Политические изменения и политическое развитие. Особенности политических изменений в современной России.
Политическое изменение – это процесс появления новых характерных черт в способе и характере взаимодействия между пол.субъектами, между пол.системой и внешней средой.
Полит изм:-реформа,революц,путч.
Реформа–(лат.преобразование)–частич изменения при сохр прежних основ существующстроя.Реф предполаг эволюционное, постепенное развитие институтов и общества. Для того,чтобыреф принесли ожидаемый результат, должны проводится сознательно, а не стихийно.Проводимые реформы в России в 90-е годы далеко не всегда отвечали этим требованиям: не всегда вписывались в правовые нормы (окт.93г.), разрушительные процессы преобладали над процессами созидательными. Не было полноценного анализа всего комплекса экономических, социальных, экономических проблем.
Револ–наиб глубокие и радикальные преобразования всей системы и социальных отношений, основанные на широком массовом движении. Революция ориентирована на изменение социальной природы власти. Сорокин отмечал, что революция приводит к смене идеологий, верований, ценностей. Т.е. происходит переворот психики людей. К революции приводит резкое падение уровня и качества жизни. Социальные революции возникают чаще в закрытых обществах. Революция в отличие от реформы носит стихийный характер.Революция может привести страну как к движению вперед, так и к откату назад, отставанию в развитии.
Путч-государственный переворот, совершенный группой заговорщиков или попытка подобного переворота. Попытка гос. переворота была в августе 1991 года. Путч начался 19 августа и продолжался три дня. В результате пал не только коммунистический режим, но и рухнули государственно-партийные структуры, цементировавшие СССР.Президенты Ельцин, Кравчук (укр) и Шушкевич (Белар) 8 дек 1991 г. подписали Беловежское соглашение о создании СНГ.
Политическое развитие-нарастание способностей политической системы к гибкому приспособлению к изменяющимся социальным условиям (требованиям групп, новому соотношению сил и ресурсов власти) при сохранении и увеличении возможностей для элит и рядовых граждан выполнять свои специфические функции в деле управления обществом и государством
Главной хар-кой полит развит явл категория «рационализации», означающая:
- дифференциацию функций полит. институтов и оценку их деятельности;
-национальную интеграцию на основе национальной идентичности;-
социальную мобилизацию и как следствие – вовлечение людей в полит.процесс;
-более четко выраженная артикуляция интересов социальных групп (появляется множество добровольных ассоциаций), агрегирование интересов (с помощью полит.партий).
Вступила Россия в этап развития? Политическими механизмами развития является четкое разделение властей и система сдержек и противовесов, которых у нас нет, развитый парламентаризм, независимая судебная система, независимые СМИ (журналистика вытеснена пропагандой) – четкой дифференциации функций полит.институтов так и не произошло. Сохраняется иррациональная (эмоциональная) оценка политиков, не на основе конкретных результатов. По результатам социологических исследований, значительная часть респондентов свое доверие В.Путину объясняют его личными качествами. Отсутствует ценностный консенсус в обществе (общество делится на «традиционное» и «современное»). Идет закрытие каналов социальной мобильности, лифтов по которым можно подняться вверх. Например, социолог Горшков утверждает, что средний класс сокращается (ухудшились условия для развития малого и среднего бизнеса). Общество по прежнему остается аморфным, полит. партии не выполняют функцию посредника между гр.обществом и государством (само слово партия означает «часть», что предполагает выражение интересов определенной части общества, у нас же «Единая Россия»,»Справедливая Россия» Пропаганда Ед России в СМИ – 2000 г. – 30 %2003 – 47 %, 2007 - 93 %) Движущие силы политич. развит, исследователи:У.Ростоу, С.Липсет,причиныразвития:развитие экономики=>изменения в социальной сфере ( уменьшение конфликтов, перераспределение политических ресурсов и снижение антагонизма, возрастание урбанизации, повышение образования распространение культуры)К.Дойч:изменение в системе ценностей и моделях поведения=>все большее количество людей начинают осознавать, что политика напрямую касается их частных интересов, что от решений, принимаемых властью, зависит их личная судьба=>осознанное стремление к участию в политике.Т.Парсонс: четкую функциональную диффиринциацию(т.е. четкое разделение функций и компетенций)=>повышение адаптивной способности системы и все большее удовлетворение требований граждан.С.Хантингтон:увеличение институционализации интересов (т.е. участие в политике носит не стихийный, а все более институционализированныйхар-р). Следствием является рост участия граждан в общественных делах. Г.Алмонд, Г.Пауэлл:культурную секуляризацию, т.е.постепенное упразднение религий и идеологий в пользу закрепления прагматичного и рационального мышления.Л.Пай:назначение на государственные посты по принципу компетентности. Политическое развитие:демократизация,глобализация,модернизация.
40. Электоральный процесс: понятие, функции, основные этапы.
Избирательный процесс
Выборы — важнейший компонент современной политики. Они представляют собой способ формирования органов власти и управления с помощью выражения по определенным правилам (в соответствии с избирательной системой) политической воли граждан.
Электорат— круг избирателей, голосующий за ту или иную партию на выборах.
Функции электорального процесса:
— артикуляция, агрегация и представительство разнообразных интересов населения.
В период выборов создаются наиболее благоприятные возможности для осознания гражданами своих интересов и включения их в избирательные программы партий и отдельных депутатов.
— контроль за институтами власти.
В результате выборов создается важнейший институт контроля за правительством — парламент, а также оформляется оппозиция, обычно ревностно следящая за соблюдением конституции и закона.
— интеграция разнообразных мнений и формирование общей политической воли.
С помощью выборов обеспечивается объединение большинства граждан вокруг определенной политической платформы и представляющих ее лидеров, формируется доминирующая в государстве политическая воля. Выражение этой воли обеспечивает правительству авторитет и поддержку, что повышает его дееспособность;
— легитимация и стабилизация политической системы, а также легитимация конкретных институтов власти: парламента, правительства, президента и т.п.
— расширение коммуникаций, отношений представительства между институтами власти и гражданами.
— канализация, перевод политических конфликтов в русло их институциализированного мирного урегулирования.
Выборы позволяют открыто и публично представить противоречивые интересы, ценности, идеи на суд народного мнения, определить реальную поддержку позиций той или иной стороны конфликта, с помощью авторитета общественного мнения и государственных институтов убедить конфликтующих отказаться от наиболее радикальных требований и незаконных форм борьбы.
— мобилизация избирательного корпуса на решение актуальных общественных задач.
Разъясняя гражданам собственные программы, убеждая людей в необходимости принятия и поддержки определенных политических ценностей и целей, указывая пути их реализации, партии и отдельные депутаты тем самым мобилизуют широкие слои населения и общественное мнение на важные для страны политические действия;
— политическая социализация населения, развитие его политического сознания и политического участия.
— рекрутирование политической элиты. В результате выборов обновляется состав правящей и оппозиционной элит, изменяется политический вес партий и их представителей;
— генерирование обновления общества посредством конкурентной борьбы альтернативных политических программ.
— конституирование эффективной оппозиции и ее подготовка к выполнению функций политического руководства.Эффективность оппозиции предполагает выполнение ею функций критики и контроля за правительством, а также способность к выработке альтернативной политики
Этапы:
1) назначение выборов
2) создание избирательных органов
3) организация избирательных округов
4) выдвижение избирательных органов
5)сбор подписей(регистрация)(200 тыс)
6) предвыборная агитация
7)выборы
8)подсчет голосов