Из устава Общества Иисуса (1540 год)
Да будет известно всем членам нашего общества и да напишут они это неизгладимыми буквами не только на дверях своих обителей, но и в сердцах своих на всю жизнь: все наше общество и, следовательно все и каждый, кто в него вступает, обязывается верой-правдой повиноваться нашему святому отцу — папе и всем преемникам его, и только под этим условием имеют право трудиться для Бога. Хотя Евангелие учит, и потому Церковь признает догматом, что все верующие во Христа обязаны повиновением и покорностью папе римскому, как видимому главе Церкви и наместнику Иисуса Христа, тем не менее, для того, чтобы показать великое смирение нашего общества вообще и полное самоотречение каждого члена его в частности, — чтобы всенародно засвидетельствовать решительный отказ наш от собственной воли, — мы обязываемся принять особый обет послушания. Обет этот должен состоять в том, что мы обещаем всегда, немедленно и беззаветно повиноваться всему, что прикажут нам нынешний и будущие папы, насколько это послужит для блага душ и для распространения религии, какие бы поручения они нам ни давали, хотя бы они послали нас к туркам или к другим неверным. Поэтому все, кто намерен вступить в наше общество, должны, прежде чем принять на себя такое бремя, хорошо взвесить и подумать, обладают ли они для этого достаточною душевною силою, чтобы с Божьей помощью взобраться на такую высоту; они должны подумать, одарил ли их на это Дух Святой такою степенью благодати, чтобы они могли надеяться, при Его помощи, не пасть под великим бременем такого призвания. Но раз твердо решившись быть воинами Христовыми, они должны денно и нощно не снимать меча и каждый час быть готовыми выполнять свои обязанности.
Все и каждый должны дать обет безусловно повиноваться генералу* во всем, что касается устава ордена; генерал же обязывается давать лишь такие приказания, которые, по его мнению, клонятся к достижению цели общества. Словом, для пользы ордена и в видах постоянного упражнения в смирении, члены общества должны всегда и во всем повиноваться генералу, согласно правилам общества, и чтить в нем представителя Христова.
5. Игнатий Лойола. "Духовные упражнения" (1548 год)
I. О назначении ордена как воинствующей церковной организации
Затишье — опаснее и хуже всякой бури, и самый опасный враг — отсутствие врагов!
***
Работающие в винограднике Господнем должны опираться на землю лишь одной ногой, другая должна уже быть приподнята для продолжения пути.
II. О подчинении и порабощении верующего человека
Хотя весьма похвально служить Богу из чистой любви, тем не менее нужно усердно рекомендовать также и страх перед Божественным Величеством и не только тот страх, который мы зовем сыновним, но и тот страх, который называется рабским.
***
Необходимо, чтобы вера в Бога была настолько велика, чтобы человек, не колеблясь, пустился в море на доске, если у него нет корабля!
***
Если Церковь утверждает, что то, что нам кажется белым, есть черное, — мы должны немедленно признать это!
Не следует сразу заговаривать о вещах духовных с теми людьми, которые поглощены материальными заботами: это значило бы закидывать удочку без приманки.
III. О нравственности духовенства и ограждении его авторитета
Если мы не находим в священниках и других церковных начальниках желательной чистоты нравов, мы отнюдь не должны обвинять их за это, ни в частных, ни в публичных речах, ибо такими разговорами порождается больше вреда и позора, чем пользы, так как результатом их будет злоба и презрение народа против своих начальников и пастырей.
***
Чрезвычайное благоразумие, соединенное с посредственной святостью, лучше, чем большая святость с малым благоразумием.