ФНПР и парламентские политические партии России

Вопрос о взаимодействии профсоюзов с парламентскими партиями как достаточно серьезной и влиятельной политической силой освещается с учетом их социально-политической ориентации.

Партия «Единая Россия»

Из выступления председателя Госдумы РФ Б.В.Грызлова на VI съезде ФНПР (14 – 16 ноября 2006 г.):

Партии не могут развиваться сами по себе, в отрыве от других структур гражданского общества, в том числе профессиональных союзов. Умение вести диалог, договариваться с профсоюзами – качества, необходимые для любой партии, если она, конечно, намерена заниматься социальной проблематикой. Когда это качество отсутствует, то возникает желание подавить, подчинить профсоюз или же создать новый, собственный, фактически «карманный». Считаю, что профсоюзное движение должно оставаться надпартийным и попытки превратить профсоюзы из партнеров политической партии в подчиненную ей структуру не имеют будущего»[13].

Соглашение о сотрудничестве, подписанное между Федерацией независимых профсоюзов России и фракцией партии «Единая Россия» Госдумы в 2004 г., явилось для иных политологов поводом для обвинения профсоюзов в том, что они-де «легли под власть». Лидеры профдвижения говорят по-другому: деловое партнерство с партией конституционного большинства в Госдуме позволяет лоббировать интересы наемного работника, систематически и целенаправленно влиять на законотворческую деятельность.

Удалось ли профсоюзам выполнить функцию внешнего лоббиста и добиться принятия правовых актов, соответствующих основным положениям их социальной программы? Частично, да. Налицо позитивные моменты совместной деятельности: принятие согласованного варианта Трудового кодекса РФ, переговоры с ФНПР как обязательное условие подготовки ко второму чтению закона о Федеральном бюджете, некоторое смягчение пресловутого закона 122-ФЗ. И тем не менее сохранялось впечатление, что партия власти «держала» профсоюзы за младшего брата, выслушать мнение которого можно, а реагировать на него не обязательно. Несмотря на заявление председателя Комитета по труду и социальной политике Госдумы РФ, заместителя председателя ФНПР на общественных началах А.К. Исаева о том, что «Единая Россия» не претендует на монополию в области взаимоотношений с профсоюзами, в профсоюзных кругах тут и там слышался ропот по поводу того, что единоросы недооценивают профсоюзы.

Другое дело, Соглашение о сотрудничестве и взаимодействии между фракцией Всероссийской политической партии «Единая Россия» Госдумы и ФНПР, заключенное в апреле 2008 г. на весь срок работы Госдумы пятого созыва. В его основе – общие цели. И оно заключено уже после подписания десятого по счету Генерального соглашения между правительством, работодателями и профсоюзами, причем, впервые без протокола разногласий. Как отметил М.В.Шмаков, «сегодня ключевые задачи Программного документа ФНПР отражены в проекте партии «Единая Россия» «Достойный труд», который стал социальным стержнем ее предвыборной программы».[14]В верхних кругах, вероятно, впервые за пореформенные годы ощутили силу и значимость профсоюзов. В преамбуле двухстороннего соглашения сформулированы такие ключевые цели, как построение правового социального государства, защита законных прав и интересов работников, развитие экономики и рынка труда, установление социальной справедливости, развитие системы социального партнерства в Российской Федерации, развитие гражданского общества и пр., полностью отвечающие целям ФНПР.

Кроме того, в Соглашении подчеркнуто, что оно заключено, «исходя из принципов самостоятельности, взаимного уважения прав и интересов, невмешательства во внутренние дела Сторон». В Соглашении записано, что фракция «Единая Россия»: «учитывает мнение ФНПР при рассмотрении законопроектов, затрагивающих трудовые права и социальные гарантии граждан, выходит с законодательными инициативами, подготовленными с учетом предложений ФНПР; рекомендует депутатам-членам Фракции «Единая Россия» в своей деятельности активно взаимодействовать с входящими в ФНПР общероссийскими и межрегиональными профсоюзами, территориальными объединениями организаций профсоюзов в регионах, а также проводить регулярные встречи с представителями профсоюзных организаций для консультаций»… И это тоже свидетельствует о повышении престижа ФНПР и ее членских организаций.

А что в Соглашении записано за ФНПР? Оказание помощи фракции «Единая Россия» в деятельности, направленной на реализацию и защиту прав и свобод работников, принятие участия, при необходимости, в заседаниях фракции, совместная подготовка предложений по совершенствованию законодательства, содействие депутатам-членам Фракции в деятельности по защите трудовых прав и социальных гарантий граждан и т.д. Все это будет способствовать движению страны к нормальному гражданскому обществу, но ранее в таком аспекте никогда не встречалось. Поэтому Соглашение можно считать серьезным вкладом в теорию профсоюзного движения.

Утверждение же о том, что профсоюзы вообще не должны сотрудничать с правящей партией и терять свое боевое лицо, исходят от организаций, которые, по сути, выпали из политической реальности. К тому же не стоит забывать, что сочетание таких качеств, как желание договариваться и готовность к массовым протестам вплоть до забастовок, остается в стратегии и сегодняшней ФНПР.

В деловом партнерстве между ФНПР и «Единой Россией» обе стороны заинтересованы одинаково. Профсоюзы нужны партии власти не меньше, чем она профсоюзам, так как последние являются наиболее представительной частью образующегося гражданского общества и в значительной мере определяют общественное мнение. И хотя это мнение востребовано по большей части в тот период, когда граждане превращаются в электорат, формируется оно постоянно.

Поддержка профсоюзами правящей партии усиливает «социальную» окраску ее деятельности, а профсоюзы заинтересованы в усилении левоцентристского, наиболее разумного ее крыла. Важно, что Соглашение направлено на повышение минимального размера оплаты труда; совершенствование пенсионного законодательства; более достойное насыщение потребительской корзины; повышение доходов населения; снижение уровня социального неравенства; всеобщую доступность основных социальных услуг; внесение в парламент на ратификацию некоторых важных конвенций МОТ и т.п.

Стороны договорились, что будут добиваться от правительства «установления базовых окладов, базовых должностных ставок зарплаты по соответствующим профессиональным квалификационным группам работников, обеспечивающих федеральные гарантии в области оплаты труда работников бюджетных организаций всех уровней». В Соглашении записано, что фракция «Единая Россия» будет добиваться принятия Госдумой законопроектов, обеспечивающих порядок разработки, утверждения и применения минимальных государственных социальных стандартов, а также позволяющих профсоюзам обращаться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов членов профсоюзов и устанавливающих административную и уголовную ответственность за воспрепятствование законной деятельности профсоюзов.

Профсоюзы, объединяемые ФНПР, готовы взаимодействовать с любой партией, пришедшей к власти, и цель этих переговоров одна на все времена – защита социально-трудовых прав трудящихся. Здесь они действительно выступают в роли носителей компромисса, готовых к дискуссии и дебатам. Результат этот переговоров и задает вектор дальнейших действий.

Но акции протеста, пикеты, забастовки и другие меры силового давления были и остаются в арсенале профессиональных союзов. И если власти, работодатели, то есть социальные партнеры не будут выполнять объективные требования профсоюзов, а значит трудящихся, то профсоюзы вынуждены будут прибегать к ним.

Призывы же к тому, что профсоюзы должны всегда занимать бескомпромиссную позицию, могут привести к отсутствию тактической гибкости, необходимой профсоюзам в отношении выработки социальной политики государства.

В этой связи уместно напомнить, что в Программном документе ФНПР «За достойный труд» подчеркнуто: «ФНПР независима от политических партий и движений, религиозных конфессий, работодателей и властей, исключает их давление на принятие решений и несет ответственность только перед Конституцией РФ, законами страны, членами профсоюза…»

7 февраля 2008 г. на заседании Совета Общественной палаты РФ был утвержден персональный состав комиссии Общественной палаты по трудовым отношениям и пенсионному обеспечению. Возглавил комиссию заместитель Председателя ФНПР О.В. Нетеребский. Что дает это профессиональным союзам как представителям наемных работников? Прежде всего, проведение экспертизы социальных законопроектов с учетом мнения более широкого круга трудовых слоев общества. А это подтверждает объективный и обоснованный характер требований профсоюзов в условиях современного развития страны.

Примечательно и такое новшество социально-партнерских отношений ФНПР. 17 апреля 2008 г. между ней и Генеральной прокуратурой РФ подписано Соглашение о взаимодействии и сотрудничестве. Оно предусматривает согласованный контроль и надзор за соблюдением прав граждан, выявление и предупреждение нарушений в сфере трудовых отношений. Определены формы взаимодействия сторон вплоть до проведения научно-практических конференций, «круглых столов», семинаров-совещаний по вопросам мониторинга законодательства и правоприменительной практики.

Соглашение является фактом признания авторитета ФНПР и повышения престижа профсоюзов в работе по защите трудовых прав наемных работников.

Коммунистическая партия

Российской Федерации (КПРФ)

Из всех парламентских партий КПРФ наиболее полно соответствует принятому стандарту организационно-партийного строительства: фиксированное членство, партийная дисциплина, иерархия и т.д. Программа КПРФ позиционирует партию как организацию, защищающую интересы трудящихся и ставящую своей стратегической целью построение государства всеобщего социального благоденствия. Из Программы КПРФ: «Для повышения своего политического влияния на общественные процессы КПРФ считает необходимым: совершенствование форм политической работы в трудовых коллективах, в профсоюзном, рабочем, крестьянском и патриотическом движениях, женских, молодежных, ветеранских, благотворительных организациях; взаимодействие с профессиональными союзами в экономической, политической и идеологической сферах, в формировании классового самосознания рабочих, крестьян и интеллигенции, в мобилизации трудящихся на борьбу за свои права»[15].

Наличие общих целей у КПРФ и ФНПР выражалось, главным образом, в совместном участии в различных акциях протеста. Так, в апреле 1995 г. состоялась общероссийская акция протеста профсоюзов и трудовых коллективов, в которую руководство КПРФ включилось с большим энтузиазмом. Объявив о намерении поддерживать в этой акции территориальные профсоюзные организации и проведя переговоры с рядом членских организаций ФНПР, КПРФ объявила о «начале долговременного взаимодействия КПРФ и профсоюзов в общероссийском масштабе»[16].

В качестве мер установления сотрудничества с ФНПР руководство КПРФ вновь попыталось использовать совместное участие во Всероссийской акции протеста в ноябре 1996 г. Эти меры свидетельствовали об успешном сотрудничестве партийных организаций КПРФ и профсоюзных комитетов на местном и региональном уровне.

Вместе с тем, КПРФ выступала с резкой критикой деятельности ФНПР, отмечая, что «активность профсоюзов часто сосредоточена не на достижении стратегических целей в организации действий рабочего класса, а ограничивается действиями, направленными на решение мелкомасштабных задач, местных и региональных социальных проблем»[17]. Партия взяла курс на сотрудничество с региональными профсоюзными организациями, поставив задачу разъяснять членам профсоюзов сущность, по ее мнению, соглашательской политики руководства профсоюзов, организовать борьбу за избрание в руководящие органы профсоюзных объединений людей, способных отстаивать интересы трудящихся.

На V съезде КПРФ в мае 1998 г. было принято заявление, в котором содержались обвинения в адрес руководства ФНПР, вплоть до обвинения в предательстве интересов трудящихся. В ответе руководство ФНПР обвинило КПРФ «в резких нападках на профсоюзное движение, попытке навязать профсоюзам руководящую роль одной партии». Оправдательное письмо КПРФ, выдержанное уже в других тонах, содержало предложение «работать рука об руку с профсоюзами в каждом трудовом коллективе, во всех органах представительной и законодательной власти», но отношения этой партии и профсоюзов оказались достаточно конфронтационными. В 2001 г. КПРФ заявила о готовности рассматривать в качестве структур, реально представляющих интересы наемных работников, СОЦПРОФ и профсоюзное объединение «Защита». Партия поставила цель - создать на базе реанимированных советов трудовых коллективов общероссийскую ассоциацию, способную конкурировать с ФНПР. Но этого до сих пор не произошло.

Либерально-демократическая

партия России (ЛДПР)

Из Программы ЛДПР: «Одна из основных задач ЛДПР – сделать Россию не только правовым государством, но и социальным. Программная цель ЛДПР – обеспечить уровень социальной защищенности граждан не ниже, чем при социализме, предоставить всем гражданам равные возможности для обеспечения достойной жизни собственным трудом. Осуществлять государственную поддержку нетрудоспособных и социально уязвимых членов общества – престарелых, инвалидов, многодетных и молодых семей, одиноких матерей.

В социальной политике ЛДПР отводит большую роль профсоюзам, считает их важнейшим инструментом сохранения и приумножения человеческого капитала, создания достойных условий труда и жизни людей».[18]

ЛДПР в глазах рядовых граждан – партия одного человека и персонифицируется с образом В.В.Жириновского. Его предвыборная Программа как кандидата в Президенты РФ вызывала, по меньшей мере, недоумение. Обещания несметных богатств каждому, в случае его прихода к власти, никоим образом не могли быть поддержаны руководством ФНПР по причине их политической маниловщины. Настораживает и фраза из Программы партии о том, что «по отдельным вопросам мы сотрудничаем с КПРФ, но не разделяем целей на продолжение строительства коммунизма в нашей стране, интернационализма».[19]Вопросы строительства коммунизма – дело политического вкуса руководства партии, но ФНПР всегда стояла и стоит на позициях интернационализма. Профессиональные союзы не делят людей по национальному признаку, так же как не проводят градации по вероисповеданию и политическим пристрастиям. Они были, есть и будут интернациональны, и расхождение с ЛДПР, которая «за русских, за бедных», в этом важнейшем вопросе только на первый взгляд может показаться незначительным.

Партия «Справедливая Россия –

родина, пенсионеры, жизнь»

Из Программы партии: «Социальная безопасность – это, прежде всего, бережное отношение государства к главному своему богатству, к человеку». «Мы будем способствовать созданию новых профсоюзов, которые будут на деле защищать людей наемного труда от превратностей рынка, отстаивать их интересы в отношениях с работодателями в судах, способствовать развитию деловой этики».[20]

О том, что взаимодействие между партией «Справедливая Россия» и ФНПР стоит под вопросом, было ясно со дня проведения объединительного съезда партии, в ходе которого спикер Совета Федерации С.М.Миронов раскритиковал деятельность ФНПР и заявил, что его партия приступает к созданию альтернативных профсоюзных структур. После этого ФНПР сочла нецелесообразным взаимодействие со «Справедливой Россией».

Собирается ли Миронов действительно создавать альтернативные профсоюзы или это была лишь красивая фраза для усиления политического веса, покажет время. Пока что ему удалось заключить соглашение с организацией «Единство ради прогресса», которая объединяет 20 из 43 организаций профсоюзов региона Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Никто не может лишить Миронова, как и любого другого гражданина России, права создавать профессиональные союзы. Вопрос в том, что, не пытаясь наладить сотрудничество в интересах социальной защиты граждан, лидер «Справедливой России» сразу же встал в оппозицию по отношению к Федерации независимых профсоюзов России.

Безусловно, проблем у ФНПР много и она пытается их последовательно решать. Вот только понимания этого со стороны некоторых политиков и лидеров альтернативных профсоюзных объединений не хватает.

Наши рекомендации