Англосаксонская правовая семья

Англосаксонская правовая семья (семья общего права) — исторически сложилась в Англии, США и страна: британского доминиона (Канаде, Австралии, Новой Зеландии и т.д.).

Специфика англосаксонского (общего) права состоит в отсутствии отраслей, урегулированных кодифицированными нормативными актами и наличии в качестве источников права громадного количества судебных (административных) решений - прецедентов, являющихся образцами для последующих аналогичных дел, рассматриваемых другими судами (административными органами). Кроме прецедентов источниками права в англосаксонской правовой семье являются юридические обычаи, законы (статуты), юридические доктрины.

Нормы англосаксонского (общего) права носят казуистический (индивидуальный) характер и представляют собой «модель» конкретного решения, а не результат законодательного абстрагирования от отдельных случаев. В рамках данной правовой семьи приоритетное значение придается процессуальным нормам, формам судопроизводства, источникам доказательств, так как они составляют одновременно и механизм правообразования, и механизм реализации правового предписания.

Важным признаком англосаксонской правовой семьи выступает автономия судебной власти от любой иной власти в государстве.

Религиозно-правовая семья.

Религиозно-правовая семья (семья мусульманского права) рассматривает право не как результат рациональной (позитивной) деятельности государства и общества, а как продукт высшей воли (Божественного предначертания). В семью религиозно-традиционного (мусульманского) права входят государства Ближнего Востока (Иран, Кувейт, Оман, Бахрейн и т.д).

Основным источником мусульманского права является Коран — священная книга ислама и всех мусульман, состоящая из высказываний пророка Магомета, произнесенных им в Мекке и Медине. Наряду с общими духовными положениями, проповедями, обрядами Коран содержит установления в достаточной степени юридического характера.

Производными источниками мусульманского права являются Сунна, Иджма, Кияс.

Сунна - сборник традиционных правил, касающихся действий и высказываний Магомета, воспроизведенных рядом его последователей.

Иджма - конкретизация положений Корана в изложении авторитетных ученых-мусульманистов.

Кияс - рассуждение по аналогии о тех явлениях в жизни мусульман, которые не охватываются предыдущими источниками мусульманского права.

Для приспособления мусульманского права к практической жизни используются различные средства и методы: соглашения, рациональное (собственно юридическое) законодательство, не противоречащие религиозным нормам обычаи и т.д. В странах мусульманского права существовал и существует реальный дуализм организации и функционирования судопроизводства: наряду со специальными религиозными судами (кади), рассмотрение дел осуществляют суды опирающиеся в процессе судопроизводства на социально-правовые обычаи или законодательные акты (регламенты) изданные в порядке формально-юридической процедуры правотворчества.

Право в системе социальных норм. Соотношение права и морали.

Для стимулирования и регламентации поведения человека, а также предупреждение социально вредных поступков, общество вырабатывает типичные ориентиры поведения – правила. Все правила делится на две большие группы: технические( определяющие взаимодействие человека и природы); Социальные(определяющие взаимодействия между людьми). Примеры социальных норм: обычаи, традиции, мораль и д.р. Самой главной разновидностью социальных норм является норма права совокупность которых составляет действующее право.

Наши рекомендации