Компетенция государственных органов Республики Беларусь в области административно - территориального устройства

Законом определена компетенция государственных органов при решении вопросов административно-территориального устройства.

Основные, наиболее важные вопросы в этой области решает Глава государства. Так, согласно статье Закона от 5 мая 1998 года «Об административно-территориальном делении и порядке решения вопросов административно-территориального устройства Республики Беларусь» Президент Республики Беларусь по предложению Совета Министров Республики Беларусь с учётом мнения местных Советов депутатов: Образовывает и упраздняет области и районы, устанавливает и переименовывает административные центры, принимает решения по спорам между областными Советами депутатов связанным с вопросами административно-территориального устройства; относит населенные пункты к категориям городов областного подчинения, устанавливает и изменяет их границы, образует, изменяет и упраздняет районы в городах; принимает решения о передаче поселков городского типа и сельских населенных пунктов в административное подчинение городских Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов города Минска и городов областного подчинения; объединяет с учетом мнения населения и с согласия местных Советов депутатов одноименные административно-территориальные единицы, имеющие общий административный центр, в одну. Порядок ликвидации (реорганизации) местных Советов де­путатов, исполнительных и распорядительных органов соответст­вующих административно-территориальных единиц определяется Президентом Республики Беларусь (ст. 8).

В соответствии со статьей 9 Закона Совет Министров Республики Беларусь:

представляет Президенту Республики Беларусь предложения по вопросам административно-территориального устройства для принятия соответствующих решений;

устанавливает порядок учета и регистрации административно-территориальных и территориальных единиц Республики Беларусь;

осуществляет контроль за учетом и регистрацией административно-территориальных и территориальных единиц;

определяет порядок наименования и переименования организаций, железнодорожных станций, аэропортов и других объектов, расположенных на территории Республики Беларусь, а также физико-географических объектов, осуществляет контроль за его соблюдением;

дает согласие областным Советам депутатов на отнесение населенных пунктов к категории городов районного подчинения;

дает согласие районным Советам депутатов на преобразование в агрогородки иных сельских населенных пунктов;

создает Топонимическую комиссию при Совете Министров Республики Беларусь, утверждает положение о ней и организует ее работу.

В соответствии со ст. 10. Закона Областные Советы депутатов с учетом мнения соответствующих нижестоящих Советов депутатов:

вносят в Совет Министров предложения об изменении границ области, образовании и упразднении районов в области и изменении их границ, установлении и перенесении их административных центров, отнесении населенных пунктов к категории городов областного подчинения, образовании и упразднении районов в городах областного подчинения и изменении их границ, передаче поселков городского типа и сельских населенных пунктов в административное подчинение городских Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов городов областного подчинения, о наименовании (переименовании) областей, районов, городов областного подчинения и их районов, изменении границ городов областного подчинения, а также по межобластным спорам, связанным с административно-территориальным устройством;

по согласованию с Советом Министров относят населенные пункты к категории городов районного подчинения;

устанавливают и изменяют границы городов районного подчинения и поселков городского типа, решают вопросы о передаче поселков городского типа и сельских населенных пунктов в административное подчинение городских Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов городов районного подчинения;

относят поселки городского типа к иным категориям населенных пунктов, установленным настоящим Законом; образуют, упраздняют и преобразуют сельсоветы, устанавливают их границы, присваивают наименования (переименовывают) городам районного подчинения, поселкам городского типа, сельсоветам.

Областные исполнительные и распорядительные органы по представлению районных и городских исполнительных и распорядительных органов осуществляют учет существующих и регистрацию образуемых в границах областей административно-территориальных и территориальных единиц, а также исключают их из учетных данных.

Согласно ст. 11 Закона Районные Советы депутатов:

вносят в областные Советы депутатов предложения об установлении и изменении границ районов, городов районного подчинения, поселков городского типа и сельсоветов, отнесении населенных пунктов к категории городов районного подчинения, поселков городского типа, о наименовании (переименовании) городов районного подчинения, поселков городского типа, сельсоветов, передаче поселков городского типа и сельских населенных пунктов в административное подчинение городских Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов городов районного подчинения, о преобразовании в агрогородки иных сельских населенных пунктов;

относят населенные пункты к категории сельских населенных пунктов;

упраздняют и преобразуют сельские населенные пункты, присваивают им наименования (переименовывают), устанавливают и изменяют их границы. При этом преобразование в агрогородки иных сельских населенных пунктов осуществляется по согласованию с Советом Министров Республики Беларусь;

устанавливают и переносят административно-территориальные центры сельсоветов.

Районные исполнительные и распорядительные органы представляют областным исполнительным и распорядительным органам данные по учету и регистрации административно-территориальных и территориальных единиц.

Статья 12 Закона определяет полномочия городских Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов при решении вопросов административно-территориального устройства.

Городские Советы депутатов:

вносят в областные Советы депутатов предложения об отнесении населенных пунктов к категории городов областного подчинения;

вносят в областные Советы депутатов, а Минский городской Совет депутатов – в Совет Министров Республики Беларусь предложения об установлении и изменении границ города, образовании и упразднении районов в городах, установлении и изменении их границ, передаче поселков городского типа, сельских населенных пунктов в административное подчинение городских Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов, а также об изменении их административного подчинения.

Городские исполнительные и распорядительные органы представляют в вышестоящие исполнительные и распорядительные органы данные по учету и регистрации административно-территориальных единиц.

Поселковые и сельские Советы депутатов в соответствии со ст. 13 Закона вносят в районные Советы депутатов предложения об отнесении населенных пунктов к категориям городов районного подчинения и сельских населенных пунктов, о наименовании (переименовании) сельсоветов, сельских населенных пунктов, установлении их границ, установлении и переносе административных центров сельсоветов.

Для рассмотрения вопросов административно-территориального устройства представляются следующие документы и материалы:

решение соответствующих органов с обоснованием целесообразности вносимых предложений;

экономическая характеристика, содержащая сведения об общей численности населения, проживающего на территории административно-территориальной единицы; перечень основных промышленных предприятий, строительных, транспортных, сельскохозяйственных и других организаций; сведения о коммунальном хозяйстве, жилищном фонде, социально-культурных учреждениях, предприятиях торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения; сведения о предполагаемом бюджете, размере территории административно-территориальной единицы с указанием основных землепользователей, о наличии ближайшей железнодорожной станции; предложения о наименовании административно-территориальной единицы; схематическая карта с предлагаемыми изменениями; расчет предполагаемых затрат; другие необходимые для рассмотрения вопроса сведения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Конституция Республики Беларусь 15 марта 1994 г. (с изм. и доп., принятыми на респ. референдуме от 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г.). – Мн.: Амалфея, 2006.

2. О Президенте Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь от 21.02.1995 г. № 3602 – XII (ред. от 09.10.2006 г. № 166−З). – Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2001.– № 2/478.

3. О Совете Министров Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь от 23.07.2008 г. № 424−3 (ред. от 31.12.2009 г. № 114−З) // Там же. – 2008. – № 2/1521.

4. Об административно-территориальном делении и порядке решения вопросов административно-территориального устройства Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь от 05.05.1998 г. № 154−3 (ред. от 03.07.2009 г. № 31−3) // Там же. – 2001. – № 2/686.

5. О статусе столицы Республики Беларусь – города Минска: Закон Республики Беларусь от 12.07.2000 г. № 410−3 (ред. от 31.12.2009 г. № 303−3) // Там же. – 2000. – № 2/185.

6. Об упорядочении решения вопросов административно-территориального устройства в Республике Беларусь: Указ Президента Респ. Беларусь от 03.02.1997 г. № 120 (ред. от 10.11.1997 г.) // Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Респ. Беларусь. – 1997. – № 4. –Ст. 135.

7. Об утверждении Положения о порядке решения вопросов связанных с объединением одноимённых административно-территориальных единиц имеющих общий административный центр: Указ Президента Респ. Беларусь от 29.09.1998 г. № 468 // Там же. – 1998. – № 28. – Ст. 713.

8. Об объединении районов и городов областного подчинения имеющих общий административный центр, в одну административно-территориальную единицу: Указ Президента Респ. Беларусь от 01.12.1998 г. № 563 // Там же. – 1998. – № 34. – Ст. 856.

9. Василевич Г.А. Конституция Республики Беларусь. Научно-практический комментарий. 2-е изд. – Мн., 2001.

10. Елизаров С.А. Административно-территориальное деление Белорусской ССР в послевоенный период: исторический опыт // Государство и право. – 2010. – № 4. – С. 81 – 84.

Наши рекомендации