Культура народов тропической
И ЮЖНОЙ АФРИКИ
Тропическая и Южная Африка (ее часто называют Черной Африкой или Африкой южнее Сахары) отделена от Северной целым поясом пустынь — Сахарой, Ливийской, Данакиль, и развитие ее в течение длительного времени шло иным путем, нежели
на севере континента.
Северные области были тесно связаны с культурами Средиземноморья, Ближнего Востока, Греции и Римской империи. С середины VII в. эти области вошли в зону влияния исламского мира, были составной частью Арабского халифата, а затем Османской империи.
Африка южнее Сахары, хотя и имела контакты с севером континента, развивалась в более изолированных условиях. Несмотря на значительное разнообразие языков, вариантов культуры, расовых признаков, здесь сложилась особая историко-культурная ци-вилизационная зона, объединенная во многом сопоставимыми
культурными чертами.
Многие черты культуры африканских народов, как и особенности их исторического развития, определились природными условиями, в которых они складывались. Африка представляет собой громадный материк (вместе с островами — 30,3 млн кв. км). Экватор делит его почти пополам, и практически весь материк (за исключением крайнего юга и крайнего севера с субтропическим климатом) лежит в жаркой, тропической зоне. Здесь нет суровой зимы, жаркого лета, мягкой весны и дождливой осени. Год делится не на времена года, а на сухие и дождливые сезоны, длительность и чередование которых зависит от широтности и удаленности местности от океанов (Атлантического и Индийского). В экваториальной зоне колебания температур незначительны (при среднегодовой — 36 °С разница между самым холодным и самым теплым месяцем не более 1 — 5 °С). Чем дальше от экватора и выше над уровнем моря, тем больше колебания, но и тогда среднегодовая температура — около 25 "С. Малая изрезанность берегов предопределила слабое развитие судоходства. Для рельефа характерны ступенчатые плато, равнины и плоскогорья. С северо-востока на юг тянутся изрезанное ущельями Абиссинское нагорье, затем вдоль Рифта с цепочкой озер — горные хребты с высочайшими вершинами, покрытыми вечными снегами, — Кенией и Килиманджаро. Южнее проходят цепи Драконовых и Капских гор. На северо-западе континента поднимаются Атласские горы, массивы Сьерра-Леоне и вулкан Камерун в излучине Гвинейского залива.
Природная зональность от экватора к северу и югу — влажные экваториальные леса; саванны (наиболее типичный пейзаж Африки) — влажные, сухие, опустыненные; пустыни и полупустыни; субтропики — предопределяет значительное сходство культурного пространства. Для Африки характерны латеритныех и красноземные почвы, как правило, малоплодородные. Лишь местами встречаются более продуктивные рыхлые почвы из речных наносов или вулканических распыленных туфов. Но и в том, и в другом случае почвенный слой очень неглубок.
Такая природная зональность вызвала к жизни сравнительно однообразные хозяйственно-культурные типы. В экваториальных лесах и полупустынях юга возможно лишь присваивающее хозяйство охотников и собирателей; в пустынях и сухих областях — производящее хозяйство скотоводов-кочевников; в саваннах — различные виды земледелия.
Традиционные культуры хозяйствования африканских народов отличались экологичностью, сбалансированностью систем природопользования. В экологическом опыте концентрируется целая система взглядов и практических подходов. Значительную часть ее составляет философская основа древнейших представлений о единстве вселенной и человека, модели жилища как космоса, сопоставления и уподобления тела человека и вселенной, понятий о времени и пространстве (подробнее см. ниже) и т.п.
Этнические системы и природная среда всегда были в определенном взаимодействии, складывались и свои правила этого взаимодействия. Ландшафт и среда обитания являются заданными условиями существования любого народа. Они обусловливали хозяйственную деятельность, систему жизнеобеспечения, от них зависели система питания, одежда, жилища, набор лекарственных средств, виды сельскохозяйственных культур и многое другое. При этом, конечно, было совершенно неизбежно и обратное, антропогенное, влияние. Нарушение баланса взаимодействия оказывалось трагичным и для природы, и для культуры этноса. Именно поэтому традиционные системы хозяйствования очень внимательны к сохранению экологической стабильности.
Особенно внимательны в этом отношении пигмеи и бушмены, еще ведущие хозяйство присваивающего типа. Они хорошо знают возможности своей охотничьей территории, сроки созревания диких растений, строго следят за тем, чтобы не было избыточного демографического давления, которое смягчается кочевым образом жизни небольших локальных групп. Перекочевки тесно кор-
1 Латершпная (почва) — почва, залегающая обычно под латеритами — гли-ноподобными, иногда каменистыми кирпично-красными или светло-бурыми горными породами, которые образуются при выветривании различных изверженных горных пород в жарком влажном климате тропиков.
релируются со временем созревания тех или иных плодов, заполнения медом дупел, сроками родов у диких животных, ростом их малышей и т.п.
Не менее тщательно следили за сохранением экологического равновесия земледельческие народы, которые в Африке составляют большинство. Возможно, такой контроль облегчался отсутствием частной собственности на землю, долгим сохранением общины, отсутствием противоречия «индивид—коллектив», «встроенностью» человека в общинные отношения, подчиненностью воле духов-предков, которые в глазах общинников являлись подлинными хозяевами земель. Земледелие в Африке имеет длительную историю и весьма разработанные системы. Возделывают-ся и окультуренные на месте полезные растения (много зерновых, кофе, клубневые, бобовые, масличные, пальмы, арбузы и др.), и завезенные из Азии (банан, таро, гранат, сахарный тростник и др.) и из Америки (батат, маис, арахис, папайя, манго, авокадо и др.). В сухих саваннах северного и южного полушария, на плоскогорьях с сухим климатом основными культурами являются зерновые; во влажных районах экваториального пояса их место занимают корнеплоды.
Преобладание мотыжного земледелия, казалось бы, говорит о некоторой примитивности хозяйства, однако знакомство с разнообразием и специализацией мотыги показывает, насколько это мнение ошибочно и поспешно. Напротив, именно мотыга и отсутствие глубокой вспашки позволяли сохранить тонкий гумус -ный слой; сохранению плодородия способствовала и хорошо разработанная специализация легких и тяжелых мотыг, как у хауса или сонгаи в Западной Африке (эти народы насчитывали около десяти разновидностей этого сельскохозяйственного орудия).
Баланс природопользования, сохранение плодородия и поддерживание на нужном уровне урожайности достигалось системой перелога, оставлением полей под залежь (от 2 до 7 лет в разных районах), чередованием или одновременным высаживанием разных культур. Это позволяло сохранять необходимый набор микроэлементов в почве; повысить ее плодородие или, по крайней мере, замедлить его разрушение; поля меньше засорялись сорняками; повышалась устойчивость растений к вредителям и т.д.
Некоторые культурные особенности свойственны и скотоводческим хозяйствам Африки. Скотоводством занимается значительная часть африканского населения — фульбе, туареги, сомали, ма-саи, нуэр, динка и другие. Для всех них характерно особое отношение к скоту и сходные черты хозяйствования. Это отсутствие выраженной мясной или молочной селекции, исключительно пастбищное содержание скота, отсутствие заготовки кормов, низкая товарность и продуктивность. Традиционным для всей Африки является сакральное отношение к скоту: престижность. Главным яв-
ляется не продуктивность, а величина стада: чем оно больше, тем больший социальный вес имеет его владелец. Скот режут очень редко, лишь в исключительных случаях — по поводу рождения, свадьбы или посещения особо уважаемых гостей.
У скотоводческих народов также существовали природосохра-няющие правила ведения хозяйства: четкие сроки и маршруты перекочевок, забота о колодцах и солончаках, оставление пастбищ на время до периода восстановления, выпас определенного размера стада на определенной площади и т. п.
Традиционные правила землепользования регулировались обычаем, передачей народного опыта от старших поколений младшим. Этой же цели были подчинены и нормы обычного права, контролировавшие эти правила и устанавливавшие наказания за их нарушение. Например, согласно обычному праву пигмеев самыми страшными преступлениями считались загрязнение проточной воды, рубка больших деревьев, ранение зверя, добыча на охоте больше дичи, чем необходимо для пропитания, и т.п. Право туарегов защищало дикие растения, запрещало не только рубку деревьев, но и срезание ветвей, поджог кустарников и т.п. Оно предполагало штраф — один верблюд или 5—10 коз за пастьбу на запрещенных землях; 1 коза — за срубленную ветвь; 1 верблюд за оставление без присмотра стада верблюдов; 1 баран за небрежность в пастьбе коз и т. п. Наказание следовало и за несоблюдение ряда иных правил: исключения из пользования долин рек, оскудевших пастбищ; несоблюдение размеров стада и т. п.
Земледельцы, скотоводы, охотники и собиратели постоянно вступали в отношения обмена. Ремесленные изделия, продукты питания, утварь, украшения, орудия труда, оружие требовались и тем, и другим, и третьим. Торговали африканские народы не только друг с другом, но и с отдаленными странами — Индией, Китаем, мусульманским миром: известно, что корабли Васко да Гама привел в Каликут лоцман из Момбасы (на территории современной Кении).
Безусловно, ни одна торговая сеть не могла бы работать продолжительное время хоть сколько-нибудь успешно без твердой меновой стоимости. Африканские общества в Средневековье не имели собственной монетной системы. Уже позади было время, когда в Аксуме в IV—VI вв. чеканили золотые и серебряные монеты и использовали чужеземные: римские, кушанские и проч. В Средние века широкое хождение имели арабские деньги: динары, дукаты. Однако у каждого народа были и свои собственные меры стоимости: золотые и медные пластины в Западной Африке; «хан-да» — особой формы медные кресты в районах «Медного пояса»; бруски соли в Мали и Эфиопии; определенного размера кусочки тканей в Дарфуре (на территории современной Республики Судан); раковины разного вида (в средневековом Конго даже совет-
ники-португальцы получали жалованье кофу — мешочками с ра-ковинами-нзимбу), а с XVII в. — каури. И сейчас еще мелкая монета Гвинеи (одна сотая сиди) носит название «каури».
Ни собиратели-охотники, ни скотоводы (за исключением туарегов) не обладали письменной культурой. Земледельческие же народы, создавшие большие племенные конфедерации и ранние государства в доколониальный период, пользовались несколькими системами записи. Так, оригинальным древним письмом слогового типа до сего времени пользуются народы Эфиопии. В Аксуме правители записывали свои победы на каменных стелах. В средневековой Эфиопии писали и хроники. Свои системы письма (пиктографического и слогового) имели народы Гвинейского побережья (ваи, менде и другие), бамум в Камеруне. Однако ни то, ни другое письмо не сохранилось. Изучение глиняных барельефов во дворцах правителей фон (Дагомея, современный Бенин) и бронзовых в Бенине (современная Нигерия), а также рельефов на слоновьих бивнях алтарей Бенина показало, что и в этих странах зарождалось пиктографическое письмо, не развившееся, однако, в устойчивую систему. В Средневековье же в Африке довольно широко распространились системы письма на основе арабского алфавита. Они получили в Западной Африке название аджами, на Мадагаскаре — сура-бе. Так были записаны хроники и литературные произведения на языках хауса, фульфуде, канури, суахили, малагаси и др. Многие местные авторы пользовались и арабским языком: на нем написаны самые ценные источники по истории Судана XVII в. — хроники «Тарих ас-Судан» и «Тарих аль-Фатташ».
Народы, не создавшие или не использовавшие систем письменности, пользовались для хранения и передачи информации иными методами. Для передачи информации во времени служил опыт старших, который они передавали младшим поколениям. Традиционные системы обучения отличались теми характеристиками, к которым стремятся и современные педагоги-новаторы: нерасчлененность знаний, комплексность, соединение практического опыта и теоретических понятий, обучение через игру и подражание и т.д.
Некоторые африканские исследователи идеализируют эту древнюю традицию, воспитывавшую «настоящего африканца» в духе преданности клану и племени, заветам предков, уважительности и подчиненности старшим. Другие считают, что наряду с положительными чертами у нее есть и отрицательные: отсутствие инициативы, заторможенность, страх перед потусторонним миром духов предков.
От поколения к поколению передавались и исторические знания, сохранявшиеся нередко в устной передаче до наших дней: так, в середине нашего столетия был записан у мандинго эпос о
Сундиате (XIII в.), исторические песни об Анне Нзинга в Анголе и Домбо Чангамире в Зимбабве (XVII в.), полная история балуба с XVI в. и т.п. Методы хранения и передачи новым поколениям таких устных исторических хроник существенно различались у разных народов: имели значение и характер их самих, и бытовые традиции, и комплекс культурных ценностей народа, и уровень социального развития и т.п.
У народов, не знавших до колонизации более или менее крупных политических объединений, такого рода традиции имели экзотерический'1 характер. Подробная хроника событий была достоянием всего взрослого населения. Знакомство с историей племени входило в круг обязательных знаний наряду с получением практических навыков охоты, земледельческих приемов во время обряда инициации, знаменующего переход мальчиков в разряд полноправных членов общества. Хранителем исторической традиции был весь народ. В таких обществах не существовало также замкнутых групп жречества, имевших преимущественное право на ее знание.
У народов же, сохранявших до последнего времени четкую надплеменную политическую организацию либо в своем историческом развитии прошедших через эту стадию, происходило «стяжение», сужение круга лиц, которым это знание было доступно. Складывались особые группы сказителей (гриотов в Западной Африке, азмари в Эфиопии) и профессиональных историков. В зависимости от соотношения эзо- и экзотерических преданий расширялся или сужался круг лиц, имевших право на хранение и передачу устной исторической традиции, возрастала или уменьшалась роль жречества. Примерами крайних проявлений могут служить общества лози (Замбия) и многих народов Западной Африки. В первом случае налицо замкнутость «жреческой» группы — здесь традиция была тайным знанием, посвящены в нее были лишь хранители «королевских могил». Во втором — гриоты, сохраняя своеобразную кастовую замкнутость, уже утратили черты жречества.
Нередко устные сведения о прошлом делились на две группы: тайные и широкодоступные. Так, у бакуба, например, одни исторические песни могли слышать все желающие, другие исполнялись только в узком кругу жен правителя. Иногда это деление совпадало с делением устной традиции по жанрам. В разных обществах, возможно даже и в разных социальных слоях, имели распространение различные типы традиций. Так, в Бурунди достоянием династической семьи и верхушки общества были генеалогии и исторические рассказы, а у народа история
1 Экзотерический — не представляющий тайны, предназначенный и для непосвященных (о религиозных обрядах, мистических учениях, магических формулах), противоп. эзотерический.
жила в песнях, поговорках, сказаниях и рассказывалась всеми и всюду. Подобное же деление наблюдалось и в Руанде.
Доступные даже широким массам виды устной традиции подчинялись четким правилам. Так, во дворце Абомея (современный Бенин) каждый день в определенный час по звуку барабана провозглашали имена минувших правителей и воспевали их подвиги, по образному выражению историка из Буркина-Фасо Ж. Ки-Зербо, «раздувая пламя памяти». В других случаях рассказы о прошлом звучали лишь в строго определенные обычаями часы, сопровождаясь торжественными церемониями. Так обстояло дело, например, у бакуба, у йоруба, в Руанде, где исторические сказания звучали при коронации нового правителя.
При дворах правителей африканских государств существовали особые придворные историки. Как и в Дагомее, особая должность хроникера (моариди) была при правителе бакуба (современная Демократическая Республика Конго — ДРК). В Анголе при дворе омугабе жили эквевупе, исполнявшие сказания в честь вождей и воинов. Здесь, например, песни о войнах XVIII в. пели только особые придворные певцы авабуги. Такие же особые сказители были у зулусов — имбонги, они исполняли поэмы в честь вождей и героев — изибонго.
Именно эти придворные историки были подлинными хранителями традиций, хотя знать их были обязаны все претенденты на престол. Нередко последние, как у бакуба, при коронации должны были перечислить своих предшественников, рассказать историю своего народа, а историки выступали в роли экзаменаторов. Обязанность и право сохранять и передавать знания о прошлом своего народа переходили от поколения к поколению (от отца к сыну в обществах с патрилинейным счетом родства и от дяди к племяннику по матери — сыну сестры в обществах с мат-рилинейным счетом родства) внутри довольно замкнутой группировки.
Передача информации на расстояние осуществлялась различными средствами, предметным письмом, языком барабанов и т.п. Примером оригинального предметного письма может служить полученное правителем Иджебу во время военного конфликта с Ибаданом (в современной Нигерии) в 1860—1862 гг. своеобразное послание, состоящее из веера, пера птицы осин и белого пояса. Смысл его «прочитывался» через созвучные слова языка йоруба: «абебе» (веер) созвучен «бе» (просить); в слове «осин» (название птицы) корень «син» означает «служить»; белый пояс — символ мира. Таким образом, все послание означает: «Мы просим мира, мы будем вам служить, пусть будет мир между нами».
В государствах южной Нигерии и современной Республики Бенин (у народов йоруба и фон) практиковался и особый код пе-
18 Культурология
редачи информации, обыгрывавший титулатуру «венсангун» и «илари» — царских посланников и гонцов. У них были официальные титулы-имена с определенным значением: «Оба (правитель) не готов»; «Оба торжествует»; «Не противься ему»; «Не причиняй неприятностей»; «Меня поддерживает оба»; «Заговоры приводят к нарушению закона» и т. п.
Послав в качестве дипломатического представителя к союзнику или противнику носителя того или иного имени-титула, сам правитель уже таким образом сообщал свое решение, высказывал мнение по тому или иному вопросу, угрожал или одобрял и т.д.
У африканских народов бытовали и такие средства передачи информации по горизонтали (на расстоянии), как тамтамы, рожки, свисты, звуковые сигналы и т.п. Телеграф, периодическая печать, радио вытеснили «говорящие» барабаны, но не уничтожили их. «Барабанный язык» рассматривается как элемент культурного наследия, делаются попытки его изучения (в институте социологии Абиджанского университета есть даже годичный курс «драм-мологии»), внедрения в качестве позывных для кратких сообщений на радио и т.п.
Район распространения «говорящих» барабанов очень широк. Он включает следующие государства: Сьерра-Леоне, Либерия, Берег Слоновой Кости, Камерун, Гана, Южная Нигерия, Габон, Заир, часть Замбии.
В основе «барабанного языка» лежит тональность, наличие в языках народов, ими пользующихся, высоких и низких тонов. В передачах точно воспроизводятся тоны различной высоты, их последовательность, а также число слогов и порядок слов в сообщении. Разница в высоте тона зависит от величины и толщины мембраны, толщины стенок самого барабана.
В западных районах распространения нередки барабаны с двумя мембранами или комплекты из двух барабанов: маленького — «женского», дающего высокий звук, и большого — «мужского», с низким звуком. От качества, силы натяжения, силы удара особой изогнутой палочкой зависела и высота звука. В районе бассейна реки Конго были больше распространены сплошные деревянные «щелевые» барабаны, высота звука которых зависела от толщины стенки и близости щели.
Дальность передач была довольно значительной: у ашанти — до 9 и более километров, в бассейне Конго, особенно если барабан устанавливали в лодке на реке, — еще больше.
Сложные сообщения за сравнительно небольшой срок достигали самых отдаленных районов — так, миссионеры, работавшие на востоке современной ДРК, узнали от своей паствы о начале Первой мировой войны раньше, чем пришли официальные сообщения.