Требования и правила юридической техники
Представляется, что юридическая техника в своей основе едина для федерального и регионального законодательства. Особенности правил юридической техники на уровне субъектов Российской Федерации проявляются в тех элементах, которые непосредственно связаны с особенностями правотворчества субъектов. В частности, имеется специфика оформления реквизитов региональных правовых актов.
На региональном уровне в ряде случаев стоят технико-юридические проблемы, которых нет на федеральном уровне, или которые имеют другой характер. Так, региональный законодатель должен решать проблему, в каких случаях, и в каком объеме возможно, целесообразно или необходимо воспроизводить в своих законах положения федеральных законов и иных нормативных правовых актов.
Требования юридической техники могут закрепляться в нормативных правовых актах или же существовать в виде обычаев, научно-методических рекомендаций. В последнее время удельный вес юридически закрепленных требований юридической техники возрастает как на федеральном, так и на региональном уровнях. Причем правовое регулирование требований юридической техники интенсивнее идет в субъектах Российской Федерации, нежели на федеральном уровне.
На федеральном уровне требования юридической техники регламентируются в основном в подзаконных нормативных правовых актах. В обобщенном виде такие требования предполагалось урегулировать в Федеральном законе «О нормативных правовых актах Российской Федерации», который был рассмотрен в первом чтении в ноябре 1996 года, однако так и не был принят. Законопроект предусматривал специальную главу, где в одиннадцати статьях излагались основные правила законодательной техники. Также стоит упомянуть Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 № 1009 (с изменениями 07.07.2006 № 418)
Многочисленные правила юридической техники содержатся в регламентах и инструкциях по делопроизводству и документационному обеспечению. Особую группу федеральных нормативных правовых актов составляют государственные стандарты.
70. Толкование норм права: понятие и виды по субъектам.
Толкование норм права – это важнейшее условие их правильного понимания и реализации.
Толкование само по себе – это процесс человеческой деятельности, направленный на выяснение «духа» и буквы закона; его фактического смысла и содержания.
Причинами, по которым толкование права необходимо, является:
- Сложность или нечеткость юридических формулировок;
- Несовершенство юридической техники;
- Поспешность принятия некоторых правовых актов, их слабая проработанность, неконкретность, декларативность;
- Специфика юридических терминов и понятий, которые требуют специальной квалификации;
- Наличие многочисленных бланкетных и отсылочных норм и, как следствие, несовпадение нормы права и статьи нормативного акта.
Объективная невозможность всегда точно выразить государственную волю в том или ином нормативном акте; совместить форму и содержание закона обуславливает важность процесса толкования.
Толкование как процесс состоит их двух этапов:
1. Уяснение – обязательный этап толкования, который заключается в осознании смысла нормативного акта для себя.
2. Разъяснение – это объяснение нормы права для других.
Таким образом, толкование права – деятельность, направленная на уяснение и разъяснение правовых норм.
Толкование права достаточно разнообразно и зависит в первую очередь от субъектов, осуществляющих толкование.
Толковать право могут все субъекты, но по последствиям такого толкования могут выделить:
- Официальное толкование;
- Неофициальное толкование.
Официальное толкование – это толкование, которое осуществляется уполномоченными на то субъектами и представляет собой юридическое обязательное разъяснение.
Официальное толкование делится на:
- нормативное;
- казуальное.
Нормативное толкование – толкование общего характера, распространяется на все случаи, действия разъясняемой нормы.
Нормативное толкование подразделяется на:
- аутентичное (авторское) (толкование нормы права теми субъектами которые ее создали и принятии)
- легальное (толкование нормы теми органами или субъектами, которые предоставлено право или возложена обязанность осуществить разъяснение какой-либо нормы Постановление Пленума ВС РФ, ВАС РФ, КС РФ, Указания и разъяснения Генпрокуратуры).
Казуальное толкование – это толкование правовой нормы применительно к конкретному случаю, казусу.
Оно является официальным и чаще всего дается правоприменительными органами (например, судами) по отношению к конкретному делу. Казуальное толкование является обязательным, оно применяется однократно.
Неофициальное толкование – толкование, которое осуществляется не уполномоченными на то субъектам.
Такими субъектами могут быть общественные организации,научные учреждения.
Оно мб как устным(разъяснение нормы права адвокатом, судьей, прокурором) и письменным(в периодической печати)
Неофициальное толкование – разъяснения смысла правовых норм по своей инициативе органами, учреждениями или отдельными лицами.
Неофициальное толкование во многом зависит от правосознания и подразделяется на:
- доктринальное (научное)
- профессиональное
- обыденное.
Доктринальное толкование – разъяснение смысла правовых норм с помощью юридической науки. Его ценность – в объективности, обоснованности, реальном использовании принципа научности правотворчества (комментарии, статьи, монографии).
Профессиональное толкование – это толкование юристами-практиками, оно может выражаться в форме консультаций, ответов на конкретные вопросы и прочее.
Обыденное толкование – это толкование на основе обыденной практике и житейского опыта. Представляет собой первичный уровень понимания права, характерен для правосознания основной массы населения.
Важное значение для разъяснения и уяснения правовых норм имеют способы и объем их толкования.