Гражданский и уголовный кодексы РСФСР 1964 г

Гражданское законодательство 1964 г: в 1964 г. в РСФСР был принят Гражданский кодекс на основе Единых общесоюзных основ гражданского законодательства СССР и союзных республик, принятых в 1961 г.

ГК 1964 г. устанавливал основную цель законодательства: укрепление экономической системы СССР, рост социалистической собственности, поддержание и укрепление законности в области имущественных отношений и охраны прав юридических и физических лиц.

ГК 1961 г. регулировал следующие гражданские правоотношения:

1) имущественные отношения: связанные с товарно-денежными формами производства в коммунистическом строительстве; хозрасчетные системы экономики, использование денежных средств, регулирование цен, расчет себестоимости и прибыли, торговля; кредитные и банковские;

2) личные неимущественные отношения: право на авторство; право на защиту чести и достоинства субъектов гражданских правоотношений (гражданин и организация);

3) наследственные правоотношения.

Гражданские права и обязанности возникали на основании установленных законодательством СССР и союзных республик условий (юридических фактов – событий), также в результате действий граждан и организаций (юридических фактов – действий), которые сами по себе порождают гражданские права и обязанности либо установлены законодательством.

Устанавливалась очередность наследников по закону. В первую очередь наследовали:

1) ближайшие родственники по нисходящей линии;

2) ближайшие – по восходящей линии;

3) супруг умершего лица.

ГК 1961 г. устанавливал свободу завещания при соблюдении обязательной доли для несовершеннолетних, нетрудоспособных детей или супруга, родителей и иждивенцев умершего.

Особенности регулирования права собственности по ГК 1964 г.:

1) существовала исключительная собственность государства, колхозов и других организаций и их объединений, частная собственность на движимое имущество, личная собственность граждан, занимающихся кустарно-ремесленными промыслами, сельским хозяйством, бытовым обслуживанием и т. п.;

2) устанавливалась равная государственная защита для государственной собственности, имущества колхозов, кооперативов и общественных организаций и личной собственности граждан, занимающихся деятельностью, основанной на личном труде.

Основы гражданского законодательства устанавливали основной способ защиты гражданских прав – исковое производство (суд).

Выделялись суды: общей юрисдикции; арбитражный; третейский; товарищеский.

Уголовное законодательство 1964 г.: уголовный кодекс был принят в 1964 г. на базе Единых общесоюзных основ законодательства СССР и союзных республик, принятых в 1958 г.

Особенности УК РСФСР 1964 г.:

1) общая направленность на смягчение за преступные деяния, не представляющие большой общественной опасности;

2) замена в ряде случаев уголовной ответственности на административную либо на меры общественного воздействия;

3) появились новые главы о преступлениях против социалистической собственности;

4) устанавливались формы участия общественности в борьбе с преступностью;

5) «врагов народа» по УК не было;

6) повышался возраст привлечения к уголовной ответственности.

Конституция СССР 1977 г

Подготовка проекта новой союзной Конституции началась в 1962 г. Проект готовился специальной конституционной комиссией. Окончательный проект был разработан к маю 1977 г. По этому проекту было проведено всенародное обсуждение.

Конституция СССР была принята на внеочередной сессии Верховного Совета СССР 7 октября 1977 г.

Структура Конституции 1977 г.:

1) I раздел – «Основы общественного строя и политики»;

2) II раздел – «Государство и личность»;

3) III раздел – «Национально-государственное устройство»;

4) IV раздел – «Советы народных депутатов и порядок их избрания»;

5) V раздел – «Высшие органы власти и управления»;

6) VI раздел – «Основы построения органов государственной власти и управления в союзных республиках»;

7) VII раздел – «Правосудие, арбитраж и прокурорский надзор»;

8) VIII раздел – «Герб, флаг, гимн и столица»;

9) IX раздел – «Действие Конституции и порядок ее применения».

Особенности Конституции СССР 1977 г.:

1) впервые утверждала окончательное построение «развитого социалистического общества» и создание «общенародного государства»;

2) общегосударственная цель по Конституции – формирование «бесклассового коммунистического общества»;

3) впервые вводила некоторые формы «непосредственной демократии»: всенародное обсуждение законопроектов и референдум по важнейшим вопросам; гражданские права (право на обжалование действий должностных лиц, на судебную защиту от посягательства на честь и достоинство и другое), но этим правам всегда сопутствовали обязанности;

4) коммунистическая партия по-прежнему была официальной политической идеологией, ей принадлежала «руководящая и направляющая» роль;

5) Конституция провозглашала принцип демократической централизации органов власти, т. е. их выборность на всех уровнях, подотчетность народу, вертикальная их соподчиненность, подконтрольность нижестоящих органов вышестоящим;

6) устанавливалась обязанность органов советского государства соблюдать «социалистическую законность»;

7) устанавливались трудовые гарантии и гарантии трудовым и профессиональным союзам, например право коллективов участвовать в решении и обсуждении общественных и государственных дел.

Конституционные основы СССР:

1) политическая: СССР – социалистическое общенародное государство, выражающее волю и интересы всех рабочих классов;

2) экономическая: социалистическая собственность (государственная) на средства производства и землю;

3) социальная: нерушимый союз рабочих, крестьян, интеллигенции.

Система государственных органов по Конституции 1977 г.:

1) народ – единственный источник власти;

2) Советы народных депутатов – единая система органов государственной власти: Верховный Совет, Союзный совет, Совет автономных республик – высшие органы власти (срок их полномочий – 5 лет; в составе Верховного Совета формировался президиум); местные советы народных депутатов (срок их полномочий равен 2,5 года);

3) высший исполнительно-распорядительный орган – Совет министров СССР.

Компетенция Верховного Совета СССР: вопросы, отнесенные Конституцией к ведению СССР.

Полномочия Совета Союза и Совета автономных республик: право законодательной инициативы в Верховном Совете.

89. Период становления государственности Российской Федерации (1986–1993 гг.)

Современная демократическая государственность РФ начала складываться в период «перестройки» (1989–1993 гг.).

Сущность реформы общества в СССР (1985 г.) – распространение гласности в общественной жизни, перестройка аппарата во всех государственных органах.

Причины проведения реформ государственного аппарата:

1) существующая социалистическая система государственной власти перестала отвечать новым демократическим принципам, признанным в мировом сообществе;

2) сложилась неблагоприятная экономическая обстановка в середине 70-х гг. XX в. – теневая экономика широко распространилась во всех сферах;

3) в 1980 г. была распространена коррупция в государственном аппарате.

Реформы были направлены и на изменение политической обстановки в стране, появление плюрализма и многопартийности.

Результатом реформирования социалистической системы в СССР стало возрастание в его республиках национального напряжения, которое в свою очередь привело к межнациональным вооруженным столкновениям в 1988 г.

Реформы 1980-х гг. затронули и экономику, что привело к проблемам в данной сфере (спаду производства, инфляции), хотя по задумке реформаторов должны были быть расширены права предприятий и трудовых коллективов, частная предпринимательская деятельность, а позднее предполагалось проведение приватизации национального имущества.

Последствия объявления курса на формирование рыночных отношений:

1) Законом «О государственном предприятии» от 1987 г. введены хозрасчет и самофинансирование предприятий при сохранении государственных монополий;

2) была легализована частная предпринимательская деятельность;

3) сформировались четыре уровня цен: государственные, договорные, кооперативные, «черного рынка».

Реформы 1980-х гг. затронули и аграрный сектор экономики. В 1988 г. получили распространение арендные договоры на землю (на срок не более 50 лет), устанавливался максимальный размер приусадебного участка и поголовья скота в личном хозяйстве (Положение «О колхозах» от 1988 г.).

В результате реформирования государственного аппарата в октябре 1988 г. была установлена система представительных органов 2 уровней:

1) Съезд народных депутатов;

2) Верховный Совет.

Был учрежден пост Президента СССР. Первым и единственным Президентом СССР в марте 1990 г. был избран Генеральный секретарь ЦК КПСС М. С. Горбачев.

Особенно важны внешнеполитические результаты реформирования социалистического общества:

1) окончательный распад СССР (21 декабря 1991 г., когда на встрече в Алма-Ате члены СНГ признали его лишь координирующим органом; 26 декабря 1991 г. приняли Декларацию о прекращении существования СССР);

2) признание РФ правопреемником СССР;

3) расширение внешнеполитических отношений России.

Недостатки реформ 1980-х гг.:

1) реформирование государственного аппарата привело скорее к разрушению, чем преобразованиям;

2) реформы, которые первоначально шли в рамках запланированных программ, позднее вышли из-под контроля инициаторов этих программ;

3) гласность во многом понималась неправильно, открывая доступ не только к необходимой информации, но подчас государственным тайнам, это привело к подрыву государственного авторитета.

Наши рекомендации