Политические изменения и политическое развитие. Особенности политических изменений в современной России.

Политическое изменение – это процесс появления новых характерных черт в способе и характере взаимодействия между пол.субъектами, между пол.системой и внешней средой.

Полит изм:-реформа,революц,путч.

Реформа–(лат.преобразование)–частич изменения при сохр прежних основ существующстроя.Реф предполаг эволюционное, постепенное развитие институтов и общества. Для того,чтобыреф принесли ожидаемый результат, должны проводится сознательно, а не стихийно.Проводимые реформы в России в 90-е годы далеко не всегда отвечали этим требованиям: не всегда вписывались в правовые нормы (окт.93г.), разрушительные процессы преобладали над процессами созидательными. Не было полноценного анализа всего комплекса экономических, социальных, экономических проблем.

Револ–наиб глубокие и радикальные преобразования всей системы и социальных отношений, основанные на широком массовом движении. Революция ориентирована на изменение социальной природы власти. Сорокин отмечал, что революция приводит к смене идеологий, верований, ценностей. Т.е. происходит переворот психики людей. К революции приводит резкое падение уровня и качества жизни. Социальные революции возникают чаще в закрытых обществах. Революция в отличие от реформы носит стихийный характер.Революция может привести страну как к движению вперед, так и к откату назад, отставанию в развитии.

Путч-государственный переворот, совершенный группой заговорщиков или попытка подобного переворота. Попытка гос. переворота была в августе 1991 года. Путч начался 19 августа и продолжался три дня. В результате пал не только коммунистический режим, но и рухнули государственно-партийные структуры, цементировавшие СССР.Президенты Ельцин, Кравчук (укр) и Шушкевич (Белар) 8 дек 1991 г. подписали Беловежское соглашение о создании СНГ.

Политическое развитие-нарастание способностей политической системы к гибкому приспо­соблению к изменяющимся социальным условиям (требованиям групп, новому соотношению сил и ресурсов власти) при сохране­нии и увеличении возможностей для элит и рядовых граждан вы­полнять свои специфические функции в деле управления общест­вом и государством

Главной хар-кой полит развит явл категория «рационализации», означающая:

- дифференциацию функций полит. институтов и оценку их деятельности;

-национальную интеграцию на основе национальной идентичности;-

социальную мобилизацию и как следствие – вовлечение людей в полит.процесс;

-более четко выраженная артикуляция интересов социальных групп (появляется множество добровольных ассоциаций), агрегирование интересов (с помощью полит.партий).

Вступила Россия в этап развития? Политическими механизмами развития является четкое разделение властей и система сдержек и противовесов, которых у нас нет, развитый парламентаризм, независимая судебная система, независимые СМИ (журналистика вытеснена пропагандой) – четкой дифференциации функций полит.институтов так и не произошло. Сохраняется иррациональная (эмоциональная) оценка политиков, не на основе конкретных результатов. По результатам социологических исследований, значительная часть респондентов свое доверие В.Путину объясняют его личными качествами. Отсутствует ценностный консенсус в обществе (общество делится на «традиционное» и «современное»). Идет закрытие каналов социальной мобильности, лифтов по которым можно подняться вверх. Например, социолог Горшков утверждает, что средний класс сокращается (ухудшились условия для развития малого и среднего бизнеса). Общество по прежнему остается аморфным, полит. партии не выполняют функцию посредника между гр.обществом и государством (само слово партия означает «часть», что предполагает выражение интересов определенной части общества, у нас же «Единая Россия»,»Справедливая Россия» Пропаганда Ед России в СМИ – 2000 г. – 30 %2003 – 47 %, 2007 - 93 %) Движущие силы политич. развит, исследователи:У.Ростоу, С.Липсет,причиныразвития:развитие экономики=>изменения в социальной сфере ( уменьшение конфликтов, перераспределение политических ресурсов и снижение антагонизма, возрастание урбанизации, повышение образования распространение культуры)К.Дойч:изменение в системе ценностей и моделях поведения=>все большее количество людей начинают осознавать, что политика напрямую касается их частных интересов, что от решений, принимаемых властью, зависит их личная судьба=>осознанное стремление к участию в политике.Т.Парсонс: четкую функциональную диффиринциацию(т.е. четкое разделение функций и компетенций)=>повышение адаптивной способности системы и все большее удовлетворение требований граждан.С.Хантингтон:увеличение институционализации интересов (т.е. участие в политике носит не стихийный, а все более институционализированныйхар-р). Следствием является рост участия граждан в общественных делах. Г.Алмонд, Г.Пауэлл:культурную секуляризацию, т.е.постепенное упразднение религий и идеологий в пользу закрепления прагматичного и рационального мышления.Л.Пай:назначение на государственные посты по принципу компетентности. Политическое развитие:демократизация,глобализация,модернизация.

40. Электоральный процесс: понятие, функции, основные этапы.

Избирательный процесс

Выборы — важнейший компонент современной политики. Они представ­ляют собой способ формирования ор­ганов власти и управления с помощью выражения по определенным правилам (в соответствии с избирательной системой) политичес­кой воли граждан.

Электорат— круг избирателей, голосующий за ту или иную партию на выборах.

Функции электорального процесса:

— артикуляция, агрегация и представительство разнообразных интересов населения.

В период выборов создаются наиболее бла­гоприятные возможности для осознания гражданами своих инте­ресов и включения их в избирательные программы партий и от­дельных депутатов.

— контроль за институтами власти.

В результате выборов со­здается важнейший институт контроля за правительством — пар­ламент, а также оформляется оппозиция, обычно ревностно сле­дящая за соблюдением конституции и закона.

— интеграция разнообразных мнений и формирование общей политической воли.

С помо­щью выборов обеспечивается объединение большинства граждан вокруг определенной политической платформы и представляющих ее лидеров, формируется доминирующая в государстве политичес­кая воля. Выражение этой воли обеспечивает правительству автори­тет и поддержку, что повышает его дееспособность;

— легитимация и стабилизация политической системы, а также легитимация конкретных институтов власти: парламента, прави­тельства, президента и т.п.

— расширение коммуникаций, отношений представительства между институтами власти и гражданами.

— канализация, перевод политических конфликтов в русло их институциализированного мирного урегулирования.

Выборы позво­ляют открыто и публично представить противоречивые интересы, ценности, идеи на суд народного мнения, определить реальную под­держку позиций той или иной стороны конфликта, с помощью ав­торитета общественного мнения и государственных институтов убе­дить конфликтующих отказаться от наиболее радикальных требова­ний и незаконных форм борьбы.

— мобилизация избирательного корпуса на решение актуальных общественных задач.

Разъясняя гражданам собственные програм­мы, убеждая людей в необходимости принятия и поддержки опре­деленных политических ценностей и целей, указывая пути их реа­лизации, партии и отдельные депутаты тем самым мобилизуют широкие слои населения и общественное мнение на важные для страны политические действия;

— политическая социализация населения, развитие его полити­ческого сознания и политического участия.

— рекрутирование политической элиты. В результате выборов обновляется состав правящей и оппози­ционной элит, изменяется политический вес партий и их предста­вителей;

— генерирование обновления общества посредством конкурент­ной борьбы альтернативных политических программ.

— конституирование эффективной оппозиции и ее подготовка к выполнению функций политического руководства.Эффективность оппозиции предполагает выполнение ею функций критики и кон­троля за правительством, а также способность к выработке альтер­нативной политики

Этапы:

1) назначение выборов

2) создание избирательных органов

3) организация избирательных округов

4) выдвижение избирательных органов

5)сбор подписей(регистрация)(200 тыс)

6) предвыборная агитация

7)выборы

8)подсчет голосов


Наши рекомендации