Законодательная процедура
Зак.З-т принимается к рассмотрению, если он внесен соотв лицами или органами и согласно установленным правилам. Виды зак инициативы.Прав-ная признается в странах с парл формой правления и в полупрез респ. Но и в през республиках президент использует зак инициативу в своих посланиях парламенту, которые затем облекаются в форму З-тов. Парл признается во всех гос-вах. В одних странах З-т вносится индивидуально (США, ВБ), в др требуется групповая инициатива. Так, в ФРГ З-т могут внести 15 депутатов, в Норвегии — 10, в Японии — 20. В большинстве стран депутаты должны вносить свои предложения в форме З-та, в то же время в некоторых этого не требуется (Швеция, Франция, Италия). Эта форма так и называется — "депутатские предложения". Народная заключается в предоставлении ее определенному числу избирателей. Так, в Швейцарии З-т могут внести не менее 50 тыс. избирателей, а в Австрии — 100 тыс. Спец дает право вносить З-ты некоторым органам, например кантональным органам в Швейцарии.
Обсуждение законопроекта.Рассмотрение З-та в палате принято делить на стадии, называемыечтениями.Первым чтением обычно является принятие З-та к рассмотрению и оглашение его наименования председателем палаты. Второе чтение - предварительное рассмотрение содержания З-та, обсуждение его принципиальных положений. Здесь же решается вопрос о том, следует ли направлять его в комиссию. Одновременно с З-м в комиссию передается предварительное мнение палаты (парламента). Затем обратно в палату. На этой стадии лицо или представитель органа, внесшего З-т, делает доклад, а затем зачитывается заключение комиссии. Третье чтение, как правило, представляет собой постатейное обсуждение З-та на пленарном заседании. Регламенты ограничивают возможности и продолжительность выступлений депутатов. "Гильотина"- установление точного времени, отведенного на обсуждение, после чего прения прекращаются. Прием "кенгуру" дает Спикеру английского Парламента право самому решать, какие из имеющихся поправок будут поставлены на голосование. "Перерыв в заседании для проверки кворума", "предварительный вопрос" – в ВБ это когда ставится вопрос о том, следует ли сразу провести голосование по обсуждаемому З-ту. Если решение отриц, рассмотрение З-та откладывается, а при + решении проводится немедленное голосование без дальнейшего обсуждения З-та. В Сенате США некоторые из сенаторов прибегали к "флибустьерству". Чтобы провалить неугодный им З-т, они выступали с многочасовыми речами, в результате чего палата не успевала его принять, если он был поставлен на обсуждение незадолго до окончания сессии. В результат «Флибустьерство» ограничено.
В процессе обсуждения З-в прав-во обладает рядом преимуществ: в некоторых парламентах допускается "голосование без прений", когда прав-во требует перехода к голосованию сразу после получения заключения комиссии по З-ту. Принятие З-та палатой.После третьего чтения при наличии кворума проводится голосование (в некоторых парламентах третьим чтением считается принятие З-та палатой). Как правило, за простой З-т должно быть подано большинство голосов присутствующих депутатов, аза К з-т —квалифицированное большинство. Во многих странах при равенстве голосов проект считается отклоненным, но в Швеции и Финляндии в таких случаях проводится жеребьевка. В некоторых же странах голос председателя является решающим.
Преодоление разногласий между палатами.В двухпалатных парламентах после принятия З-та 1 из палат он передается в др, где обычно рассматривается в том же порядке. Эта палата может принять предложенный З-т полностью, внести в него поправки, дополнения или вообще отвергнуть. Если права нижней палаты шире, чем верхней, возражения или поправки последней могут быть преодолены при повторном голосовании нижней палатой. Причем в 1 странах (Испания) требуется абсолютное больш-во ее членов, в др — квалифицированное (Польша, Япония).
Как правило, в тех странах, где палаты обладают равными правами в области зак-ва, для преодоления разногласий между ними применяются два метода. Метод "челнока" заключается в последовательной передаче З-та из 1 палаты в 2, пока не будет принят идентичный текст либо отвергнут З-т. Другой метод состоит в том, что создается согласительная комиссия, которая вырабатывает согласованный текст З-та и передает его палатам. Утверждение и опубликование закона.Принятый парламентом З-т направляется на подписание ГГ. В парламентарных монархиях и республиках ГГ обладаютправом вето в отношении принятых парламентами законов, но на практике это право почти не используют. В случае согласия с З-том или после повторного его принятия парламентом ГГ должен опубликовать закон в официальном издании (промулъгироватъ).