Международный женский 6 страница

Долгое время, особенно в советской пси­хологии, было принято считать психоанализ биодетерминистской (см. Биодетерминизм) теорией в силу определяющей роли сексуальности и тезиса Фрейда о том, что "анатомия - это судьба". Однако Лакан -"французский Фрейд" - внес существенные коррективы в этот вопрос. Основной мишенью для него стал "гуманизм", предполагавший изначальное существование субъекта. Лакан сделал акцент на том, что субъект - достаточно поздно формирующаяся психическая инстанция, важнейшим для ко­торой является функционирование желания.

Через невозможность реализации желания, восприятие разнообразных культурных запретов и формируется субъективность. Определяющую роль в этом играет овладение языком, поэтому "бессознательное структу­рировано как язык", откуда следовал вывод, что все главные психические функции сформированы по мере вхождения в культуру - следовательно, социально детерминиро­ваны. Это связано с тем, что Эдипова стадия (см. Эдипов комплекс), на которой было сосредоточено внимание Фрейда, не является самой ранней стадией в развитии человека. Но именно на ней формируются определяющие психические инстанции -Оно, Эго и Супер-Эго. В силу анатомических особенностей женщины, Фрейд считал ее Супер-Эго относительно слабым. В среде психоаналитиков споры по этому поводу ведутся до сих пор. С формированием Супер-Эго связано также функционирование бисек­суальности, которая считается присущей любому человеку.

В феминизме можно встретить разное отношение к психоанализу. Феминистская критика в равной степени была направлена как на основные положения психоанализа, так и на использование его в русле критики патриархатной (см. Патриархат) системы. Первыми, кто обратился к психоанализу, были Кейт Миллет и Суламифь Файерстоун, подвергшие его критике за сведение психи­ческого к биологическому и создание "идеологического прикрытия" для подавле­ния женщин. Другие исследовательницы, например, Джулиет Митчелл и Жаклин Роуз обратили внимание на лакановскую трак­товку, в соответствии с которой сексуаль­ность, по-прежнему игравшая в психоанализе важную роль, также должна быть признана социально сформированной. Кроме теории Лакана, значительную роль в феминистской теории играет также теория объектных отношений одной из последовательниц Фрейда - Мелани Кляйн.

Американские феминистские исследо­вательницы взяли на вооружение наиболее радикальную часть психоанализа - теорию бессознательного, в отличие от своих

международный женский 6 страница - student2.ru умеренных соотечественников, развивавших эго-психологию. Кроме этого, в рамках, феминизма успешно развивается феминист­ский психоанализ, представленный именами Элизабет Гросс, Люс Иригарэй, Катрин Клеман, Элен Сиксу, Сары Кофман, Десики Бенджамен, Джейн Геллоп. Основной проблематикой, развиваемой в этом русле, является женское желание. Главная ценность психоанализа для феминисток состоит с том, что он сделал возможным обсуждение проблем сексуальности и пола, которые до этого оставались скрытыми. Наиболее известными исследовательницами как в кругу психоаналитиков, так и феминисток, использовавшими в построении своих теорий психоанализ, являются Кэрол Гиллиган и Нэнси Ходоров. Однако феминистки крити­куют Гиллиган за эссенииализм. Феминист­ская психотерапия критически относится к психоанализу и пытается выработать самостоятельную технику.

Одной из спорных проблем, связанных с психоанализом, являются отношения власти, складывающиеся в процессе терапии. С одной стороны, роль аналитика оказывается главенствующей, и пациент должен лишь следовать за ним. Но с другой стороны, аналитик является фактически наемным работником, обслуживающим интересы клиента, решающим его проблемы. И наконец, еще один аспект, касающийся власти, связан с тем, что диктаторы, такие как Сталин и Гитлер, относились к психоанализу враждебно, поскольку для них было очень подозрительным допущение о существо­вании неких неконтролируемых сил.

Психоанализ оказал влияние на широкий круг гуманитарных дисциплин и в настоящее время является междисциплинарным на­правлением. Но, несмотря на широкое распространение, психоанализ по-прежнему считается "невозможной профессией".

Psychoanalysis (англ.)

Литература:

Жеребкина И. Феминизм и психоанализ // Введе­ние в тендерные исследования. Ч. I: Учебное пособие / Под ред. И. А. Жеребкиной. Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя, 2001.

Митчелл Дж. Женская сексуальность. Введение //

Тендерные исследования, 1/1998: Харьковский

центр тендерных исследований.

Тайсон Ф., Тайсон Р. Психодинамические теории

личности. Екатеринбург: Деловая книга, 1998.

Фрейд 3. "Я" и "Оно". Труды разных лет. Кн. 1-2.

Тбилиси: Мерани, 1991.

Он же. Введение в психоанализ. Лекции. М.:

Наука, 1989.

Шерток Л., Соссюр Р. Рождение психоаналитика.

От Месмера до Фрейда. М.: Прогресс. 1991.

©Т. В. Булавина

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОЛ,см. Ген-дерная идентичность.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ В ОТНОШЕНИИ ЖЕНЩИН,см. Декларация ООН об искоренении насилия в отношении женщин.

ПСИХОЛОГИЯ ТЕНДЕРНЫХ ОТНО­ШЕНИЙ- это прикладная отрасль социаль­ной психологии, изучающая закономерности дифференциации и иерархичности отноше­ний в сфере межполового взаимодействия. Она находится в стадии становления и все очевиднее проявляет себя как самостоя­тельная область знания.

Появлению и развитию этой проблемной области знания предшествовала традиция изучения проблемы отношений вообще и межполовых отношений в рамках психоло­гии, социальной психологии и социологии. Психология тендерных отношений как интегративная область знания в рамках психологической науки использует знания в сфере психологии пола, в социологии опи­рается на социологию пола, а в социальной психологии - на такие ее разделы, как психология больших социальных групп, психология межгрупповых отношений и психология межличностных отношений.

Современная социальная психология ока­залась наиболее подготовленной дисципли­ной для восприятия и развития тендерной проблематики, так как она изучает не только отношения типа "личность-личность" и "лич­ность-группа", но и отношения типа "группа-группа", "личность-общество (государство)"

международный женский 6 страница - student2.ru и "личность-культура". Психология гендер-ных отношений - это новое исследователь­ское поле, где смыкаются в процессе изучения все основные элементы социально-психологической реальности.

Структура и система основных понятий психологии тендерных отношений задана несколькими уровнями анализа тендерных отношений.

Так, на макросоциалъном уровне анализи­руются отношения в системе: "личность -общество, культура", "группа - общество, культура". Социально-психологическими детерминантами отношений этого уровня являются социальные представления, а детерминантами тендерных отношений -гендерные представления, как отражение полового символизма и доминирующей идеологии государства в сфере межполовых отношений.

На уровне межгрупповового взаимодей­ствия отношения анализируются в системе "группа - группа". Детерминирующими (социально-психологическими) факторами отношений этого уровня выступают соци­альные стереотипы, а детерминантами межполовых отношений являются гендерные стереотипы.

На уровне межличностных отношений объектом анализа является система "лич­ность - личность", "личность - группа". Социально-психологическими детерминан­тами отношений являются социальные уста­новки, а гендерные отношения детермини­рованы гендерными установками.

На интраиндивидном (внутриличност-ном) уровне объектом анализа становится Я-концепция личности и соотношение лич­ностной и социальной идентичности в ее структуре. Тендерный аспект внутрилич-ностных проблем будет раскрываться через анализ гендерной идентичности, как составляющей социальной идентичности личности.

Таким образом, выделяется проблемное исследовательское поле психологии тендер­ных отношений, где объединяются основные элементы социо-психологической реальнос­ти: общественные структуры (культура,

идеология), межгрупповое и межличностное взаимодействие и внутренний мир индивида. Гендерные отношения анализируются как реальные практики и модели межполового взаимодействия, детерминированные гендер­ными представлениями, стереотипами, установками и отраженные в сознании субъектов.

Основная исследовательская методология психологии тендерных отношений гендерный подход, который ориентирован на анализ систем доминирования и провозгла­шает идею равенства независимо от половой принадлежности. В рамках тендерного под­хода межполовые отношения анализируются с позиций власти и доминирования не только на уровне общественных отношений (в таких сферах жизнедеятельности, как политичес­кая, экономическая), но и на уровне психологических отношений (в сфере межличностного и межгруппового взаимо­действия).

Гендерный подход как научная теория при анализе психологических аспектов гендер-ных отношений предлагает новый способ познания действительности, настаивая на , том, что противопоставление и "очевидная" неравноценность мужских и женских черт личности, образа мыслей, особенностей поведения закрепляют связь между биологи­ческим полом и достижениями в социальной жизни. Индикаторами тендерных характери­стик поведения служат социальные ожида­ния, роли и конвенциональные требования половой адекватности поведения. Принятие позиции, что биологический пол не является первопричиной психологических характе­ристик поведения и социальных ролей, позволяет по-новому реконструировать Я-образ и жизненные сценарии, навязанные системой полоролевых представлений, дает возможность мужчинам и женщинам по-новому оценить свои возможности и притязания, определить перспективы жизне-творчества, активизировать личностные ресурсы для выбора субъективных стратегий самореализации и оптимизации межличнос­тных отношений.

Psychology of gender relations (англ.)

международный женский 6 страница - student2.ru Литература:

Джерджен К. Дж. Движение социального кон-струкционизма в современной психологии // Соци­альная психология: саморефлексия маргиналь­ное™. Хрестоматия. М., 1995. Здравомыслова Е. А., Темкина А. А. Социальное конструирование тендера // Социологический журнал. 1998. N 3-4.

Они же. Исследования женщин и тендерные исследования на Западе и в России // Обще­ственные науки и современность. 1999. N 6. Попова Л. Психологические исследования и тендерный подход // Женщина. Тендер. Культура. М.,1999.

Турецкая Г. В. Страх успеха: психологическое ис­следование феномена // Психологический журнал. Т. 19. 1998. N1.

Хоф Р. Возникновение и развитие тендерных исследований // Пол, тендер, культура. М., 1999. Шихирев П. Современная социальная психология. М., 1999.

Deaux К. Sex and Gender // Annual Review of Psychology. 1985. N 36. P. 49-81. Hare-Mustin R. J., Marecek J. On making a Diffe­rence // Making a Difference: Psychology a the con­struction of Gender. New Haven, 1990. P. 1-21. Hare-Mustin R. J., Marecek J. Gender and the mean­ing of difference: postmodernism and psychology // Making a Difference: Psychology a. the construction of Gender. New Haven, 1990. P. 22-64. Unger R. K. Imperfect reflections of reality: Psychology constructs gender // Making a difference: Psychology a. the construction of gender. New Haven; L.: Yale Univ. Press, 1990. P. 102-149.

© И. С. Клецина

ПСИХОЛОГИЯ ПОЛА,см. Гендерная психология, Психология половых различий.

ПСИХОЛОГИЯ ПОЛОВЫХ РАЗЛИ­ЧИЙ- раздел психологии, изучающий различия между людьми, обусловленные их половой принадлежностью. Психология половых различий как область научного знания концентрирует свое внимание на изучении психологических характеристик, социальных ролей и особенностей поведения представителей мужского и женского пола.

В обыденном сознании прочно утверди­лось мнение, что мужчины и женщины существенно отличаются друг от друга не только по физическим и физиологическим

характеристикам, но и по психологическим свойствам, чертам личности и особенностям поведения. Слишком привычными стали представления о том, что мужской образ -набор черт, связанных с компетенцией и рациональными способностями, актив­ностью и эффективностью. Типично женский образ, напротив, включает в себя такие черты как эмоциональная поддержка, теплота чувств, высокий уровень эмпатии. он ориен­тирован на социальные и коммуникативные умения. Эти стереотипные представления якобы поддерживаются авторитетом психо­логической науки, хотя подавляющему большинству обычных людей не известны результаты сравнения психологических характеристик между мужчинами и жен­щинами. Психологи уже не одно десятилетие проводят исследования с целью выяснения того, какие психологические различия между полами установлены строго научно, в отличие от расхожих мнений и стереотипов массового сознания. Тщательно проведенный анализ результатов многочисленных иссле­дований, посвященных изучению различий в психологических характеристиках мужчин и женщин и особенностях их поведения, показал, что психологических различий между представителями мужского и женского пола не так много, как кажется. У мужчин более развиты пространственные и математические способности, а у женщин -вербальные способности. В социальном поведении мужчины характеризуются более высоким уровнем развития таких черт, как агрессивность и доминантность, а жен­щины - дружелюбность и контактность. Что касается социальных ролей мужчин и женщин, то для женщин более значимыми являются семейные роли, а для мужчин -профессиональные. Не было доказано в отно­шении женщин, что они более тревожны, импульсивны, аккуратны, имеют более низкую самооценку, чем мужчины. В отно­шении мужчин не доказано, что они более активны, чем женщины, предприимчивы, самодостаточны, независимы, легко прини­мают решения, любят математику и науку, неэмоциональны.



международный женский 6 страница - student2.ru В истории развития проблематики поло­вых различий в зарубежной психологии выделяется ряд этапов:

1) В 1910-20-х годах XX века все немного­
численные исследования психологических
особенностей мужчин и женщин подводи­
лись под рубрику психология пола (psychology
of sex), причем пол зачастую отождествлялся
с сексуальностью.

2) В 1930-60-е годы психологию пола
сменила психология половых различий (sex
differences), которые уже не сводились к
сексуальности, но большей частью считались
заданными природой.

3) В конце 1970-х годов, по мере того, как
круг исследуемых психических явлений
расширялся, а биологический детерминизм
(см. Биодетерминизм) ослабевал, этот тер­
мин сменился более мягким - различия,
связанные с полом (sex related differences).

4) В 1980-х годах их стали называть
гендерными различиями (gender differences),
которые могут вообще не иметь био­
логической основы.

Похожие этапы в развитии направления, связанного с изучением психологических различий между мужчинами и женщинами, можно выделить и в отечественной психо­логической науке:

1) До 1970-х годов в советской психологии
проблемы половой дифференциации почти
не изучались, а те крайне малочисленные
работы, которые были опубликованы, отно­
сились к психологии пола и отождествлялись
с вопросами сексуальных отношений (преи­
мущественно супружеских).

2) В 1970-80-е годы стали появляться
редкие работы, в которых ставились
специальные задачи, связанные с изучением
различий между полами. Это направление
определялось как психология половых разли­
чий, а основные выявленные различия счита­
лись биологически детерминированными.

3) И лишь в 1990-е годы в отечественной
психологии стали проводиться исследования,
ориентированные на изучение гендерныхразли­
чий, не обусловленных биологическим полом.

Таким образом, в истории изучения про­блемы половой дифференциации можно

выделить два периода: догендерный и собственно гендерный.

Исследовательским итогом догендерного периода явился перечень тех половых разли­чий, наличие которых было убедительно доказано и обосновано в эмпирических исследованиях, другими словами, представи­тели психологического сообщества пришли к согласованному мнению по поводу наличия этих различий (о них сказано выше).

Особую важность приобретал вопрос о природе выявленных психологических различий между полами. В рассматриваемый период (на Западе до 1980-х, а в России до 1990-х годов) дискуссии о детерминации половых различий осуществлялись в рамках двух альтернативных парадигм: социо­культурной и социобиологической.

Согласно социокультурной модели, поло­вая дифференциация является результатом социализации и влияний культуры в направ­лении освоения конкретных социальных ролей. Социокультурные факторы создают необходимые условия для обучения тради­ционным женским и мужским ролям.

В рамках социобиологической модели половая дифференциация - универсальный биологический процесс, который культура только оформляет и осмысливает с теми или иными вариациями. Анатомо-физиологичес-кие различия между полами настолько очевидны, что обусловленность психологи­ческих различий главным образом био­логическими факторами представляется весьма возможной.

В догендерный период социобиологи-ческая модель половой детерминации была более популярна, ее принимало значительное число и зарубежных, и отечественных ученых.

Следующий период в развитии психо­логии половых различий - гендерный -знаменовался акцентированием внимания на социокультурной парадигме. Феминистски ориентированные психологи стремились доказать, что основными детерминантами в общем-то немногих научно обоснованных половых различий и половой дифферен­циации являются социокультурные факторы.

Для утверждения данной точки зрения использовались следующие системы дока­зательств: первая система доказательств строилась на анализе общепринятой про­цедуры психологического исследования, вторая - опиралась на результаты изучения психологических различий между предста­вителями разного пола в динамике.

Тендерные и женские исследования в психологии убедительно продемонстрировали ведущую роль процесса социализации в формировании половых различий. Многие из существующих различий в чертах личности людей мужского и женского пола поддаются изменению в ходе обучения, при перемене жизненного уклада и социальных ожиданий. Феминистская критика результатов психо­логических исследований половых различий доказала, что различия в психологических характеристиках и поведении мужчин и женщин могут получить адекватное объяс­нение лишь в том случае, если будут приняты социальные обстоятельства, опосредующие их возникновение и проявление.

Самые последние тенденции изучения проблем половой дифференциации связаны с развитием социально-конструктивистского подхода, в рамках которого акцент сделан не на измерении и описании тендерных различий, а на анализе процесса их констру­ирования. Другими словами, тендерные различия изучаются не как продукт и результат, а как процесс. Акцент на изучении таких процессов обусловил и методы их исследования, это преимущественно качес­твенные, а не количественные методы, среди которых основным является анализ дискур­сивных практик, как средства конструи­рования реальности вообще и тендера в частности.

Psychology of sex differences (англ.) Литература:

Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб., 1997. Виноградова Т. В., Семенов В. В. Сравнительное исследование познавательных процессов у мужчин и женщин: роль биологических и соци­альных факторов // Вопросы психологии. 1993. N 2. Клецина И. С. Тендерная социализация. Учебное пособие. СПб., 1998.

Кон И. С. Обсуждение темы "Проблемы и пер­спективы развития тендерных исследований в бывшем СССР" // Тендерные исследования, N 5 (2/2000): Харьковский центр тендерных иссле­дований. С. 27-33.

Кон И. С. Мужские исследования: меняющиеся мужчины в изменяющемся мире // Введение в тендерные исследования. Ч. I: Учебное пособие / Под ред. И. А. Жеребкиной. Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя, 2001. С. 562-605. Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000. Либин А. В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и амери­канских традиций. М., 1999. Попова Л. Психологические исследования и тендерный подход // Женщина. Тендер. Культура. М, 1999. С. 119-130.

Bee H. L. & Mitchel S. К. The Developing Person: A Life-Span Approach. 2nd ed. New York, 1984. Deaux K. Sex and Gender // Annual Review of Psychology. 1985. N 36. P. 49-81. Eagly A. H. Sex differences in social behavior: social-role interpretation. Hilsdale, NJ: Erbaum, 1987. Friedman L. Mathematics and the gender gap. Review of Educational Research, 59, 1989. P. 185-213. Hare-Mustin R. J., Marecek J. Gender and the mean­ing of difference: postmodernism and psychology // Making a Difference: Psychology a. the construction of Gender. New Haven, 1990. P. 22-64. Lott B. Dual nature of learned behavior: The chal­lenge to feminist psychology // Making a difference: Psychology a. the construction of gender. New Haven; L.: Yale Univ. Press, 1990. P. 65-101. Maccoby E. E., Jacklin C. N. The psychology of sex differences. Stanford, CA: Stanford University Press, 1974.

Montuori A. A. Evolutionary competence: creating the future. Amsterdam, 1989.

© И. С. Клецина

Р

РАБОТА - сознательная и целена­правленная деятельность, ориентируемая на создание материальных и духовных цен­ностей, имеющих общественное значение. Синонимом понятия работа в русско­язычном дискурсе может служить понятие труд (Маркович. С. 160). В отличие от отды­ха, работа не направлена на расслабление и развлечение человека, делающего ее. Вместе с тем, работа не исключает психологического удовлетворения от ее выполнения. Континуум (непрерывное множество) работ, которые существуют в обществе, образует сферу заня­тости. Работы "находят" своих исполните­лей при помощи институтов брака, семьи и родства, социальных сетей, рынка труда и т. д.

Трактовка понятия работа как оплачива­емой деятельности в сфере публичного подвергается критике со стороны теоретиков феминизма, так как неоплачиваемая дея­тельность, в том числе неоплачиваемая деятельность в сфере приватного также может быть направлена на создание материальных и духовных ценностей, имеющих общественное значение. Так, к ра­боте относится волонтерская деятельность; деятельность в рамках домашнего хозяй­ства; деятельность по вынашиванию, рож­дению и воспитанию ребенка; деятельность по поддержанию социальных сетей семьи; деятельность по осуществлению заботы. Сравнительно недавно стали рассматривать в качестве работы деятельность человека по поддержанию своего внешнего вида в соответствии с социальными идеалами телесности и моды и деятельность по осуществлению эмоциональной поддержки (Andolsen. P. 448-455).

Признание вышеперечисленных видов деятельности в качестве работ делает видимым женский труд, ведь их основными испол­нителями являются женщины. Признание

деятельности в качестве работы может быть выражено в том, что ранее неоплачиваемая деятельность начинает оплачиваться. Сегодня феминистками активно обсуждается вопрос об оплате работ в рамках домашнего хозяйства.

В нашем и не только в нашем обществе существует разделение труда (работ) по признаку пола. На рынке труда это явление выражается в профессиональной сегрегаиии по признаку пола. Статистика показывает, что среди оплачиваемых работ "женские" работы, то есть работы, исполняемые в основном женщинами, как правило, оплачиваются ниже, чем "мужские". Замечено, что переход работы из лагеря "мужских" в лагерь "женских" со­пряжен с понижением ее статуса и оплаты (Reskin and Padavic). Феномен разрыва в опла­те "женских" и "мужских" работ в англоязыч­ной литературе получил название earning gap.

Процессы глобализации и НТР привели к появлению новых форм организации работы. Так, все большее распространение получает работа на расстоянии (tele-work). Данная форма организации работы предусматривает большую степень автономности непосред­ственного исполнителя от нанимателя. Исполнитель не привязан к определенному рабочему месту и сам составляет свой график работы. Главное - сдать работу к назначенно­му сроку. Существует небесспорное мнение, что работа на расстоянии является одним из оптимальных способов для женщины совме­стить оплачиваемую работу и неоплачива­емую работу в рамках домашнего хозяйства.

Work (англ.)

Литература:

Маркович Данило Ж. Социология труда. М: РУДН, 1997.

Andolsen В. Н. Work // A Companion to Feminist Philosophy. Blackwell, 1998. P. 448-455. Notz Gisela. Shaping the future of work // Gender and Work in Transition. Hanover, 2000. P. 123-131. Reskin Barbara and Padavic Irene. Women and men at work. London: Pine Forge press, 1994. Tilly Chris and Tilly Charles. Capitalist Work and Labor Markets // The Handbook of Economic Socio­logy. Princeton University Press, 1994. P. 283-312. Women and men in Russia 2000. M., 2000.

© Л. В. Косыгина

Ion

РАВЕНСТВО ПОЛОВ (эгалитарность) - феминистская трактовка равенства предполагает, что мужчины и женщины должны иметь равные доли в социальной власти, равный доступ к общественным ресурсам. Равенство полов не является тождеством полов, тождеством их призна­ков, характеристик. Говорить о тождестве не позволяет, как минимум, различная роль в воспроизводстве.

Термин эгалитарность (в данном случае синоним термина равенство полов) пре­терпел как минимум четыре этапа трансфор­мации. Первичной была идея абсолютного равенства между людьми как образца социально-справедливого общества. Исто­рическое развитие показало, что такая концепция утопична. И если существовали "общества равных", то это равенство дости­галось при общем понижении социального статуса его членов в рамках деспотичной распределительной системы ценой потери индивидуальности личности, устанавли­валось так называемое "равенство в несвободе", равенство на низком уровне человеческого развития, равенство в удо­влетворении минимальных потребностей при подавлении желания расширить круг по­требностей и уничтожении ярких личностей в обществе. Идеи подобного "уравнивания" женщин и мужчин также имеют печальные примеры реализации. Вовлечение женщин в тяжелые виды труда, "двойное бремя" нагрузки на женщин, появление "соло­менных" сирот - брошенных детей (когда в молодой и немолодой Советской Республике детей сдавали в ясли с первых месяцев их жизни). И самое примечательное - массовая попытка женщин сломать свою женскую идентичность, приняв мужское поведение и мужские правила игры за равенство с мужчинами. И это притом, что равенство в оплате труда мужчин и женщин так и не наступило. Равенство, таким образом, трактовалось как подгонка под мужской тип характера, тип профессий, тип образа жизни, что привело к нелепым результатам в силу существующей разницы между мужчинами и женщинами.

Вторым этапом в понимании термина равенство было осознание необходимости равенства прав всех граждан демократичес­кого общества. Реализация этого безусловно прогрессивного принципа общественного развития показала его несостоятельность и слабость с точки зрения осуществления прав отдельных маргинальных (см. Маргиналъ-ностъ) групп (женщин, национальных меньшинств и т. д.).

Отсюда возникновение третьего этапа трактовки эгалитарности в общественном развитии. Равенство прав граждан соизме­рялось теперь с равенством возможностей к осуществлению этих прав. Появляются кон­цепции позитивной дискриминации и равного старта. При существовании (гендерной) дискриминации в обществе равные права не предоставляют равных возможностей дискриминируемой группе (женщинам). Система привилегий для такой группы позволяет "уравнять шансы", предоставить равный старт дискриминируемой и не дискриминируемой группам. Создание и реализация такой системы называется позитивной дискриминацией.

В развитие понятия равенства феминист­ки внесли существенный вклад на каждом этапе становления этого термина. Однако ощущение "недосказанности" в концепции равенства с точки зрения построения общес­тва, свободного от гендерной дискримина­ции, присутствует и в последней трактовке эгалитарности. Мы продолжаем .действовать в рамках "мужского" общества, в котором женщин подгоняют под эталон (норматив) мужских черт характера, сфер деятельности, профессий. "Мужские" нормы присутствуют как в образцах лидерства и управления, так и в образцах большинства окружающих нас вещей и предметов, рассчитанных на среднестатистического человека мужского пола.

Наши рекомендации