Контрмеры - это меры, принимаемые государством в отношении правонарушителя в рамках международного права. Контрмеры подразделяют на реторсии и репрессалии. 32 страница

--------------------------------

<1> См.: Действующее международное право: Сб. М., 1997. Т. 3. С. 764, 765.

<2> См.: Действующее международное право: Сб. Т. 2. С. 199 - 202.

<3> См.: Панов В.П. Международное уголовное право. М., 1997. С. 223 - 225.

По Уставу Нюрнбергского трибунала (ст. 6) военные преступления - это убийства; истязания; увод в рабство и для других целей гражданского населения оккупированных территорий; убийства и истязания военнопленных; убийства заложников; разграбление общественной и частной собственности; разрушение городов и деревень, не оправданное военной необходимостью, и др. В проекте кодекса ПМБЧ (ст. 22) говорится об исключительно серьезных военных преступлениях, под которыми подразумеваются нарушения принципов и норм международного гуманитарного права. Статья 356 УК РФ квалифицирует военные преступления как "применение средств и методов ведения войны" и является бланкетной. Содержание диспозиции полностью не определяется в уголовном законе, а дополняется в статьях других нормативных актов. Но если в бланкетной диспозиции не содержится информация уголовно-правового характера, в частности, о форме вины субъекта преступления, о способе деяния или тяжести последствий, то нельзя разграничить основания уголовной и иной юридической ответственности. Таким образом, уровень бланкетности в ст. 356 УК РФ явно завышен. В ней деяние признается преступлением лишь в силу его незаконности, без определения признаков состава. Санкция статьи угрожает уголовным наказанием субъектам других (не уголовных) правоотношений в случае наиболее существенных нарушений с их стороны. Она устанавливает наказание не за конкретный вид общественно опасного деяния, а предусматривает общие пределы уголовного наказания за любые формы нарушения норм иной, не уголовно-правовой, отраслевой принадлежности, в том числе существенно отличающиеся друг от друга по степени общественной опасности. Если перечень запрещенных средств ведения войны конкретно определен международными договорами и является исчерпывающим, то в отношении запрещенных методов ведения войны ситуация иная. Ведь некоторые нарушения МГП не являются преступными, в частности: методы ведения войны, которые, "как можно ожидать, причинят обширный, долговременный и серьезный ущерб природной среде" (ст. 35 ДП I); вероломство, т.е. "симулирование капитуляции, симулирование выхода из строя вследствие ранения или болезни" (ст. 37 ДП I); использование флагов, военных эмблем, воинских знаков различия или форменной одежды противной стороны, нейтрального государства и страны, не находящейся в конфликте (ст. 39 ДП I); запрет отдавать приказ "никого не оставлять в живых, угрожать этим противнику или вести боевые действия на такой основе" (ст. 40 ДП I); использовать голод в качестве метода ведения войны (ст. 54 ДП I). Конечно, государство вправе установить в своем законодательстве уголовную ответственность за любые нарушения МГП. Представляется, однако, что законодатель имел в виду лишь серьезные нарушения. Эта неясность должна быть устранена еще до того, как с ней столкнутся правоприменители <1>.

--------------------------------

<1> См.: Соковых Ю.Ю. Реализация международного гуманитарного права в законодательстве Российской Федерации: состояние и перспективы // Государство и право. 1997. N 9. С. 84.

Статья 357 УК РФ в целом повторяет определение геноцида, данное в Конвенции о предупреждении преступлений геноцида и наказании за него (1948 г.) <1>, в проекте Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества (ст. 19) и в уставах новых Международных трибуналов по Югославии (ст. 4) <2> и Руанде (ст. 2) <3>.

--------------------------------

<1> См.: Действующее международное право: Сб. Т. 2. С. 68.

<2> См.: Российский ежегодник международного права. СПб., 1994. С. 244.

<3> См.: Московский журнал международного права. 1996. N 1. С. 227, 228.

Преступления против военной службы - это преступления против установленного порядка прохождения военной службы (см. Приложение 36). Они установлены гл. 33 УК РФ, и для удобства классификации их можно делить на группы: 1) преступления против порядка подчиненности и уставных правил взаимоотношений военнослужащих; 2) уклонение от военной службы; 3) преступления против сбережения военного имущества; 4) преступления против порядка эксплуатации оружия и военной техники; 5) преступления против порядка несения специальных служб (см. Приложение 37).

Согласно ч. 2 ст. 63 Конституции РФ "выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах осуществляются на основе федерального закона или международного договора Российской Федерации". В РФ специального законодательства по вопросам выдачи нет, и в настоящее время правоотношения с другими государствами в данной сфере (режим экстрадиции) регулируются договорами. Международное право не обязывает государства к выдаче при отсутствии договора. В договоры (конвенции о правовой помощи), как правило, включаются общепринятые положения. Предусматривается выдача как для уголовного преследования, так и для приведения в исполнение приговора. Закрепляется принцип двойной криминальности - деяние должно квалифицироваться как преступление по законам и выдающего, и запрашивающего о выдаче государства. Преследование выданного лица может иметь место только за те преступления, за которые оно было выдано. Вопросы выдачи лиц, совершивших уголовные преступления в рамках СНГ, регулируются Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (1993 г.). Выдача не может иметь места, если речь идет о гражданине РФ (ч. 1 ст. 61 Конституции РФ); если истек срок давности; если в отношении лица по такому же делу суд запрашиваемой стороны уже вынес приговор или постановление о прекращении производства; если преступление по законам хотя бы одной из сторон преследуется в порядке частного обвинения. Конституция РФ (ст. 63) установила: "Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепринятыми нормами международного права". Соответственно, выдача лиц, преследуемых за "политические убеждения", не допускается.

Гражданская оборона в РФ организуется в целях защиты населения и организаций от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий (ст. 21 Закона "Об обороне"). Закон РФ "О гражданской обороне" регламентирует правоотношения в этой области. Указом Президента РФ от 27 мая 1996 г. N 784 "Вопросы гражданской обороны Российской Федерации" утверждено Положение о войсках гражданской обороны РФ. Военнослужащие войск гражданской обороны носят форменную одежду и знаки различия, установленные для военнослужащих ВС РФ. Для военнослужащих войск гражданской обороны установлен отличительный знак - равносторонний голубой треугольник в круге оранжевого цвета, предусмотренный п. 4 ст. 66 ДП I (ст. 21 Положения). Правила ношения указанного знака устанавливает Министр РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по согласованию с Министерством обороны РФ.

В целях защиты населения, объектов и коммуникаций на территории Российской Федерации от действий противника, диверсионных или террористических актов, а также введения и поддержания режимов чрезвычайного положения и военного положения организуется территориальная оборона (ст. 22 Закона РФ "Об обороне" <1>). Общие задачи и организация территориальной обороны определяются Президентом РФ. Разработка Федеральной государственной программы оперативного оборудования территории РФ в целях обороны возложена на Генеральный штаб ВС РФ с участием федеральных органов исполнительной власти, в составе которых или при которых имеются другие войска, воинские формирования и органы. Утверждает Программу Президент РФ. Правительство проводит мероприятия по реализации этой программы, подготовке коммуникаций для нужд обороны совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления во взаимодействии с органами военного управления. Правительство РФ осуществляет общее планирование гражданской и территориальной обороны, определяет ее организацию и задачи. Президент РФ утверждает Положение о территориальной обороне и План гражданской обороны.

--------------------------------

<1> См.: СЗ РФ. 1996. N 23. Ст. 2750.

В настоящее время изучается вопрос о создании санитарных зон и местностей (ст. 23 ЖК I), а также особых безопасных зон (ст. 14 ЖК IV), выбор подходящих мест для создания которых представляет определенную трудность. Женевские конвенции выдвигают жесткие требования к созданию таких зон. Выполнить все эти требования в условиях густонаселенных районов достаточно сложно, а детальное планирование в мирное время представляется вообще невозможным. Вопросы о создании нейтрализованных <1>, демилитаризованных <2> зон и необороняемых местностей относятся к законодательству военного времени, и информация об этом носит конфиденциальный характер.

--------------------------------

<1> Нейтрализация территории - это установленное международным договором запрещение вести военные действия на определенной территории или использовать эту территорию в качестве театра военных действий.

<2> Демилитаризация территории - это установление такого международно-правового режима, в соответствии с которым на ней запрещаются или ограничиваются определенные виды и формы военной деятельности: размещение вооруженных сил и вооружений, создание военных сооружений и баз, размещение и хранение оружия, проведение военных учений и маневров. Демилитаризация может быть полной и частичной. Объем демилитаризации определяется в международном договоре.

Принятие мер организационного характера входит в компетенцию федеральных органов исполнительной власти. Мерами организационного характера, принимаемыми в мирное время, являются: а) размещение военных объектов, насколько это возможно, вне густонаселенных районов (ДП I, ст. 58); б) всесторонний учет особенностей размещения (проектирования, строительства, защиты) и обозначения установок и сооружений, содержащих опасные силы (атомные электростанции, плотины, дамбы и др.) (ст. 56 ДП I); в) размещение медицинских учреждений и формирований таким образом, чтобы они по возможности не подвергались опасности в случае нападения на военные объекты (ст. 19 ЖК I); г) использование отличительных эмблем Красного Креста или Красного Полумесяца для обозначения медицинских учреждений и формирований, санитарных транспортных средств и их личного состава (ст. ст. 38 - 44 ЖК I; ст. ст. 41 - 45 ЖК II; ст. 18 ЖК IV); д) разработка для опознавания медицинских учреждений и формирований специальных световых, радио- и электронных сигналов необязательного использования (ДП I, приложение 1, 5 - 8); е) разработка удостоверений личности медицинского персонала и персонала, приданного вооруженным силам (ст. 40 ЖК I; ст. 42 ЖК II); ж) определение порядка использования и опознавания санитарных летательных аппаратов, а также меры по их защите (ст. ст. 24 - 31 ДП I); з) подготовка данных о госпитальных судах для сообщения сторонам в конфликте (регистровый брутто-тоннаж, длина от носа до кормы, число мачт и труб и др.) (ст. ст. 22, 24, 25 ЖК II); и) разработка механизма создания и деятельности санитарных зон и местностей для раненых и больных военнослужащих (ст. 23 ЖК I), санитарных и безопасных зон и местностей для гражданского населения (ст. 14 ЖК IV); к) утверждение правил регистрации и погребения погибших и умерших военнослужащих (в том числе в море), оказавшихся во власти противника (ст. ст. 16, 17 ЖК I; ст. ст. 19, 20 ЖК II); л) организация службы регистрации могил (ст. 120 ЖК III); м) введение в войсках должностей юридических советников, определение их функциональных обязанностей, распределение ответственности с командованием за принимаемые решения (ст. 82 ДП I); н) определение порядка использования органов гражданской обороны для решения гуманитарных задач (ст. 63 ЖК IV; ст. ст. 61 - 67 ДП I); о) учреждение Национального справочного бюро по делам военнопленных и гражданских лиц, а также службы по розыску пропавших лиц, определение порядка их деятельности (ст. ст. 122 - 124 ЖК III; ст. ст. 136 - 141 ЖК IV; ст. ст. 33, 78 ДП I); п) регламентация процедуры предоставления военнопленным свободы "под честное слово" (ст. 21 ЖК III) и др. Организационные меры, принимаемые в случае вооруженного конфликта, определяются теми нормами МГП, которые регламентируют вопросы контроля и обязанности государств.

На различных уровнях необходимо принимать меры по распространению знаний об МГП как среди личного состава ВС РФ, так и среди гражданского населения (ст. ст. 47, 48, 127, 144 четырех Женевских конвенций, ст. 83 ДП I, ст. 19 ДП II). Меры по распространению знаний включают: а) подготовку различных категорий служащих органов государственного и военного управления, военнослужащих и гражданского населения к принятию решений с соблюдением норм международного гуманитарного права (ст. 47 ЖК I; ст. 48 ЖК II; ст. 127 ЖК III; ст. 144 ЖК IV; ст. 82 ДП I), что влечет изменение большого числа инструкций, положений, типовых правил и др.; б) установление ответственности за незнание должностными лицами норм международного гуманитарного права, их невыполнение и непринятие мер по их выполнению подчиненными службами (ст. ст. 86, 87 ДП I) и др.

В целях подготовки специального персонала для обеспечения деятельности по реализации норм МГП следует возложить на соответствующие подразделения центральных аппаратов МО, МВД, ФПС, ФСБ, МИД, Министерства образования, Министерства здравоохранения и социального развития, Министерства юстиции обязанности по обеспечению деятельности, связанной с имплементацией и распространением знаний о МГП, а также определить круг лиц, в чьи должностные обязанности входит обеспечение этой деятельности.

§ 2. Международно-правовая ответственность государств

за нарушение норм международного гуманитарного права

Нарушение правовых норм влечет ответственность. В МГП ответственность подразделяется на два вида: ответственность государства (например, в форме репарации за причиненный ущерб) и ответственность индивидов (конкретных правонарушителей). К сожалению, решения о совершении международных преступлений принимаются военно-политическим руководством государства, а бремя ответственности ложится на государство в целом, на его население. Поэтому так важно установить ответственность руководителей и должностных лиц государства за совершение преступлений против мира и безопасности человечества. С этой целью были учреждены Нюрнбергский и Токийский международные военные трибуналы, международные уголовные трибуналы для Югославии и Руанды. Подобные нормы существуют издавна. Еще по римскому праву пираты считались врагами человеческого рода. В 1998 г. на международной конференции в Риме был принят Статут (устав) постоянного международного уголовного суда, к компетенции которого отнесено преследование и наказание лиц, совершивших военные преступления.

Международная ответственность Юридические последствия, наступающие для государства, нарушившего нормы международного права
Одно из юридических средств обеспечения соблюдения этих норм и возмещения нанесенного ущерба <1>

--------------------------------

<1> Термин "международная ответственность" охватывает всю совокупность правоотношений, возникающих по международному праву в связи с международно-противоправным деянием. См.: Лукашук И.И. Право международной ответственности. М., 2004. С. 80.

Основанием для возникновения международно-правовой ответственности является совершение государством международного правонарушения (международно-противоправного деяния). Международное правонарушение - это действие или бездействие субъекта международного права, нарушающее нормы международного права и наносящее другому субъекту или всему международному сообществу в целом вред материального или нематериального характера (например, агрессия, посягательство на территориальную целостность и политическую независимость, нарушение договорных обязательств) (см. Приложение 15).

Ответственность возникает при наличии причинной связи между противоправным поведением государства и причиненным ущербом. Как правило, это преднамеренные противоправные (виновные) действия (например, агрессия Ирака против Кувейта (1990 г.)). Каждое государство должно принять все законодательные, административные и иные меры к тому, чтобы нормы международного права, закрепленные в конвенциях и соглашениях, выполнялись всеми органами государства и конкретными лицами (например, военнослужащими). Ответственность несет государство в целом, хотя противоправные действия могут совершаться государственными органами (например, воинскими частями) либо должностными лицами государства, выступающими от его имени. Бездействие органов власти может иметь место, когда своевременное вмешательство могло бы предотвратить неправомерные действия, в том числе своих граждан либо иностранцев (например, при нападении на дипломатические или консульские представительства ответственность будут нести органы, которые обязаны были предотвратить такие посягательства).

Под вредными последствиями правомерной деятельности понимается нанесение материального ущерба источником повышенной опасности, использование или применение которого не запрещено международным правом (космические объекты, военные самолеты, суда с ядерными энергетическими установками). Ответственность наступает в силу самого факта причинения ущерба, так как государства в договорном порядке согласились признавать обязательность возмещения материального ущерба.

Международные правонарушения в зависимости от характера и тяжести подразделяются на международные деликты (проступки) и международные преступления. Международные деликты - это противоправные действия, наносящие ущерб отдельному государству либо ограниченному кругу субъектов международного права (например, установление дискриминационного режима для определенных категорий иностранцев, нарушение дипломатического иммунитета). Международное преступление - это опасное международное правонарушение, посягающее на жизненно важные интересы государств и наций, подрывающее основы их существования, грубо попирающее важнейшие принципы международного права, представляющее угрозу миру и безопасности человечества.

Существуют следующие виды международно-правовой ответственности: политическая; материальная; уголовная ответственность физических лиц (индивидов) (см. Приложение 16).

Политическая ответственность может наступать в форме санкций либо сатисфакций. Санкции - это принудительные действия в отношении государств-нарушителей, применяемые Советом Безопасности ООН в соответствии со ст. ст. 39, 41, 42 Устава ООН. Принудительные действия включают меры военного (демонстрации, блокада) и невоенного характера (полный или частичный разрыв экономических отношений (ст. 41 Устава ООН); исключение из состава ООН (ст. 6 Устава ООН); приостановление прав и привилегий, принадлежащих государству как члену ООН (ст. 5 Устава ООН)). Сатисфакции состоят в выражении сожаления, удовлетворения, сочувствия, взятии обязательства привлечь виновных к ответственности. Они применяются в случае нематериального ущерба, причиненного чести и достоинству государства.

Материальная ответственность может наступать в форме репараций либо реституций. Репарации представляют собой возмещение материального ущерба в денежном выражении, в виде товаров, услуг. Они применяются, как правило, на основе международных договоров, причем сумма, подлежащая возмещению, обычно значительно меньше объема ущерба, причиненного вооруженным конфликтом. Реституции представляют собой возвращение в натуре неправомерно изъятых у государства, его организаций и граждан материальных ценностей (либо их замена предметами того же рода и примерно равноценными).

Установление политической и материальной ответственности за нарушение норм МГП является одной из гарантий укрепления международного правопорядка, важной превентивной мерой, направленной на предотвращение вооруженных конфликтов.

§ 3. Уголовная ответственность физических лиц за совершение

преступлений против мира и безопасности человечества

(ПМБЧ). Правовая квалификация преступлений ПМБЧ

Интерес к проблемам международного уголовного права всегда был велик. Большой вклад в разработку концепции международных преступлений внесли такие ученые, как Л.Н. Галенская, С.А. Голунский, Г.В. Игнатенко, Н.М. Коркунов, С.Б. Крылов, М.И. Лазарев, Д.Б. Левин, В.И. Менжинский, Г.И. Морозов, В.П. Панов, А.И. Полторак, М.Ю. Рагинский и С.Я. Розенблит, П.С. Ромашкин, Ю.М. Рыбаков, В.М. Савицкий, А.Н. Трайнин, Г.И. Тункин <1>. Весомый вклад принадлежит также ученым Н.С. Алексееву, И.Н. Арцибасову, П.Н. Бирюкову, И.П. Блищенко, А.Г. Богатыреву, С.В. Бородину, Р.М. Валееву, Н.В. Жданову, И.И. Карпец, В.Н. Кудрявцеву, И.И. Лукашуку, Е.Г. Ляхову, Л.А. Моджорян, А.В. Наумову, Н.Н. Полянскому, Ю.А. Решетову, К.С. Родионову <2>.

--------------------------------

<1> См.: Галенская Л.Н. Правовые проблемы сотрудничества государств в борьбе с преступностью. Л., 1978; Игнатенко Г.В. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью: Учеб. пособ. Свердловск, 1980; Панов В.П. Сотрудничество государств в борьбе с международными уголовными преступлениями. М., 1993; Панов В.П. Международное уголовное право: Учеб. пособ. М., 1997; Рагинский М.Ю., Розенблит С.Я. Процесс главных японских военных преступников. М., 1950; Ромашкин П.С. Военные преступления империализма. М., 1953; Трайнин А.Н. Защита мира и борьба с преступлениями против человечества. М., 1956.

<2> См.: Алексеев Н.С. Ответственность нацистских преступников. М., 1968; Арцибасов И.Н. За пределами законности: о преступлениях империализма против мира и человечества. М., 1981; Бирюков П.Н. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью и правовая система Российской Федерации. Воронеж, 1997; Международное сотрудничество в борьбе с преступностью: Сб. док. / Сост. П.Н. Бирюков, В.А. Панюшкин. Воронеж, 1997; Блищенко И.П., Жданов Н.В. Сотрудничество государств в борьбе с преступлениями международного характера: Учеб. пособ. М., 1984; Блищенко И.П. Международный уголовный суд. М., 1994 (в соавт.); Богатырев А.Г. Международное сотрудничество государств по борьбе с преступностью: Учеб. пособ. М., 1989; Бородин С.В., Ляхов Е.Г. Международное сотрудничество в борьбе с уголовной преступностью. М., 1983; Валеев Р.М. Выдача преступников в современном международном праве. Казань, 1976; Жданов Н.В. Правовые аспекты борьбы с террористическими актами международного характера. М., 1974; Карпец И.И. Преступления международного характера. М., 1979; Карпец И.И. Международная преступность. М., 1988; Кудрявцев В.Н. Объективная сторона преступления. М., 1960; Международное уголовное право: Учеб. пособ. / Под общ. ред. В.Н. Кудрявцева. М., 1999; Нюрнбергский процесс: право против войны и фашизма: Сб. ст. отеч. и амер. юристов / Под ред. И.А. Ледях, И.И. Лукашука. М., 1995; Лукашук И.И., Наумов А.В. Выдача обвиняемых и осужденных в международном уголовном праве: Учеб.-практ. пособ. М., 1998; Лукашук И.И., Наумов А.В. Международное уголовное право: Учеб. М.: Спарк, 1999; Ляхов Е.Г. Политика терроризма - политика насилия и агрессии. М., 1987. Моджорян Л.А. Терроризм: правда и вымысел. М., 1983. Полянский Н.Н. Международное правосудие и преступники войны. М.-Л., 1945; Решетов Ю.А. Борьба с международными преступлениями против мира и безопасности. М., 1983; Сотрудничество государств в борьбе с международными преступлениями. М., 1983; Родионов К.С. Интерпол: вчера, сегодня, завтра. М., 1990.

Одним из первых концепцию международного уголовного права выдвинул профессор Санкт-Петербургского университета Ф.Ф. Мартенс. Он установил, что международное уголовное право "заключает в себе совокупность юридических норм, определяющих условия международной судебной помощи (выделено мной. - В.Б.) государств друг другу при осуществлении ими своей карательной власти в области международного общения" <1>. В дальнейшем международное сообщество пошло гораздо дальше собственно межгосударственной "судебной помощи" путем установления и правового закрепления понятий преступных деяний и создания надгосударственных судебных учреждений, когда карательная власть фактически реализовывалась от имени мирового сообщества.

--------------------------------

<1> См.: Мартене Ф.Ф. Современное международное право цивилизованных народов. СПб., 1896. Т. 11. С. 379.

По признанию общественности, Советский Союз внес большой вклад в развитие международного уголовного права <1>. Термин "международное уголовное право" получил широкое распространение как в мировой литературе, так и в международной практике. Под международным уголовным правом понимается отрасль международного публичного права, принципы и нормы которой регулируют сотрудничество государств и международных организаций по предупреждению преступности, оказанию правовой помощи в расследовании уголовных дел и наказанию за преступления, предусмотренные международными договорами. Международное уголовное право обладает всеми характерными для международного публичного права чертами. Объект регулирования - это межгосударственные отношения, т.е. отношения с участием государств и международных организаций. Соответственно, субъектами являются государства и международные организации. Основными источниками являются международный договор и международный обычай.

--------------------------------

<1> В специально посвященном этому исследовании американский профессор Дж. Гинсбург пишет о том, что именно Советский Союз внес наиболее существенные новеллы в Устав Нюрнбергского трибунала, в частности, ответственность индивидов за ведение агрессивной войны, ответственность руководителей за зверства, совершенные по их приказу подчиненными. Да и сама идея международного трибунала была выдвинута СССР еще в 1942 г. См.: Ginsburgs G. Moscow's Road to Nuremberg: The Soviet Background to the Trial // Law In Eastern Europe. #47. Boston, 1996.

Международное уголовное право (далее - МУП) не включает в себя нормы внутригосударственного уголовного права государств, имеющих иную правовую природу. Наиболее важная особенность системы современного МУП состоит в том, что она объединяет нормы, относящиеся не только к уголовному, но и к уголовно-процессуальному праву, а также к судоустройству. МУП определяет порядок действия своих норм, а также содержит иные принципы и нормы, составляющие общую часть уголовного права. Оно устанавливает состав преступлений, организацию международных уголовных судов и собственно нормы международного уголовного процесса. Значительное место занимают нормы, регулирующие взаимодействие государств (их сотрудничество) в области уголовного правосудия. И.И. Лукашук и А.В. Наумов объясняют эти особенности тем, что МУП находится на начальном этапе своего становления и потому его системные элементы еще не получили должного развития <1>. Остается лишь констатировать, что данная отрасль до сих пор не кодифицирована. Хотя такой комплексный подход в целом оправдан лишь тем, что требует согласования часто полярно выраженных воль и интересов государств - участников многосторонних договоров и основан на компромиссе.

--------------------------------

<1> См.: Лукашук И.И., Наумов А.В. Международное уголовное право: Учеб. М., 1999. С. 13.

Решающая роль в обеспечении функционирования МУП принадлежит государствам, их правовым системам. Этим определяются и особенности взаимодействия международного и внутригосударственного уголовного права, от чего зависят эффективность первого и в растущей мере - способность второго решать стоящие перед ним задачи. Внутригосударственное уголовное право это учитывает и отражает потребности МУП. Так, в качестве одной из своих задач УК РФ (ч. 2 ст. 2) указывает "обеспечение мира и безопасности человечества".

В статье 6 Устава международного военного трибунала для суда над главными немецкими военными преступниками названы следующие виды преступлений: а) преступления против мира (планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны или войны в нарушение международных договоров, соглашений, заверений или участие в общем плане или заговоре, направленных на осуществление любого из вышеперечисленных действий); б) военные преступления; в) преступления против человечности.

Личная уголовная ответственность предусматривается за особо серьезные правонарушения, совершенные во время вооруженного конфликта, которые называются военными преступлениями. К ним относятся убийства, истязания, угон гражданского населения для принудительных работ; биологические эксперименты; убийства или истязания военнопленных, заложников; принуждение военнопленных или гражданских лиц к службе в вооруженных силах неприятеля; разграбление общественной или частной собственности; бесцельное разрушение городов, исторических памятников и другие аналогичные действия (см. Приложение 3).

Наши рекомендации