Денежные единицы средневековой Франции
Ашиль Люшер
ФРАНЦУЗСКОЕ ОБЩЕСТВО ВРЕМЕН ФИЛИППА-АВГУСТА
Achille Luchaire
LA SOCIETE FRANCHISE AU TEMPS DE PHILIPPE-AUGUSTE
Paris 1909
Перевод с французского: канд. ист. наук Г.Ф. Цыбулько
Люшер А. Французское общество времен Филиппа Августа. Перевод с фр. к. и. н. Цыбулько Г.Ф. СПб: Евразия, 1999 — 414 с.
Тираж 3000
ISBN 5-8071-0023-9
© Перевод с фр. к. и. н. Цыбулько Г.Ф., 1999
© Оформление Лосев П.П., 1999
© Издательская группа «Евразия», 1999
За помощь в осуществлении издания данной книги издательство «Евразия» благодарит Кипрушкина Вадима Альбертовича
СЛОВАРЬ СПЕЦИФИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ
Составитель: Готье Неимущий (Gautier Sans Avoir). [email protected]
Февраль 2006 г.
Источники: электронные словари и энциклопедии, а также некоторые сетевые публикации (последние для терминов: «сетье», «арпан», «котта» и «тенсона»).
Денежные единицы средневековой Франции
В результате монетной реформы Карла Великого были введены ливр, су и денье.
Денье — монета, равная 1/240 ливра; находилась в обращении до начала XIX в.
Су — сначала золотая, затем серебряная и медная монета, равная 1/20 ливра; чеканилась до 1793 г.
Ливр — серебряная монета, обращавшаяся до введения в 1799 г. франка (кроме того — старинная французская мера массы, равная 489,5 г).
Экю — золотая (с XIII в. до 1653 г.) и серебряная (1641–1793 гг.) монета; демонетизирована в 1834 г.
Марка — весовая единица для золота и серебра и денежная единица в западноевропейских государствах IX–XIX вв. Французская марка равнялась 244,8 г.
Аллод (нем. Allod, франкское alodis, от al — полный и od — владение) — у германских племен и в раннефеодальных государствах Западной Европы свободно отчуждаемая индивидуально-семейная земельная собственность. С развитием феодальных отношений большая часть мелких аллодов превратилась в зависимые крестьянские держания; аллоды крупных и средних землевладельцев — в бенефиции и феоды. Как пережиток аллодиальная собственность существовала и при развитом феодализме.
Амвон (гр. ambon) — в христианском храме возвышение перед алтарем, на котором совершается часть богослужения и произносятся проповеди.
Аналой (от греч. analogeion — подставка для книг) — в христианских церквах высокая подставка, на которую при богослужении кладут для чтения церковные книги, ставят иконы и крест.
Апсида, абсида (от греч. hapsis, род. п. hapsidos — свод) — выступ здания, полукруглый, граненый или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом. Апсиды появились в древнеримских базиликах. В христианских храмах апсида — алтарный выступ.
Аркатура (нем. Arkatur) — ряд декоративных ложных арок на фасаде здания или на стенах внутренних помещений.
Арпан — мера площади, соответствует 307,71 га.
Архидьякон (греч.). Собственно старший из дьяконов. Первоначально титул был присвоен первому дьякону епископской церкви, но уже в V в., преимущественно в Западной церкви, архидьяконы не только возвысились над пресвитерами, но и стали занимать должности викариев в епархиях и на соборах, и к ним мало-помалу перешло судебное разбирательство церковных дел, надзор за духовенством, монастырями и монастырскими имениями, ревизия епархий и суд над еретиками. До IX в., однако, они и на Западе были только заместителями епископов, без личной власти. Впоследствии, при разделении епархий на округа и архидьяконства, они сделались самостоятельными чинами церкви и, за немногими исключениями, пользовались полной епископской властью. В XI и XII вв. архидьяконы считались там самыми влиятельными прелатами церкви. Со временем их значение стало падать, и в XV и XVI вв. архидиаконы должны были уступить право производить суд вновь образовавшимся судебным учреждениям, сохранив за собой только один титул. В настоящее время в римско-католической церкви сан архидьякона почти повсеместно упразднен. В греческой церкви начиная с VII в уже не было архидьяконов, за исключением константинопольского.
Ассасины (от араб. хашшишин, букв. — потребители гашиша) — тайная сектантская организация неоисмаилитов-низаритов, образовавшаяся в Иране в конце XI в. Руководящая верхушка ассасинов практиковала как средство политической борьбы убийство своих противников. Центром ассасинов был замок Аламут (в Северо-западном Иране). Деятельность распространилась в Иране, Сирии и Ливане. Характерной особенностью учения ассасинов с середины XII в. было обожествление имама, главы их opганизации. Конец существованию ассасинов в Иране положило монгольское войско Хулагу-хана в 1256 г.; в Ливане и Сирии последний удар ассасинам нанесли мамлюки в 1273 г.
Бальи — см. сенешаль.
Бастард — здесь: в Западной Европе в средние века — внебрачный сын владетельной особы (короля, герцога и т.д.).
Бенефиций (от лат. beneficium — благодеяние) — в католической церкви — доходная должность или земельный участок, полученные как вознаграждение духовным лицом.
Бург (позднелат. burgus) — в Западной Европе в средние века — замок, укрепленный пункт.
Бюргерство (нем. Burgertum), бюргеры (от нем. Burger — горожанин) — 1) все жители западноевропейского средневекового города; 2) термин, чаще всего употребляющийся в исторической литературе для обозначения среднего слоя населения средневекового города.
Гостия (лат. «жертва») — маленькая лепешка из пресного пшеничного теста, заменившая в таинстве причащения упоминаемый в Новом Завете квасной хлеб. Гостия с изображением на ней распятия или агнца известна на Западе с XII в.; сохранилась в католической и лютеранской церквях.
Диоцез (лат. dioecesis) — административная единица; первоначально в Древнем Риме (с I в. до н. э.) представляла собой городской округ или часть провинции.
Домен (фр. domaine, лат. dominium владение) — в Западной Европе в эпоху феодализма — часть феодального поместья, на которой феодал вел собственное хозяйство, используя труд зависимых крестьян или безземельных работников.
Донатор — лат. donator, букв. — даритель.
Донжон (фр. donjon) — главная, отдельно стоящая башня в средневековом замке, поставленная в самом недоступном месте и служившая убежищем при нападении врага.
Жесты (франц. geste — деяние, подвиг; chansons de geste, букв. — песни о деяниях, о подвигах) — французский героический эпос, циклы поэм на исторические сюжеты. Поэмы сложились на рубеже XI–XII вв. на основе более раннего устного народного творчества (IX–X вв.) и литературных произведений, которые обрабатывали бродячие музыканты-жонглёры (они же исполнители этих поэм). Жесты отличаются жанровым разнообразием - от героич. эпопей до поэм, богатых бытовым и комическим содержанием.
Жонглер (франц. jongleur, от лат. joculator — шутник) — здесь: странствующий комедиант и музыкант в средневековой Франции. Назывался и гистрионом. В Германии им родственны шпильманы, в России — скоморохи.
Инвеститура (от лат. investio — облачаю) — в средние века в Западной Европе юридический акт введения вассала во владение феодом. Инвеститура духовных лиц, кроме этой светской инвеституры, включала также утверждение епископа, аббата в духовном сане (духовная инвеститура).
Интердикт (от лат. interdictum — запрещение) — в католицизме временный запрет (без отлучения от церкви) совершать на территории, подвергшейся наказанию, богослужение и религиозные обряды. Налагался папой либо епископом; широко применялся в XI–XII вв.
Капелла (позднелат. capella) — здесь: небольшое отдельное сооружение или помещение в храме (в боковом нефе, в обходе хора) для молитв одной семьи, хранения реликвий и т.д.
Капеллан (позднелат. capellanus) — здесь: в католической и англиканской церквах священник при часовне (капелле) или домашней церкви, а также помощник приходского священника.
Капитул (позднелат. capitulum) — 1) кафедральный капитул — в католической и англиканской церквах совет (из духовных лиц) при епископе, участвующий в управлении диоцезом (епархией). 2) В католических духовнорыцарских и монашеских орденах коллегия руководящих лиц.
Картулярии (от лат. charta — грамота) — с конца VII до начала XIV вв. сборники копий грамот, которыми в средневековой Западной Европе юридически оформлялись земельные дарения, преимущественно в пользу церкви.
Кастелян (ср.-лат. cast ell arms — живущий в крепости) — в средневековой Франции — сеньор, владелец замка.
Квадривиум (лат. quadrivium, букв. — пересечение четырех дорог) — в средние века второй, повышенный цикл «семи свободных искусств», следовавший после тривиума и включавший арифметику, геометрию, астрономию и музыку.
Коммуна (франц. commune, от лат. communis — общий) — здесь: в средневековой Западной Европе городская коммуна — община, добивавшаяся от феодалов прав самоуправления.
Компендиум (от лат. compendium — сбережение, выгода, сокращение) — здесь: сжатое, суммарное изложение основных положений какой-либо науки и т.п.
Коннетабль (connetable) — во Франции с XII в. военный советник короля, начальник королевских рыцарей, с XIV в. — главнокомандующий армией.
Консульская республика — от «консулов» в Республике Древнего Рима (избиравшихся высших должностных лиц, которые обладали гражданской и военной властью).
Контрфорс (от франц. contreforce — противодействующая сила) — устой, поперечная стенка, вертикальный выступ, укрепляющий основную несущую конструкцию (главным образом наружную стену).
Кордегардия — то же, что гауптвахта; здесь: караульное помещение с площадкой для вывода караула.
Котта, котт (cotte) — в XIII в. повседневная свободная рубаха-туника, являющаяся одним из главных предметом одежды обоих полов; как правило, узкое одеяние с короткими или длинными рукавами.
Куртуазный (фр. courtois) — изысканно вежливый, любезный; куртуазная литература — европейские средневековые рыцарские романы н поэзия; по мере укрепления королевской власти куртуазная литература выродилась в изысканное придворное стихоплетство.
Легисты — законники.
Лье — старинная французская мера длины, равная приблизительно 4,5 км.
Магистрат — здесь: сословный орган городского управления. Имел административно-судебные функции. Во Франции от лат. magistratus образовался термин «магистратура».
Манор (англ, manor) — феодальная вотчина.
Менестрель (франц. menestrel, от позднелат. ministeriales — состоящий на службе) — средневековый (XII–XIII вв.) придворный певец и музыкант (нередко также поэт и компо-зитор) во Франции и Англии. В куртуазной лирике воспевал рыцарские подвиги, служе-ние даме. В XIV–XVIII вв. менестрелями называли также простонародных музыкантов, скитавшихся по городам и селам.
Морг — мера земли в Западной Европе; около половины гектара.
Мюид (фр. muid) — старинная единица объема жидкостей и сыпучих тел во Франции; величина сильно изменялась в зависимости от района и измеряемого продукта; наиболее употребителен был мюид, равный приблизительно 270 л.
Неф (корабль) (франц. nef, от лат. navis — корабль) — вытянутое помещение; часть интерьера (обычно базилики), ограниченная с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов.
Новиций (франц. novice) — новичок в монастыре.
Ордалии (ср.-век. лат. ед. ч. ordalium, от англосакс. ordal — приговор, суд), то же, что «божий суд».
Ордонанс (франц. ordonnances, от ordonner — приказывать) — королевские указы в ряде государств Западной Европы XII–XIX вв.
Пребенда (ср.-лат. praebenda то, что должно быть дано) — доходы и имущество (дома, поместья), предоставляемые привилегированной части католического духовенства за исполнение обязанностей, связанных с занимаемой должностью.
Прево (от лат. praepositus — начальник) — во Франции XI–XVIII вв. королевский чиновник, обладавший до XV в. в подведомственном ему административно-судебном округе судебной, фискальной и военной властью, с XV в. выполнял лишь судебные функции.
Реликварий (позднелат. reliquarium) — вместилище для хранения реликвий. Могли принимать самый различный вид: начиная с маленьких сосудиков и кончая крупными ларями.
Рельеф — платеж вассала сеньору при получении феода.
«Свободные искусства», «Семь свободных искусств» — система учебных предметов в средневековой школе, включавшая два цикла: тривиум и квадривиум. С эпохи Возрождения стала заменяться классическим образованием.
Сенешаль (сенешал) (франц. senechal, от франкского siniskalk, латинизир. siniskalkus — старший слуга) — в южной части средневековой Франции королевский чиновник, глава судебно-административного округа (сенешальства); на севере Франции ему соответствовал бальи.
Сетье — меры сыпучих тел и жидкости. Изначальный римский сетье равнялся 0,55 л. Есть также данные, что старинное французское «сетье» для вина составляло 0,46 л. В средневековье величина сетье для жидкости и зерна, согласно различным источникам, сильно отличалась. Поэтому при упоминании в тексте монографии «сетье» как порции вина для кого-либо («ему дают... большой хлеб и полсетье вина»; «каждому гостю полагалось полсетье вина» и т.п.) следует ориентироваться на значение около полулитра. Но когда имели дело с мерами зерна, в частности, при назначении ренты или податей («ежегодной ренты в два сетье овса»; «крестьяне платят подать из двух сетье ячменя» и т.п.), то величина сетье составляет 156 л (Люблинская А.Д. Книга ремесел и торговли города Парижа // Средние века. № 11. М., 1957). В то же время размер зернового сетье в зависимости от места и времени мог весьма варьироваться.
Симония — в средние века в Западной Европе продажа и покупка церковных должностей или духовного сана.
Тенсона, тенцона (прованс. tenso, от лат. tensio — прение, спор) — жанр провансальской поэзии, спор двух поэтов на определенную тему (политическую, философскую, морально-бытовую); стихотворный размер и строфика тенсоны были заранее установлены и стихи имели форму диалога.
Трансепт (ср.-век. лат. transeptum, от лат. trans — за и septum — ограда) — в европейской церковной архитектуре — поперечный неф или несколько нефов, пересекающих продольный объем в крестообразных по плану зданиях.
Тривиум (лат. trivium, букв. — трехпутье) — в средние века первый цикл «семи свободных искусств», включавший грамматику, риторику и диалектику.
Триктрак — французское название нардов.
Трифорий (ср.-век. лат. triforium, от лат. tri- — три и foris — дверь, вход) — в романской и готической архитектуре узкие продольные галереи над боковыми нефами, открытые в центральный неф тройными или двойными арочными проемами. Иногда арки трифориев — только декоративные, стен за ними нет.
Трубадуры (франц. troubadour, от прованс. trobador, от trobar — находить, слагать стихи) — провансальские поэты-певцы XI–XIII вв. Изысканная лирика трубадуров воспевала рыцарскую куртуазную любовь, радости жизни.
Труверы (франц. trouvere, от trouver — находить, придумывать) — французские средневековые поэты-певцы (XII–XIII вв.), часто авторы слов и музыки. Труверы также писали повести, куртуазные романы. Искусство труверов отражало влияние трубадуров (см.), но было более рассудочным.
Фаблио (фабльо) (франц. fabliau — побасенка) — во французской средневековой литературе XII–XIV вв. короткая комическая повесть в стихах. Отражала идеологию городского люда; грубоватый юмор соседствует с моральным поучением.
Фарс (франц. farce, от лат. farcio — начиняю: средневековые мистерии «начинялись» комедийными вставками) — здесь: вид средневекового западноевропейского (преимущественно французского) народного театра и литературы бытового комедийно-сатирического характера.
Феод (позднелат. feodum) — в средневековой Западной Европе земли (или фиксированный доход), пожалованные в наследственное владение сеньором своему вассалу, обязанному за это нести военную, придворную (участие в сеньориальном суде, в управлении сеньорией и др.) службы, вносить установленным обычаем платежи.
Фьеф (франц. fief) — то же, что феод.
Хартия (от греч. chartes — бумага, грамота) — документ публично-правового и политического характера в средние века (Хартия городов и коммун, Великая хартия вольностей и др.) и в новое время.
Хор — здесь: в западнохристианских церквах первоначально место перед алтарем, предназначенное для певчих; позже вся восточная (алтарная) часть храма.
Чинш (польск. czynsz) — в феодальной Европе регулярный фиксированный оброк продуктами или деньгами, который платился сеньору.