Силы сторон в Курской битве. Германия
Добиться успеха на Курской дуге гитлеровцы предполагали путем использования крупных танковых сил и авиации. Основная ставка ими делалась на новейшие виды вооружения (танки «Тигр», «Пантера», самоходные орудия «Фердинанд» и новые самолеты).
Атака с воздуха. Фрагмент диорамы «Курская битва»
Под Курском противник сосредоточил свыше 50 дивизий, 900 тысяч человек, 2700 танков, 10 тысяч орудий и много другой боевой техники.
Если говорить об авиации, то по плану немецкого командования в районе решающих боев должно было иметь место как количественное, так и качественное превосходство германских ВВС. Посмотрим, как справилось с этой задачей руководство Люфтваффе.
Немецкий танк «Тигр». 1942 – 1944 гг.
Не смотря на серьезные военные неудачи конца 1942 – начала 1943 годов, немецкая авиапромышленность продолжала работать бесперебойно. Во втором квартале самолетостроительные предприятия Рейха производили около 2000 самолетов в месяц. Напряженная работа заводов позволяла противнику наращивать численность соединений авиации.
К концу июня 1943 года в составе ВВС Германии насчитывалось более 7000 крылатых машин. Однако, число самолетов, действующих на советско-германском фронте, не увеличивалось. Летом 1943-го против СССР использовалось чуть менее половины общегерманских сил. Резервов для переброски самолетов на Восток у Германии не было.
На авиационном заводе в фашистской Германии. 1942 год.
Причина «дефицита» самолетов – активизация действий союзников. Усилившиеся бомбежки городов Рейха вынудили немецкое командование отозвать с Восточного фронта три истребительные группы на грозных «Bf.109» и «Bf.110». Чрезвычайно сложная обстановка сложилась и в районе Средиземного моря.
Германию и ее союзников преследовали серьезные неудачи в Северной Африке. Гитлер опасался высадки противника в Италии и готовился поддержать Муссолини. Все это приводило к распылению сил противника.
Таким образом, усилить ударную авиационную группировку в районе Курска немцы могли только «местными силами».
Эрвин Роммель – командующий Немецким Африканским корпусом
Для достижения нужной концентрации сил германскому командованию пришлось пойти на экстраординарные меры: оголение флангов и сосредоточение практически всех боеспособных групп истребителей, бомбардировщиков, пикировщиков и штурмовиков у северного и южного оснований Орловско-Курского выступа. Так крупные силы были переброшены из под Ленинграда и из Крыма.
Этих усилий оказалось не достаточно, и гитлеровцы воспользовались помощью своих союзников: Румынии, Венгрии и испанских добровольцев генерала Франко.
Истребитель «Bf-109.G» Румынских ВВС
К тому времени авиапарк названных стран был в значительной степени перевооружен на немецкую технику.
Благодаря предпринятым шагам германское командование смогло задействовать в битве мощную воздушную группировку. Из 2980 самолетов, которыми располагали Вермахт и его союзники на советско-германском фронте, более 2 тысячи предназначалось для участия в наступательной операции под Курском.
Шестой воздушный флот базировался на аэродромах Орловского выступа, а 4-ый воздушный флот занял аэродромы в районе Харькова и Полтавы. Обе авиационные группировки противника имели в своем составе приблизительно по тысячи машин.
Основными типами самолетов были истребители «Bf-109» и «FW-190», штурмовик «Хеншель-129», бомбардировщики «Ju-87», «Ju-88» и модернизированный «He-111».
Большие надежды гитлеровцы возлагали на новейший «Фоке-Вульф.FW-190А», появившийся на Восточном фронте с марта 1942 года. Этот истребитель конструкции Курта Танка по целому ряду показателей существенно превосходил «Мессершмитт. Bf-109». Например, на скоростях более 600 км/ч «Bf-109» становился практически неуправляемым.
Карта оборонительного этапа битвы на Курской дуге
Все положительные отзывы о прекрасной маневренности «Мессершмитта» относились к скоростям порядка 300 - 500 км/ч, на которых, правда, в то время и велись воздушные бои.
«Фокке-Вульф-190» обладал хорошей управляемостью во всем диапазоне скоростей полета, вплоть до максимальной. Кроме того, самолет Танка был более простым в пилотировании при взлете и посадке. А большие широко расставленные стойки шасси позволяли летчику при необходимости выполнить даже грубую посадку. Отличительные черты «Фоке-Вульфа» - мощное вооружение и великолепный обзор из кабины.
Большие надежды гитлеровцы возлагали на новейший «Фоке-Вульф.FW-190А»
Итак, невзирая на сложную военную обстановку противник смог сосредоточить в районе Курской дуги действительно серьезные авиационные силы. По расчетам руководства Люфтваффе их было достаточно, чтобы иметь численное и техническое превосходство над саветской авиацией и обеспечить победу Германии в Курской битве.