Потребность в решении духовных проблем смысла жизни.
Соответственно названным потребностям в обществе сложились и виды деятельности, которые в свою очередь, потребовали необходимой организации, упорядочения, создания определённых учреждений и иных структур, выработки правил, обеспечивающих достижение ожидаемого результата.
Основные социальные институты:
1) институты семьи и брака;
2) политические институты, особенно государство;
3) экономические институты;
4) институты образования, науки и культуры;
5) институт религии.
Институты возникли в глубокой древности. Производству насчитывается 2 млн. лет, если за отправную точку брать орудие труда, созданное человеком. Семья возникла приблизительно 0,5 млн. лет тому назад. Государству примерно столько же, сколько и образованию, а именно 5-6 тысяч лет.
Неосновные (неглавные) институты, которые входят в главные, выполняют частные задачи. Примеры: 1) в состав экономических институтов входит институт собственности, призванный регулировать отношения владения, пользования, распределения; 2) институт семьи включает институт брака, связанный с положением, правами и обязанностями супругов.
2.4.2. Социальные институты с точки зрения содержания целей и задач:
1) экономические (собственность, деньги, банки);
2) политические (государство, армия, политические партии и движения, профсоюзы);
3) социальные (социальные статусы и роли);
4) культуры (образование, наука, искусство).
2.4.3. Формальные и неформальные институты.
В формальных институтах взаимодействие между субъектами осуществляется на основе формально оговоренных правил, законов, регламентов, положений и т.п.
Неформальные институты (дружба) хотя и регулируются в социальных действиях, связях, но не оформлены законом, регламентом.
Функции социальных институтов.
Явные функции и скрытые, латентные (Роберт Мертон).
Главная функция любого института – удовлетворение определённой потребности.
В чём заключаются условия успешного выполнения социальным институтом своих функций?
1) чёткое определение цели и объёма функций;
2) рациональное разделение труда и его рациональная организация;
3) высокая степень деперсонализации действий индивидов и объективизация функций (независимость от личных склонностей и субъективных предпочтений исполнителей);
4) высокое признание и престиж;
5) бесконфликтное включение в систему социальных институтов.
Те функции, которые открыто определяются, записываются в законах, программах, уставах, официально заявляются, называются явными.
Поскольку явные функции социальных институтов всегда оглашены, они оказываются более формализованными и подконтрольными обществу. Если институт не справляется с выполнением своих явных функций, ему грозит дезорганизация и изменения.
Явные функции социальных институтов:
1) функция социализации;
2) регулятивная;
3) интегративная;
4) коммуникативная.
Скрытые (латентные) функции социальных институтов – это такие функции, которые осуществляются на самом деле.
Латентный (лат. latens – скрытый) – скрытый, внешне не проявляющийся.
К явным функциям школы относится получение знаний, подготовка к вузу, усвоение базисных ценностей общества. Латентные функции школы: возникновение прочных дружеских связей, приобретение определённого социального статуса.
Расхождение между формальной и реальной деятельностью институтов – своеобразный показатель нестабильности общества.
Дисфункции социального института (от лат. dis – раз…, не… и function – исполнение, соврешение) – нарушение нормального взаимодействия социального института с социальной средой (обществом).
В чём выражаются дисфункции социального института?
1) неясность целей; 2) неопределённость функций; 3) падение социального престижа; 4) подчинение интересам отдельных лиц (персонализация).