Создание европейского Союза
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
Кафедра международно-правовых дисциплин
Дисциплина: «Право Европейского союза»
Доклад
Тема: «Единый Европейский акт 1986г..»
Выполнил:
Студент факультета юриспруденции
Заочной формы обучения
1802учебной группы
Самарцев Алексей Анатольевич
Санкт-Петербург
Центральным событием 1980-х гг. стало подписание в 1986 г. Единого европейского акта (ЕЕА). Этот договор имеет две даты подписания. Сначала 17 февраля 1986 г. из-за возникших разногласий на конференции в Люксембурге его подписали только 9 из 12 государств-членов, другие три (Греция, Дания и Италия) поставили свои подписи позднее — 28 февраля того же года. Вступил в силу ЕЕА 1 июля 1987 г.
Единый европейский акт является первой значительной реформой правовых основ Сообществ (преимущественно ЕЭС). Большая часть его норм содержит изменения и дополнения в учредительные акты Европейских сообществ (раздел II «Положения, изменяющие договоры об учреждении Европейских сообществ»).
1. Единый европейский акт определил дату построения внутреннего
рынка стран Сообщества (31 декабря 1992 г.), как «пространства
без внутренних границ, в котором согласно положениям
настоящего Договора обеспечивается свободное движение товаров,
лиц, услуг и капиталов» (ст. 8а Договора о ЕЭС в редакции ЕЕА -
ныне ст. 14 Договора о ЕС).
2. Единый европейский акт расширил сферу деятельности
ЕЭС. ЕЕА отнес к ведению Сообщества новые области общей поли
тики: региональная, научно-техническая, экологическая.
3. На основе ЕЕА была реформирована система институтов
Европейских сообществ. Эта реформа способствовала, во-первых,
усилению демократических черт процесса принятия решений,
во-вторых — укреплению наднациональных начал структуры организаций, дальнейшей федерализации Сообществ.
Ассамблею Сообществ ЕЕА переименовал в Европейский парламент; новый Договор наделил этот институт новыми полномочиями в законодательном процессе (процедура сотрудничества, в которой Европарламент обладает правом отлагательного вето). Парламент получил также право решающего голоса при рассмотрении вопросов о присоединении новых государств-членов к Сообществам (а сейчас — к Союзу).
Центральный законодательный орган Сообществ — Совет — по значительному числу вопросов, относящихся к регулированию внутреннего рынка, получил право принимать нормативные акты квалифицированным большинством голосов, т.е. игнорируя возражения отдельных государств-членов.
Единый европейский акт несколько расширил полномочия Комиссии. Именно ЕЕА заложил правовую основу для создания нового судебного органа Европейских сообществ - Трибунала первой инстанции.
4. В нормах ЕЕА получил закрепление, а точнее, был «легализован» механизм Европейского политического сотрудничества. Данный механизм координации внешней политики государств-членов, сформировавшийся в 1970-е гг., первоначально не имел юридического оформления в учредительных документах. Единый европейский акт восполнил этот пробел. Прообраз будущей второй опоры Европейского союза юридически закреплялся (институционализировался) в нормах третьего раздела ЕЕА «Положения о европейском сотрудничестве в области внешней политики».
Именно с этим и связано название документа — «единый». Положения ЕЕА регулировали деятельность Сообществ и государств-членов в обеих сферах интеграционного процесса: социально-экономической интеграции в рамках Европейских сообществ и «совместной разработки и осуществления европейской внешней политики» (ст. 30 ЕЕА) в рамках Европейского политического сотрудничества.
Несмотря на то что формально Единый европейский акт все еще находится в силе, большого значения на сегодняшний день его положения не имеют. Все основные новации ЕЕА получили более существенное развитие в положениях Маастрихтского, Амстердамского и Ниццкого договоров.
В 1980-е гг. продолжилось расширение Европейских сообществ. Так, на основе Договора о присоединении 1985 г. в состав Сообществ вошли Испания и Португалия. Однако наряду с расширением в 1980-е гг. имела место и цессия. В 1983 г. из-за разногласий в вопросах рыболовной политики датский доминион Гренландия заявил о своем неучастии в деятельности ЕЭС, что и было оформлено специальным протоколом к учредительному договору, вступившим в силу в 1985 г.
В основе европейской системы лежит Конвенция о защите прав человека и основных свобод, подписанная в Риме 4 ноября 1950 г. и вступившая в силу 3 сентября 1953 г. С ноября 1998 г. она действует в редакции Протокола № 11 к ней, модернизировавшего международный механизм контроля за соблюдением государствами-участниками ее положений. После вступления в силу Протокола № 14 к ней, открытого к подписанию 114-й сессией Комитета министров Совета Европы (КМСЕ), состоявшейся 12—13 мая 2004 г., она будет действовать в новой редакции. ЕКПЧ состоит из введения, ст. 1, закрепляющей в общем виде обязательство договаривающихся сторон обеспечить каждому, находящемуся под их юрисдикцией, гарантируемые Конвенцией права и свободы, и трех разделов. В разделе 1 (ст. 2— 18) дается перечень прав и свобод, раскрывается их содержание, фиксируются пределы пользования ими и условия отступления от их соблюдения. Раздел II (ст. 19—51) устанавливает порядок формирования, организации и функционирования Европейского Суда, основные параметры процедуры принятия дел к рассмотрению и их судебного разбирательства. В раз дел III (ст. 52—59), помимо заключительных положений, стандартных для международных договоров, включены указания на роль Генерального секретаря и КМСЕ в отношении ЕКПЧ.
За годы, прошедшие после принятия Конвенции, она обросла 14 протоколами. Часть из них касались процедурных аспектов и компетенции Европейского Суда и были интегрированы в ЕКПЧ. Остальные расширяют и дополняют перечень прав и свобод, гарантируемых ЕКПЧ (протоколы № 1,4, б, 7, 12 и 13).
Высокая эффективность и надежность европейской системы защиты прав человека обусловлена присущими фактически только ей отличительными особенностями. К их числу относятся судебный контроль за соблюдением прав человека государствами — участниками ЕКПЧ, коллективный международный надзор за надлежащим исполнением постановлений ЕСПЧ, широкие процессуальные возможности физических и юридических лиц отстаивать признанные за ними права. Центральное место среди них занимает органическая взаимосвязь между различными дополняющими друг друга уровнями обеспечения прав человека, установленное между ними неразрывное единство. Нужно учитывать также, что при составлении ЕКПЧ был опробован полностью оправдавший себя прагматический подход. Кроме того, следует принять во внимание, что использованные при конструировании системы организационные и процессуальные решения оправдали себя благодаря схожести исторического опыта стран ЕС, определенной общности разделяемой ими политической и правовой культуры, социально-экономической модели развития. На самом деле европейская система имеет многоэтажную конфигурацию. 1 этаж образуют национальные судебные органы. Они несут основную ответственность за соблюдение Конвенции. От их нормальной работы зависят фактический уровень уважения к правам человека в стране и возможности их восстановления в случае нарушения. ЕКПЧ исходит из того, что национальные судебные органы должны сами, без вмешательства извне, устранять неполадки в функционировании государственного аппарата и ошибки в правоприменительной практике. 2 этаж образует ЕСПЧ. Он приходит на помощь государству тогда, когда национальная судебная система дает сбои или не справляется со своими обязанностями. Он оказывается востребованным и в ситуациях, когда обнаруживаются лакуны в национальном законодательстве, с точки зрения защиты прав человека, и структурные недостатки в функционировании государственных органов. Типичный пример — сохранение архаичных норм права, смешиваемых с национальными традициями, отказ в доступе к правосудию, подмена правосудия квазисудебными процедурами. Роль 3 этажа играет международный надзор за исполнением государствами-делинквентами постановлений ЕСПЧ. Такой надзор осуществляется Комитетом министров СЕ. Причем он выступает в данном случае в качестве конвенционного института. На контроль передаются абсолютно все постановления Суда, в которых констатируются допущенные государствами нарушения. Они остаются на контроле вплоть до того, как Комитет убедится: государства предприняли все ожидаемые от них меры и сделали это в полном объеме и добросовестно. 4 этаж — собственно исполнение. ЕКПЧ вменяет его в обязанность государствам, которым адресованы окончательные судебные постановления. Под исполнением понимаются выплата назначенной Европейским Судом справедливой компенсации, устранение юридических последствий допущенного нарушения (индивидуальные меры) и реализация комплекса мероприятий, призванных предотвратить повторение в будущем аналогичных и сходных ситуаций (меры общего характера). В зависимости от обстоятельств могут потребоваться внесение изменений в действующее законодательство или принятие новых нормативных актов, корректировка правоприменительной практики, акции просветительского или воспитательного плана и т. д. По окончании цикла европейская система защиты прав человека возвращается в первоначальное состояние. Получается, что все уровни обеспечения прав человека, образующие европейскую систему, составляют единое целое. Такой эффект дает уже сама практика, наработанная в ходе функционирования системы. Постановления ЕСПЧ реально исполняются. Национальные суды имеют возможность прямо и непосредственно ссылаться на постановления ЕСПЧ при обосновании своей правовой позиции. Между ЕСПЧ и национальными судебными органами, как низшего, так и высшего звена, установлены в большинстве случаев хорошие доверительные отношения. Наконец, за практикой ЕСПЧ внимательно следят национальные законодательные органы. В большинстве европейских стран созданы специальные механизмы контроля, обеспечивающие предварительную экспертизу законопроектов на их соответствие ЕКПЧ и прецедентному праву.
Создание европейского Союза
После подписания и вступления в силу Единого европейского акта планы создания Европейского Союза перешли в практическую плоскость. В 1990 г. приступили к работе две конференции (по разработке соответственно экономического и политического союза). Общим их результатом стал Договор о Европейском союзе, подписанный 7 февраля 1992 г. в нидерландском городе Маастрихт.
Поскольку Договор о Европейском союзе повлек новые серьезные ограничения государственного суверенитета стран-участниц, что потребовало во многих из них провести конституционные реформы и референдумы, ратификация этого документа заняла достаточно длительный период времени
Маастрихтский договор внес в «интеграционную конструкцию», создаваемую государствами прежде на основе Сообществ, существенные изменения.
1. Договором была создана новая интеграционная организация - Европейский союз, деятельность которого охватывает все основные сферы общественной жизни. К ним относятся не только экономическая интеграция (уже проводимая с 1950-х гг. в рамках Сообществ), общая внешняя политика и политика безопасности Союза(бывшее ЕПС), но также осуществление правоохранительной функции посредством координации соответствующих действий государств-членов — «сотрудничество в области правосудия и внутренних дел». Одновременно руководящие органы (институты) Европейских сообществ были преобразованы в институты Союза в целом, коих стало 5 (к уже существующим четырем институтам Договор о Европейском Союзе добавил Счетную палату).Граждане государств-членов отныне наряду с национальным гражданством получили также гражданство Европейского союза. С другой стороны, учреждение Европейского союза не привело к ликвидации Европейских Сообществ. Они продолжают функционировать и поныне, выступая в качестве одного из подразделений (первой «опоры») новой организации.
Договор о Европейском союзе не только соединил и синтезировал в рамках единой организационной структуры разные сферы интеграционного процесса. Цель этого документа — обозначить «новый этап в создании как можно более тесного союза народов Европы» — обусловила новые ограничения государственного суверенитета и расширение предметов ведения уже существующих Европейских сообществ. Изменения главным образом касались ЕЭС, которое Маастрихтским договором переименовано в Европейское сообщество (ЕС). путем дополнений в Римский договор 1957 г. (Договор о ЕЭС, ныне — Договор о ЕС) было уполномочено осуществлять деятельность в таких сферах, как культура, образование, молодежная политика, «трансъевропейские сети», здравоохранение, защита прав потребителей и др.
3. Особое значение имел вклад Договора о Европейском союзе в процесс углубления экономической интеграции. экономический и валютный союз, который предполагает введение единой валюты, заменяющей национальные денежные единицы и находящейся под управлением наднациональных органов и учреждений (главное среди них — Европейский центральный банк.)
Право Европейского союза— это особая правовая система, нормы которой регулируют общественные отношения, складывающиеся в ходе интеграционных процессов в рамках Европейских Сообществ и Европейского союза.