Понятие, структура и виды административно-правовых норм

Административно-правовые нормы в системе права предназначены для урегулирования административно-правовых отношений в сфере государственных отношений. Цель такого регулирования заключается в обеспечении должного поведения участников общественных отношений. Благодаря административным нормам возможно эффективное воздействие на различные стороны хозяйственной, социально-культурной и политической жизни. Административно-правовые нормы обеспечивают охрану собственности, природы, общественного порядка и т.д. В юридической литературе существует множество понятий того, что же такое "нормы административного права". Нормы административного права - есть установленные компетентными органами, строго определенные, обеспеченные мерами государственного принуждения, правила поведения участников государственного управления. Административно правовые нормы - представляют собой определенные правила поведения, которые устанавливаются государством в лице компетентных органов для урегулирования общественных отношений в сфере государственных отношений. Особенности административно-правовых норм: 1. Применяются в сфере государственного управления. 2. Содержат в себе юридически обязательные правила поведения, адресованные различным субъектам, действующим в сфере государственного управления. 3. Отсутствие конкретных санкций в подавляющем большинстве норм, нормы носят рекомендательный характер. Виды административно-правовых норм. В зависимости от юридического содержания: 1. Обязывающие - предписывающие обязательное совершение конкретных действий. 2. Запрещающие - предусматривающие запрет на совершение определенных действий. 3. Уполномочивающие - предусматривают возможность действовать субъекту по своему усмотрению, совершать или воздерживаться от определенных действий. 4. Поощрительные. В зависимости от субъекта: 1. регулирующие правовое положение органов государственного управления, формы и методы их деятельности; 2. закрепляющие административно-правовой статус служащих государственного и общественного аппарата; 3. закрепляющие административно-правовой статус общественных организаций; 4. закрепляющие административно-правовой статус граждан и лиц без гражданства. По предмету: 1. Материальные - определяют содержание прав и обязанностей у конкретных сторон в общественных отношениях. 2. Процессуальные - определяют порядок реализации этих обязанностей и прав.По юридической силе: 1. Основные - устанавливаются Конституцией или конституционными актами. 2. Производные - устанавливаются подзаконными нормативными актами. По сфере применения: 1. Общие. 2. Специальные - носят более конкретный характер, регулируют более узкий круг общественных отношений (напр., положение о санитарном надзоре). 3. Исключительные - предназначены для тех сфер, где требуется особая административно-правовая регламентация. По времени действия: 1. Срочные (чрезвычайные нормы одна из разновидностей срочных). 2. Бессрочные. По действию в пространстве: 1. Действующие только в РФ (федеральные и локальные нормы). 2. Действующие за её пределами.Структура административно-правовой нормы. Большинство административно-правовых норм носят рекомендательный характер. Структура: гипотеза - диспозиция - санкция. Гипотеза - это обстоятельства. Диспозиция - это права и обязанности. Реализация административно-правовых норм происходит стандартно.

Наши рекомендации