Реформаторская деятельность С.К). Витте и II.A. Столыпина
Первое десятилетие царствования Николая II складывалось для него весьма благоприятно. В стране продолжался быстрый экономический подъем, связанный с именем крупнейшею политика последних десятилетий самодержавной России Сергея Юльевича Витте (1849 - 1915), занимавшего с 1892 г. одновременно посты министра путей сообщения и министра финансов. Будучи последовательным сторонником модернизации, Витте видел в индустриализации России необходимое условие ее достойного положения среди ведущих держав. Он провел ряд мер, направленных на стабилизацию экономики страны, как то: введение винной монополии (питейные сборы стали постоянно возрастающим источником доходов казны: в 1895 г. - 350 млн. руб. в год, в 1905 г. — 550 млн., в 1913 г. — 750 млн.); проведение денежной реформы (в 1896 -1897 гг. в обращение были введены золотые монеты достоинством в 1, 15 (империал) и 7,5 (полуимпериал) руб.; все кредитные билеты могли свободно и без ограничений обмениваться на золото); увеличение косвенных налогов (акцизных сборов) в 43 раза; введение протекционистских таможенных тарифов и снятие препятствий для инвестиций иностранною капитала в русскую промышленность и банковское дело.
Противоречия в аграрном секторе заставили правительство заняться пересмотром законодательства по "крестьянскому вопросу". С этой целью по инициативе и под председательством С.Ю.Витте было учреждено специальное межведомственное "Особое совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности". За период существования этого органа (1902 - 1905) была проделана огромная работа по сбору и систематизации статистического материала о положении деревни за 40 пореформенных лет, а также по разработке программы аграрных преобразований в России. В "Записке по крестьянскому делу" (1904) С.Ю.Витте предлагал разрешить проблемы в деревне путем уничтожения общинного землевладения (превращения общины в ассоциацию свободных производителей), введения института частной собственности на землю, обеспеченного законодательством, активизации деятельности Крестьянского банка и переселения крестьян на неосвоенные земли (Зауралье, Сибирь, Дальний Восток, Средняя Азия). Однако осуществление предложений "Особого совещания" и самого С.Ю.Виттс правительство на тот момент признало преждевременным. В манифесте от 26 февраля 1903 г. подтверждагся принцип сохранения сословности, неприкосновенности общинного землевладения и неотчуждаемости крестьянских надельных земель. Вместе с тем, гго инициативе С.Ю.Витте были проведены такие важные меры, как отмена круговой поруки (1903) и издание законов, облегчавших переселения и паспортный режим для крестьян (1904).
Столыпинская аграрная реформа 1906-1917
С именем П.А.Столыпина связано проведение реформы крестьянского надельного землевладения. Целесообразность этой реформы была вызвана остротой аграрного вопроса, занимавшего важнейшее место в социально-экономической и общественно-политической жизни России (> 6.Г). П.А.Столыпин полагал, что простой передел всей земли между крестьянами, как они того жслаги, проблемы не решит. По его мнению, главной причиной тяжелого положения крестьянства было не столько малоземелье, сколько преобладание общинного, уравнительного землепользования. В одной из речей он критикова! этот способ землепользования, указывая на отсутствие стимулов к более производительному труду, к использованию знаний и умений наиболее способных хозяев. П.А.Столыпин надеялся, что став полным собственником земли, крестьянин будет трудиться с большим усердием, тщательнее заботиться о земле, повышать урожайность, сможет прокормить себя и иметь возможность продавать излишки и без особого расширения своих земельных владений. Образцом для него служили фермеры и хуторяне Прибалтики и Восточной Пруссии. Кроме того, П.А.Сголыггин считал, что с помощью мелкой земельной собственности можно сохранить
тестьянство как сословие, избавить его от уфозы обеднения и пролетаризации. Аграрная реформа должна была повлечь за собой усиленный Р-рЪст промышленности, подкрепленный развитием внутреннего рынка.
Разрушению крестьянской общины способствовал указ от 9 ноября 1906 г. и другие акты, предусматривающие роспуск общины решением простого большинства, а не 2/3 его членов, как было ранее. Власти всячески способствовали дроблению и обособлению крестьянских хозяйсгв в виде отрубов и хуторов. Другой мерой столыпинской аграрной реформы было переселение избыточного крестьянского населения, в основном бедняков, на малоосвоенные земли за Уралом (на востоке страны).
Результаты преобразований в аграрной сфере оказались противоречивыми
Несмотря на все недочеты, незавершенность, столыпинская аграрная реформа имела прогрессивное значение. Она заменила отжившие хозяйственные структуры более рациональными, открывавшими возможности для роста производительных сил в земледелии. Произошло расширение посевных площадей, выросла урожайность, поднялось производство хлеба на душу населения, увеличился вывоз хлебы за границу. Оживление сельского хозяйства способствовало бурному росгу промышленного производсгва. По сто гемпам Россия вышла на первое место в мире - 8,8 % в среднем в год. Прирост продукции тяжелой промышленности составил за 13 лет (1901 - 1913) с поправкой на рост цен 74%.
Результаты аграрной политики П.А.Столыпина