Создание европейского Союза

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

Кафедра международно-правовых дисциплин

Дисциплина: «Право Европейского союза»

Доклад

Тема: «Единый Европейский акт 1986г.

Выполнил:

Студент факультета юриспруденции

Заочной формы обучения

1802учебной группы

Самарцев Алексей Анатольевич

Санкт-Петербург

Центральным событием 1980-х гг. стало подписание в 1986 г. Единого европейского акта (ЕЕА). Этот договор имеет две даты подписания. Сначала 17 февраля 1986 г. из-за возникших разногла­сий на конференции в Люксембурге его подписали только 9 из 12 го­сударств-членов, другие три (Греция, Дания и Италия) поставили свои подписи позднее — 28 февраля того же года. Вступил в силу ЕЕА 1 июля 1987 г.

Единый европейский акт является первой значительной рефор­мой правовых основ Сообществ (преимущественно ЕЭС). Большая часть его норм содержит изменения и дополнения в учредительные акты Европейских сообществ (раздел II «Положения, изменяющие договоры об учреждении Европейских сообществ»).

1. Единый европейский акт определил дату построения внут­реннего
рынка стран Сообщества (31 декабря 1992 г.), как «про­странства
без внутренних границ, в котором согласно положениям
настоящего Договора обеспечивается свободное движение товаров,
лиц, услуг и капиталов» (ст. 8а Договора о ЕЭС в редакции ЕЕА -
ныне ст. 14 Договора о ЕС).

2. Единый европейский акт расширил сферу деятельности
ЕЭС. ЕЕА отнес к ведению Сообщества новые области общей поли­
тики: региональная, научно-техническая, экологическая.

3. На основе ЕЕА была реформирована система институтов
Европейских сообществ. Эта реформа способствовала, во-первых,
усилению демократических черт процесса принятия решений,
во-вторых — укреплению наднациональных начал структуры орга­низаций, дальнейшей федерализации Сообществ.

Ассамблею Сообществ ЕЕА переименовал в Европейский пар­ламент; новый Договор наделил этот институт новыми полномочия­ми в законодательном процессе (процедура сотрудничества, в кото­рой Европарламент обладает правом отлагательного вето). Парла­мент получил также право решающего голоса при рассмотрении вопросов о присоединении новых государств-членов к Сообществам (а сейчас — к Союзу).

Центральный законодательный орган Сообществ — Совет — по значительному числу вопросов, относящихся к регулированию внутреннего рынка, получил право принимать нормативные акты квалифицированным большинством голосов, т.е. игнорируя возра­жения отдельных государств-членов.

Единый европейский акт несколько расширил полномочия Ко­миссии. Именно ЕЕА заложил правовую основу для создания нового судебного органа Европейских сообществ - Трибунала первой ин­станции.

4. В нормах ЕЕА получил закрепление, а точнее, был «легализо­ван» механизм Европейского политического сотрудничества. Дан­ный механизм координации внешней политики государств-членов, сформировавшийся в 1970-е гг., первоначально не имел юридиче­ского оформления в учредительных документах. Единый европей­ский акт восполнил этот пробел. Прообраз будущей второй опоры Европейского союза юридически закреплялся (институционализи­ровался) в нормах третьего раздела ЕЕА «Положения о европей­ском сотрудничестве в области внешней политики».

Именно с этим и связано название документа — «единый». Поло­жения ЕЕА регулировали деятельность Сообществ и государств-чле­нов в обеих сферах интеграционного процесса: социально-экономиче­ской интеграции в рамках Европейских сообществ и «совместной раз­работки и осуществления европейской внешней политики» (ст. 30 ЕЕА) в рамках Европейского политического сотрудничества.

Несмотря на то что формально Единый европейский акт все еще находится в силе, большого значения на сегодняшний день его по­ложения не имеют. Все основные новации ЕЕА получили более су­щественное развитие в положениях Маастрихтского, Амстердам­ского и Ниццкого договоров.

В 1980-е гг. продолжилось расширение Европейских сообществ. Так, на основе Договора о присоединении 1985 г. в состав Сообществ вошли Испания и Португалия. Однако наряду с расширением в 1980-е гг. имела место и цессия. В 1983 г. из-за разногласий в во­просах рыболовной политики датский доминион Гренландия за­явил о своем неучастии в деятельности ЕЭС, что и было оформлено специальным протоколом к учредительному договору, вступившим в силу в 1985 г.

В основе европейской системы лежит Конвенция о защите прав человека и основных свобод, подписанная в Риме 4 нояб­ря 1950 г. и вступившая в силу 3 сентября 1953 г. С ноября 1998 г. она действует в редакции Протокола № 11 к ней, модер­низировавшего международный механизм контроля за соблю­дением государствами-участниками ее положений. После всту­пления в силу Протокола № 14 к ней, открытого к подписанию 114-й сессией Комитета министров Совета Европы (КМСЕ), состоявшейся 12—13 мая 2004 г., она будет действовать в новой редакции. ЕКПЧ состоит из введения, ст. 1, закрепляющей в общем виде обязательство договаривающихся сторон обеспечить каж­дому, находящемуся под их юрисдикцией, гарантируемые Кон­венцией права и свободы, и трех разделов. В разделе 1 (ст. 2— 18) дается перечень прав и свобод, раскрывается их содержа­ние, фиксируются пределы пользования ими и условия отступ­ления от их соблюдения. Раздел II (ст. 19—51) устанавливает порядок формирования, организации и функционирования Ев­ропейского Суда, основные параметры процедуры принятия дел к рассмотрению и их судебного разбирательства. В раз дел III (ст. 52—59), помимо заключительных положений, стан­дартных для международных договоров, включены указания на роль Генерального секретаря и КМСЕ в отношении ЕКПЧ.

За годы, прошедшие после принятия Конвенции, она оброс­ла 14 протоколами. Часть из них касались процедурных аспек­тов и компетенции Европейского Суда и были интегрированы в ЕКПЧ. Остальные расширяют и дополняют перечень прав и свобод, гарантируемых ЕКПЧ (протоколы № 1,4, б, 7, 12 и 13).

Высокая эффективность и надежность европейской системы защиты прав человека обусловлена присущими фактически только ей отличительными особенностями. К их числу относятся судебный контроль за соблюдением прав человека государства­ми — участниками ЕКПЧ, коллективный международный над­зор за надлежащим исполнением постановлений ЕСПЧ, широ­кие процессуальные возможности физических и юридических лиц отстаивать признанные за ними права. Центральное место среди них занимает органическая взаимосвязь между различны­ми дополняющими друг друга уровнями обеспечения прав че­ловека, установленное между ними неразрывное единство. Нужно учитывать также, что при составлении ЕКПЧ был опро­бован полностью оправдавший себя прагматический подход. Кроме того, следует принять во внимание, что использованные при конструировании системы организационные и процессу­альные решения оправдали себя благодаря схожести историче­ского опыта стран ЕС, определенной общности разделяемой ими политической и правовой культуры, социально-экономи­ческой модели развития. На самом деле европейская система имеет многоэтажную конфигу­рацию. 1 этаж образуют национальные судебные органы. Они несут основную ответственность за соблюдение Конвенции. От их нормальной работы зависят фактический уровень уважения к правам человека в стране и возможности их восстановления в случае нарушения. ЕКПЧ исходит из того, что национальные судебные органы должны сами, без вмешательства извне, уст­ранять неполадки в функционировании государственного аппа­рата и ошибки в правоприменительной практике. 2 этаж образует ЕСПЧ. Он приходит на помощь госу­дарству тогда, когда национальная судебная система дает сбои или не справляется со своими обязанностями. Он оказывается востребованным и в ситуациях, когда обнаруживаются лакуны в национальном законодательстве, с точки зрения защиты прав человека, и структурные недостатки в функционировании госу­дарственных органов. Типичный пример — сохранение архаич­ных норм права, смешиваемых с национальными традициями, отказ в доступе к правосудию, подмена правосудия квазисудеб­ными процедурами. Роль 3 этажа играет международный надзор за испол­нением государствами-делинквентами постановлений ЕСПЧ. Такой надзор осуществляется Комитетом министров СЕ. Причем он выступает в данном случае в качестве конвенционного института. На кон­троль передаются абсолютно все постановления Суда, в кото­рых констатируются допущенные государствами нарушения. Они остаются на контроле вплоть до того, как Комитет убедит­ся: государства предприняли все ожидаемые от них меры и сде­лали это в полном объеме и добросовестно. 4 этаж — собственно исполнение. ЕКПЧ вменяет его в обязанность государствам, которым адресованы оконча­тельные судебные постановления. Под исполнени­ем понимаются выплата назначенной Европейским Судом справедливой компенсации, устранение юридических последст­вий допущенного нарушения (индивидуальные меры) и реали­зация комплекса мероприятий, призванных предотвратить по­вторение в будущем аналогичных и сходных ситуаций (меры общего характера). В зависимости от обстоятельств могут по­требоваться внесение изменений в действующее законодатель­ство или принятие новых нормативных актов, корректировка правоприменительной практики, акции просветительского или воспитательного плана и т. д. По окончании цикла европейская система защиты прав че­ловека возвращается в первоначальное состояние. Получается, что все уровни обеспечения прав человека, об­разующие европейскую систему, составляют единое целое. Та­кой эффект дает уже сама практика, наработанная в ходе функ­ционирования системы. Постановления ЕСПЧ реально испол­няются. Национальные суды имеют возможность прямо и непосредственно ссылаться на постанов­ления ЕСПЧ при обосновании своей правовой позиции. Между ЕСПЧ и национальными судебными органами, как низшего, так и высшего звена, установлены в большинстве случаев хоро­шие доверительные отношения. Наконец, за практикой ЕСПЧ внимательно следят национальные законодательные органы. В большинстве европейских стран созданы специальные меха­низмы контроля, обеспечивающие предварительную экспертизу законопроектов на их соответствие ЕКПЧ и прецедентному праву.

Создание европейского Союза

После подписания и вступ­ления в силу Единого европейского акта планы создания Европей­ского Союза перешли в практическую плоскость. В 1990 г. приступили к работе две конференции (по разработке соответственно эко­номического и политического союза). Общим их результатом стал Договор о Европейском союзе, подписанный 7 февраля 1992 г. в ни­дерландском городе Маастрихт.

Поскольку Договор о Европейском союзе повлек новые серьез­ные ограничения государственного суверенитета стран-участниц, что потребовало во многих из них провести конституционные реформы и референдумы, ратификация этого документа заняла достаточно длительный период времени

Маастрихтский договор внес в «интеграционную конструк­цию», создаваемую государствами прежде на основе Сообществ, существенные изменения.

1. Договором была создана новая интеграционная организация - Европейский союз, деятельность которого охватывает все основные сферы общественной жизни. К ним относятся не только экономиче­ская интеграция (уже проводимая с 1950-х гг. в рамках Сооб­ществ), общая внешняя политика и политика безопасности Союза(бывшее ЕПС), но также осуществление правоохранительной функции посредством координации соответствующих действий госу­дарств-членов — «сотрудничество в области правосудия и внутрен­них дел». Одновременно руководящие органы (институты) Европейских сообществ были преобразованы в институты Союза в целом, коих стало 5 (к уже существующим четырем институтам Договор о Евро­пейском Союзе добавил Счетную палату).Граждане государств-членов отныне наряду с национальным гра­жданством получили также гражданство Европейского союза. С другой стороны, учреждение Европейского союза не привело к ликвидации Европейских Сообществ. Они продолжают функцио­нировать и поныне, выступая в качестве одного из подразделений (первой «опоры») новой организации.

Договор о Европейском союзе не только соединил и синтези­ровал в рамках единой организационной структуры разные сферы интеграционного процесса. Цель этого документа — обозначить «но­вый этап в создании как можно более тесного союза народов Евро­пы» — обусловила новые ограничения государственного суверени­тета и расширение предметов ведения уже существующих Европей­ских сообществ. Изменения главным образом касались ЕЭС, которое Маастрихт­ским договором переименовано в Европейское сообщество (ЕС). путем дополнений в Римский договор 1957 г. (Договор о ЕЭС, ныне — Договор о ЕС) было уполномочено осуществлять деятельность в таких сферах, как культура, образование, молодежная политика, «трансъевропейские сети», здравоохранение, защита прав потребителей и др.

3. Особое значение имел вклад Договора о Европейском союзе в процесс углубления экономической интеграции. экономический и валютный союз, который предполагает введение единой валюты, заменяющей национальные денежные единицы и находящейся под управлением наднациональ­ных органов и учреждений (главное среди них — Европейский цен­тральный банк.)
Право Европейского союза— это особая правовая система, нормы которой регулируют общественные отношения, складывающиеся в ходе интеграционных процессов в рамках Европейских Сообществ и Европейского союза.

Наши рекомендации