Перевод Советских Вооруженных Сил на мирное положение
Правовой основой перевода Советских Вооруженных Сил на мирный режим функционирования стали решения и рекомендации ГКО от 14 июня 1945 г. по вопросу демобилизации личного состава. Эти решения нашли свое отражение в законах о демобилизации, принятых позднее.
22 июня 1945 г. Верховным Советом СССР был принят закон "О демобилизации старших возрастов действующей армии".
По предложению СНК СССР в первую очередь были демобилизованы тринадцать старших возрастов личного состава действующей армии. Демобилизацию этих возрастов предполагалось закончить во второй половине 1945 г. Перевозка демобилизуемых к месту их жительства осуществлялась за счет государства.
Демобилизуемые обеспечивались полным комплектом обмундирования и обуви, а также питанием в пути следования за счет государства. Им было выдано денежное вознаграждение за каждый год службы в армии в период Великой Отечественной войны.
Местные органы власти были обязаны предоставить демобилизованным работу не позднее месячного срока со дня их прибытия к месту жительства с учетом приобретенного ими опыта и специальности в Красной Армии, но не ниже выполнявшейся ими работы до ухода в армию, а также обеспечить демобилизованных жилой площадью и топливом. Они обязывались оказывать всемерную помощь возвращающимся в деревню демобилизованным из армии крестьянам в устройстве их на работу и обзаведении хозяйством.
В районах, пострадавших от немецкой оккупации, демобилизованным из Красной Армии и нуждающимся в постройке или ремонте жилищ бесплатно отводили лесосечный фонд для заготовки строительного леса, а также выдавали нуждающимся демобилизованным ссуды на строительство и восстановление жилых домов в сумме от 5 до 10 тыс. рублей со сроком погашения ссуды от 5 до 10 лет.
25 сентября 1945 г. был издан указ Президиума Верховного Совета СССР "О демобилизации второй очереди личного состава Красной Армии".
В целом демобилизация завершилась к 1948 г.
В ходе демобилизации Вооруженные Силы, которые в мае 1945 г. насчитывали 11 млн. 365 тыс. человек, были сокращены в 1948 г. до 2 млн. 874 тыс. человек, т. е. было демобилизовано около 8,5 млн. человек. Почта в три раза сократились внутренние войска, а войска охраны тыла действующей армии были полностью расформированы. Расформировывались воинские части, управления и военные училища.
Части наших войск возвращались из-за рубежа на Родину. Войска, остающиеся за границей, объединялись в группы войск.
В народное хозяйство из армии в ходе демобилизации поступило к 20 сентября 1946 г. около 150 тыс. автомашин, более 1 млн лошадей, более 1,5 тыс. различных судов было возвращено Военно-Морским Флотом.
Параллельно демобилизации проводилась реорганизация Вооруженных Сил:
1) прекратила свою деятельность Ставка ВГК;
2) фронты преобразовывались в военные округа;
3) в начале 1946 г. указом Президиума Верховного Совета СССР было объединено руководство сухопутными войсками, авиацией и флотом. Объединенным руководящим органом стал Наркомат Вооруженных Сил, который с 15 марта 1946 г. стал называться Министерством Вооруженных Сил;
4) в 1946 г. были созданы главные командования Сухопутных войск, ВВС и ВМФ. Воздушно-десантные войска были выведены из состава ВВС и подчинены непосредственно министру Вооруженных Сил.
5) в 1946 г. после объединения сухопутных войск, авиации и флота создается единое для них Главное политическое управление на правах отдела ЦК партии, а в видах Вооруженных Сил создаются политические управления;
6) в 1946 г. Красная Армия стала называться Советской Армией,
7) в 1950 г. Министерство Вооруженных Сил разделяется на Военное министерство и Военно-морское министерство, но в марте 1953 г. они вновь объединяются уже в Министерство обороны СССР,
8) 10 июня 1947 г. Президиум Верховного Совета СССР утвердил текст новой Военной присяги и Положение о порядке ее принятия. В Положении указывалось, что каждый военнослужащий при вступлении в ряды Вооруженных Сил принимает Военную присягу в индивидуальном порядке и скрепляет ее собственноручной подписью.
9) в 1946 - 1950-х гг. были приняты новые общевоинские уставы.
Конституция СССР 1977 г.
Вопрос о необходимости разработки новой Конституции СССР был поднят 25 апреля 1962 г. на Верховном Совете СССР, который принял постановление "О выработке проекта новой Конституции СССР" и образовал конституционную комиссию.
Однако в 1964 г., после снятия Н. Хрущева со всех постов, вопрос подготовки новой Конституции СССР был "заморожен" и лишь XXV съезд КПСС (24 февраля - 5 марта 1976 г.) вновь вернулся к нему.
23 мая 1977 г. конституционная комиссия представила проект Конституции СССР в Верховный Совет СССР.
24 мая проект был представлен на Пленум ЦК КПСС, который одобрил и рекомендовал его к обсуждению. 4 июня 1977 г. проект Конституции СССР был опубликован.
Обсуждение проекта длилось около четырех месяцев. В обсуждении приняли участие 4/5 всего взрослого населения страны, те. около 140 млн. человек. Прошло около 1,5 млн. собраний в трудовых коллективах, более 50 тыс. сессий местных Советов, было получено около 180 тыс. писем и 400 тыс. предложений и дополнений. Восемнадцать раз проект обсуждали на секретариате ЦК партии.
4 октября 1977 г. на открывшейся внеочередной сессии Верховного Совета СССР выступил председатель конституционной комиссии Л. Брежнев. В обсуждение его доклада выступили 32 депутата, 118 статей были переформулированы.
7 октября 1977 г. новая Конституция СССР была единогласно принята Верховным Советом СССР и в этот же день вступила в действие. Она состояла из преамбулы, 9 глав и 174 статей.
Конституция СССР 1977 г., сохраняя преемственность по отношению к Конституциям 1918, 1924 и 1936 гг., имела свои особенности. В частности, новым элементом Конституции стала преамбула -вводно-теоретическая часть, где говорилось о том, что высшей целью Советского государства является "... построение бесклассового коммунистического общества, в котором получит развитие общественное коммунистическое самоуправление".
Конституция 1977 г. характеризовала СССР как "социалистическое общенародное государство", тогда как прежние конституции определяли Советское государство как государство рабочих и крестьян.
Новая Конституция определила, что власть в СССР принадлежит народу, который должен осуществлять ее через Советы народных депутатов, составляющие политическую основу СССР.
Наиболее важные вопросы государственной жизни могли (по Конституции) выноситься на всенародное обсуждение, а также ставиться на всенародное голосование (ст. 5).
Ст. 8 Конституции СССР предусматривала участие трудовых коллективов в обсуждении и решении государственных и общественных дел.
8 ст. 6 подчеркивалось, что руководящей и направляющей силой Советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является КПСС, которая должна существовать для народа и служить народу.
Конституция СССР закрепила за гражданами всю полноту личных прав и свобод: право на труд, включая и право на выбор профессии; право на отдых и охрану здоровья; право на жилище и судебную защиту; право на образование; право на пользование достижениями культуры и на свободное творчество; право объединяться в общественные организации.
Конституция СССР провозгласила свободу слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, а также свободу совести. Она установила, что правосудие в СССР должно осуществляться только судом.
Было провозглашено равноправие наций и народностей; проповедь национальной исключительности предусматривалось преследовать по закону.
Развитие советского права
Сразу после окончания войны с лета 1945 г. началась репатриация военнопленных. Из 227 тыс. репатриированных лишь 20% вернулись домой, остальные были отправлены в лагеря, ссылки и на принудительные работы2. Очевидно, что власти не желали возвращения репатриированных в свои города и села, в свои семьи.
Население ГУЛАГa стало особым эксплуатируемым классом, поставлявшим почти бесплатный труд, вносивший значительный вклад в укрепление экономики государства.
В 1948 г. власти распорядились использовать гулаговцсв более рентабельно и экономно, тогда как раньше зачастую до 50% осужденных не доживали до момента прибытия к месту отбывания своего наказания.
Многие заключенные, осужденные в 1937 - 1938 гг. к 10 годам лагерей в 1947 - 1948 гг. получили новый срок на основании всего лишь административного решения лагерного начальства, что вызвало всплеск восстаний в местах содержания политзаключенных: Печера (1948 г.), Салехард (1950 г.)
4 июня 1947 г. были приняты два указа, которые предусматривали заключение от 5 до 25 лет в лагерях за всякое посягательство на государственную или колхозную собственность. Эти указы были похожи на так называемый "Закон о колосках" от 7 августа 1932 г.
В области трудового права после Великой Отечественной войны были увеличены пенсии, сокращен рабочий день накануне праздников и выходных, увеличена зарплата низкооплачиваемым работникам, увеличены отпуска беременным женщинам, сокращен рабочий день для несовершеннолетних
В промышленности все больше утверждался принцип сдельной оплаты труда, но нормы выработки постоянно увеличивались, что снижало заработную плату рабочих.
Каждый крестьянский двор, как и во время войны, был обязан поставлять государству определенное количество мяса, молока, яиц, шерсти и т.п.
В 1947 г. был подтвержден введенный в конце 30-х гг. обязательный минимум трудодней - за его невыполнение грозила ссылка.
В декабре 1947 г. в стране была проведена денежная реформа, суть которой состояла в обмене 10 старых рублей на один новый (10:1). Льготы предоставлялись вкладчикам сберегательных касс, им деньги обменивали в следующем соотношении: до 3 тыс. рублей - 1:1; от 3 до 10 тыс. рублей - 3:2; свыше 10 тыс. рублей -2:1.
Мерами укрепления законности в стране во второй половине 1953 г. стали:
1) вскрытие преступных нарушений социалистической законности, особенно по фактам репрессий;
2) реабилитация невинно осужденных;
3) ликвидация ненужных специальных судов;
4) отмена внесудебного исключительного порядка рассмотрения вел;
5) смягчение уголовной ответственности за отдельные преступления;
6) отмена уголовной ответственности за некоторые правонарушения;
7) освобождение от уголовного наказания по амнистиям;
8) досрочное и условно-досрочное освобождение осужденных из мест заключения;
9) укрепление органов госбезопасности и улучшение работы МВД;
10) усиление прокурорского надзора;
11) укрепление судебных органов;
12) расширение суверенных прав союзных республик в области законодательства;
13) усиление уголовной ответственности за умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах.
В мае 1955 г Президиум Верховного Совета СССР утвердил "Положение о прокурорском надзоре в СССР" По этому Положению органы прокуратуры были обязаны:
1) осуществлять надзор за точным исполнением законов;
2) власти непримиримую борьбу с нарушениями законов и прав граждан;
3) рассматривать жалобы и заявления граждан;
4) принимать меры к восстановлению нарушенных прав;
5) организовывать борьбу с преступностью;
6) следить за органами дознания и предварительного следствия в плане соблюдения ими законов;
7) не допускать незаконных арестов;
8) надзирать за обоснованностью приговоров судов и выносить протесты при их незаконности;
9) обеспечивать соблюдение социалистической законности в местах заключения;
10) немедленно освобождать из под стражи всякого, кто содержался там незаконно;
11) привлекать к уголовной или дисциплинарной ответственности лиц, нарушающих законность в местах лишения свободы.
Органы прокуратуры по Положению имели право требовать выполнения указаний прокурора органами дознания и предварительного следствия, а также право в пределах своей компетенции истребовать из судебных органов любое уголовное дело для проверки в порядке надзора.
Администрация мест лишения свободы была обязана выполнять предложения прокурора относительно правил содержания заключенных.
Военная юстиция. С окончанием войны и отменой военного положения постановлением Пленума Верховного Совета СССР от 28 сентября 1945 г. суды и военные трибуналы стали рассматривать все дела на основании процессуальных законов, рассчитанных не на военное, а на мирное время Однако военные трибуналы, состоящие при оккупационных войсках, до 1951 г. рассматривали дела на основании "Положения о военных трибуналах в местностях, объявленных на военном положении и в районах военных действий" от 22 июня 1941 г
В структурном отношении органы военной юстиции после Великой Отечественной войны включали в себя:
1) Военную коллегию Верховного Суда СССР,
2) Главное управление военных трибуналов при Министерстве юстиции СССР;
3) военные трибуналы округов, флотов, групп войск, армий, корпусов и дивизий. Все трибуналы могли выступать в качестве судов первой инстанции, подсудность определялась должностью и званием подсудимого. Военной коллегии были подсудны дела генералов, адмиралов, а также офицеров на генеральских должностях,
4) военные трибуналы на транспорте.
15 марта 1953 г. было образовано Министерство обороны СССР • все органы военной прокуратуры были подчинены единой Главной военной прокуратуре.
31 мая 1956 г. было упразднено Министерство юстиции СССР с Главным управлением военными трибуналами. Это привело к тому что все руководство военными трибуналами было сосредоточено в Военной коллегии Верховного Суда СССР.
Военная коллегия рассматривала кассационные жалобы на приговоры военных трибуналов округов, проверяла приговоры всех военных трибуналов в надзорном порядке, осуществляла организационное руководство всеми военными трибуналами (штаты, финансы, кадры).
В целом подсудность дел военных трибуналов после войны последовательно сокращалась. К 1957 г. военным трибуналам были подсудны;
1) преступления военнослужащих, а также военнообязанных во время сборов,
2) все дела о шпионаже;
3) дела о преступлениях военнопленных;
4) дела начальствующего состава МВД из числа имеющих специальные звания (за исключением милиции);
5) дела работников МТБ, имеющих звания, а также не имеющих звания, если преступление было связано с оперативной деятельностью.
Кроме того, военные трибуналы рассматривали все уголовные гражданские дела в местностях, где не было общих судов.
Военной прокуратуре после разоблачения Берии было поручено осуществлять надзор за производством предварительного следствия в органах МГБ по всем делам. С 1956 г. этот надзор был ограничен теми делами, которые были подсудны военным трибуналам.
Определенное развитие советское право получило в I960 - 1980 гг.
В 1968 г. были приняты Основы законодательства СССР и союзных республик о браке и семье.
В 1969 г. - Основы исправительно-трудового законодательства.
В 1970 г. - Основы водного законодательства.
В 1977 г. - Основы лесного законодательства.
25 июня 1975 г. вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О мерах по дальнейшему совершенствованию хозяйственного законодательства".
В 1983 г. был принят Закон о трудовых коллективах.