Международный женский 6 страница
Долгое время, особенно в советской психологии, было принято считать психоанализ биодетерминистской (см. Биодетерминизм) теорией в силу определяющей роли сексуальности и тезиса Фрейда о том, что "анатомия - это судьба". Однако Лакан -"французский Фрейд" - внес существенные коррективы в этот вопрос. Основной мишенью для него стал "гуманизм", предполагавший изначальное существование субъекта. Лакан сделал акцент на том, что субъект - достаточно поздно формирующаяся психическая инстанция, важнейшим для которой является функционирование желания.
Через невозможность реализации желания, восприятие разнообразных культурных запретов и формируется субъективность. Определяющую роль в этом играет овладение языком, поэтому "бессознательное структурировано как язык", откуда следовал вывод, что все главные психические функции сформированы по мере вхождения в культуру - следовательно, социально детерминированы. Это связано с тем, что Эдипова стадия (см. Эдипов комплекс), на которой было сосредоточено внимание Фрейда, не является самой ранней стадией в развитии человека. Но именно на ней формируются определяющие психические инстанции -Оно, Эго и Супер-Эго. В силу анатомических особенностей женщины, Фрейд считал ее Супер-Эго относительно слабым. В среде психоаналитиков споры по этому поводу ведутся до сих пор. С формированием Супер-Эго связано также функционирование бисексуальности, которая считается присущей любому человеку.
В феминизме можно встретить разное отношение к психоанализу. Феминистская критика в равной степени была направлена как на основные положения психоанализа, так и на использование его в русле критики патриархатной (см. Патриархат) системы. Первыми, кто обратился к психоанализу, были Кейт Миллет и Суламифь Файерстоун, подвергшие его критике за сведение психического к биологическому и создание "идеологического прикрытия" для подавления женщин. Другие исследовательницы, например, Джулиет Митчелл и Жаклин Роуз обратили внимание на лакановскую трактовку, в соответствии с которой сексуальность, по-прежнему игравшая в психоанализе важную роль, также должна быть признана социально сформированной. Кроме теории Лакана, значительную роль в феминистской теории играет также теория объектных отношений одной из последовательниц Фрейда - Мелани Кляйн.
Американские феминистские исследовательницы взяли на вооружение наиболее радикальную часть психоанализа - теорию бессознательного, в отличие от своих
умеренных соотечественников, развивавших эго-психологию. Кроме этого, в рамках, феминизма успешно развивается феминистский психоанализ, представленный именами Элизабет Гросс, Люс Иригарэй, Катрин Клеман, Элен Сиксу, Сары Кофман, Десики Бенджамен, Джейн Геллоп. Основной проблематикой, развиваемой в этом русле, является женское желание. Главная ценность психоанализа для феминисток состоит с том, что он сделал возможным обсуждение проблем сексуальности и пола, которые до этого оставались скрытыми. Наиболее известными исследовательницами как в кругу психоаналитиков, так и феминисток, использовавшими в построении своих теорий психоанализ, являются Кэрол Гиллиган и Нэнси Ходоров. Однако феминистки критикуют Гиллиган за эссенииализм. Феминистская психотерапия критически относится к психоанализу и пытается выработать самостоятельную технику.
Одной из спорных проблем, связанных с психоанализом, являются отношения власти, складывающиеся в процессе терапии. С одной стороны, роль аналитика оказывается главенствующей, и пациент должен лишь следовать за ним. Но с другой стороны, аналитик является фактически наемным работником, обслуживающим интересы клиента, решающим его проблемы. И наконец, еще один аспект, касающийся власти, связан с тем, что диктаторы, такие как Сталин и Гитлер, относились к психоанализу враждебно, поскольку для них было очень подозрительным допущение о существовании неких неконтролируемых сил.
Психоанализ оказал влияние на широкий круг гуманитарных дисциплин и в настоящее время является междисциплинарным направлением. Но, несмотря на широкое распространение, психоанализ по-прежнему считается "невозможной профессией".
Psychoanalysis (англ.)
Литература:
Жеребкина И. Феминизм и психоанализ // Введение в тендерные исследования. Ч. I: Учебное пособие / Под ред. И. А. Жеребкиной. Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя, 2001.
Митчелл Дж. Женская сексуальность. Введение //
Тендерные исследования, 1/1998: Харьковский
центр тендерных исследований.
Тайсон Ф., Тайсон Р. Психодинамические теории
личности. Екатеринбург: Деловая книга, 1998.
Фрейд 3. "Я" и "Оно". Труды разных лет. Кн. 1-2.
Тбилиси: Мерани, 1991.
Он же. Введение в психоанализ. Лекции. М.:
Наука, 1989.
Шерток Л., Соссюр Р. Рождение психоаналитика.
От Месмера до Фрейда. М.: Прогресс. 1991.
©Т. В. Булавина
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОЛ,см. Ген-дерная идентичность.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ В ОТНОШЕНИИ ЖЕНЩИН,см. Декларация ООН об искоренении насилия в отношении женщин.
ПСИХОЛОГИЯ ТЕНДЕРНЫХ ОТНОШЕНИЙ- это прикладная отрасль социальной психологии, изучающая закономерности дифференциации и иерархичности отношений в сфере межполового взаимодействия. Она находится в стадии становления и все очевиднее проявляет себя как самостоятельная область знания.
Появлению и развитию этой проблемной области знания предшествовала традиция изучения проблемы отношений вообще и межполовых отношений в рамках психологии, социальной психологии и социологии. Психология тендерных отношений как интегративная область знания в рамках психологической науки использует знания в сфере психологии пола, в социологии опирается на социологию пола, а в социальной психологии - на такие ее разделы, как психология больших социальных групп, психология межгрупповых отношений и психология межличностных отношений.
Современная социальная психология оказалась наиболее подготовленной дисциплиной для восприятия и развития тендерной проблематики, так как она изучает не только отношения типа "личность-личность" и "личность-группа", но и отношения типа "группа-группа", "личность-общество (государство)"
и "личность-культура". Психология гендер-ных отношений - это новое исследовательское поле, где смыкаются в процессе изучения все основные элементы социально-психологической реальности.
Структура и система основных понятий психологии тендерных отношений задана несколькими уровнями анализа тендерных отношений.
Так, на макросоциалъном уровне анализируются отношения в системе: "личность -общество, культура", "группа - общество, культура". Социально-психологическими детерминантами отношений этого уровня являются социальные представления, а детерминантами тендерных отношений -гендерные представления, как отражение полового символизма и доминирующей идеологии государства в сфере межполовых отношений.
На уровне межгрупповового взаимодействия отношения анализируются в системе "группа - группа". Детерминирующими (социально-психологическими) факторами отношений этого уровня выступают социальные стереотипы, а детерминантами межполовых отношений являются гендерные стереотипы.
На уровне межличностных отношений объектом анализа является система "личность - личность", "личность - группа". Социально-психологическими детерминантами отношений являются социальные установки, а гендерные отношения детерминированы гендерными установками.
На интраиндивидном (внутриличност-ном) уровне объектом анализа становится Я-концепция личности и соотношение личностной и социальной идентичности в ее структуре. Тендерный аспект внутрилич-ностных проблем будет раскрываться через анализ гендерной идентичности, как составляющей социальной идентичности личности.
Таким образом, выделяется проблемное исследовательское поле психологии тендерных отношений, где объединяются основные элементы социо-психологической реальности: общественные структуры (культура,
идеология), межгрупповое и межличностное взаимодействие и внутренний мир индивида. Гендерные отношения анализируются как реальные практики и модели межполового взаимодействия, детерминированные гендерными представлениями, стереотипами, установками и отраженные в сознании субъектов.
Основная исследовательская методология психологии тендерных отношений гендерный подход, который ориентирован на анализ систем доминирования и провозглашает идею равенства независимо от половой принадлежности. В рамках тендерного подхода межполовые отношения анализируются с позиций власти и доминирования не только на уровне общественных отношений (в таких сферах жизнедеятельности, как политическая, экономическая), но и на уровне психологических отношений (в сфере межличностного и межгруппового взаимодействия).
Гендерный подход как научная теория при анализе психологических аспектов гендер-ных отношений предлагает новый способ познания действительности, настаивая на , том, что противопоставление и "очевидная" неравноценность мужских и женских черт личности, образа мыслей, особенностей поведения закрепляют связь между биологическим полом и достижениями в социальной жизни. Индикаторами тендерных характеристик поведения служат социальные ожидания, роли и конвенциональные требования половой адекватности поведения. Принятие позиции, что биологический пол не является первопричиной психологических характеристик поведения и социальных ролей, позволяет по-новому реконструировать Я-образ и жизненные сценарии, навязанные системой полоролевых представлений, дает возможность мужчинам и женщинам по-новому оценить свои возможности и притязания, определить перспективы жизне-творчества, активизировать личностные ресурсы для выбора субъективных стратегий самореализации и оптимизации межличностных отношений.
Psychology of gender relations (англ.)
Литература:
Джерджен К. Дж. Движение социального кон-струкционизма в современной психологии // Социальная психология: саморефлексия маргинальное™. Хрестоматия. М., 1995. Здравомыслова Е. А., Темкина А. А. Социальное конструирование тендера // Социологический журнал. 1998. N 3-4.
Они же. Исследования женщин и тендерные исследования на Западе и в России // Общественные науки и современность. 1999. N 6. Попова Л. Психологические исследования и тендерный подход // Женщина. Тендер. Культура. М.,1999.
Турецкая Г. В. Страх успеха: психологическое исследование феномена // Психологический журнал. Т. 19. 1998. N1.
Хоф Р. Возникновение и развитие тендерных исследований // Пол, тендер, культура. М., 1999. Шихирев П. Современная социальная психология. М., 1999.
Deaux К. Sex and Gender // Annual Review of Psychology. 1985. N 36. P. 49-81. Hare-Mustin R. J., Marecek J. On making a Difference // Making a Difference: Psychology a the construction of Gender. New Haven, 1990. P. 1-21. Hare-Mustin R. J., Marecek J. Gender and the meaning of difference: postmodernism and psychology // Making a Difference: Psychology a. the construction of Gender. New Haven, 1990. P. 22-64. Unger R. K. Imperfect reflections of reality: Psychology constructs gender // Making a difference: Psychology a. the construction of gender. New Haven; L.: Yale Univ. Press, 1990. P. 102-149.
© И. С. Клецина
ПСИХОЛОГИЯ ПОЛА,см. Гендерная психология, Психология половых различий.
ПСИХОЛОГИЯ ПОЛОВЫХ РАЗЛИЧИЙ- раздел психологии, изучающий различия между людьми, обусловленные их половой принадлежностью. Психология половых различий как область научного знания концентрирует свое внимание на изучении психологических характеристик, социальных ролей и особенностей поведения представителей мужского и женского пола.
В обыденном сознании прочно утвердилось мнение, что мужчины и женщины существенно отличаются друг от друга не только по физическим и физиологическим
характеристикам, но и по психологическим свойствам, чертам личности и особенностям поведения. Слишком привычными стали представления о том, что мужской образ -набор черт, связанных с компетенцией и рациональными способностями, активностью и эффективностью. Типично женский образ, напротив, включает в себя такие черты как эмоциональная поддержка, теплота чувств, высокий уровень эмпатии. он ориентирован на социальные и коммуникативные умения. Эти стереотипные представления якобы поддерживаются авторитетом психологической науки, хотя подавляющему большинству обычных людей не известны результаты сравнения психологических характеристик между мужчинами и женщинами. Психологи уже не одно десятилетие проводят исследования с целью выяснения того, какие психологические различия между полами установлены строго научно, в отличие от расхожих мнений и стереотипов массового сознания. Тщательно проведенный анализ результатов многочисленных исследований, посвященных изучению различий в психологических характеристиках мужчин и женщин и особенностях их поведения, показал, что психологических различий между представителями мужского и женского пола не так много, как кажется. У мужчин более развиты пространственные и математические способности, а у женщин -вербальные способности. В социальном поведении мужчины характеризуются более высоким уровнем развития таких черт, как агрессивность и доминантность, а женщины - дружелюбность и контактность. Что касается социальных ролей мужчин и женщин, то для женщин более значимыми являются семейные роли, а для мужчин -профессиональные. Не было доказано в отношении женщин, что они более тревожны, импульсивны, аккуратны, имеют более низкую самооценку, чем мужчины. В отношении мужчин не доказано, что они более активны, чем женщины, предприимчивы, самодостаточны, независимы, легко принимают решения, любят математику и науку, неэмоциональны.
В истории развития проблематики половых различий в зарубежной психологии выделяется ряд этапов:
1) В 1910-20-х годах XX века все немного
численные исследования психологических
особенностей мужчин и женщин подводи
лись под рубрику психология пола (psychology
of sex), причем пол зачастую отождествлялся
с сексуальностью.
2) В 1930-60-е годы психологию пола
сменила психология половых различий (sex
differences), которые уже не сводились к
сексуальности, но большей частью считались
заданными природой.
3) В конце 1970-х годов, по мере того, как
круг исследуемых психических явлений
расширялся, а биологический детерминизм
(см. Биодетерминизм) ослабевал, этот тер
мин сменился более мягким - различия,
связанные с полом (sex related differences).
4) В 1980-х годах их стали называть
гендерными различиями (gender differences),
которые могут вообще не иметь био
логической основы.
Похожие этапы в развитии направления, связанного с изучением психологических различий между мужчинами и женщинами, можно выделить и в отечественной психологической науке:
1) До 1970-х годов в советской психологии
проблемы половой дифференциации почти
не изучались, а те крайне малочисленные
работы, которые были опубликованы, отно
сились к психологии пола и отождествлялись
с вопросами сексуальных отношений (преи
мущественно супружеских).
2) В 1970-80-е годы стали появляться
редкие работы, в которых ставились
специальные задачи, связанные с изучением
различий между полами. Это направление
определялось как психология половых разли
чий, а основные выявленные различия счита
лись биологически детерминированными.
3) И лишь в 1990-е годы в отечественной
психологии стали проводиться исследования,
ориентированные на изучение гендерныхразли
чий, не обусловленных биологическим полом.
Таким образом, в истории изучения проблемы половой дифференциации можно
выделить два периода: догендерный и собственно гендерный.
Исследовательским итогом догендерного периода явился перечень тех половых различий, наличие которых было убедительно доказано и обосновано в эмпирических исследованиях, другими словами, представители психологического сообщества пришли к согласованному мнению по поводу наличия этих различий (о них сказано выше).
Особую важность приобретал вопрос о природе выявленных психологических различий между полами. В рассматриваемый период (на Западе до 1980-х, а в России до 1990-х годов) дискуссии о детерминации половых различий осуществлялись в рамках двух альтернативных парадигм: социокультурной и социобиологической.
Согласно социокультурной модели, половая дифференциация является результатом социализации и влияний культуры в направлении освоения конкретных социальных ролей. Социокультурные факторы создают необходимые условия для обучения традиционным женским и мужским ролям.
В рамках социобиологической модели половая дифференциация - универсальный биологический процесс, который культура только оформляет и осмысливает с теми или иными вариациями. Анатомо-физиологичес-кие различия между полами настолько очевидны, что обусловленность психологических различий главным образом биологическими факторами представляется весьма возможной.
В догендерный период социобиологи-ческая модель половой детерминации была более популярна, ее принимало значительное число и зарубежных, и отечественных ученых.
Следующий период в развитии психологии половых различий - гендерный -знаменовался акцентированием внимания на социокультурной парадигме. Феминистски ориентированные психологи стремились доказать, что основными детерминантами в общем-то немногих научно обоснованных половых различий и половой дифференциации являются социокультурные факторы.
Для утверждения данной точки зрения использовались следующие системы доказательств: первая система доказательств строилась на анализе общепринятой процедуры психологического исследования, вторая - опиралась на результаты изучения психологических различий между представителями разного пола в динамике.
Тендерные и женские исследования в психологии убедительно продемонстрировали ведущую роль процесса социализации в формировании половых различий. Многие из существующих различий в чертах личности людей мужского и женского пола поддаются изменению в ходе обучения, при перемене жизненного уклада и социальных ожиданий. Феминистская критика результатов психологических исследований половых различий доказала, что различия в психологических характеристиках и поведении мужчин и женщин могут получить адекватное объяснение лишь в том случае, если будут приняты социальные обстоятельства, опосредующие их возникновение и проявление.
Самые последние тенденции изучения проблем половой дифференциации связаны с развитием социально-конструктивистского подхода, в рамках которого акцент сделан не на измерении и описании тендерных различий, а на анализе процесса их конструирования. Другими словами, тендерные различия изучаются не как продукт и результат, а как процесс. Акцент на изучении таких процессов обусловил и методы их исследования, это преимущественно качественные, а не количественные методы, среди которых основным является анализ дискурсивных практик, как средства конструирования реальности вообще и тендера в частности.
Psychology of sex differences (англ.) Литература:
Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб., 1997. Виноградова Т. В., Семенов В. В. Сравнительное исследование познавательных процессов у мужчин и женщин: роль биологических и социальных факторов // Вопросы психологии. 1993. N 2. Клецина И. С. Тендерная социализация. Учебное пособие. СПб., 1998.
Кон И. С. Обсуждение темы "Проблемы и перспективы развития тендерных исследований в бывшем СССР" // Тендерные исследования, N 5 (2/2000): Харьковский центр тендерных исследований. С. 27-33.
Кон И. С. Мужские исследования: меняющиеся мужчины в изменяющемся мире // Введение в тендерные исследования. Ч. I: Учебное пособие / Под ред. И. А. Жеребкиной. Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя, 2001. С. 562-605. Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000. Либин А. В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. М., 1999. Попова Л. Психологические исследования и тендерный подход // Женщина. Тендер. Культура. М, 1999. С. 119-130.
Bee H. L. & Mitchel S. К. The Developing Person: A Life-Span Approach. 2nd ed. New York, 1984. Deaux K. Sex and Gender // Annual Review of Psychology. 1985. N 36. P. 49-81. Eagly A. H. Sex differences in social behavior: social-role interpretation. Hilsdale, NJ: Erbaum, 1987. Friedman L. Mathematics and the gender gap. Review of Educational Research, 59, 1989. P. 185-213. Hare-Mustin R. J., Marecek J. Gender and the meaning of difference: postmodernism and psychology // Making a Difference: Psychology a. the construction of Gender. New Haven, 1990. P. 22-64. Lott B. Dual nature of learned behavior: The challenge to feminist psychology // Making a difference: Psychology a. the construction of gender. New Haven; L.: Yale Univ. Press, 1990. P. 65-101. Maccoby E. E., Jacklin C. N. The psychology of sex differences. Stanford, CA: Stanford University Press, 1974.
Montuori A. A. Evolutionary competence: creating the future. Amsterdam, 1989.
© И. С. Клецина
Р
РАБОТА - сознательная и целенаправленная деятельность, ориентируемая на создание материальных и духовных ценностей, имеющих общественное значение. Синонимом понятия работа в русскоязычном дискурсе может служить понятие труд (Маркович. С. 160). В отличие от отдыха, работа не направлена на расслабление и развлечение человека, делающего ее. Вместе с тем, работа не исключает психологического удовлетворения от ее выполнения. Континуум (непрерывное множество) работ, которые существуют в обществе, образует сферу занятости. Работы "находят" своих исполнителей при помощи институтов брака, семьи и родства, социальных сетей, рынка труда и т. д.
Трактовка понятия работа как оплачиваемой деятельности в сфере публичного подвергается критике со стороны теоретиков феминизма, так как неоплачиваемая деятельность, в том числе неоплачиваемая деятельность в сфере приватного также может быть направлена на создание материальных и духовных ценностей, имеющих общественное значение. Так, к работе относится волонтерская деятельность; деятельность в рамках домашнего хозяйства; деятельность по вынашиванию, рождению и воспитанию ребенка; деятельность по поддержанию социальных сетей семьи; деятельность по осуществлению заботы. Сравнительно недавно стали рассматривать в качестве работы деятельность человека по поддержанию своего внешнего вида в соответствии с социальными идеалами телесности и моды и деятельность по осуществлению эмоциональной поддержки (Andolsen. P. 448-455).
Признание вышеперечисленных видов деятельности в качестве работ делает видимым женский труд, ведь их основными исполнителями являются женщины. Признание
деятельности в качестве работы может быть выражено в том, что ранее неоплачиваемая деятельность начинает оплачиваться. Сегодня феминистками активно обсуждается вопрос об оплате работ в рамках домашнего хозяйства.
В нашем и не только в нашем обществе существует разделение труда (работ) по признаку пола. На рынке труда это явление выражается в профессиональной сегрегаиии по признаку пола. Статистика показывает, что среди оплачиваемых работ "женские" работы, то есть работы, исполняемые в основном женщинами, как правило, оплачиваются ниже, чем "мужские". Замечено, что переход работы из лагеря "мужских" в лагерь "женских" сопряжен с понижением ее статуса и оплаты (Reskin and Padavic). Феномен разрыва в оплате "женских" и "мужских" работ в англоязычной литературе получил название earning gap.
Процессы глобализации и НТР привели к появлению новых форм организации работы. Так, все большее распространение получает работа на расстоянии (tele-work). Данная форма организации работы предусматривает большую степень автономности непосредственного исполнителя от нанимателя. Исполнитель не привязан к определенному рабочему месту и сам составляет свой график работы. Главное - сдать работу к назначенному сроку. Существует небесспорное мнение, что работа на расстоянии является одним из оптимальных способов для женщины совместить оплачиваемую работу и неоплачиваемую работу в рамках домашнего хозяйства.
Work (англ.)
Литература:
Маркович Данило Ж. Социология труда. М: РУДН, 1997.
Andolsen В. Н. Work // A Companion to Feminist Philosophy. Blackwell, 1998. P. 448-455. Notz Gisela. Shaping the future of work // Gender and Work in Transition. Hanover, 2000. P. 123-131. Reskin Barbara and Padavic Irene. Women and men at work. London: Pine Forge press, 1994. Tilly Chris and Tilly Charles. Capitalist Work and Labor Markets // The Handbook of Economic Sociology. Princeton University Press, 1994. P. 283-312. Women and men in Russia 2000. M., 2000.
© Л. В. Косыгина
Ion
РАВЕНСТВО ПОЛОВ (эгалитарность) - феминистская трактовка равенства предполагает, что мужчины и женщины должны иметь равные доли в социальной власти, равный доступ к общественным ресурсам. Равенство полов не является тождеством полов, тождеством их признаков, характеристик. Говорить о тождестве не позволяет, как минимум, различная роль в воспроизводстве.
Термин эгалитарность (в данном случае синоним термина равенство полов) претерпел как минимум четыре этапа трансформации. Первичной была идея абсолютного равенства между людьми как образца социально-справедливого общества. Историческое развитие показало, что такая концепция утопична. И если существовали "общества равных", то это равенство достигалось при общем понижении социального статуса его членов в рамках деспотичной распределительной системы ценой потери индивидуальности личности, устанавливалось так называемое "равенство в несвободе", равенство на низком уровне человеческого развития, равенство в удовлетворении минимальных потребностей при подавлении желания расширить круг потребностей и уничтожении ярких личностей в обществе. Идеи подобного "уравнивания" женщин и мужчин также имеют печальные примеры реализации. Вовлечение женщин в тяжелые виды труда, "двойное бремя" нагрузки на женщин, появление "соломенных" сирот - брошенных детей (когда в молодой и немолодой Советской Республике детей сдавали в ясли с первых месяцев их жизни). И самое примечательное - массовая попытка женщин сломать свою женскую идентичность, приняв мужское поведение и мужские правила игры за равенство с мужчинами. И это притом, что равенство в оплате труда мужчин и женщин так и не наступило. Равенство, таким образом, трактовалось как подгонка под мужской тип характера, тип профессий, тип образа жизни, что привело к нелепым результатам в силу существующей разницы между мужчинами и женщинами.
Вторым этапом в понимании термина равенство было осознание необходимости равенства прав всех граждан демократического общества. Реализация этого безусловно прогрессивного принципа общественного развития показала его несостоятельность и слабость с точки зрения осуществления прав отдельных маргинальных (см. Маргиналъ-ностъ) групп (женщин, национальных меньшинств и т. д.).
Отсюда возникновение третьего этапа трактовки эгалитарности в общественном развитии. Равенство прав граждан соизмерялось теперь с равенством возможностей к осуществлению этих прав. Появляются концепции позитивной дискриминации и равного старта. При существовании (гендерной) дискриминации в обществе равные права не предоставляют равных возможностей дискриминируемой группе (женщинам). Система привилегий для такой группы позволяет "уравнять шансы", предоставить равный старт дискриминируемой и не дискриминируемой группам. Создание и реализация такой системы называется позитивной дискриминацией.
В развитие понятия равенства феминистки внесли существенный вклад на каждом этапе становления этого термина. Однако ощущение "недосказанности" в концепции равенства с точки зрения построения общества, свободного от гендерной дискриминации, присутствует и в последней трактовке эгалитарности. Мы продолжаем .действовать в рамках "мужского" общества, в котором женщин подгоняют под эталон (норматив) мужских черт характера, сфер деятельности, профессий. "Мужские" нормы присутствуют как в образцах лидерства и управления, так и в образцах большинства окружающих нас вещей и предметов, рассчитанных на среднестатистического человека мужского пола.