Народные восстания в Персидской державе в последней четверти VI в. до н. э.
Пока Камбиз в течение трех лет пребывал в Египте, в Иране начались волнения. В марте 522 г. до н. э. Камбиз получил известие о том, что его младший брат Бардия поднял мятеж в Персии и стал царем. Камбиз отправился в Иран, но умер в пути при загадочных обстоятельствах.
О перевороте в Иране против Камбиза сохранилось довольно много версий, изложенных в различных источниках. По официальной версии, зафиксированной в Бехистунской надписи царя Дария I, власть под видом Бардии захватил маг (т. е. индийский жрец) и самозванец Гаумата.
Гаумата восстал 11 марта 522 г. до н. э. и не позже чем через месяц был признан в Вавилонии, откуда происходят датированные его правлением деловые документы, в которых он фигурирует как «царь Вавилонии, царь стран». Вскоре Гаумата получил всеобщее признание, вероятно, короновался по древнему обычаю в Пасаргадах, и стал царем всей державы Кира и Камбиза. Чтобы удержать покоренные народы в составе Персидской державы, Гаумата отменил подати и военную повинность на три года. Поэтому во время его царствования в государстве не происходило никаких восстаний и мятежей.
Во внутренней политике Гаумата проводил реформы, направленные на уничтожение привилегий персидской родовой знати и ее господствующего положения в экономике и обществе. Это и понятно, если иметь в виду своеобразие возникновения и развития Персидского государства. Едва возникнув при Кире II, оно через два десятилетия стало величайшей на Древнем Востоке державой, еще не полностью освободившись от господства родоплеменных отношений. Персия не прошла исторического пути, характерного для большинства других рабовладельческих государств, а именно — постепенного утверждения неограниченной царской власти в борьбе против родовой знати, упорно отстаивающей свои прежние привилегии. При Кире II борьба между крепнущей властью царя и своеволием родовой знати не была заметна, так как персы покоряли один за другим десятки народов. Внимание царя было обращено на дальнейшие завоевания, которые осуществлялись и в интересах родовой знати, обогащавшейся и усиливавшейся во время войн.
Но государство развивалось, общество выходило из рамок патриархально-родовых отношений, завоевывались все новые и новые страны, а социальная база империи по-прежнему оставалась узкой. Постепенно выявляются противоречия между родовой знатью и царской властью. Тенденция к перерастанию государства в централизованную монархию вела в конечном счете к уничтожению родовой знати как социальной категории. Гаумата стремился к установлению неограниченной царской власти и расширению социальной базы империи за счет привлечения на свою сторону различных слоев населения покоренных стран. В Бехистунской надписи Дарий утверждает, что Гаумата не пользовался популярностью и отбирал у народа дома и прочее имущество и разрушал храмы. Однако из различных источников известно, что Гаумата пользовался большой популярностью и поддержкой как в самой Персии, так и в других областях Персидской державы и реформы его были направлены не против народа, а против персидской родовой знати. Разрушение храмов также преследовало определенную политическую цель, а именно: централизацию культа (по крайней мере в Персии и Мидии).
29 сентября 522 г. до н. э., после семи месяцев правления, Гаумата был убит заговорщиками — представителями семи наиболее знатных родов персов. После убийства среди заговорщиков начались разногласия, но в конечном итоге они пришли к взаимному соглашению, что царем станет Дарий, которому было не более 28 лет, а привилегии знати, отмененные Гауматой, будут восстановлены.
Сразу после захвата престола Дарием I против него восстала Вавилония, где царем стал некий Нидинту-Бел под именем Навуходоносора III. Дарий сам возглавил поход на восставших. Персы вступили в Вавилон и казнили руководителей восстания.
Пока Дарий был занят карательными действиями в Вавилонии, восстали Персия, Элам, Маргиана, Парфия, сакские племена Средней Азии и Египет. Началась долгая и кровопролитная борьба за восстановление державы.
В собственно Персии некий Вахьяздата выступил соперником Дария под именем сына Кира Бардии и нашел у народа большую поддержку. Ему удалось захватить восточноиранские области вплоть до Арахо-сии. После нескольких сражений военачальники Дария одержали решающую победу в июле 521 г. до н. э. Вахьяздата был взят в плен и вместе с ближайшими сторонниками посажен на кол. Теперь вся Персия оказалась в руках Дария.
Однако в остальных странах восстания продолжались. В Эламе были подавлены два выступления против персов, но к тому времени почти вся Мидия оказалась в руках Фравартиша, утверждавшего, что он из рода основателя Мидийской державы Киаксара. Это восстание было одним из наиболее опасных для Дария, и он сам выступил против мятежников. Мидийцы потерпели поражение, Фравартиш и его ближайшие приверженцы после жестоких истязаний были казнены.
В Армении полководцы Дария долго, но безуспешно пытались усмирить мятежников. Тогда в дополнение к войскам, уже действовавшим в Армении, была направлена новая армия и после нескольких упорных сражений в конце 521 г. до н. э. армяне потерпели окончательное поражение.
Виштаспа, отец Дария, который правил Парфией и Гирканией, з течение многих месяцев безуспешно пытался справиться с восставшими в этом районе. Только летом 521 г. до н. э. Дарий смог послать ему на помощь достаточно многочисленное войско, и в июле 521 г. до н. э. восставшие были разгромлены.
Наиболее массовым было восстание в Маргиане, во время подавления которого каратели убили более 55 000 человек.
В августе 521 г. до н. э. новую попытку добиться независимости сделали вавилоняне. Во главе восстания стоял самозванец, выдававший себя за Навуходоносора, сына Набонида, последнего вавилонского царя (Навуходоносор IV). Против вавилонян Дарий послал армию под началом одного из своих ближайших сподвижников, -и 27 ноября 521 г. до н. э. войско восставших было разгромлено, а мятежный вождь и его соратники казнены.
Это было последнее крупное восстание, хотя в государстве все еще продолжались волнения. Теперь, через год с небольшим после захвата власти, Дарий смог упрочить свое положение и вскоре восстановил державу Кира и Камбиза в ее старых границах. Победа Дария в значительной степени объясняется отсутствием единства, координации действий, оборонительным характером выступлений восставших. Лишь перс Вахьяздата, очевидно, желая стать царем всей империи, сумел захватить инициативу в нескольких странах. Победа Дария была обеспечена тем, что в его распоряжении была верная ему регулярная армия. Не будучи в состоянии вести карательные операции одновременно во всех направлениях, Дарий подавлял одно восстание, а затем эту же армию бросал против других мятежников.
В 520 г. до н. э. третий раз восстали против персидского господства эламиты. В 519 г. до н. э. Дарий I возглавил поход против саков, обитавших в степях Средней Азии, захватил в плен их вождя и назначил вместо него другого правителя из их же среды.
Многочисленные восстания покоренных народов против персидского господства были вызваны тяжелыми податями, обременительной военной повинностью, наконец, угоном многих тысяч квалифицированных ремесленников в Иран для сооружения царских дворцов. Мощным восстанием, причина которого коренилась в эксплуатации крестьян-общинников местной родовой знатью, была охвачена и сама Персия.
Жестоко подавив восстания, Дарий приступил к сооружению величественного памятника, рассказывающего о его победах. Бехистунский рельеф, изображающий триумф Дария над плененными вождями мятежей, высечен на отвесной скале на высоте 105 м и сопровождается грандиозной надписью, составленной на трех языках: древнеперсидском, эламском и аккадском. В надписи царь заявляет, что до захвата им власти в государстве царил беспорядок, люди убивали друг друга, а он умиротворил всех, поставив на место как богатых, так и бедных. Дарий старался смягчить острые социальные противоречия между эксплуататорскими классами и беднейшими слоями населения и для этого твердо защищал собственность имущих классов от посягательств бедноты и в то же время оберегал рядовых крестьян и ремесленников от чрезмерного гнета. Но политика примирения социальных конфликтов в конечном итоге была обречена на неудачу.
Реформы Дария I
Восстания народных масс 522 — 521 гг. до и. э. показали непрочность Персидской державы. Учитывая их уроки, Дарий I осуществил важные административно-финансовые реформы, которые позволили создать устойчивую систему государственного управления и контроля над завоеванными странами, упорядочили сбор податей и увеличили контингента.! войск. В результате проведения этих реформ в жизнь была создана, по существу, новая административная система, в дальнейшем до конца господства персидских царей не претерпевшая существенных изменений.
Около 519 г. до н. э. были предприняты реорганизация и унификация системы управления провинциями. Дарий I разделил государство на административно-податные округа, которые назывались сатрапиями, Как правило, сатрапии по своим размерам превосходили провинции более ранних империй (например, Ассирии), в ряде случаев их границы совпадали со старыми государственными границами стран, входивших в состав Персидской державы (например, Египет).
Во главе новых административных округов стояли сатрапы (букв, «хранители царства»). Должность сатрапа существовала с начала возникновения Персидской державы, но при Кире, Камбизе и в первые годы царствования Дария I наместниками во многих странах являлись местные правители, как это было еще в Ассирийской и Мидийской империях. Реформы же Дария должны были сосредоточить руководящие должности в руках персов.
При Кире и Камбизе сатрап объединял гражданские и военные функции. При Дарий сатрапы стали только гражданскими наместниками и возглавляли администрацию своей области, осуществляли судебную власть, следили за хозяйственной жизнью страны и поступлением податей, обеспечивали безопасность в пределах границ своей сатрапии, контролировали местных чиновников и имели право чеканить серебряную монету. В мирное время в распоряжении сатрапов находилась лишь небольшая личная охрана. Армией руководили военачальники, независимые от сатрапов и подчинявшиеся непосредственно царю.
Однако при преемниках Дария I разграничение военных и гражданских функций не соблюдалось строго: некоторые сатрапы зависели от военачальников, другие осуществляли и военную власть, что стало обычным явлением в IV в. до н. э. Начиная со второй четверти V в. до н. э. иногда две или несколько сатрапий находились под властью одного правителя. Продолжительность службы сатрапа не была ограничена каким-либо определенным сроком. Титул сатрапа носили не только наместники больших административных округов, но и начальники более мелких областей, входивших в состав тех или иных сатрапий.
В обширные сатрапии включали и страны, которые пользовались автономией во внутренних делах. Как правило, это были отдаленные области, во внутренние дела которых персидская администрация редко вмешивалась, осуществляя управление ими с помощью местных царей (Кипр, финикийские города, Киликия и др.), князей и племенных вождей (арабы, колхи, эфиопы и др.).
В связи с осуществлением новых реформ в столице Персидской державы — Сузах — был создан большой центральный аппарат во главе с царской канцелярией. В Вавилоне, Экбатанах, Мемфисе и других городах имелись крупные государственные канцелярии с большим штатом писцов, занятых перепиской официальной корреспонденции.
Сатрапы и военачальники были тесно связаны с центральным управлением" и находились под постоянным контролем царя и его чиновников, особенно тайной полиции («уши и око царя»). Верховный контроль над государством и надзор над всеми чиновниками был доверен «тысяче-начальнику», который одновременно являлся Начальником личной гвардии царя.
Сатрапская канцелярия копировала царскую, находившуюся в Сузах. Под начальством сатрапа было множество чиновников и писцов, в том числе начальник канцелярии, начальник сокровищницы, принимавший государственные подати, глашатаи, которые сообщали официальные распоряжения, счетоводы, судебные следователи, писцы и т. д. Уже при Кире II государственные канцелярии в западной части Персидской державы пользовались арамейским языком, а позже, когда Дарий провел свои административные реформы, этот язык стал официальным и в восточных сатрапиях.
Кроме общего для всего государства арамейского языка в различных странах для составления официальных документов писцы пользовались также и местными языками. Например, в Египте администрация была двуязычна и наряду с арамейским применялся также позднеегипетский язык (язык демотических документов). В столице собственно Персии — Персеполе— для административных нужд наряду с арамейским широко пользовались и эламским языком, пока во второй половине V в. до н. э. последний не был окончательно вытеснен арамейским.
Персы занимали в государственном аппарате особое положение, в их руках были сосредоточены важнейшие военные и гражданские должности не только в самой Персии, но и в других странах. После реформ Дария персы появились даже в провинциальных учреждениях покоренных стран в качестве судей. Вместе с тем персидская администрация широко прибегала к помощи представителей других народов. В Вавилонии, Египте, Малой Азии и других областях судьями, градоначальниками, управляющими государственными арсеналами, начальниками царских строительных работ обычно были вавилоняне, египтяне, иудеи, арамеи, эламиты, греки и т. д. с их многовековым техническим и административным опытом. Судя по именам собственным лиц административного персонала в царском хозяйстве Персеполя, счетоводами работали эламиты, а надсмотрщиками и заведующими сокровищницей — персы.
Социально-экономический уклад Персидской державы отличался большим разнообразием. В Малой Азии, Эламе, Вавилонии, Сирии, Финикии и Египте задолго до возникновения Персидской державы имелись свои государственные институты. Наряду с этими экономически развитыми странами в составе державы были кочевые арабские, скифские и другие племена, находившиеся на стадии разложения родового строя. Поэтому в Персидской державе существовали самые различные правовые системы и институты.
В царствование Дария I велась интенсивная работа по кодификации законов покоренных стран и народов (например, Египта), а также изучались древние законы, особенно свод Хаммурапи. Действующие в различных странах законы были приведены к единообразию, а в необходимых случаях изменены в соответствии с политикой царя.
Персы имели свое обычное право, позже ставшее основой законов царя, упоминающихся греческими авторами. Царь мог устанавливать новые законы и назначать судей для разбора наиболее важных дел. В правовой жизни персов большую роль играли семь знатных родов, представители которых входили в царский совет.
При Кире и Камбизе еще не было твердой системы податей, основанной на учете экономических возможностей стран, входивших в Персидскую державу. Подвластные народы доставляли подарки или же платили подати, которые, по крайней мере частично, вносились натурой.
Около 519 г. до н. э. Дарий I ввел новую систему государственных податей.
Все сатрапии обязаны были платить строго зафиксированные для них денежные подати, установленные с учетом обрабатываемой земли и степени ее плодородия.
Персы — господствующий народ — не платили денежных налогов, но не были освобождены от натуральных поставок. Остальные народы, в том числе и жители автономных территорий (например, финикийцы, киликийцы и др.), платили в год в общей сложности около 7740 вавилонских талантов (около 232 т) серебра. Большая часть этой суммы уплачивалась народами наиболее экономически развитых стран: Малой Азии, Вавилонии, Сирии, Финикии и Египта.
Хотя система подарков сохранилась, последние отнюдь не носили добровольного характера. Размер подарков был установлен, но в отличие от податей они уплачивались натурой. Подарки доставлялись только народами, жившими на границах империи (колхи, эфиопы, арабы и т. д.).
Суммы податей, установленные при Дарий I, оставались неизменными до конца существования Персидской державы, несмотря на значительные экономические изменения в подвластных персам странах. На положении налогоплательщиков отрицательно сказывалось и то, что для уплаты денежных податей приходилось занимать деньги у ростовщиков под залог недвижимого имущества или членов семьи. Документы из Вавилонии показывают, что многие жители этой сатрапии закладывали свои поля и сады, чтобы достать серебро для уплаты подати царю. Нередко они не в состоянии были выкупить их и становились батраками, а иногда вынуждены были отдавать своих детей в долговое рабство. В Египте в персидский период подати были настолько тяжелы, что земледельцы бежали в города, но номархи насильственно возвращали их обратно.
Развитие товарно-денежных отношений требовало и монетной реформы. После 517 г. до н. э. Дарий I ввел единую для всей империи монетную единицу, основу персидской денежной системы,— золотой дарик весом 8,4 г. Чеканка золотой монеты была привилегией персидского царя. Благодаря малой доли примеси (всего 3 %) дарик в течение нескольких веков занимал положение основной золотой монеты в торговом мире.
Обычным средством обмена служил серебряный сикль весом в 5,6 г, равный по своей стоимости '/го дарика и чеканившийся главным образом в малоазийских сатрапиях. Как на дарике, так и на сиклях имелось изображение персидского царя.
Серебряные монеты для расплаты с наемниками во время военных походов чеканили персидские сатрапы в своих резиденциях и в греческих городах Малой Азии, а также автономные города и зависимые цари. В частности, финикийские города чеканили городские и царские монеты.
Однако монеты персидской чеканки мало использовались вне Малой Азии и даже в финикийско-палестинском мире играли незначительную роль. В VI—V вв. до н. э. во многих странах Персидской империи в денежном обращении в основном находились греческие серебряные монеты, распространенные в странах не только Эгейского бассейна, но и всего Восточного Средиземноморья от Сицилии до Египта.
До завоеваний Александра Македонского монеты почти не использовались в странах, далеких от берегов Средиземного моря. Например, в Вавилонии чеканная монета еще не циркулировала в широких масштабах и употреблялась преимущественно для торговли с греческими городами. Приблизительно такое же положение было и в Египте ахеменидского времени, где серебро при уплате взвешивали, а также в самой Персии, где работники царского хозяйства и государственные чиновники получали плату нечеканенным серебром.
Драгоценный металл, принадлежавший государству, подлежал чеканке только по усмотрению царя, и большая его часть оставалась в слитках. Деньги, поступавшие в качестве государственных податей, в течение многих десятилетии откладывались в царских сокровищницах и таким образом были изъяты из обращения; только небольшая их часть поступала обратно в качестве жалованья наемникам, а также на содержание двора и администрации. Поэтому для торговли не хватало чеканной монеты и даже драгоценных металлов в слитках. Это наносило ущерб товарно-денежному обращению, принуждало к сохранению натурального хозяйства или заставляло прибегать к прямому обмену товарами.
Могущество Персидской державы в значительной мере зависело от армии, ядро которой составляли персы и мидийцы. Они начинали служить, по-видимому, с 20 лет. В войнах персидских царей большую роль играли и восточные иранцы. В частности, сакские племена Средней Азии поставляли для Ахеменидов значительное количество привычных к постоянной военной жизни конных лучников. Высшие должности в гарнизонах, на основных стратегических пунктах, крепостях и т. д. обычно находились в руках персов.
Армия состояла из конницы и пехоты. Кавалерия набиралась из знати, а пехота — из земледельцев. Комбинированные действия этих двух родов войск обеспечили персам победы ло многих войнах. Главным оружием персидской армии был лук. Вооружение всадника состояло из железного панциря, бронзового щита и двух железных копий.
Начиная с V в. до н. э., когда классовое расслоение привело к ухудшению положения земледельческого населения в Персии, что в свою очередь вызвало падение значимости персидской пехоты, ее постепенно стали заменять технически прекрасно во-руженными греческими наемниками.
Костяком армии являлись 10 тыс. «бессмертных» воинов, первая тысяча которых состояла исключительно из представителей персидской знати и являлась личной охраной царя. Остальные полки «бессмертных» набирались из представителей различных иранских племен, а также эламитов.
В завоеванных странах были размещены войска для предотвращения восстаний. Состав этих войск был пестрым, но в них обычно отсутствовали жители данной области. Например, в Египте персидские цари держали армию в 10—12 тыс. человек. Приблизительно такое же количество воинов насчитывали гарнизонные войска в Вавилонии.
На границах государства персидские цари сажали воинов, наделив их земельными участками. Из военных гарнизонов такого типа лучше других известна военная колония на острове Элефантина, созданная для несения сторожевой и военной службы на границах Египта с Нубией. В элефантинском гарнизоне находились персы, мидийцы, греки, карийцы, хорез-мийцы и т. д., но основную его часть составляли иудейские поселенцы, служившие там еще при египетских фараонах. Военные поселенцы жили на Элефантине вместе с семьями. Войско делилось на подразделения по 100 человек в каждом, называвшиеся по имени своих командиров. Во главе подразделений стояли персы и вавилоняне.
Лица, находившиеся на непосредственной военной службе, ежемесячно получали плату натурой (зерном, мясом и т. д.). Те, кто был в отставке, жили с небольших наделов земли, осовобожденных от уплаты податей, а также занимались торговлей и различными ремеслами. Сначала наделы этих колонистов, по-видимому, нельзя было отчуждать, но с течением времени их стали продавать и дарить, поэтому порой даже женщины становились их владельцами.
Во время важнейших военных походов все народы Персидской державы обязаны были выделять определенное количество воинов в персидское войско. При Дарий I персы начинают играть господствующую роль и на море. Морские войны велись персидскими царями с помощью кораблей финикийцев, киприотов, жителей островов Эгейского моря, а также египетского флота. В качестве матросов использовались также саки и персы. Часто руководящие посты во флоте занимали египтяне.
В царствование Дария I Персидская держава достигла расцвета. Упрочив свою власть и завершив реформы, он приступил к расширению владений. Около 517 г. до н. э. персы покорили северо-западную часть Индии. Одновременно продолжались завоевания в бассейне. Эгейского моря, где на острове Самос существовало довольно крупное государство. Оно было покорено персами в 517 г. до н. э. В следующем году Дарий I собрал большой флот и направился к берегам Черного моря. Различные племена и греческие города, расположенные у южного побережья Черного моря, подчинились персам, не оказав сопротивления. Затем персидская армия направилась в поход против скифов, которые жили к северу от Черного моря. Скифы не решились вступить в открытую борьбу с огромным войском Дария и прибегли к тактике выжженной земли. Они отступали, угоняя с собой скот, уничтожая траву и засыпая источники воды землей. При этом скифская конница постоянно нападала на отдельные отряды персидской пехоты и истребляла их. Долгое преследование скифов в глубине их территории истощило армию Дария, и он решил отступить.
Скифский поход Дария состоялся около 514 г. до н. э. К тому времени границы Персидской державы простирались от Инда на востоке до Эгейского моря на западе, от Армении на севере до Первого нильского порога на юге.