Государственная и общественная защита прав потребителей

Государственную систему защиты прав потребителей составля­ют органы исполнительной власти, судебная власть, органы при местных администрациях. Общие надзорные функции в этой сфе­ре выполняют органы прокуратуры.

Ведущим государственным органом по контролю за соблюде­нием законодательства о защите прав потребителей является Фе­деральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальные органы. Их главная задача: обеспечить надежный контроль за достоверностью инфор­мации о товарах, услугах, работах и о тех, кто их предоставляет; за соблюдением договорных обязательств, качеством товаров и услуг, а также правовая защита граждан-потребителей.

Защиту прав потребителей осуществляют также и другие фе­деральные органы: Федеральная таможенная служба. Федераль­ная служба в сфере природопользования. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору. Фе­деральное агентство по техническому регулированию и метроло­гии и др.

Государственные органы проводят комплексные проверки де­ятельности хозяйствующих субъектов по соблюдению ими законодательства о защите прав потребителей. К виновным применяются меры административного и имущественного воздействия (штрафы). Наиболее типичные нарушения, которые выявляются в ходе проверок, связаны с завышением цен, продажей некачественных товаров, нередко с просроченными сроками реализации, отказом в обмене некачественного товара, нарушением санитарных правил торговли и товарного соседства, когда продукты питания реализуются вместе с опасными в пищевом отношении товарами.

В ходе проверок и после подведения их итогов к предприятиям торговли, службам быта и их должностным лицам за допущенные нарушения законодательства о защите прав потребителей принимаются меры административного характера.

В соответствии со ст. 44 Закона органы по защите прав потребителей создаются в каждом сельском, городском районе, во всех городах, а также в поселках и селах. Называются они по-разному — отделами, бюро, агентствами — и призваны оказывать оперативную помощь в восстановлении нарушенных прав граждан непосредственно по месту жительства. Численность этих служб невелика — два-три человека, но помощь населению они оказывают большую.

По Закону эти службы должны рассматривать жалобы населения, консультировать потребителей, контролировать изготовителей продукции и продавцов, быстро информировать соответствующие государственные органы о поступлении на потребительский рынок недоброкачественных товаров, услуг и т. п. При необходимости они по своей инициативе или по поручению потребителей могут предъявлять иски в суды.

Муниципалитет — это тот уровень власти, на котором разрешимы почти все претензии потребителя. Претензии прежде всего следует предъявлять тому продавцу, исполнителю, изготовителю, который нарушил права гражданина. В случае отказа потребитель вправе обратиться в местный орган по защите прав потребителей либо в суд. Следует также иметь в виду, что на этом уровне спорные вопросы и обиды вправе разрешать специальные органы. Так, граждане для защиты своих прав могут обращаться: по вопросам эксплуатации жилья— в жилищную инспекцию; о нарушениях в торговле — в торгинспекцию; о нарушениях ценовой политики — в инспекцию цен; об отсутствии кассовых аппаратов — в налоговую инспекцию; о криминальных нарушениях — в милицию.

Общественная защита прав граждан осуществляется организациями потребителей, которые создаются как в рамках территории

(район, город, область, республика), так и в зависимости от конкретного интереса группы потребителей (например, автолюбителей). На федеральном уровне региональные объединения потребителей объединены в Союз потребителей России и Общество потребителей автотехники. В рамках СНГ действует Международная конфедерация обществ потребителей. Каждая общественная организация потребителей действует на основании устава, утвер­ждаемого общим собранием ее членов. После регистрации в орга­нах местной администрации организация потребителей получает статус юридического лица, обладает имуществом на праве соб­ственности, приобретает права и несет обязанности, выступает в качестве истца и ответчика в суде, арбитражном суде и третей­ском суде. Кроме этого, общественные организации потребителей вправе учреждать средства массовой информации, с помощью которых могут влиять на производителей и продавцов товаров (ра­бот, услуг) и вести просветительскую работу.

Полномочия общественных организаций : закреплены в ст. 45 Закона РФ «О защите прав потребителей». Так, они вправе:

• участвовать в разработке требований по безопасности товаров (работ, услуг), а также государственных стандартов, устанавлива­ющих эти требования;

• проводить независимую экспертизу качества и безопасности товаров (работ, услуг);

• проверять соблюдение прав потребителей и правил торгово­го, бытового и иных видов обслуживания;

• вносить в федеральные органы исполнительной власти, орга­низации предложения о мерах по повышению качества товаров (работ, услуг), снятии с производства, изъятии из оборота това­ров (работ, услуг), опасных для жизни, здоровья, имущества по­требителей и окружающей среды;

• участвовать совместно с федеральными органами исполни­тельной власти в осуществлении контроля за применением регу­лируемых цен;

• вносить в органы прокуратуры и федеральные органы испол­нительной власти материалы о привлечении к ответственности лиц, виновных в выпуске и реализации товаров (работ, услуг), не соответствующих установленным требованиям по безопасности и качеству;

• обращаться в органы прокуратуры с просьбами принести про­тесты о признании недействительными актов федеральных и ре­гиональных органов исполнительной власти и актов органов мест­ного самоуправления, противоречащих законам, регулирующим отношения в области защиты прав потребителей;

• обращаться в суды в защиту прав потребителей (неопреде­ленного круга потребителей).

Результаты правозащитной деятельности общества потребите­лей по конкретным делам можно проиллюстрировать материалами судебной хроники Московского союза потребителей (далее — МСП).

Вероника К. несколько лет жаловалась на плохое отопление своей квартиры после ремонта. Обращалась к слесарям и начальникам в ЖЭКе. Все безрезультатно. Вероника К. часто болела, приходилось брать боль­ничные листы, испытывать другие неудобства. Наконец, она пригласила в качестве свидетелей 16 человек, включая слесарей, которые подтвер­дили в акте, что температура в квартире не поднимается выше 14 °С.

Суд, в который Вероника К. обратилась с иском, учел стоимость ле­карств, затраты на усиленное питание, время, напрасно потраченное на звонки, письма, ожидания в приемных и т.д. Суд в возмещение мораль­ного вреда обязал ЖЭК выплатить ей 20 тыс. рублей и отремонтировать отопительную систему в квартире

Контрольные вопросы

1. Кто может быть признан потребителем?

2. Составьте перечень прав потребителя при покупке товара с недо­статками.

3. Каков порядок и сроки предъявления потребителями претензий?

РАЗДЕЛ IX

Наши рекомендации