Тем богаче, чем больше собственности находится в их владении, и жестко

Держатся за эту собственность, прибегая к ее приватизации лишь при

Отчаянном финансовом положении.

Разумеется, далеко не все перечисленные услуги, особенно социальные,

Оплачиваются в местные бюджеты полной стоимости. Часть из них дотируется, и

Еще часть как продукт естественных монополий подпадает под государственный

Контроль над их ценами. Однако за пределами этих ограничений региональные и

Местные администрации обычно достаточно свободны соответствующем

Ценообразовании.

Вместе с тем в большинстве стран центральные власти стремятся, во-

первых, избежать "делимости" налогов во-вторых, не связываться с

Дифференциацией налоговых льгот по отдельным регионам (какие-либо

Индивидуальные льготы в Европе представляют собой крайнюю редкость, и здесь

Последовательно проводится принцип налогового равенства) и, в-третьих,

Перераспределять исходную доходную базу, а уже собранные налоги через свой

Бюджет.

Такое перераспределение осуществляется преимущественно через систему

Грантов или безвозмездных бюджетных субсидий, роль которых в последнее

Время заметно возрастает. Более того, именно гранты все более превращаются

Главное орудие оперативного финансового воздействия столиц на регионы, ибо

Позволяют перекладывать на них новые управленческие функции без

Просчитанного финансового обеспечения, а также открывают определенный

Простор для волюнтаризма столиц при распределении средств, а следовательно,

И возможность приручать или, наоборот, дисциплинировать отдельные регионы.

По источникам финансирования гранты обычно выплачиваются из общих

Расходов центрального бюджета, иногда проходя в них отдельным разделом.

Реже они бывают привязаны к конкретным источникам бюджетных поступлений, но

Всегда - к располагаемым размерам центральных бюджетов и потому меняются в

Своем объеме ежегодно, а сама строка грантов в бюджете не является

Защищенной.

Например, в Испании сумма грантов не может расти быстрее ВНП или

Расходов на аналогичные цели в центральном бюджете, в Португалии привязана

к собираемому НДС, во Франции индексирована к 2/3 от темпа роста ВНП и к

Инфляции и т.д.

В числе прочего это побуждает регионы обеспечивать полную собираемость

Упомянутых налогов, а само предоставление грантов зачастую бывает

Обусловленным выполнением регионами всех своих обязательств перед

Центральным бюджетом.

В свою очередь, по своему характеру гранты делятся на генеральные и

Наши рекомендации