Мораль как регулятор социального поведения 13 страница
Гражданское общество развивается вместе с государством, которое впитывает некоторые его черты. Таким образом, государство движется по пути к правовому. В этом смысле правовое государство можно считать результатом развития гражданского общества.
В состав гражданского общества входят социально-экономические отношения и институты, общественные объединения, профсоюзы и политические партии, сфера воспитания, образования, науки и культуры, средства массовой информации, семья, церковь и др. Все они составляют структуру гражданского общества, которая представляет собой внутреннее его строение, отражающее многообразие и взаимодействие всех составных частей.
Гражданское общество включает в себя три уровня общественных отношений. Первый из них связан с воспроизводством человека, воспитанием детей, семьей, бытом, образованием, культурой. Второй охватывает сферу экономики с многообразием действующих здесь субъектов. Третий уровень связан с политической жизнью общества, субъектами которой выступают граждане, их объединения и государство.
Гражданское общество тесно связано с политической системой общества. И там, и там действуют одни и те же субъекты. Тем не менее структура гражданского общества шире, чем структура политической системы. В последнюю не входят семья, воспитание, образование, социально-экономические отношения. Через политическую систему гражданское общество тесно связано с государством. Становлению и развитию гражданского общества способствуют культурное состояние общества, правовой характер государства, расширение прав и свобод граждан. Доминирование государства над обществом — основное препятствие развития гражданского общества. В условиях демократии общество добивается децентрализации государственной власти за счет расширения прав самоуправления, укрепляется представительный принцип в формировании высших органов власти. Все это усиливает контроль за государством со стороны общества и создает условия для полной реализации прав и свобод граждан.
Гармоничное развитие и взаимодействие гражданского общества и государства затруднено рядом объективных причин. Государство построено как вертикальная система органов, связанных отношениями субординации. Главная функция государства — управление обществом. Нередко она реализуется в ущерб обществен - ным интересам. Гражданское общество построено на горизонтальных связях его субъектов, взаимодействующих на началах свободы и равенства. Деятельность государства осуществляется на основе права, тогда как жизнь гражданского общества выходит за рамки правовых норм.
Устранение противоречий между гражданским обществом и государством, установление приоритета прав личности и свободного ее развития в деятельности государства должно привести к формированию правового государства.
Правовое государство — это такая организация государственной власти, при которой наиболее полно обеспечиваются права и свободы человека, а деятельность государства и его взаимоотношения с гражданами и их объединениями строится на основе норм права.
Во все времена государство довлело над обществом. Законодательство носило ограничительный для человека характер. В правовом же государстве личность должна стоять на первом месте, а правовые ограничения создаются в основном для государства. Индивид существует в условиях правовой свободы, которая основана на принципе «дозволено все, что не запрещено законом». Право должно раздвинуть рамки ограничений прав личности и гарантировать их реализацию.
Идея правового государства возникла в глубокой древности как реакция на произвол и злоупотребление властью. Средство от всевластия государства нашли в праве, которое, имея преимущественно формально-определенный характер и письменную форму, может регламентировать полномочия государства, определив пределы его вмешательства в жизнь общества, и закрепить права и обязанности граждан.
О значении закона говорили философы древности. Пифагор худшим из зол считал беззаконие и произвол, а высшей добродетелью — соблюдение законов. По мнению Платона, если закон не имеет силы, неизбежна гибель государства. Аристотель подчеркивал, что там, где отсутствует власть закона, не может быть государственного строя. Древнеримский политик и оратор Цицерон утверждал, что право должно основываться на справедливости, права человека принадлежат ему от природы, поэтому под действие закона должны подпадать все граждане и даже рабы, а не только узкий круг избранных лиц, стоящих у власти.
Идея правового государства получила свое дальнейшее развитие в трудах философов Нового времени. Так, К.Ясперс считал, что государство является правовым, если в нем действует свобода, основанная на законах, и приводил в пример Англию, где существует реальное уважение к праву и суду. По мнению Д.Лок- ка в правовом государстве должен действовать закон, обеспечивающий естественные права человека. Государство должно устанавливать такие законы и охранять их от нарушений.
Ш. Монтескье связывал господство гражданской и политической свободы с установлением режима законности и безопасности граждан. В развитие этого утверждения он разработал теорию разделения властей, взаимно уравновешивающих друг друга. И.Кант поддерживал идею разделения властей, подчеркивая принцип верховенства народа, который проявляется в праве народа требовать своего участия в установлении правопорядка путем принятия конституции. Государство, действующее на основе конституционного права, выражает волю народа и не может ограничить личную свободу граждан. Если государство уклоняется от этого правила, то оно может потерять доверие граждан.
Ж.Ж.Руссо развил идею народного суверенитета, основанную на том, что государство в форме республики является результа - том общественного договора. Государственная власть, таким образом, понимается как выражение общественного интереса, а человек приобретает гражданскую свободу, основанную на естественном праве. Государственная власть зависит от права. Если она перестает выражать интересы народа, то государство перестает существовать как политический организм.
Д.Дидро считал, что государство возникает в результате общественного договора, по которому люди передают государству часть своих прав ради обеспечения остальных и объединения общей воли и интересов. Таким образом, государственная власть основана на воле народа. Именно он является носителем суверенитета. Главная же цель государства состоит в обеспечении и защите прав граждан.
Г. Гегель видел в государстве наиболее совершенную организацию общественной жизни, построенной на правовой основе. Он приравнивал государство к праву, только более развитому и содержательному, включающему в себя весь комплекс прав личности, семьи и общества. Государство в таком его понимании выступает, по словам Гегеля, царством реализованной свободы.
Понятие «правовое государство» впервые встречается в работах немецких ученых К. Велькера, Х.Ф. фон Аретина, Р. Фон Моля (первая половина XIX в.). С этого времени идея правового государства непрерывно развивается немецкими философами.
В российской политической мысли идея государства, подчиненного праву, нашла отражение в трудах А.Н.Радищева, П.И.Пестеля, А.И.Герцена, Н.Г.Чернышевского и др. На рубеже XIX — XX вв. концепцию правового государства разрабатывали Н. М. Кор- кунов, П.И.Новгородцев, С.А.Муромцев, Г.Ф.Шершеневич и др. В советской правовой науке идея правового государства отри - цалась как буржуазная. Лишь в последние годы, особенно после принятия Конституции 1993 г., рассмотрению основ правовой государственности стало уделяться пристальное внимание.
В настоящее время в конституциях многих государств (ФРГ, США, Российской Федерации, Франции, Австрии и др.) есть положения, определяющие эти государства как правовые. В действительности правовое государство скорее идеал, который пока не достигнут, но к которому надо стремиться. В первую очередь это касается России, которая делает только первые шаги на пути к правовой государственности.
Идея правового государства стала востребованной и получила основополагающее свое развитие в период буржуазных революций в Европе, покончивших с периодом феодализма. С того времени идет длительный процесс становления правовой государственности во многих странах. В ряде государств он имел поступательное движение, в некоторых — был прерван установлением тоталитарных режимов (например, фашистский режим в Германии). Все это доказывает, что для формирования правового государства требуется создание ряда объективных предпосылок.
В современной науке выделяют так называемые основы правового государства — предпосылки его формирования. Экономической основой выступает многоукладная экономика, в рамках которой существуют различные формы собственности. Государство устанавливает правовые основы цивилизованной конкуренции, не допуская монополизации в экономике, ущемляющей интересы потребителей. Социальную основу составляют сформированные институты гражданского общества, создающие условия для всестороннего развития личности. В социальной структуре общества доминирует средний класс, служащий залогом политической стабильности. Гражданское общество выступает в качестве противовеса государству, наблюдает за его действиями, следит, чтобы они не выходили за рамки закона. Политическая основа проявляется в суверенитете государства, гармонично сочетающем суверенитет народа и национальный суверенитет. Нравствен- пая основа состоит в утверждении в обществе принципов гуманизма, приоритета прав и свобод личности, уважения к правам других людей.
Правовое государство может возникнуть только там, где общество имеет стойкие демократические, политические, культурные традиции. Ценности гуманизма и справедливости должны разделяться всеми членами общества. Государство развивается вместе с обществом, поэтому становление гражданского общества служит необходимой предпосылкой формирования правового государства. Становление правового государства требует высокого уровня пра - вовой культуры и правосознания. Только в этих условиях будут полностью исполняться предписания правовых норм. Напротив, построение правового государства затруднено в том обществе, где существуют проявления правового нигилизма.
В правовом плане предпосылкой формирования правового государства должно стать создание правовых законов, провозглашающих принципы равенства и справедливости и отвергающих произвол государственной власти. На основе этих законов утвержда - ется правовой характер взаимоотношений государства и граждан, основанный на установлении их взаимных прав и обязанностей. При этом права и свободы граждан рассматриваются как объективные и неотчуждаемые, а их защита составляет одну из основных обязанностей государства. Наконец, должны быть созданы такие механизмы, которые исключили бы возможность монополизации власти каким-либо одним лицом, политической партией или государственным органом. Эти механизмы состоят в разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную, конституционной регламентации их полномочий и контроле за их деятельностью со стороны общества.
Созданное на таких основах правовое государство должно обладать следующими основными признаками:
- верховенство закона во всех сферах общественной и государ ственной жизни. Законы (и основной среди них — конституция) обладают высшей юридической силой. Все другие правовые акты должны соответствовать закону. Верховенство закона означает так же, что он обязателен для исполнения не только гражданами и их объединениями, но и государством, его органами и должностны ми лицами. При этом действует принцип «все, что не дозволено власти, ей запрещено»;
- взаимная ответственность государства и личности. В право вом государстве не только граждане несут ответственность перед государством, но и государство несет ответственность перед граж данами. Ответственность личности перед государством строится на правовых началах. Применение государственного принуждения должно носить правовой характер и соответствовать тяжести пра вонарушения. Ответственность государства проявляется в ответственности отдельных его органов и должностных лиц. Это, например, ответственность правительства перед парламентом, депутатов — перед избирателями, юридическая (дисциплинарная, уголовная и др.) ответственность должностных лиц и т.д.;
-реальные гарантии прав и свобод граждан. В правовом государстве права граждан не только провозглашаются, но и гарантируются. Под гарантиями прав понимается реальная возможность их реализации и защиты. Это обеспечивается как законодательным закреплением гарантий, в первую очередь, в конституции, так и созданием механизма всесторонней защиты прав и свобод и установлением юридической ответственности за их нарушение. При этом право становится мерой свободы человека по принципу «все, что не запрещено индивиду, ему дозволено»;
- разделение властей. Разграничение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную предотвраща ет возможность злоупотреблений со стороны любой из них. Каж дая из властей занимает определенное место в общей системе го сударственной власти и выполняет свойственные только ей функ ции. При этом признак разделения властей станет жизнеспо собным, если он будет обеспечиваться системой сдержек и про тивовесов. Равновесие властей поддерживается специальными организационно-правовыми мерами, которые гарантируют их не зависимость и взаимоограничение. В федеративном государстве рассматриваемый признак дополняется вертикальным разделе нием властей между федеральным центром и субъектами феде рации;
- идеологический и политический плюрализм. В правовом государ стве существует реальная возможность излагать и пропагандиро вать свои политические взгляды. В обществе на равных функцио нируют различные политические организации, ведущие борьбу за власть цивилизованными демократическими способами. Каж дый гражданин самостоятельно решает, каких взглядов ему при держиваться, какой партии принадлежать.
Первая статья Конституции РФ гласит, что «Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республи - канской формой правления». Таким образом, в основном законе намечена цель построения правового государства в нашей стране. Однако путь достижения этой цели не является простым и скорым. Гражданское общество в России только формируется. Государство пока не может обеспечить достойный уровень жизни всех граждан. Экономика далека от совершенства, средний класс собственников немногочислен. Важной проблемой остается создание единого и непротиворечивого законодательства. Налицо коллизии (противоречия) между нормативно-правовыми актами, причем законы часто фактически растворяются в многочисленных подзаконных актах. Наконец, для создания правового государства в России необходимо достижение высокого уровня политического и правового сознания граждан. Все эти проблемы являются заботой государства, которое должно разработать и реализовать комплекс мер по их решению.
Вопросы и задания
1. Объясните понятие «гражданское общество». Какие элементы вхо дят в состав гражданского общества?
2. Что такое правовое государство? Какие этапы прошло развитие идеи правового государства?
3. Какие предпосылки необходимы для создания правового государ ства?
4. Назовите признаки правового государства.
5. Какие проблемы формирования правового государства существуют в современной России?
6. Прочитайте высказывания философов и правоведов прошлого и объясните, как их взгляды повлияли на развитие идеи правового госу дарства.
Аристотель: «Там, где отсутствует власть закона, нет места и какой- либо форме государственного строя».
Локк: свобода людей состоит «в незыблемом для всех правиле, установленном законодательной властью, суть которого выражается в свободе следовать собственному желанию во всех случаях, когда это не запрещает закон, и не быть зависимым от постоянной, неопределенной, неизвестной самовластной воли другого человека».
Монтескье: «Свобода есть право делать все, что дозволено законами. Если бы гражданин мог делать то, что этими законами запрещается, то у него не было бы свободы, так как то же самое могли бы делать и прочие граждане».
Дидро: «Лишь нация есть истинный суверен; истинным законодателем может быть лишь народ, лишь воля народа является источником политической власти».
Кант: государство — это «объединение множества людей, подчиненных правовым законам».
Маркс: «Свобода состоит в том, чтобы превратить государство из органа, стоящего над обществом, в орган, всецело этому обществу подчиненный».
Г. Ф. Шершеневич: гарантии правовой государственности — «...а) неотъемлемые права личности; б) принцип разделения властей; в) правовое самоограничение власти; г) подчиненность государства стоящему над ним праву. В действительности такой гарантией является только сдерживающая сила общественного мнения».
Гессен: «Правовым называется государство, которое признает обязательным для себя как правительства создаваемые им же как законодателем юридические нормы. Правовое государство в своей деятельности, в осуществлении своих правительственных и судебных функций связано и ограничено правом, стоит под правом, а не вне и над ним».
7. Прочитайте документ. Объясните, как в нем отразились теория естественных прав человека и идея правового государства ? Почему у народа появляется право «учредить новое правительство»?
ДЕКЛАРАЦИЯ НЕЗАВИСИМОСТИ
Конгресс, 4 июля 1776 г.
Принята единогласно тринадцатью Соединенными Штатами Америки
Когда ход событий приводит к тому, что один из народов вынужден расторгнуть политические узы, связывающие его с другим народом, и занять самостоятельное и равное место среди держав мира, на которое он имеет право по законам природы и ее Творца, уважительное отношение к мнению человечества требует от него разъяснения причин, побудивших его к такому отделению.
Мы исходим из той самоочевидной истины, что все люди созданы равными и наделены их Творцом определенными неотчуждаемыми правами, к числу которых относятся жизнь, свобода и стремление к счастью. Для обеспечения этих прав людьми учреждаются правительства, черпающие свои законные полномочия из согласия управляемых. В случае, если какая-либо форма правительства становится губительной для самих этих целей, народ имеет право изменить или упразднить ее и учредить новое правительство, основанное на таких принципах и формах организации власти, которые, как ему представляется, наилучшим образом обеспечат людям безопасность и счастье. Разумеется, благоразумие требует, чтобы правительства, установленные с давних пор, не менялись под влиянием несущественных и быстротечных обстоятельств; соответственно, весь опыт прошлого подтверждает, что люди склонны скорее сносить пороки до тех пор, пока их можно терпеть, нежели использовать свое право упразднять правительственные формы, ставшие для них привычными. Но когда длинный ряд злоупотреблений и насилий, неизменно подчиненных одной и той же цели, свидетельствуют о коварном замысле вынудить народ смириться с неограниченным деспотизмом, свержение такого правительства и создание новых гарантий безопасности на будущее становятся правом и обязанностью народа. Эти колонии длительное время проявляли терпение, и только необходимость вынуждает их изменить прежнюю систему своего правительства. История правления ныне царствующего короля Великобритании — это набор бесчисленных несправедливостей и насилий, непосредственной целью которых является установление неограниченного деспотизма.
7.6. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ
Идеология — это система философских, политических, нравственных, правовых, эстетических и религиозных взглядов и идей. Основами идеологии служат материальное производство, условия жизни людей, национальная принадлежность, условия воспитания, религия и др. Люди входят в разные социальные группы и потому различаются разными мыслями, взглядами, отражающими ту или иную идеологию.
Идеология формируется как общественное мнение с помощью средств массовой информации, литературы и искусства и непосредственного общения людей друг с другом. Идеология разъясняет индивиду, группе, народу необходимость предпринять тот или иной шаг в политике, в жизни вообще, осуществить то или иное мероприятие, совершить то или иное дело с определенной целью и в чьих-либо интересах.
Понятие «идеология» родственно понятию «общественное сознание», которое понимается как совокупность идей, выражающих социальные интересы людей. Они действительно близки, но не являются тождественными. Это обнаруживается при сопоставлении определений этих понятий. Сегодня в научной литературе, в средствах массовой информации нередко встречаются выражения «политическая идеология», «экономическая идеология», «гуманитарная идеология», «идеология культуры», «религиозная идеология», «правовая идеология», «идеология рынка» и т.д. Это означает, что идеология пронизывает все сферы жизни общества, влияя на сознание индивида. В связи с этим у него формируется политическое сознание — совокупность осознанных представлений о мире политики.
В результате изменения политического строя в России в начале 1990-х гг. и отказа от официальной марксистско-ленинской идеологии был провозглашен принцип свободы идеологий. Статья 13 Конституции РФ гласит о том, что ни одна идеология не может стать государственной. Причем многообразие идеологий отождествляется с политическим плюрализмом и многопартийностью. При этом упускается из виду то обстоятельство, что в странах западной демократии при всем многообразии партийных идеологий доминирует все же одна, которая более других выражает интересы и волю народа данной страны. Основные принципы доминирующей идеологии входят в Конституцию государства, определяют содержание статей об экономических основах общества и политическом строе и еще более обнаруживают себя в многочисленных законах, принимаемых высшими законодательными органами и направляющих в ту или иную сторону внешнюю и внутреннюю политику правительства. Доминирующая идеология органично связана с идеологическими принципами или платформами доминирующих в обществе партий и религий.
Следует отметить, что деидеологизация общества исключена. Можно запретить ту или иную идеологию, пропагандировать и внедрять новую, но оставить общество без идеологии нельзя, так как это означало бы лишить общество права на свободу мысли, слова, права высказывать свое мнение по различным аспектам общественной и государственной жизни с опорой на определенную мировоззренческую позицию.
Существенную особенность идеологии составляет ее способность обособляться со временем от теории, которая лежит в ее основе. Положения теории устаревают, а идеология продолжает жить, развиваться, корректироваться в соответствии с меняющимися обстоятельствами. Главное, чтобы эта идеология подкреплялась убежденностью людей в правильности ее основных положений.
Идеологическое обеспечение политики предполагает обоснование деятельности государственной власти, формирование соответствующего общественного мнения. Идеология в зависимости от ее положений и способов воздействия на общество может способствовать его сплочению для достижения прогрессивных целей, а может стать вредной, опасной, ведущей общество к гибели. Жизнь убеждает, что политика, не обеспеченная правильной идеологической работой, обречена на провал.
Носителями идеологии выступают партии. Они должны следить за развитием политической ситуации, изменениями общественного сознания, для того чтобы вовремя скорректировать положения своей программы. Если этого не происходит и идеология перестает отражать насущные проблемы общества, партия теряет авторитет и влияние в массах. В связи с этим можно сделать вывод о том, что идеология не только управляет обществом, но и сама должна быть управляемой.
Кризис господствовавшей в нашей стране в XX в. марксистско- ленинской идеологии наступил потому, что она перестала отражать реальную политическую обстановку в стране и в мире, а правящая коммунистическая партия не смогла скорректировать ее в соответствии с происходящими политическими и социально- экономическими явлениями.
В настоящее время в России формально отсутствует домини - рующая идеология. В стране существуют фактически все идеологии, которые известны в индустриально-развитых странах, — это неолиберализм, неоконсерватизм, социал-демократическая идеология, марксизм, религиозные идеологии, неофашизм, сионизм и др.
Конституция РФ открыла наибольший простор для неолиберализма. Однако доминирующей идеологией он не стал. Сейчас в России идет острая борьба различных идеологий. Исторический опыт идеологической борьбы в западных странах показывает, что побеждает та идеология, которая наиболее органично связана с традиционной и наиболее распространенной религией. В России в настоящее время можно отметить определенное соперничество между различными конфессиями за влияние на народ. Усиление позиций одной из конфессий и утверждение в общественном сознании идей демократии может стать основой для установления доминирующей идеологии.
Для современной политической ситуации в России характерно становление различных идеологий, апробирование их на уровне общественных движений, партийных объединений. Усиление партийной и, соответственно, идеологической борьбы происходит в период избирательных кампаний. В остальное же время партийно-идеологическая работа остается незаметной для широких слоев населения.
Провозглашенный Конституцией принцип целостности государства объективно требует идеологического обоснования. Без этого не может быть гарантировано проведение эффективной государственной политики.
Сегодня в мире доминирующими направлениями в политической жизни выступают современный либерализм, или неолиберализм, современный консерватизм и его разновидности, социал-демократическая идеология и религиозные идеологии католицизма, ислама, синтоизма, протестантизма, сионизма, православия и др. Продолжает существование и идеология марксизма-ленинизма.
Либерализм — это идейно-политическое течение, где на первом месте находится идея свободы, понимаемая прежде всего как свобода частного предпринимательства, свобода личности, защита прав и свободы человека, недопущение вмешательства государства в экономику, право угнетенных на восстание против своих угнетателей. У истоков этого течения стояли Дж.Локк, Б.Спиноза, А.Смит, Ш.Монтескье, Ж.Ж.Руссо, И.Кант и др. Среди русских государственных и общественных деятелей наиболее известны М.М.Сперанский, А.И.Кошелев, П.И.Милюков и др.
До сих пор не потеряли своей актуальности их идеи о естественном праве, об общественном договоре, о праве угнетенных на восстание против своих угнетателей, о конституции, о разделении властей и др. Например, Адам Смит считал, что главным условием процветания государства выступают господство частной собственности, отсутствие препятствий для развития личной инициативы, невмешательство государства в экономику.
Неолиберализм возник на основе либерализма в конце XIX — начале XX в. и утвердился в начале 1930-х гг. В эти годы значительный вклад в его развитие внес Д. Кейнс. Превращение либерализма в неолиберализм связано с обоснованием идеи государственного регулирования экономики. В неолиберализме противоборствуют радикальное и умеренное направления. Радикальное — провозглашает необходимость революционной ломки социальных, национальных отношений, религиозных и национальных традиций, а главное — не признает за государством права вмешиваться в экономику. Радикальное направление господствовало в современной России в 1990-х гг. Опыт развитых западных стран по формированию рыночной экономики был перенесен представителями этого течения в Россию без учета исторической и национальной специфики.
Консерватизм — это идейно-политическое течение, ориентирующееся на защиту национальных и религиозных традиций, проверенных опытом поколений устоев жизни и отрицающее революционные изменения в обществе. Он возник как реакция на Великую французскую революция 1789 г. В России наиболее крупными представителями консерватизма были А.С.Хомяков, И.В.Киреевский, И.А.Ильин, К.П.Победоносцев и др.
Современный консерватизм имеет три разновидности: традиционализм, либертаризм и неоконсерватизм. Традиционализм провозглашает приверженность идеалам сильного государства, религиозным и национальным традициям, крепким семейным устоям, индивидуализму, частной собственности. Либертаризм — это течение, которое основывается на ценностях крайнего индивидуализма и отрицании политического вмешательства государства в предпринимательскую деятельность. Неоконсерватизм выступает за ограниченное вмешательство государства в экономику, сильную государственную политику в отношении других государств, поддержание национальных и религиозных традиций, неприятие революций, но в то же время признает ограниченные реформы.
И либералы, и консерваторы считают себя приверженцами многих демократических ценностей. В настоящее время эти идейные течения тесно переплетаются, имеют родственные признаки, хотя сохраняют и традиционные различия.
Современная социал-демократическая идеология, хотя и признает частную собственность в экономической сфере, но все же более важную роль отводит общественной собственности — национализированным, муниципальным, кооперативным предприятиям. В социальной сфере провозглашается принцип «социального партнерства» и «классового сотрудничества». Главная цель демократического социализма — освобождение людей от всех форм угнетения, создание условий для всестороннего развития личности, осуществление сильной социальной политики.
В политической сфере социал-демократы выступают за многопартийность, государственное регулирование экономики и социальной сферы. Благодаря этим положениям своей программы они не раз побеждали на парламентских выборах во многих странах. В международной политике партии демократического социализма сотрудничают с различными политическими силами и движениями в борьбе за мир, за решение экологических и социальных проблем. Однако события в Югославии и Ираке на рубеже XX —XXI вв. показали, что под лозунгом защиты прав человека, национальных меньшинств и международного права социал-демократы Западной Европы поддержали агрессивную политику блока НАТО по отношению к этим странам.