Органы исполнительной власти в РФ
Исполнительная власть представляет собой способность и возможность государства в лице его наделенных соответствующими полномочиями органов повседневно выполнять в масштабе всей страны оперативные управленческие функции. Согласно ст. 110 Конституции РФ исполнительную власть РФ осуществляет Правительство РФ. Правительство РФ состоит из его Председателя, заместителей Председателя и федеральных министерств. Правительство РФ возглавляет единую систему органов исполнительной власти на всей территории РФ. Оно складывается из федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации. Правительство осуществляет государственную власть в России наряду с Президентом, Федеральным Собранием, судами Российской Федерации и является высшим органом исполнительной власти. Правительство России — федеральный орган, обеспечивающий осуществление законов на практике, контролирующий их исполнение органами исполнительной власти всех уровней. От других федеральных органов Правительство отличается предметом и сферой деятельности. Оно не принимает законы, как Федеральное Собрание, но обеспечивает управление экономикой всей страны, несет ответственность за проведение социально-экономических преобразований. В конечном итоге от исполнительной власти в лице Правительства зависят темпы социальных и экономических преобразований в нашей стране. Исполнительная власть самостоятельна в своей работе, большое влияние на ее деятельность оказывает Президент, который определяет основные направления внутренней и внешней политики. Однако воплощает в жизнь эти задачи Правительство. Независимость Правительства ограничена политическим курсом, который проводит Президент. Если возникают разногласия между Правительством и Главой государства, окончательное решение остается за Президентом, который может отправить Правительство в отставку, отменить правительственный акт и др. Отношения Правительства с Федеральным собранием складываются через законы, которые принимает парламент и которые Правительство должно исполнять. Правительство определяет конкретные формы и методы взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Федерации по предметам федерального и совместного ведения. Правительство Российской Федерации в соответствии с Конституцией возглавляет единую систему исполнительной власти, образуемая федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации. Российское Правительство — коллегиальный орган. В его состав входят Председатель Правительства, его заместители и федеральные министры. Кандидатуры на эти должности предлагаются Президенту Российской Федерации Председателем Правительства, который распределяет обязанности между своими заместителями, организует работу, руководит заседаниями. В качестве постоянного органа действует его Президиум, в состав которого входят Председатель Правительства, заместители, федеральные министры финансов, экономики, иностранных дел, обороны, внутренних дел, по делам национальной и региональной политики и федеральный министр — руководитель аппарата Правительства. Правительство может образовывать свои постоянные и временные комиссии, а также другие рабочие органы. Деятельность Правительства Российской Федерации охватывает, по существу, все стороны жизни общества. В сфере управления экономикой Правительство: • разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и отчет о его исполнении. В процессе разработки федерального бюджета Правительство руководит работой центральных органов исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации Закон Российской Федерации об основах бюджетного устройства определяет бюджет как совокупность федерального бюджета, бюджета субъектов Федерации и местных бюджетов; • проводит единую кредитную, финансовую и денежную политику, которая способствует укреплению экономического пространства, обеспечивает свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств. Данную политику Правительство осуществляет через специальные созданные органы, в числе которых ведущее место занимают Министерство финансов, Центральный банк России; • управляет федеральной собственностью. Указанная деятельность является одной из основных полномочий Правительства. К федеральной собственности отнесены: а) объекты, составляющие основу национального богатства страны, б) объекты, необходимые для работы федеральных органов власти, в) объекты оборонной, добывающей промышленности и другие.
Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение.
Помимо указанных направлений работы Правительство разрабатывает программы экономического развития, создает условия для свободного предпринимательства, проводит единую политику цен, решает вопросы рационального и бережного пользования природными ресурсами. В сфере социальной политики Правительство разрабатывает программы социального развития, руководит социальным обеспечением, оказывает поддержку группам населения, которые в этом особо нуждаются. Работа Правительства в сфере культуры охватывает охрану культурного наследия народов России, формирование общей системы поддержки культуры в целом. В области здравоохранения Правительство призвано прилагать огромные усилия по недопущению снижения медицинской помощи населению. Оно принимает меры по развитию современной производственной базы для изготовления медикаментов и медицинской техники высокого качества и др. В области образования Правительство принимает меры по совершенствованию управления системой образования, укреплению материальной базы образовательных заведений и т.д. В области обороны страны, государственной безопасности и реализации внешней политики на Правительство Российской Федерации возложены серьезные задачи по оснащению Вооруженных Сил России техникой и оружием, обеспечению их материальными средствами, оно также определяет порядок воинского учета, занимается строительством жилья для военнослужащих. Правительство проводит серьезную работу по обеспечению государственной безопасности страны. Оно проводит переговоры, заключает международные договоры при решении внешних задач. Решения Правительства по важнейшим вопросам, носящим нормативный характер издаются в форме постановлений, по ежедневным, текущим проблемам — в форме распоряжений. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации подписываются Председателем Правительства или его Первым Заместителем и вступают в силу со дня их подписания, если иное не предусмотрено самими актами. Постановления Правительства публикуются в Собрании актов Президента и Правительства Российской Федерации, либо доводятся через средства массовой информации. В случае противоречия указанных актов Правительства Конституции России, федеральным законам или указам Президента могут быть отменены Главой государства. Правительство действует в пределах срока полномочий Президента, то есть 4 года и перед вновь избранным Президентом слагает полномочия. Конституция Российской Федерации предусматривает следующие основания отставки Правительства, зависящие от того, кто явился инициатором отставки: 1) Правительство делает заявление об уходе в отставку, т.е. когда большинство членов правительства добровольно решает сложить с себя полномочия. Чаше всего это происходит тогда,когда Правительство не может вывести страну из экономического кризиса. В таком случае Президент решает вопрос: принять отставку Правительства, либо не принять. В случае уходаПравительства в отставку, оно уходит в полном составе, отставка Председателя Правительства влечет за собой отставку всего Правительства в целом. 2) Другое основание отставки Правительства исходит от Президента. Как правило, это имеет место в случае разногласий
между ними. Отставка Правительства по инициативе Президента может быть осуществлена в любое время и независимо от мнения парламента по данному вопросу. 3) Предложение о недоверии Правительству может вносить группа депутатов или депутатская фракция численностью не менее одной пятой от общего числа депутатов (т.е. не менее 90 депутатов). Дума рассматривает этот вопрос в недельный срок после его внесения на внеочередном заседании. В том случае, если Дума выносит решение о выражении недоверия Правительству — Президенту России необходимо сделать выбор —
согласиться с Думой и отправить Правительство в отставку, либо оставить Правительство не согласившись с мнением Думы. Но если Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству — Президент либо отправляет Правительство в отставку, либо распускает Государственную Думу. Постановка Правительством перед парламентом вопроса о
доверии. На практике это происходят в том случае, если Государственная Дума отклоняет принятие закона, который Правительство считает необходимым для проведения в жизнь его политики, либо Дума не одобряет правительственную программу. Если Государственная Дума не приняла необходимым числом голосов решения о доверии Правительству, значит она отказала ему в доверии.