Терминологический словарь 2 страница
Административный регламент по предоставлению государственных информационно-консультационных услуг разработан в целях повышения качества предоставления и доступности государственной услуги, создания благоприятных условий для получателей государственной услуги, определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) при осуществлении полномочий по предоставлению государственных информационно-консультационных услуг МИД России и его представительств на территории России, а на территории иностранных государств - дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями <1>.
--------------------------------
<1> См.: пункты 1.1 - 1.4 Приказа Министерства иностранных дел Российской Федерации от 20 мая 2008 года N 5853 "Об утверждении Административного регламента по предоставлению государственных информационно-консультационных услуг" // Российская газета. 2008. 9 июля.
Административный регламент исполнения государственной функции по оформлению приглашений, а также принятию решений о выдаче виз иностранным гражданам и лицам без гражданства разработан в целях повышения качества исполнения и доступности результатов исполнения государственной функции по оформлению приглашений, а также принятию решений о выдаче виз иностранным гражданам и лицам без гражданства, определяет сроки, последовательность действий (административных процедур) при осуществлении государственной функции, устанавливает порядок взаимодействия МИД России, его территориальных органов - представительств МИД России на территории Российской Федерации, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации по исполнению данной государственной функции <1>.
--------------------------------
<1> См.: пункт 1 Приказа Министерства иностранных дел Российской Федерации от 10 июня 2008 года N 7203 "Об утверждении Административного регламента исполнения государственной функции по оформлению приглашений, а также принятию решений о выдаче виз иностранным гражданам и лицам без гражданства" // Российская газета. 2008. 23 июля.
Административный регламент исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций их уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации. Минюст России исполняет государственную функцию в отношении общероссийских и международных общественных объединений, политических партий, отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, торгово-промышленных палат, созданных на территории нескольких субъектов Российской Федерации, Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций. Территориальные органы исполняют государственную функцию в отношении межрегиональных, региональных и местных общественных объединений, региональных отделений и других структурных подразделений политических партий, а также иных некоммерческих организаций (за исключением потребительских кооперативов, товариществ собственников жилья, садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, органов государственной власти, других государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений) <1>.
--------------------------------
<1> См.: пункт 1 Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций их уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 31 марта 2009 года N 90 // Российская газета. 2009. 30 апреля.
Административный регламент исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций устанавливает порядок государственной регистрации центральным аппаратом, территориальными органами Минюста России некоммерческих организаций при их создании, реорганизации, ликвидации, внесении в их учредительные документы изменений, принятии решения о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц сведений (изменений в сведения). Административный регламент не регулирует правоотношения в сфере государственной регистрации религиозных организаций <1>.
--------------------------------
<1> См.: пункт 1 Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденного Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 31 марта 2009 года N 96 // Российская газета. 2009. 30 апреля.
Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения определяет порядок действий сотрудников органов внутренних дел, связанных с реализацией указанной государственной функции <1>.
--------------------------------
<1> См.: пункт 1 Приказа Министерства внутренних дел Российской Федерации от 2 марта 2009 года N 185 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения" // Российская газета. 2009. 7 июля.
Административный регламент исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по принятию решения о государственной регистрации эмблем некоммерческих организаций и символики общественных объединений устанавливает порядок принятия такого решения <1>.
--------------------------------
<1> См.: пункт 1 Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по принятию решения о государственной регистрации эмблем некоммерческих организаций и символики общественных объединений, утвержденного Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 31 марта 2009 года N 97 // Российская газета. 2009. 30 апреля.
Административный регламент Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственной функции "организация приема граждан, обеспечение своевременного и полного рассмотрения устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов заявителям в установленный законодательством Российской Федерации срок определяет сроки (по общему правилу до 30 суток) и последовательность административных процедур при рассмотрении обращений граждан в Федеральном агентстве по недропользованию <1>.
--------------------------------
<1> См.: Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 9 апреля 2009 года N 86 "Об утверждении Административного регламента Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственной функции "организация приема граждан, обеспечение своевременного и полного рассмотрения устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов заявителям в установленный законодательством Российской Федерации срок" // Российская газета. 2009. 17 июня.
Административный регламент Федерального агентства по туризму по исполнению государственной функции "организация приема граждан, обеспечение своевременного и полного рассмотрения устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов заявителям в установленный законодательством Российской Федерации срок" определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) при исполнении государственной функции по организации приема граждан, обеспечению своевременного и полного рассмотрения устных и письменных обращений граждан, принятию решений и направлению ответов заявителям в установленный законодательством Российской Федерации срок <1>.
--------------------------------
<1> См.: Приказ Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации от 20 апреля 2009 года N 226 "Об утверждении Административного регламента Федерального агентства по туризму по исполнению государственной функции "организация приема граждан, обеспечение своевременного и полного рассмотрения устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов заявителям в установленный законодательством Российской Федерации срок" // Российская газета. 2009. 24 июня.
Административный регламент Федеральной таможенной службы Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по информированию о правовых актах в области таможенного дела и консультированию по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов, определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) Федеральной таможенной службы, региональных таможенных управлений, таможен, а также порядок взаимодействия ФТС России, РТУ, таможен при осуществлении полномочий в сфере информирования о правовых актах в области таможенного дела и консультирования по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов (статья 1 Регламента).
Административный регламент Федеральной таможенной службы Российской Федерации (ФТС России) по исполнению государственной функции по рассмотрению заявлений о принятии таможенными органами мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, и по ведению таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности определяет сроки и последовательность действий ФТС, а также порядок взаимодействия ФТС России, ее структурных подразделений, региональных таможенных управлений, таможен при исполнении государственной функции по ведению таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности <1>.
--------------------------------
<1> См.: статью 1 Приказа Федеральной таможенной службы от 8 июня 2007 года N 714 "Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению заявлений о принятии таможенными органами мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, и ведению таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности" // Российская газета. 2007. 5 сентября.
Административный регламент Федеральной таможенной службы Российской Федерации (ФТС России) по предоставлению государственной услуги по принятию предварительных решений о стране происхождения товаров определяет сроки и последовательность действий ФТС России при предоставлении указанного вида государственной услуги. Предварительное решение уполномочено принимать Главное управление федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования. Это решение принимается без взимания платы, действует в течение 5 лет со дня его принятия и является обязательным для всех таможенных органов РФ <1>.
--------------------------------
<1> См.: Приказ Федеральной таможенной службы Российской Федерации от 23 июля 2008 года N 906 "Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по принятию предварительных решений о стране происхождения товаров".
Административный регламент Федеральной таможенной службы Российской Федерации (ФТС России) по исполнению государственной функции выдачи квалификационных аттестатов специалистам по таможенному оформлению определяет сроки и последовательность действий ФТС России при осуществлении указанной государственной функции. Выдача квалификационных аттестатов осуществляется без взимания платы и исполняется от имени ФТС России региональными таможенными управлениями в соответствии с установленным графиком, но не реже двух раз в год <1>.
--------------------------------
<1> См.: Приказ Федеральной таможенной службы Российской Федерации от 23 июля 2008 года N 905 "Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по исполнению государственной функции выдачи квалификационных аттестатов специалистам".
Административный регламент Федеральной таможенной службы по исполнению государственной функции принятия таможенным органом пассажирской таможенной декларации, поданной физическим лицом, определяет сроки и последовательность действий должностных лиц таможенных органов при осуществлении функции принятия Декларации. Исполнение этой функции возлагается на таможенные посты, компетенция по принятию Декларации которых определена ФТС России. Это осуществляется в регионах их деятельности, где расположены пункты пропуска: через Государственную границу Российской Федерации; морские (речные) порты, открытые для захода иностранных судов; порты, открытые для международных сообщений; аэропорты, открытые для международных полетов <1>.
--------------------------------
<1> См.: Приказ Федеральной таможенной службы от 19 сентября 2008 года N 1150 "Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по исполнению государственной функции принятия таможенным органом пассажирской таможенной декларации, поданной физическим лицом" // Российская газета. 2008. 24 октября.
Административный регламент Федеральной таможенной службы по исполнению государственной функции установления специальных упрощенных процедур таможенного оформления для отдельных лиц определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) ФТС России и подчиненных ей таможен, а также порядок взаимодействия ФТС России, ее структурных подразделений и таможен при осуществлении данной функции <1>.
--------------------------------
<1> См.: пункт 1 Административного регламента Федеральной таможенной службы по исполнению государственной функции установления специальных упрощенных процедур таможенного оформления для отдельных лиц, утвержденного Приказом Федеральной таможенной службы от 23 декабря 2008 года N 1656 // Российская газета. 2009. 30 апреля.
Административный регламент Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по принятию предварительных решений о стране происхождения товара разработан в целях повышения качества и обеспечения прозрачности принятия предварительных решений о стране происхождения товаров, а также определения сроков и последовательности действий ФТС при предоставлении данной услуги <1>.
--------------------------------
<1> См.: пункт 1 Административного регламента Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по принятию предварительных решений о стране происхождения товара // Российская газета. 2008. 15 августа.
Администрация (от латинского administration) - управление, руководство, орган, структура, группа людей, осуществляющих руководство.
Администрация Президента Российской Федерации является государственным органом, сформированным в соответствии с пунктом "и" статьи 83 Конституции Российской Федерации, который обеспечивает деятельность Президента Российской Федерации и осуществляет контроль за исполнением решений Президента Российской Федерации.
В состав Администрации входят: Руководитель Администрации, два заместителя Руководителя Администрации - помощника Президента Российской Федерации, помощники Президента Российской Федерации, пресс-секретарь Президента Российской Федерации, руководитель протокола Президента Российской Федерации, полномочные представители Президента Российской Федерации в федеральных округах, советники Президента Российской Федерации, полномочные представители Президента Российской Федерации в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Конституционном Суде Российской Федерации, старшие референты, референты Президента Российской Федерации и иные должностные лица Администрации; управления Президента Российской Федерации; иные самостоятельные подразделения Администрации, которые состоят из департаментов.
Предельная численность работников Администрации и ее смета утверждаются Президентом Российской Федерации <1>.
--------------------------------
<1> См.: статьи 1 и 3 Указа Президента Российской Федерации от 6 апреля 2004 года N 490 "Об Администрации Президента Российской Федерации" (в ред. Указа Президента РФ от 7 июня 2004 N 726).
Альтернативная гражданская служба - особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемый гражданами взамен военной службы по призыву. Особенности организации и прохождения альтернативной гражданской службы в период мобилизации, военного положения и в военное время определяются федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Граждане проходят альтернативную гражданскую службу индивидуально, а также в составе групп или формирований: в организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти; в организациях, подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации; в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в качестве гражданского персонала <1>.
--------------------------------
<1> См.: пункты 1, 3 и 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 28 мая 2004 г. N 256 "Об утверждении Положения о порядке прохождения альтернативной гражданской службы" // Российская газета. 2004. 2 июня.
Аналогия закона - применение в какой-либо конкретной ситуации нормы права, регулирующей сходные общественные отношения. Применяется довольно часто, но это запрещено законом в сфере уголовных и административных правоотношений, когда последние связаны с наказанием.
Аналогия права - решение по конкретному делу, принимаемое исходя из общих принципов права, смысла и целей действующего законодательства (гуманизм, объективность, справедливость).
Антисемитизм - разновидность националистической, расистской идеологии; отличие антисемитизма от иных форм национализма, прославляющих "свой" народ и презирающих все "чужие", состоит только в том, что акцент он делает на ненависть и на гонения одного "чужого", семитского народа - евреев.
Аппарат Совета Безопасности Российской Федерации является самостоятельным подразделением Администрации Президента Российской Федерации (на правах управления Президента Российской Федерации).
Арест - (от лат. arrestum - судебное постановление) - заключение лица под стражу в порядке и по основаниям, предусмотренным законодательством.
Аппарат - институт постоянного осуществления функций органов власти государственных и негосударственных структур.
Акты таможенного законодательства Российской Федерации - Таможенный кодекс Российской Федерации и принятые в соответствии с ним иные федеральные законы (пункт 2 статьи 3 Таможенного кодекса Российской Федерации).
Аффект (от лат. affektus - душевное волнение, страсть) - "кратковременное, резко выраженное, стремительно развивающееся состояние человека, которое характеризуется сильным и глубоким переживанием, ярким внешним проявлением, сужением сознания и снижением контроля за своими действиями". Различаются два вида аффекта:
1. Физиологический (ярость, гнев, страх) хотя и обладает большой силой воздействия на психику, однако не лишает человека возможности сознавать и контролировать свое поведение, быть ответственным за него. При совершении преступления не исключается применение к лицу уголовной ответственности с учетом смягчающих вину обстоятельств.
2. Патологический аффект приводит к глубокому помрачнению сознания и автоматическим, бесцельным или опасным действиям (нападению). По заключению судебно-психиатрической экспертизы лицо, совершившее в таком состоянии общественно опасное деяние, может быть признан невменяемым. В этом случае к нему применяются только принудительные меры медицинского характера <1>.
--------------------------------
<1> См.: Юридический энциклопедический словарь / Гл. ред. А.Я. Сухарев; ред. кол.: М.М. Богуславский, М.И. Козырь, Г.М. Миньковский и др. М.: Сов. энциклопедия, 1984. С. 26, 189 - 190.
Аттестация (от лат. attestatio - свидетельство): 1) установление соответствия уровня знаний, квалификации работника занимаемой им должности или должности, на которую он претендует; в государственных организациях, учреждениях аттестация - необходимое условие присвоения квалификационного разряда; 2) заключение, отзыв о деловых качествах сотрудника; 3) то же, что и сертификация; установление и документальное подтверждение качества продукции <1>.
--------------------------------
<1> См.: Справочная правовая система ГАРАНТ. Толковый словарь "Бизнес и право".
Аттестация в аудите - проверка квалификации физических лиц, изъявивших желание заниматься аудиторской деятельностью, с выдачей кандидатам, успешно сдавшим необходимые квалификационные экзамены (прошедшим квалификационные испытания), документа - квалификационного аттестата аудитора установленного образца <1>.
--------------------------------
<1> См.: Справочная правовая система ГАРАНТ. Толковый словарь "Бизнес и право".
Аудируемое лицо - организации и индивидуальные предприниматели <1>.
--------------------------------
<1> См.: Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" // Российская газета. 2008. 31 декабря.
Аудиторская деятельность, аудит - предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности <1>.
--------------------------------
<1> См.: статью 1 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" // Российская газета. 2008. 31 декабря.
Аудиторская организация - коммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии аудиторские проверки и оказывающая сопутствующие аудиту услуги: консультирование по бухгалтерскому учету и контролю финансовой деятельности при проведении хозяйственно-финансовых ревизий; по управлению через систему учета и т.д. <1>.
--------------------------------
<1> См.: Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (с изм. от 14 декабря, 30 декабря 2001 г.) (ст. 4) // СЗ РФ. 2001. N 33 (Часть I). Ст. 3422.
Аудиторская тайна - сведения и документы об операциях аудируемых лиц и лиц, которым оказывались сопутствующие аудиту услуги, получаемые и (или) составляемые аудиторской организацией и ее работниками, а также индивидуальным аудитором и работниками, с которыми им заключены трудовые договоры, при оказании услуг, предусмотренных Федеральным законом "Об аудиторской деятельности", за исключением:
1) сведений, разглашенных самим лицом, которому оказывались услуги, предусмотренные Федеральным законом, либо с его согласия;
2) сведения о заключении с аудируемым лицом договора о проведении обязательного аудита;
3) сведений о величине оплаты аудиторских услуг <1>.
--------------------------------
<1> См.: статью 9 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" // Российская газета. 2008. 31 декабря.
Аудиторский контроль - независимый финансовый вневедомственный контроль, осуществляемый в качестве предпринимательской деятельности - аудиторской деятельности <1>.
--------------------------------
<1> См.: Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. М.: Юристъ, 2003. С. 149.
Банк данных по чрезвычайным ситуациям - информационно-справочная система, содержащая накопленную и поддерживаемую в рабочем состоянии совокупность сведений или базу данных и машинных программ, необходимых для решения определенного набора задач по прогнозированию и предотвращению возникновения источников чрезвычайных ситуаций и их ликвидации, а также по ослаблению воздействия опасных или поражающих факторов на людей, объекты народного хозяйства и окружающую природную среду и по преодолению последствий этого.
Банк - кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц. Под кредитной организацией понимается юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные Федеральным законом "О банках и банковской деятельности". Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество. Хозяйственные общества могут создаваться в форме акционерного общества, общества с ограниченной или с дополнительной ответственностью <1>.
--------------------------------
<1> См.: Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (с изм. от 13 декабря 1991 г., 24 июня 1992 г., 3 февраля 1996 г., 31 июля 1998 г., 5, 8 июля 1999 г., 19 июня, 7 августа 2001 г., 21 марта 2002 г., 30 июня, 8, 23 декабря 2003 г., 29 июня, 29 июля 2004 г.) // СЗ РФ. 1996. N 6. Ст. 492.
Банковская гарантия - письменное обязательство, выданное банком по просьбе другого лица (принципала), уплатить кредитору принципала (бенефициару) в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства денежную сумму по представлении бенефициаром письменного требования о ее уплате <1>.
--------------------------------
<1> См.: часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ (ст. 368) // СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301.
Банковская система Российской Федерации включает в себя Банк России, кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков <1>.
--------------------------------
<1> См.: Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (с изм. от 13 декабря 1991 г., 24 июня 1992 г., 3 февраля 1996 г., 31 июля 1998 г., 5, 8 июля 1999 г., 19 июня, 7 августа 2001 г., 21 марта 2002 г., 30 июня, 8, 23 декабря 2003 г., 29 июня, 29 июля 2004 г.) (ст. 2) // СЗ РФ. 1996. N 6. Ст. 492.
Банковская тайна. Кредитная организация, Банк России, организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, гарантируют тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. Собственником информации, составляющей содержание банковской тайны, является сам клиент. Кредитная организация владеет и пользуется банковской тайной, а распоряжается в установленных законом пределах. Все служащие кредитной организации обязаны хранить тайну об операциях, счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит федеральному закону.
Справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией им самим, судам и арбитражным судам (судьям), Счетной палате Российской Федерации, налоговым органам, таможенным органам Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности, а при наличии согласия прокурора - органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве.