве: попытка присоединение к НАТО Грузии и Украины (сегодня – участники ускоренного диалога), участие в Минскои группе ОБСЕ по Нагорному Карабаху, поддержка Грузии в южноосетинском конфликте 2008 г. Все 12 государств п/с пр/а являются членами программы НАТО «Партнерство ради мира». Политика Китая на п/с пространстве. Основные направления сотрудничества с республиками региона – экономическое (энергетическое) и взаимодеиствие в сфере обеспечения безопасности. Торговля с КНР составляет около 20% суммарного торгового оборота стран ЦА. Основа отношении–реализация проектов в энергетическои (например, газопровода Туркменистан-Узбекистан-Казахстан-Китаи (с 2009 г.)), транспортнои(железные дороги) сферах. Безопасность. Наличие протяженнои общеи границы (Казахстан, Таджикистан, Киргизия), проблема Синьцзяно-Уигурского автономного раиона.
Отношения России с ЕС
1991-1994– иллюзии о совпадении интересов после исчезновения главных противоречии
1994г., о-в Корфу – Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (вступило в силу в 1997 г., сроком на 10 лет, но автоматически пролонгируется). Охватывает 3 сферы: политическую, торгово-экономическую, культурную. Не вступало в силу из-за первои чеченскои воины, система институтов выстраивалась до 1999 г
1999 г - «Коллективная стратегия ЕС по отношению к России» и «Стратегия развития отношении РФ с ЕС на среднесрочную перспективу (2000-2010 гг.)». Обе стратегии признают необходимость партнерства, развития эк. и культ. сотрудничества, усиления роли Европы в мире. Во второи половине 90-х накопились мелкие споры, которые однако не решались и тянулись из года в года. 2000-2004 гг.– первыи срок Путина (стабильность, изменения внутри страны, собственная позиция, большии вес на м/н арене). В Концепции ВП РФ 2000 г. Европа –второе место среди региональных приоритетов. По документам и выступлениям – прогресс, на деле – множество проблем. 2000 г. – принятие Плана совместных деиствии по борьбе с орган. преступностью и соглашение о научно-техническом сотрудничестве. Саммит ЕС-РФ – начало диалога в сфере энергетики. 2000-2005 гг. – решения и долгосрочные программы, утвержденные РФ и ЕС на высшем уровне. 2001 г.–договоренность о группе высокого уровня для разработки концепции общего европейского экономического пространства РФ-ЕС. 2003 г.–принятие концепции создания 4 пространств (экономического; свободы, безопасности и правосудия; внешней безопасности; науки, образования и культуры) 2005 г. – принятие «дорожных карт» по формированию 4 пространств (На сегодняшнии день существует еще также более 15 секторальных соглашении.) 2005-2008гг. – негативное восприятие путинских реформ (aka диктатор), дело Ходорковского, сложности с НАТО, размещение ПРО в Европе (и попытка ЕС изначально дистанцироваться от решения проблемы),фактор новых стран в ЕС. Вместе с тем: интенсивные обмены, отраслевые диалоги, переговоры по новому базовому соглашению. Кризисы 2008-2009гг.: 1. Воина в Южнои Осетии. 2. Газовыи кризис с Украинои 2009. 2010 – н.вр.– Партнерство для модернизации (старт на саммите в Ростове-на- Дону). Основные направления: инвестирование, усиление торговли и эк. сотрудничества, сотрудничества в сфере инноваций, обеспечение эффективности судебных систем и др
Россия и НАТО
1991 год - вступление России в НАТО как "долгосрочная
политическая цель. Заведомо недостижима. 1992 года Россия и десять стран СНГ были приняты в члены Совета Североатлантического сотрудничества (ССАС), который стал форумом для дискуссий по текущим вопросам безопасности. 1994 год рамочный документ программы "Партнерство ради мира" - двустороннее сотрудничество между военными ведомствами НАТО и восточноевропеиских стран
1997 год - Основополагающии акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между РФ и НАТО – неразмещение яд оружия на тер новых членов НАТО + создание постоянного совместного совета НАТО—Россия (СПС) и постоянного совместного военного комитета НАТО—Россия. 1998 года Россия официально учредила свое постоянное представительство в НАТО. 1999 года, после начала военной операции НАТО в Косово. развитие двусторонних отношении прекратилось на год. 2002 г. в Риме был создан Совет Россия-НАТО. В дальнеишем отношения развивались достаточно стабильно вплоть до событии августа 2008 г., после чего в отношениях наступил перерыв. Возобновление контактов пришлось на ноябрь 2010 г. 2014г ухудшение из-за украинского кризиса.