Понятие права и правовой системы соотносятся как часть и целое. Право – ядро и нормативная основа любой системы.
Помимо права, правовая система включает в себя множество других элементов: правоотношения, юридическую практику, механизм правового регулирования, правосознание и т.п.
В современном мире существует поразительное многообразие правовых систем. Каждая страна имеет свою систему, полностью адекватных систем нет. Но это не значит, что между ними нет ничего общего.
В наше время наблюдается интенсивное сближение и взаимопроникновение различных правовых систем на основе обязательного для всех международного права.
Если система права – это «внутренняя карта» национального права, то типология (классификация) правовых систем – это «правовая карта мира». Она раскрывает специфику правовых институтов в разных странах и показывает к каким группам (правовым семьям) принадлежат правовые системы этих стран.
Всякая правовая реформа или развитие законодательства должны базироваться на знании специфики национальной правовой системы. Заимствование опыта других стран, перенесение в качестве образцов элементов одной правовой системы в другую возможно только для аналогичных правовых систем и аналогичных условий, которыми эти системы определяются. В противном случае этот перенос будет бесполезен, вреден, или даже опасен.
В современном мире обычно выделяют следующие правовые массивы: национальные правовые системы, правовые системы и группы правовых систем.
Национальная правовая система – это конкретно-историческая система права, юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельной страны (государства). Она является частью конкретного общества и отражает его социально-экономические, политические, культурные особенности. В настоящее время в мире насчитывается около двухсот национальных правовых систем.
ПРИЗНАКИ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ
1. Правовая система представляет собой важнейший компонент любого гражданского общества. Это особая разновидность социальной (общественной) системы, возникновение, развитие и функционирование которой тесным образом связано с экономической и политической системами общества, его культурой и духовной средой в целом.
С одной стороны, ПСО обусловлена (детерминирована) экономическими, политическими, национальными, нравственными и иными факторами, а с другой – она сама активно воздействует на экономику, политику и все сферы жизни общества. Это воздействие может быть позитивным, когда, например, право, судебная и иные разновидности юридической практики служат удовлетворению законных интересов и потребностей граждан, их коллективов и организаций, либо негативным (например, при противоречиях в законодательстве, ошибках и конфликтах в процессе реализации права).
2. Это сложноорганизованная система. В самом общем плане правовая система любого общества состоит из следующих основных компонентов: а) объективного права, взятого в единстве содержания и форм его выражения (указанное единство обозначается нами термином "система права"); б) юридической практики (правотворческой, правоприменительной, судебной, следственной и т.п.), осуществляемой в рамках правовых отношений; в) правосознания (совокупности юридических идей, взглядов, представлений и т.п.), которое находит выражение в юридической практике и правоотношениях, праве и правовой культуре общества.
Каждый из отмеченных компонентов представляет собой относительно самостоятельную подсистему и состоит из более дробных единиц, отдельных элементов.
Таким образом, понятия "право" ("система права") и "правовая система общества" соотносятся как часть и целое. Это крайне важно подчеркнуть, поскольку в некоторых научных и учебных трудах такого разграничения авторы не проводят, изначально отождествляя указанные явления и вводя в заблуждение своих читателей.
3. Правовой системе общества свойственны не только определенная дифференциация, т.е. расчленение на отдельные компоненты и элементы, но и единство.Это комплекс внутренне согласованных, взаимосвязанных и взаимодействующих правовых явлений, процессов и состояний, составляющий органически целостное образование. Право, правосознание и юридическая практика (правотворческая, правореализационная и т.п.) взаимодействуют между собой через правовые отношения субъектов и иные социальные и юридические связи.
4. Она является важнейшим элементом государственного суверенитета. С помощью права, юридической практики и идеологии государство делает свои веления обязательными, осуществляет свои внутренние и внешние функции.
5. Как ПСО в целом, так и отдельные ее крупные компоненты (право, юридическая практика, правосознание) также отличаются определенной автономностью и «суверенностью». Так, правовая система обладает определенной независимостью по отношению к экономической и политической системам, духовной среде (поэтому некоторое недоумение вызывает точка зрения Д.А. Керимова, когда он пишет, что «правовая система не только правовое, но и политическое образование, поскольку вплетается в политическую систему». Право, в свою очередь, обладает «верховенством» среди других социальных регуляторов внутри страны и обязательностью, относительной самостоятельностью на международной арене (другие государства не должны, например, нарушать российские законы и иные нормативные правовые акты).
6. В любом обществе ПС обладает определенной стабильностью, которая в значительной степени обусловлена, с одной стороны, детерминирующими ее общественными отношениями, стабильностью экономики, политики, социальной и духовной сфер жизни общества, а с другой – высокой степенью организации и интеграции ее свойств и элементов. Так, стабильность ПСО зависит и от совершенства законодательства, и от уровня правосознания и правовой культуры граждан и должностных лиц, и от кадрового «потенциала» судебной системы и правоохранительных органов, и т.д.
7. Динамизм ПСО обусловлен внутренними и внешними ее противоречиями, а также интенсивностью и характером изменения указанных общественных отношений, степенью ее активности и функционирования. Не только ПСО в целом, но и каждый из ее элементов выполняет строго определенные функции в процессе воздействия на общественные отношения. В этом плане она относится к многофункциональным управляющим системам.
8. Целенаправленность ПСО заключается в том, что ее формирование, развитие и функционирование подчинено соответствующим задачам и целям. Так, устранение пробелов в праве с необходимостью требует повышения уровня правосознания и правовой культуры «законодателей», качества и оперативности правотворческой, интерпретационной, правосистематизирующей практики.
9. Адаптивность ПСО в целом и отдельных ее типов и элементов выражается в их «приспособляемости» к изменяющимся условиям реальной жизни. Так, тенденция взаимного сближения и/ или конвергенции англосаксонской и романо-германской правовых семей обусловлены в настоящее время прежде всего тем, что между странами, в рамках которых формировались данные правовые семьи, устанавливались и углублялись разносторонние и достаточно прочные связи, приведшие, в частности, к созданию в Западной Европе Европейского Сообщества и значительной унификацией расположенных на ее территории национальных правовых систем. Процесс воздействия американской правовой системы в странах Западной Европы и многих других государствах связан в значительной степени с американской политической, индустриальной, торговой, финансовой, военной, идеологической и иной экспансией.
10. В данном аспекте можно в качестве относительно самостоятельных выделить такие существенные признаки ПСО, как ее самоорганизованность и органичность. В связи с изменением целей и задач, стоящих перед нею, изменяются ее свойства, структуры, основные элементы, содержания и формы, связи между ними, закономерности развития, функционирования и т.д.
Как органичная система она представляет собой самоорганизованное целое, которое в процессе своего индивидуального развития проходит последовательные этапы усложнения, дифференциации, интеграции и т.п. ее компонентов и элементов. Ей присуще также внутренние и внешние, генетические и энергетические, структурные и функциональные, горизонтальные и вертикальные, положительные и отрицательные, простые и сложные, координационные и субординационные, гармоничные (кооперативные) и конфликтные, рекурсивные и синергетические, циклические и иные связи, которые способствуют появлению в ПСО новых свойств и качеств, не присущих ее компонентам и элементам в отдельности, и обусловливают устойчивость ее структуры (пространственной, временной и др.) (о некоторых свойствах органических систем.
11.ПСО – это управляемая со стороны государства, общества, правотворческих и правоприменительных органов, отдельных должностных лиц и граждан система. Она является продуктом сознательной волевой деятельности людей, их коллективов и организаций. В этом плане ее можно отнести к искусственному, духовно-материальному образованию.
12. ПСО – это открытая социальная система, в которую постоянно вводится новая информация (экономическая, политическая, юридическая, техническая и т.д.), нормативно-правовые и иные юридические предписания, идеи, теории, объекты и субъекты, юридические действия и операции, средства и способы их осуществления.
13. Иерархичность – это свойство не только строения, морфологии ПСО, но и ее «жизнедеятельности», функционирования. Так, в США действуют федеральная ПСО и правовые системы отдельных штатов. При всей их относительной самостоятельности первая относится к образованию более высокого уровня, которая в значительной степени определяет качество и эффективность развития и функционирования ПС в различных субъектах Федерации. В системе нормативных правовых актов России, например, в зависимости от юридической силы выделяются законы и подзаконные акты. Верховный Суд в судебной системе Испании является высшим судебным органом во всех делах, за исключением тех, которые относятся к конституционным гарантиям (ст. 123 Конституции Испании). В правосознании определенный приоритет отдается юридической идеологии перед юридической психологией.
В настоящее время выделяют три основные разновидности правовых систем:
1) национальную правовую систему, отражающую политическое своеобразие конкретной страны;
2) тип права (рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический);
3) правовую семью.
Правовая семья – это группа национальных правовых систем, основанная на общности источников, структуры права и исторического пути его формирования.Этим понятием объединяются несколько близких по характеристикам национальных правовых систем, которые обладают общностью: а) источников права; б) его структуры; в) исторического пути правового развития, а нередко и г) понимания нормы права. Названные критерии позволяют выделить те или иные правовые семьи.
В юридической литературе были предложены и иные критерии для классификации правовых семей. Например, известный исследователь правовых систем мира, французский ученый Рене Давид(РАБОТА «ОСНОВНЫЕ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ» СЕМЕНОВ ПРО НЕГО СПРАШИВАЛ) в свое время предложил для такой классификации два главных критерия: 1) идеологический, к которому он относил религию, философию, факторы экономической и социальной структуры; 2) особенности юридической техники. Исходя из указанных критериев Р. Давид выделял три правовые семьи: романо-германскую, англосаксонскую и социалистическую, полагая, что все остальные семьи, которые можно вычленить, представляют собой модификацию этих трех семей.
Другие критерии для классификации были предложены немецким ученым К. Цвайгертом. Главным критерием он выдвинул так называемый правовой стиль, или стиль права, охватывая данным понятием пять факторов: происхождение и развитие правовой системы; своеобразие юридического мышления; специфику правовых институтов; природу источников права и способы их толкования; идеологические факторы.
На данной основе К. Цвайгерт выделял восемь правовых семей, или, как он называл, «правовых кругов»: романский, германский, скандинавский, англо-американский, социалистический, право ислама, индусское право, дальневосточное право.
Таким образом, своеобразие источников права и идеологические факторы признаются главными критериями для объединения национальных правовых систем в правовые семьи.
Некоторые современные зарубежные ученые выделяют всего три главных источника социальных норм – политику, право и религиозные традиции и на этом основании называют три типа правовых систем (правовых семей): правление профессионального права; правление политизированного права; правление религиозного права.
Наибольшее распространение в настоящее время получила классификация, построенная на основе трех главных критериев: особенности исторического развития правовых систем; источники права; структура права. Соответственно выделяются десять правовых семей: романо-германская; семья общего права (англосаксонская); славянская; латиноамериканская; скандинавская; мусульманская; индусское право; семья обычного (традиционного) права; дальневосточная; социалистическая.
Каждая из названных правовых семей отличается своеобразием и в то же время общими чертами, которые можно обнаружить у отдельных групп семей.
В связи с этим в юридической литературе иногда выделяют внутри правовых семей группы родственных правовых систем, например в семье романо-германского права различают группу романского права (Франция, Испания, Бельгия, Португалия, Италия и др.) и группу германского права (Германия, Австрия, Венгрия и др.). В семье общего права различают группу английского права и американскую правовую систему.