Вопрос 129 Международная защита прав человека в сфере уголовной юстиции и пенитенциарной системе
Международные акты о правах человека, об обращении с осужденными серьезно влияют на уголовно-исполнительную политику. Это вытекает прежде всего из ч. 4 ст. 15 Конституции, согласно которому "общепризнанные принципы и нормы МП и МД РФ являются составной частью ее правовой системы". Существенным фактором обновления российского уголовно-исполнительного законодательства с начала 90-х годов стала более активная -интеграция РФ в мировое сообщество. В 1996 г. она вступила в Совет Европы, принимая на себя обязательства более последовательно реализовать в законодательстве и практике общепризнанные международные нормы, составляющие юридическую основу деятельности мирового сообщества, и прежде всего - положения, касающиеся обеспечения прав и свобод человека и гражданина.
Значительная их часть относится к сфере уголовной юстиции. В результате международного сотрудничества в сфере прав человека применительно к системе исполнения наказаний разрабатываются и принимаются положения, которые в современной пенитенциарной теории именуются международными стандартами обращения с осужденными. В них сконцентрирован мировой опыт уголовно-исполнительной практики, гуманистические тенденции системы развития наказаний. Развития сферы международных актов об обращении с осужденными показывает, что проблему эту можно представить состоящей из четырех основных частей: 1) история международного сотрудничества в области обращения с осужденными; 2) система действующих международных актов об обращении с осужденными; 3) основное содержание международных стандартов обращения с осужденными к мерам, не связанным с лишением свободы; 4) основное содержание международных стандартов обращения с осужденными к наказанию в виде лишения свободы.
Основное содержание международных стандартов обращения с осужденными к наказанию в виде лишения свободы.
Главная масса стандартов в данной области сосредоточена в Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными и Правилах ООН, касающихся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы. Остановимся на содержании их основных положений. Основные положения рассматриваемых стандартов можно разделить на пять групп: 1) организация родовой и видовой классификации лиц, лишенных свободы; 2) организация микросоциальных условий отбывания лишения свободы; 3) организация режима в местах лишения свободы; 4) организация труда и профессиональной подготовки лиц, лишенных свободы.
Родовая и видовая классификация представляют собой разделение осужденных на группы по полу, возрасту и иным признакам с целью осуществления дифференцированного подхода к организации отбывания наказания. Родовая классификация состоит в разделении осужденных на такие категории, которые определят структуру системы мест лишения свободы. Закрепляется она в уголовном законе.
Видовая классификация дополняет родовую. Проводится она в период отбывания наказания, исходя из поведения осужденного и других обстоятельств. Эта вторичная классификация лежит в основе прогрессивной системы отбывания лишения свободы и закрепляется в пенитенциарном законодательстве. состоят в следующем:
- в качестве критериев классификации предлагается использовать пол (мужчин и женщин следует содержать отдельно), возраст (раздельное содержание взрослых и несовершеннолетних преступников), предшествующую судимость (рецидивистов содержать отдельно от судимых впервые), юридические причины осуждения и предписанное обращение с заключенными (неосужденные содержатся отдельно от осужденных и т.д.);
- цели классификации - отделение осужденных от тех, кто в силу своего преступного прошлого или отрицательных черт характера грозит оказать на них плохое влияние, а также разделение осужденных на категории, облегчающие работу по возвращению их к жизни в обществе;
- в каждом учреждении следует иметь систему льгот и разрабатывать различные методы обращения с разными категориями осужденных, чтобы поощрять их к хорошему поведению, развивать в них чувство ответственности, Интерес к исправлению и сотрудничеству с администрацией.
Организация микросоциальных условий отбывания наказания - объект другой группы стандартов. Под микросоциальными условиями отбывания лишения свободы понимаются условия содержания осужденных, создаваемые для удовлетворения их потребностей в пище, одежде, жилище, медицинском обслуживании, т.е. условия, обеспечивающие нормальное существование человека в пенитенциарном учреждении. Уровень цивилизованности этих условий должен соответствовать их общему уровню в стране.
Группа стандартов микросоциальных условий отбывания наказания состоит из шести подгрупп, определяющих требования к организации: 1) жилых помещений для осужденных; 2) личной гигиены; 3) одежды и спальных принадлежностей;
4) питания; 5) упражнений и спорта; 6) медицинского обслуживания.
Важное значение для совершенствования национальных пенитенциарных систем имеют стандарты организации режима в местах лишения свободы. Их основное содержание состоит в следующем:
- режим необходимо организовывать так, чтобы, по возможности, не разрушить социально полезные связи осужденных с внешним миром. В этих целях осужденным через регулярные промежутки времени и под должным надзором следует разрешать общаться с семьями или пользующимися незапятнанной репутацией друзьями;
- до сведения заключенных следует регулярно доводить новости, позволяя читать им газеты, журналы или тюремные издания, слушать радио, присутствовать на лекциях либо использовать иные средства, допускаемые администрацией; - в случае смерти, серьезного заболевания или ранения осужденного или перевода его в заведение для психически больных немедленно .уведомляется его супруг (супруга) либо ближайшие родственники или лицо, указанное осужденным;
- осужденным иностранным гражданам обеспечивается возможность поддерживать связь с дипломатическими и консульскими представителями их страны;
- режим в местах лишения свободы должен стремиться свести до минимума разницу между жизнью в тюрьме и на свободе. В обращении с осужденными следует подчеркивать не исключение их из общества, а то, что они продолжают оставаться его членами. В целях возвращения осужденных к жизни в обществе при каждом учреждении необходимо иметь социального работника, привлекать к сотрудничеству общественность, поддерживать связь с семьями осужденных;
- следует принимать меры к тому, чтобы осужденные могли сохранить максимум совместимых с законом и условиями приговора прав в области их гражданских интересов, социального обеспечения и социальных льгот.
Особое внимание рекомендуется уделять укреплению связи осужденных с семьями.
Ряд предписаний касается средств обеспечения режима. Среди них рекомендации:
- твердо поддерживать дисциплину и порядок, вводя при этом лишь те ограничения, которые необходимы для обеспечения надёжности надзора и соблюдения правил поведения в учреждении;
- законом или распоряжением должны в обязательном- порядке определяться: а) поведение, составляющее дисциплинарный проступок; б) вид и продолжительность дисциплинарного взыскания; в) орган, имеющий право наложить его;
- осужденный не может быть наказан, не будучи информирован о проступке, который ставится ему в вину, и не получив возможности высказаться в свое оправдание;
- запрещается использовать в качестве дисциплинарных взысканий телесные наказания, заключение в темной камере, жестокие бесчеловечные или унижающие человеческое достоинство меры.
Важную роль выполняет группа стандартов по организации труда и профессиональной подготовки лиц,лишенных свободы. Их основное содержание заключается в следующем:
- труд осужденных не должен приносить им страданий;
- осужденные обязаны трудиться в соответствии с их физическими и психическими способностями, удостоверенными врачом;
- работа осужденных должна быть, по возможности, такой, чтобы давать им квалификацию, позволяющую честно трудиться после освобождения;
- осужденные должны иметь возможность выбора работы, если это совместимо с требованиями управления и дисциплины в учреждении;
- организация и методы работы осужденных должны быть максимально близки к условиям труда на свободе, чтобы они привыкли к одинаковым требованиям;
- интересы осужденных и их профессиональную подготовку не следует подчинять соображениям прибыли от тюремного производства;
- для осужденных должны применяться такие же правила безопасности и охраны здоровья при использовании их труда, которые действуют на свободе;
- рабочее время осужденных следует распределять так, чтобы они имели не менее одного дня отдыха в неделю и располагали временем, достаточным для учебы и других видов деятельности, необходимых для их исправления;
- за свой труд осужденные должны получать справедливое вознаграждение, позволяющее расходовать часть заработка на приобретение дозволенных предметов личного обихода, часть - посылать семье и часть - оставлять на хранение у администрации учреждения, передающей эти сбережения осужденному в момент освобождения.
Еще одна группа стандартов регламентирует организацию воспитательного воздействия на лиц, лишенных свободы. Основные рекомендации:
- каждое учреждение должно иметь библиотеку, доступную для всех категорий осужденных;
- в учреждениях, где находится достаточное количество осужденных одного вероисповедания, следует назначать квалифицированного служителя культа или разрешать ему регулярно отправлять там религиозные обряды и вести с осужденными беседы на религиозные темы;
- каждый осужденный в пределах осуществимого должен иметь возможность удовлетворять свои религиозные потребности;
- для достижения целей лишения свободы учреждение должно использовать все исправительные, воспитательные, моральные и другие виды помощи, которыми оно располагает;
- обращение с осужденными должно укреплять у них чувство собственного достоинства и сознание своей ответственности;
- после поступления осужденного в учреждение необходимо на основе изучения его личности разрабатывать программу работы с ним, учитывая его индивидуальные потребности, способности и склонности;
- осужденным, способным извлечь из этого пользу, следует обеспечивать возможность дальнейшего образования, в том числе религиозного;
- осужденным необходимо предоставлять возможности для отдыха и культурной деятельности.
Описанные группы стандартов создают в совокупности примерную модель организации исполнения наказания в виде лишения свободы, реализация которой позволяет эффективно усовершенствовать национальные пенитенциарные системы.
К документам, содержащим европейские стандарты рассматриваемого профиля, относятся:
- Европейская Конвенция о надзоре за условно осужденными или условно освобожденными правонарушителями от 30 ноября 1964г.;
- Европейская Конвенция о защите прав и основных свобод человека 1950 г.;
- Европейская Конвенция по предупреждению пыток, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания 1987 г.;
- Европейские пенитенциарные правила, объявленные рекомендацией № R (87) 3 Комитета министров Совета Европы от 12 февраля 1987 г.;
- Резолюция Комитета министров Совета Европы от 9 марта 1976 г. "О некоторых мерах наказания, альтернативных лишению свободы";
- Резолюция Комитета министров Совета Европы относительно избирательных, гражданских и социальных прав заключенных от 1 февраля 1962 г.;
- Резолюция Комитета министров Совета Европы о труде заключенных от 18 сентября
1975 г.;
- Резолюция Комитета министров Совета Европы об образовании в тюрьмах от 13 октября 1989 г.;
- Рекомендация Комитета министров Совета Европы относительно системы заключения и обращения с опасными преступниками от 24 сентября 1982 г.;- Рекомендация Комитета министров Совета Европы относительно предоставления краткосрочных отпусков заключенным от 24 сентября 1982 г.